Урок литературы в IX классе
Жанр и композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Задачи: а/ обучающие – познакомить учащихся с особенностями
композиции и жанра романа, повторить элементы
композиции,
углубить понимание образа Татьяны посредством музыки;
б/ развивающие – формировать умение размышлять о
прочитанном, делать осознанные выводы, умение
выразительно читать стихотворения;
в/ воспитательные – формирование личностного восприятия
культуры, высоких нравственных качеств.
Ход урока.
I Мобилизующее начало урока.
II Повторение.
1. Чтение наизусть письма Татьяны к Онегину.
2. Ответ на вопрос: «Какой нам представляется героиня романа?»
3. Проиграть арию из оперы «Евгений Онегин», предложить ребятам
вспомнить заключительный монолог Татьяны.
III Работа по теме.
1. Рассмотреть особенности жанра романа «Евгений Онегин».
Вопросы:
а/ Что такое жанр художественного произведения?
б/ На какие три рода делятся произведения художественной
литературы?
в/ На какие виды делятся эпические произведения?
г/ Чем отличается эпическое произведение от лирического?
д/ Можно ли роман «Евгений Онегин» отнести чисто к
эпическим произведениям? А к чисто лирическим?
е/ Какое же это произведение?
- Лиро-эпическое.
ж/ Как в романе изображена жизнь России в 20-ые годы XIX
века?
- Реалистически.
з/ Что сказал Белинский о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?
- Роман-дневник.
Вывод:
Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина – лиро-эпическое произведение, реалистический роман в стихах, роман-дневник.
2. Композиция романа «Евгений Онегин».
Вопросы:
а/ Почему Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни?
- Роман знакомит нас с разнообразными картинами русской жизни,
с разными классами и группами русского общества, с русской природой, театром, торговлей, литературой.
б/ Все сведения в романе организованы вокруг двух сюжетных линий в
единое целое:
1. История отношений Онегина и Татьяны.
2. Ольга и Ленский.
в/ Главная сюжетная линия первая. События этой сюжетной линии распадаются на два цикла.
I цикл.
1 и 2 главы – развёрнутая композиция.
3 глава – завязка /встреча Онегина и Татьяны у Лариных/.
4 глава – кульминация /встреча Онегина и Татьяны в саду. Отповедь/.
5 и 6 главы – развязка /дуэль и отъезд Онегина путешествовать/.
II цикл.
7 глава – экспозиция II цикла событий /Татьяна в деревне, тоска и раздумья, чтение книг, замужество, светское общество, Онегин путешествует/.
8 глава – завязка /встреча Онегина и Татьяны на балу в Петербурге/.
8 глава – кульминация /последнее свидание, монолог Татьяны/.
7 и 8 главы – развязка /уход Татьяны, герой оставлен «надолго, навсегда»/.
г/ Отмечаем параллелизм в развитии I и II циклов.
Второй цикл повторяет первый, но герои меняются ролями.
I цикл. II цикл.
1. Неразделённая любовь Татьяны. 1. Неразделённая любовь Онегина
Увы, Татьяна увядает: Бледнеть она не начинает…
Бледнеет, гаснет и молчит! Онегин сохнет, и едва ль
Уж не чахоткою страдает…
2. Письмо Татьяны. 2. Письмо Онегина.
Я к вам пишу - чего же
боле? Предвижу всё: вас оскорбит
Что я могу ещё сказать? Печальной тайны объясненья.
Теперь, я знаю, в вашей воле Какое горькое презренье
Меня презреньем
наказать... Ваш гордый взгляд изобразит!
Когда б надежду я имела ...Нет, поминутно видеть вас,
Хоть редко, хоть в неделю
раз Повсюду следовать за вами...
В деревне нашей
видеть вас. Но чтоб продлилась жизнь моя,
Чтоб только слышать
ваши речи, Я утром должен быть уверен.
Вам слово молвить... Что с вами днём увижусь я.
3. Конец письма Татьяны. 3. Конец письма Онегина.
Кончаю! Страшио перечесть...
Но так и быть: я сам себе
Стыдом и страхом
замираю... Противиться не в силах боле;
Но мне порукой ваша
честь, Всё решено: я в вашей воле
И смело ей себя вверяю... И предаюсь моей судьбе...
Вывод: Все события главной сюжетной линии расположены последовательно двумя циклами, второй повторяет первый, но в новом осмыслении, что придаёт особую стройность композиции романа.
3.В романе представители одного класса противопоставляются по душевным
качествам:
Ленский – Онегин;
Татьяна – Ольга;
Онегин – Татьяна.
Многие пейзажные зарисовки служат для характеристики героев, особенно Татьяны. Она – «милый идеал».
Что ценил Пушкин?
Воспитанием и культурой оторваны от народа Онегин и Ленский, и в этом они противопоставляются Татьяне.
Руководит поступками у Онегина «резкий, охлаждённый ум»;
у Ленского – чувство;
у Татьяны – «мятежное воображенье» умеряется и
направляется умом и волею живой:
От природы одарена она
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем, пламенным и нежным.
IV Подведение итогов урока и выставление оценок.
V Домашнее задание.
1. Страницы учебника о жанре и композиции.
2. Продумать композицию второй сюжетной линии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.