Среда, 8 апреля.
1 урок – литература
Тема: «Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы». С.58-61
Ход урока.
1. Речевая разминка.
С. 60-61. Прочитать скороговорки.
Выполнить упражнения «Колечки» «Пальчики здороваются», произнося любые скороговорки (Дети знают эти упражнения)
2. Работа по теме урока. К.Д.Ушинский - Откройте учебник на странице 58.
- Кто автор первой сказки? (Константин Дмитриевич Ушинский)
- Что вы знаете об этом писателе? (см. файлы УШИНСКИЙ) Чтение сказки вслух родителем.
- Понравилась вам сказка?
- Какую важную мысль автор сообщает читателям? (Лучше знать что – нибудь одно хорошо, чем всё, да плохо. Не надо хвастаться.) - Какими словами гусь восхищался собой? Прочитайте.
(«Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!»)
-Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»? (Потому что он хвастался тем, что он - самая лучшая птица)
Чтение сказки детьми вслух.
3. Продолжение работы по теме урока. Л.Н.Толстой - Следующую сказку написал Лев Николаевич Толстой
- Что вы знаете об этом писателе? (см. файлы ТОЛСТОЙ)
- Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чём будет сказка?
Чтение сказки детьми вслух.
- На что жаловались зайцы? (На свою плохую жизнь)
- Как они преодолели свой страх? (Они поняли, что есть те, кому ещё хуже живётся)
-Чему научила вас эта сказка? ( Не надо падать духом)
4. Обобщение пройденного материала по теме.
- Как называется раздел, который мы изучили? (Сказки, загадки, небылицы, с.28-29)
- Вспомните, какие произведения мы читали (Сказки, потешки, стихотворения, песенки, небылицы, загадки).
- Узнайте произведение по отрывку.
• «Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает» (Е.Чарушин «Теремок», с.33-36)
• «Влез и этот. Уже их шестеро, и так им тесно, что не повернуться!»(Русс.народ.сказка «Рукавичка», с.38-41)
• «А уж как пришёл май,
Солнце в терем приглашай» (Песенка, с.44) - Где ты, брат Иван?
- В горнице». (Потешка, с.45)
• «Лошадь ела сало,
А мужик – овёс» (Небылица, с.46
• Я встретил двух свинок Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!» (Англ.народ. песенка «Не может быть», с.47
- Отгадайте загадки и определите, героями каких произведений являются отгадки
Зверька узнали мы с тобой По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубе – летом. (Белка . А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Белый на белом написал, Где бегал.
Рыжая прочтёт –
Белого найдёт. («Заяц и лиса». Е.Чарушин «Рукавичка». Дети могут назвать ещё и те произведения, в которых есть только заяц)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака. Русс.народ.сказка «Петух и собака»)
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами,
И с лепёшкой на носу,
Роет землю он в лесу. (Кабан. Русс.народ.сказка «Рукавичка»)
Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут – вот беда!
Ему ж не снять их никогда (Гусь. К.Ушинский «Гусь и журавль»)
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица. Русс.народ. сказка Курочка Ряба»)
- А какие загадки знаете вы? (Пусть дети загадают родителям свои загадки)
- Закончите предложения так, чтобы получилась НЕБЫЛИЦА
• По небу плывут …
• По лесу скачут …
• По траве бегут …
5. Подведение итогов.
- Какие произведения из раздела «Сказки, загадки, небылицы» вам больше всего понравились?
Дз – придумать свою загадку про солнышко и записать её в тетрадь
по литературе. Выслать фото своей загадки Фото читательского дневника, (кто не прислал)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.