Урок литературы "Мотив пробуждения души (по рассказу К. Паустовского "Ручьи, где плещется форель")
Оценка 4.9

Урок литературы "Мотив пробуждения души (по рассказу К. Паустовского "Ручьи, где плещется форель")

Оценка 4.9
docx
28.01.2023
Урок литературы "Мотив пробуждения души (по рассказу К. Паустовского "Ручьи, где плещется форель")
конспект урока Паустовский.docx

1.     Эпиграф к уроку: «Есть в каждом сердце струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного» (К. Паустовский)

Какие ассоциации возникают у вас при  прочтении слов писателя? (на доске: струна - ….музыка, сердце - ….любовь, чув-ва, прекрасное - … музыка, искусство). Об этом я и хотела поговорить с вами сегодня.

 

2.     К уроку вы прочитали рассказ «Ручьи, где плещется форель».

3.     Класс поделен на группы («Музыка», «Природа»,  «Любовь»). Каждая группа прорабатывает вопросы и задания со своего рабочего листа.

4.     Беседа с группами по предложенным вопросам:

МУЗЫКА:

1.     Есть ли музыка уже в названии рассказа? Какая?

2.     Тишина и «молчание городка, засыпанного снегом» - это, казалось бы, отсутствие звука, но нам важен этот эпизод. Как относится к этой тишине маршал? Как это характеризует его?

3.     Эпизод знакомства маршала с Баумвейсом. Почему меняется отношение маршала к приходу старого тапера? Только ли сиюминутное настроение меняет прозвучавшая мелодия? Что услышал в ней главный герой? Можно ли назвать этот момент поворотным в его судьбе и почему?

4.     Эпизод «Лошади остановились у ручья». Как звучит этот абзац? Можно ли услышать звуки в словах «он (ручей) не замерз, он круто пенился по камням»? Какие это звуки? Опишите. 

5.     Как меняется звуковое полотно рассказа? Сравните звуки в начале и конце текста. Как они соотносятся друг с другом? Какие звуки преобладают в финальном фрагменте?

                                                                       

        ПРИРОДА:                                                                                           

1.     Какие природные образы представлены в рассказе? Вчитайтесь в получившийся список, отметьте, есть ли что-то необычное в отборе автором именно этих образов?

2.     Стужа. Какая она в рассказе Паустовского?

3.     Как описан плющ? Какова его роль в описанном пейзаже?

Каким эпитетом награждает возница форель, что плещется в ручье? Что отражает это прилагательное? Только ли характер форели? (Форель становится веселой рыбой. И маршал улыбается и тому, что форель стлала веселой рыбой, и тому, что так созвучно его настроению говорит возница. Маршал видит, что ло­шади шумно пили из ручья, и ему понят­но их настроение).

 

4.     Паустовский трижды прикоснется своим словом к образу ручья. Отметьте все 3 случая. Как вы думаете, почему этот образ так важен автору? Что он символизирует?(ручей символизирует очищение и пробуждение к новой духовной жизни)

5.     Как относился к природе маршал раньше? Что изменилось здесь, в зимнем лесу? (растет и ширится душа маршала)

6.     Сравните природу в эпизоде у ручья и природу финального фрагмента (арест маршала). Автор не нарисовал нам этого пейзажа, но несказанное легко восстанавливается воображением. Представьте и сравните снег, ветви деревьев в обоих эпизодах. О чем говорит это сравнение? (Здесь каждая деталь служит общей задаче, каждое слово — интенсивная зри­тельная характеристика, создающая в комплексе трагическое наполнение фра­зы. А несказанное легко восстанавливает­ся воображением: истоптанный ногами снег, поруганная его чистота, голые вет­ки, с которых осыпался их наряд, дым (не свет, не пламя, а дым) факелов, рез­кие крики команд — образ, антонимичный предыдущему — там были музыка и пение; контекстуальная антитеза — жан­дармы арестовывают маршала — и нако­нец, личный приказ императора на арест без разбора обстоятельств. Там – гармония, покой, счастье и любовь. Здесь – грубость, дым (все отгорело, отошло), все разрушено)

 

ЛЮБОВЬ:

1.      Как жил маршал до приезда в описанный городок? Чему научила его бесконечная война? («Он не видел и не знал ничего, — говорит Паустовский, — кроме утоми­тельных переходов и сражений. Непрерывная война научила его молча­ливости, забвению собственной жизни». Неведомые ранее чувства поднимаются в нем, и все вокруг обретает значитель­ность: «Молчание городка, засыпанного снегом, напомнило ему не то детство, не то недавний сон, которого, может быть, и не было».)

 

2.      Каким предстает маршал в начале рассказа? Как к нему относятся простые солдаты? Как он сам обращается с ними? С Баумвейсом? (Он видит в солдатах людей, и они платят ему любовью за то, что он «разде­лял с ними тяжесть войны. В нем нет высокомерия и самовозвеличивания Наполеона, и если он ворчит на Баумвейса, то только потому, что боится спугнуть непривычное ощущение тишины. Но он же и оценит по достоинству ответ Баумвейса и его импровизацию.  Маршал рыцарски вежлив он с окружающими, не допускает фамильярности в обращении)

3.     Могло ли произойти описанное в рассказе с человеком другого характера, другой души? Какую важную черту подчеркивает автор в своем герое, описывая его поездку в дом лесника? (нет, автор отмечает, что маршал способен чувствовать, он готов к счастью, его душа жива, но замерла, как замирает лес в зимнюю стужу)

4.      О чем плакал маршал, слушая песню Марии Черни? (О том, что не позволял себе жить по велению сердца, а был занят только неотложными и обязательными делами, а теперь, когда почувствовал необходи­мость "жить, как требует сердце, в согла­сии со своим внутренним миром, осоз­нал, как немного ему осталось времени.- О том, что в жизни так мало совер­шенства и путь к нему так не прост. «И может быть, это отчаяние перед расставанием, когда падает сердце и Ма­рия Черни судорожно гладит рукой обои, столы, створки дверей).

5.       Что скрывается за этими движениями певицы, когда она гладит рукой обои, столы, створки дверей? Как Паустовский описывает силу ее чувств в сцене ареста маршала? (Она испытывает отчаяние, предвидя не­отвратимость надвигающейся катастро­фы)

6.      Почему рассказ о любви маршала и Марии автор заканчивает описанием плачущего Баумвейса? О чем плачет старый музыкант?  (Баумвейс, как всякий творец (а одаренность его как композитора и испо­лнителя не вызывает у нас сомнений), умеет отзываться на чужую радость и со­переживать страданию: «Но почему-то эти леса, и медленно падающий снег, и блеск форелей в ручье заставляли Баум­вейса вынимать из заднего кармана фра­ка... платок, прижимать его к глазам и шептать бессвязные печальные слова о короткой любви Марии Черни и о том, что временами жизнь делается похожей на музыку». Он действительно, как говорил мар­шал, «великолепный музыкант». Для не­го каждый предмет окружающего мира имеет свою музыкальную ауру, свою осо­бую, неповторимую мелодию, он слышит пение зимы, деревьев, ручья)

7.      «Не будем говорить о любви…» - пишет автор, но тут же предлагает ответ на вопрос о сущности любви! Что есть любовь по Паустовскому? (густой снег, зимние ручьи, смех и пение, запах старой смолы, это звезды, что прижимаются к стеклам, чтобы блестеть в глазах влюбленной женщины)

 

·        А есть в рассказе герои, лишенные способности любить, чувствовать гармонию природы?

Этот герой явно не присутствует в рассказе, проявляясь лишь косвенно. Где и каким образом? (см начало и финал рассказа) Вслушайтесь: «Судьба одного наполеоновского маршала...» Не кажется ли теперь, когда мы знаем о трагичности этой судьбы, что прилагательное наполе­оновский звучит в буквальном притяжа­тельном смысле: маршал — его собствен­ность... У маршала в рассказе нет имени.

Писателю важно подчеркнуть жес­токость Наполеона, который не находит нужным вникать в обстоятельства, заста­вившие маршала за всю свою долгую жизнь впервые нарушить приказ. Как вы думаете, а как поступит Наполеон со своим маршалом?

 

·        По приказу Наполеона арестован маршал, рушится только что родившееся счастье. Означает ли такой финал победу жестокости и бесчувственности над любовью и живой душой? (нет, какой бы ни была сила деспота и тирана, разрушившего человеч судьбы, она не может стать выше созданного природой)

 

·        Почему описание всей прошлой жизни маршала занимает 1 абзац, а два коротких дня – все полотно рассказа? (эти 2 дня - истинная жизнь). Почему именно эти несколько дней автор считает настоящей полноценной жизнью маршала? Чем они были наполнены? (чувствами, музыкой, природой). Верно! Жизнь только тогда и является полноценной, когда она наполнена любовью, музыкой и гармонией с природой. Вспомните уснувший зимний лес и эту стужу, что сковала старые буки, землю, по которой со звоном стучат копыта лошадей. Но какой бы сильной ни была эта стужа, ручей бежит! Он живой, бурлящий! Так и душа маршала, она спала долгое время, он был опытным военным, забывшим в бесконечных войнах о том, что он живая душа!

 

·        Что пробудило его? (музыка, природа)

 

·        Почему несмотря на трагичность судьбы главных героев у нас нет тяжелого ощущения? (у них были эти 2 дня настоящей жизни, истинного счастья и любви! это стоит целой жизни непроснувшейся души!)

 

·        Перечитайте выделенный абзац в финале рассказа. Поразмышляйте: что извечно противостоит ПАМЯТИ, с чем она борется? (со временем, смертью)

·        Как мы называем то, над чем не властно время?   - вечность.

·        Что вечно для Паустовского? – любовь, природа, музыка. Мгновения, наполненные любовью и гармонией с природой и искусством, вечны! На время задержат бурелом и груды опавшей листвы движе­ние ручья, но тем более энергично будет стремиться он прорвать преграду.  

 

д/з Почему историю короткой любви венчает название «Ручьи, где плещется форель»?

 

 

 

МУЗЫКА

1.      Обратите внимание на слова, за счет которых звучит текст.

2.      Есть ли музыка уже в названии рассказа? Какая? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.      Тишина и «молчание городка, засыпанного снегом» - это, казалось бы, отсутствие звука, но нам важен этот эпизод. Как относится к этой тишине маршал? Как это характеризует его? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.      Эпизод знакомства маршала с Баумвейсом. Почему меняется отношение маршала к приходу старого тапера? Только ли сиюминутное настроение меняет прозвучавшая мелодия? Что услышал в ней главный герой? Можно ли назвать этот момент поворотным в его судьбе и почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.      Эпизод «Лошади остановились у ручья». Как звучит этот абзац? Можно ли услышать звуки в словах «он (ручей) не замерз, он круто пенился по камням»? Какие это звуки? Опишите.  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.      Как меняется звуковое полотно рассказа? Сравните звуки в начале и конце текста. Как они соотносятся друг с другом? Какие звуки преобладают в финальном фрагменте? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ПРИРОДА

 

1.      Какие природные образы представлены в рассказе? Вчитайтесь в получившийся список, отметьте, есть ли что-то необычное в отборе автором именно этих образов? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.      Стужа. Какая она в рассказе Паустовского? _____________________________________________________________________

3.      Как описан плющ? Какова его роль в описанном пейзаже? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.      Каким эпитетом награждает возница форель, что плещется в ручье? Что отражает это прилагательное? Только ли характер форели? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.      Паустовский трижды прикоснется своим словом к образу ручья. Отметьте все 3 случая. Что символизирует образ ручья? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6.      Как относился к природе маршал раньше? Что изменилось здесь, в зимнем лесу? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.      Сравните природу в эпизоде у ручья и природу финального фрагмента (арест маршала). Автор не нарисовал нам этого пейзажа, но несказанное легко восстанавливается воображением. Представьте и сравните снег, ветви деревьев в обоих эпизодах. О чем говорит это сравнение? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЮБОВЬ

 

1.      Как жил маршал до приезда в описанный городок? Чему научила его бесконечная война? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.      Каким предстает маршал в начале рассказа? Как к нему относятся простые солдаты? Как он сам обращается с ними? С Баумвейсом? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.      Могло ли произойти описанное в рассказе с человеком другого характера, другой души? Какую важную черту подчеркивает автор в своем герое, описывая его поездку в дом лесника? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.      О чем плакал маршал, слушая песню Марии Черни? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.      Что скрывается за этими движениями певицы, когда она гладит рукой обои, столы, створки дверей? Как Паустовский описывает силу ее чувств в сцене ареста маршала? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.      Почему рассказ о любви маршала и Марии автор заканчивает описанием плачущего Баумвейса? О чем плачет старый музыкант? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.      «Не будем говорить о любви…» - пишет автор, но тут же предлагает ответ на вопрос о сущности любви! Что есть любовь по Паустовскому? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Эпиграф к уроку: «Есть в каждом сердце струна

Эпиграф к уроку: «Есть в каждом сердце струна

Сравните природу в эпизоде у ручья и природу финального фрагмента (арест маршала)

Сравните природу в эпизоде у ручья и природу финального фрагмента (арест маршала)

О том, что в жизни так мало совер­шенства и путь к нему так не прост

О том, что в жизни так мало совер­шенства и путь к нему так не прост

По приказу Наполеона арестован маршал, рушится только что родившееся счастье

По приказу Наполеона арестован маршал, рушится только что родившееся счастье

МУЗЫКА 1. Обратите внимание на слова, за счет которых звучит текст

МУЗЫКА 1. Обратите внимание на слова, за счет которых звучит текст

ПРИРОДА 1. Какие природные образы представлены в рассказе?

ПРИРОДА 1. Какие природные образы представлены в рассказе?

ЛЮБОВЬ 1. Как жил маршал до приезда в описанный городок?

ЛЮБОВЬ 1. Как жил маршал до приезда в описанный городок?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2023