Урок № 62. Как определенная теория влияет на жизнь человека?
Цели:
Личностные: 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
4) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью.
Предметные: 1) понимание основных терминов и понятий: «теория», «цель», «средства», «мотив»;
2) умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос романа «Преступление и наказание»; характеризовать мысли и поступки Радиона Раскольникова; сопоставлять Раскольникова с героями одного или нескольких произведений;
3) формулирование собственного отношения к теории Раскольникову, оценка его мыслей и поступков;
4) понимание авторской позиции в отношении теории Раскольникова и свое отношение к ней.
I. Организационный момент (3-5 минут)
Ребята, добрый день. Сегодня мы с вами будем говорить об очень серьезных мыслях и трагических событиях. Но перед этим я предлагаю вам ответить на вопросы: «Чем интересна жизнь?», «Чем она привлекает человека?»
Предполагаемые ответы учеников: свобода выбора и действий, многообразие возможностей, неожиданные и непредсказуемые события и т.п.
А теперь давайте подумаем, как не потеряться человеку среди всего этого «многообразия», «свободы», «непредсказуемости»?
Предполагаемые ответы: советы близких, пример какого-то человека, собственный взгляд на жизнь и т.п.
II. Постановка проблемного вопроса. Формулирование темы урока (5-7 минут)
Мы с вами на протяжении последних двух недель изучаем великое произведение еще более великого писателя Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Родион Раскольников в разговоре с Соней Мармеладовой в 5 части романа произнесет такие слова: «Пойми меня… Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...»
О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о теории Раскольникова)
Какой проблемный вопрос мы перед собой поставим? (нужна ли была Раскольникову теория вообще?)
Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо составить маршрутную карту урока.
III. Работа по теме урока (20-25 минут)
А) а что такое теория?
ТЕО́РИЯ, -и, ж.
1. Совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее. Теория машин и механизмов. Теория лесоводства. Теория вероятностей.
2. Общие, разрабатываемые в отвлеченно-логическом плане основы какой-л. науки, мастерства, а также отвлеченное знание этих основ в противоположность их практическому применению. — Я останусь при институте, — сказал Сережка. - Думаю заняться теорией.
3. Взгляд, мнение, убеждение как основание для того или иного поведения. В одном из предыдущих писем я разъяснял вам мою теорию отношений подчиненного к начальнику. У него на все практические дела были свои теории: были правила, сколько надо часов работать, сколько отдыхать, как питаться, как одеваться, как топить печь, как освещаться.
-Какое определение мы примем для себя как основное при рассмотрении теории Раскольникова? (третье). Почему именно это определение?
Таким образом, возникает определенная цепочка: теория – действие. А что предваряло теорию, как она рождается? Что влияет на нее?
Б) «Досье» Раскольникова
-Полное имя: Родион Романович Раскольников
- Возраст: 23 года
-Образование: бывший студент юридического факультета одного из петербургских университетов (сам бросил обучение)
- Род занятий: без определенного рода занятий
- Семья: мать Пульхерия Александровна и младшая сестра Авдотья Романовна, отец умер
Мать Родиона верит, что сын сможет преодолеть нужду своим талантом и способностями
-Условия проживания: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…»
-Круг общения, друзья: постоянных знакомств не поддерживает, друзей нет
Какие сведения нам дают эти факты для того, чтобы подумать, почему Раскольников создает свою теорию? (бедность и одиночество, чувствует несправедливость жизни к себе-хочет выбраться и побыстрее, перейти на другую социальную ступень). Ключевое слово-побыстрее!
-Воспитание: родители смогли воспитать Родиона честным, порядочным человеком, способным жалеть и сопереживать, жертвовать последнее ради другого. Мать неоднократно повторяет, что Родион – надежда и опора всей семьи
Какие сведения нам дают эти факты для того, чтобы подумать, почему Раскольников создает свою теорию? (сочувствует таким же, как и он, хочет и им помочь, хочет оправдать надежды семьи)
Тогда каковы причины возникновения теории у Раскольникова? (внешние –бедность, внутренние – заступничество за таких же)
В) Какова суть теории:
Раскольников довольно подробно объясняет свою теорию в нескольких эпизодах романа. Суть теории сводится к тому, что, по его мнению, всех людей можно разделить на два вида:
· "низшие люди" (обыкновенные), «твари дрожащие», то есть обычные, заурядные люди ("материал", по словам Раскольникова). Эти люди послушны и консервативны.
· "собственно люди", «право имеющие», то есть выдающиеся люди, "Наполеоны", которые двигают мир, которым разрешено больше, чем остальным, и которые сами определяют, что можно, а что нельзя.
Вот как сам Раскольников объясняет суть своей теории: "Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово." (часть 3 глава V)
"...первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного." (часть 3 глава V) "Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление." (часть 3 глава V)
- К какому разряду относится Раскольников?
По его мнению, к «право имеющим». Но все его поступки говорят о том, что он относится к «обыкновенным» людям, но хочет быстро перескочить в «необыкновенные»
IV. Самостоятельная работа (примерно 5-7 минут)
Найдите в теории Раскольникова положительное и отрицательное. Есть ли разумное зерно в его теории? Выберите для себя определенную точку зрения и аргументируйте свою позицию.
Проверка: 1) Кто выбрал искать разумное в теории? (поднимают руки)
2) Кто выбрал теорию осуждать (поднимают руки)
3) кто после обдумывания своего ответа захотел «встать на другую сторону баррикад»? (если такие имеются, спросить, почему)
4) высказывание учениками своих мыслей по поводу разумности и неразумности теории
V. Рефлексия (примерно 5-7 минут)
Мы начинали урок с разговора о том, что теория, некий план действий поможет человеку не потеряться в многообразии жизненных перипетий. История Раскольникова доказывает, что не всякая теория помогает человеку.
1) Какими последствиями обернулась теория Раскольникова? Он достиг своей цели? Почему?
а) были выбраны не те средства;
б) ни одна из целей, почему теория была создана, не достигнута (материальное положение не поправил, социальный статус не повысил, мир от бедности и несправедливости не избавил)
2) Могла ли эта теория принести Раскольникову благо? (Да, если бы он выбрал верные средства, приложил усилия и не жалел себя!)
3) Так необходима или вредна какая-либо теория для человека на определенном этапе его жизни? (все зависит от способов и средств реализации этой теории);
VI. Подведение итогов. Выставление оценок (2-3 минуты)
VII. Домашнее задание: а есть ли у вас теория относительно вашего дальнейшего жизненного пути? Для чего она вам нужна? Напишите об этом небольшой рассказ (8-10 предложений)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.