Урок литературы по теме "Жанр и композиция романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Оценка 4.6

Урок литературы по теме "Жанр и композиция романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Оценка 4.6
doc
18.06.2020
Урок литературы по теме "Жанр и композиция романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Урок литературы в IX классе.doc

                                Урок литературы в IX классе   

     Жанр и композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

 

Задачи: а/ обучающие – познакомить учащихся с особенностями

             композиции и жанра романа, повторить элементы

             композиции,

             углубить понимание образа Татьяны посредством музыки;

             б/ развивающие – формировать умение размышлять о

             прочитанном, делать осознанные выводы, умение

             выразительно читать стихотворения;

             в/ воспитательные – формирование личностного восприятия

             культуры, высоких нравственных качеств.

 

                                          Ход урока.

I   Мобилизующее начало урока.

II  Повторение.

     1. Чтение наизусть письма Татьяны к Онегину.

     2. Ответ на вопрос: «Какой нам представляется героиня романа?»

     3. Проиграть арию из оперы «Евгений Онегин», предложить ребятам

         вспомнить заключительный монолог Татьяны.

III  Работа по теме.

1.    Рассмотреть особенности жанра романа «Евгений Онегин».

 Вопросы:

     а/ Что такое жанр художественного произведения?

     б/ На какие три рода делятся произведения художественной

         литературы?

     в/ На какие виды делятся эпические произведения? 

     г/ Чем отличается эпическое произведение от лирического?

     д/ Можно ли роман «Евгений Онегин» отнести чисто к

         эпическим произведениям? А к чисто лирическим?

     е/ Какое же это произведение?

         - Лиро-эпическое.

     ж/ Как в романе изображена жизнь России в 20-ые годы XIX

         века?

                - Реалистически. 

           з/ Что сказал Белинский о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

             - Роман-дневник.

Вывод:

Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина – лиро-эпическое произведение, реалистический роман в стихах, роман-дневник.

2.    Композиция романа «Евгений Онегин».

Вопросы:

а/ Почему Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни?

- Роман знакомит нас с разнообразными картинами русской жизни,

с разными классами и группами русского общества, с русской природой, театром, торговлей, литературой.

      б/ Все сведения в романе организованы вокруг двух сюжетных линий в

     единое целое:

1.     История отношений Онегина и Татьяны.

2.  Ольга и Ленский.

     в/  Главная сюжетная линия первая. События этой сюжетной линии          распадаются на два цикла.

                                        I цикл.

1 и 2 главы – развёрнутая композиция.

3 глава – завязка /встреча Онегина и Татьяны у Лариных/.

4 глава – кульминация /встреча Онегина и Татьяны в саду. Отповедь/.

5 и 6 главы – развязка /дуэль и отъезд Онегина путешествовать/.

                                        II цикл.

7 глава – экспозиция II цикла событий /Татьяна в деревне, тоска и раздумья, чтение книг, замужество, светское общество, Онегин путешествует/.

8 глава – завязка /встреча Онегина и Татьяны на балу в Петербурге/.

8 глава – кульминация /последнее свидание, монолог Татьяны/.

7 и 8 главы – развязка /уход Татьяны, герой оставлен «надолго, навсегда»/.

г/ Отмечаем параллелизм в развитии I и II циклов.

Второй цикл повторяет первый, но герои меняются ролями.

                        I цикл.                                             II цикл.                                                 

1.  Неразделённая любовь Татьяны.                 1. Неразделённая любовь Онегина                     

Увы, Татьяна увядает:                             Бледнеть она не начинает…

  Бледнеет, гаснет и молчит!                        Онегин сохнет, и едва ль    

                                                                    Уж не чахоткою страдает…

2. Письмо Татьяны.                              2. Письмо Онегина.

Я к вам пишу - чего же боле?                  Предвижу всё: вас оскорбит  
Что я могу ещё сказать?                             Печальной тайны объясненья.

Теперь, я знаю, в вашей воле                        Какое горькое презренье  

Меня презреньем наказать...                       Ваш гордый взгляд изобразит!
Когда б надежду я имела
                           ...Нет, поминутно видеть вас,

Хоть редко, хоть в неделю раз               Повсюду следовать за вами...
В деревне нашей видеть вас.                      Но чтоб продлилась жизнь моя,
Чтоб только слышать ваши речи,                 Я утром должен быть уверен.
Вам слово молвить...                                  Что с вами днём увижусь я.

 3. Конец письма Татьяны.                         3. Конец письма Онегина.

Кончаю! Страшио перечесть...                 Но так и быть: я сам себе
Стыдом и страхом замираю...                     Противиться не в силах боле;
Но мне порукой ваша честь,                    Всё решено: я в вашей воле

И смело ей себя вверяю...                       И предаюсь моей судьбе...

Вывод:   Все события главной сюжетной линии расположены последовательно двумя циклами, второй повторяет первый, но в новом осмыслении, что придаёт особую стройность композиции романа.

  3.В романе представители одного класса противопоставляются по душевным

  качествам:      

                       Ленский – Онегин; 

                       Татьяна – Ольга;

                       Онегин – Татьяна.  

        Многие пейзажные зарисовки служат для характеристики героев, особенно Татьяны. Она – «милый идеал».

Что ценил Пушкин?

Воспитанием и культурой оторваны от народа Онегин и Ленский, и в этом они противопоставляются Татьяне.

Руководит поступками у Онегина «резкий, охлаждённый ум»;

                                        у Ленского – чувство;

                                        у Татьяны – «мятежное воображенье» умеряется и

                                        направляется умом и волею живой:

                         От природы одарена она

                         Воображением мятежным,

                         Умом и волею живой,

                         И своенравной головой,

                         И сердцем, пламенным и нежным.

IV  Подведение итогов урока и выставление оценок.

V   Домашнее задание.

      1.  Страницы учебника о жанре и композиции.

      2.  Продумать композицию второй сюжетной линии.

                                      


Урок литературы в IX классе

Урок литературы в IX классе

Композиция романа «Евгений Онегин»

Композиция романа «Евгений Онегин»

Кончаю! Страшио перечесть...

Кончаю! Страшио перечесть...
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2020