Урок литературы в 10 классе
Тема урока:
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»
Технология: проблемно-диалогическая
Цель урока: показать учащимся, как в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого «мечтательному» человек; выяснить суть противопоставления художника Пискарёва и поручика Пирогова
Задачи урока:
· формировать речевую культуру: строить монологическую речь, аргументировать собственную позицию, вести полемику;
· прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны;
Предварительное домашнее задание:
1 вариант
Образ художника Пискарёва.
- Как автор характеризует Пискарёва – художника и человека?
- Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство?
- Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв бежал из «отвратительного приюта»?
- Как меняется внешний вид девушки?
- Как выражено авторское отношение к красавице, как связан с ней мотив демона?
- Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?
- Почему автор называет план Пискарёва жениться на проститутке легкомысленным? Как это подтвердилось?
- Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?
2 вариант
Образ поручика Пирогова.
- Как автор характеризует Пирогова? Как отмечает типичность героя?
- Почему Пирогов пошёл за блондинкой?
- Куда попал Пирогов вслед за красавицей, кем она оказалась?
- Почему Пирогов ухаживает за замужней дамой?
- Что высмеивается в образе Шиллера?
- Чем кончается история Пирогова?
- Что высмеивается в образе Пирогова, как автор это делает?
- В чём смысл сопоставления образов Пискарёва и Пирогова?
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оформление урока |
1. Создание проблемной ситуации (прием: подводящий к теме диалог, мотивирующий прием) |
- Мотивирующий прием Сегодня мы продолжим разговор о повести Н.В. Гоголя « Невский проспект». - Какова тематика произведения? - Какую роль играет описание Невского проспекта в начале повести? - Каким изобразил Невский проспект Гоголь? (Источник: подготовленное сообщение учащегося) - При описании Невского проспекта Гоголь пишет: «Какая быстрая совершается на нём фантасмагория в течение одного дня!» - Что же такое фантасмагория? Заглянем в словарь: ФАНТАСМАГО́РИЯ, -и, ж. « Словарь русского языка» 1. Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т. д., причудливое нагромождение, соединение чего-л. 2. Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения. 3. Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий. - В каком значении употребил данное слово Гоголь? - Оттолкнувшись от определения, попробуем сформулировать тему урока. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести « Невский проспект». - Какую цель мы должны поставить, чтобы раскрыть тему, какие задачи решить? Как в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого «мечтательному» человеку; выяснить суть противопоставления художника Пискарёва и поручика Пирогова. |
Ответы учащихся
Сообщение учащегося
Чтение словарной статьи.
Ответ на вопрос Высказывание предложений Формулирование темы, запись темы в тетрадь.
Формулирование основной цели урока. |
Презентация Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
|
2. Выдвижение версий или гипотез |
- Всё обман, всё мечта, Всё не то, что кажется. Н. В. Гоголь. Петербург – это город обман? Почему слова « мечта» и « обман» объединены? Предложите план изучения темы. 1. « Всемогущий Невский проспект» 2. Образы героев. 3. Сопоставление героев. 4. Описание проспекта в финале повести. |
Высказывание гипотез. Предложения плана изучения темы. |
Слайд 6
Слайд 7 |
3. Актуализация знаний, планирование деятельности по открытию новых знаний |
- Какие материалы нам могут помочь изучить, исследовать вопросы темы? (Произведение Н.В. Гоголя) - И нам нужны наши умения: сравнивать, обобщать, делать выводы, оценивать |
Ответы учащихся |
|
4. Открытие новых знаний (поиск решения) |
1. «Всемогущий Невский проспект». Сообщение учителя, цель: подвести к пониманию несоответствия внешнего и внутреннего – темы всей повести. - В чем несоответствие содержания повести? В начале повести показана жизнь этой главной улицы главного города. Картина полна движения, но в каждой личности и в разных кругах свое движение и свое время. Общее только место – Невский проспект. У Гоголя, мы замечаем, часто встречаются обобщения. Но вот Гоголь стал измерять свой Невский проспект этой общей меркой, и она наполнилась пустотой, а всеобъемлющее стало раздутым и комичным. Оно теперь осветило внутреннее строение социально и по-человечески разобщенного петербургского мира. «Все, что вы не встретите на Невском проспекте…», а именно: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные… Здесь вы встретите усы удивительные…». В этих непомерных похвалах, выраженных в превосходной степени, читатель слышит фальшь. Но теперь за восторгом мы слышим иронию, и в самой интонации похвалы на первой странице повести уже нам слышится то, что автор скажет напоследок: «О, не верьте этому Невскому проспекту». Так сразу же «тон делает музыку». В этом несоответствия интонации и содержания мы сразу воспринимаем «на слух» несоответствие внешнего и внутреннего – тему всей повести «Невский проспект». 2. Образы героев. А) Образ художника Пискарёва. - Как автор характеризует Пискарёва – художника и человека? - Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство? - Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв бежал из «отвратительного приюта»? - Как меняется внешний вид девушки? - Как выражено авторское отношение к красавице, как связан с ней мотив демона? - Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь? - Почему автор называет план Пискарёва жениться на проститутке легкомысленным? Как это подтвердилось? - Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке? Обобщение: Пискарёв – молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к «классу» художников, к «странному сословию», подчёркивая тем самым типичность героя. Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это «тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко», человек. Фамилия героя подчёркивает его обычность, напоминает о типе «маленького человека» в литературе. Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему “Перуджинову Бианку”. Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной «какой-то жалкой наглости», всё, что она говорила, было «глупо и пошло <...> как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека». Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: «...Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом». Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство «раздирающей жалости», отмечает автор и объясняет: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях». Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: «Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка». Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь. Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. «Как можно! – прервала она речь с выражением какого-то презрения. – Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою». Оценивая ситуацию, автор говорит: «В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата». И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: «...Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину». За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему – бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице. Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, «вечный раздор мечты с существенностью». Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо – это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций. Описанием бедных похорон Пискарёва автор выражает своё отношение к социальному неравенству, выступающему за парадной внешностью города, вызывает чувство сострадания к простым людям, подчёркивает бессмысленность гибели художника.
Б) Образ поручика Пирогова. - Как автор характеризует Пирогова? Как отмечает типичность героя? - Почему Пирогов пошёл за блондинкой? - Куда попал Пирогов вслед за красавицей, кем она оказалась? - Почему Пирогов ухаживает за замужней дамой? - Что высмеивается в образе Шиллера? - Чем кончается история Пирогова? - Что высмеивается в образе Пирогова, как автор это делает? - В чём смысл сопоставления образов Пискарёва и Пирогова?
Обобщение: О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют «в Петербурге какой-то средний класс общества», подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова. В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: «хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове», то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель – «выслужиться до полковничьего чина», достичь обеспеченного положения. Они обычно «женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни». Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики. Наглядным примером подтверждает автор, что главный предмет дум и стремлений Пирогова – это чин. К людям ниже его по чину он относится высокомерно. Любовь для Пирогова – лишь интересное приключение, «интрижка», которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что «любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание». Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям. Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась «секуция», которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: «с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров». Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. «Пискарёв и Пирогов – какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!» - писал В.Г. Белинский.
В) Образ Шиллера, жестяных дел мастера. Обобщение: Образы немцев-ремесленников – жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца – дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер – воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение. Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.
3. Сопоставление героев. При описании героев используется принцип контраста. В чём он проявляется? Обобщение: В.Г. Белинский писал: «Пирогов и Пискарёв – какой контраст. И какое действие производит этот контраст! Пискарёв и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев! Да, господа, скучно на этом свете!»
4.Описание проспекта в финале повести. - Какую роль играет описание Невского проспекта в конце повести? Чтение отрывка «О, не верьте этому Невскому проспекту!» Обобщение: В конце повести Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и к человеку. Действительно, это город – обман! (см. эпиграф). Обратимся к образу незнакомой девушки, встреченной Пискарёвым: за внешней красотой – пошлая суть. И так во всём. Страшное противоречие между видимостью и сущностью. |
Ответ на вопрос
Ответы учащихся (проверка домашнего задания)
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Работа в парах, заполнение таблицы (Приложение)
Выразительное чтение Ответы учащихся |
Слайды 8-15
Слайд 16
Слайд 17 |
5. Применение новых знаний |
- Почему слова « мечта» и « обман» объединены? Итог урока: повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, призрачность. Как и на Невском проспекте, в нашей жизни именно «демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». Вернуть всему истинный вид может только гротеск, фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную правду и содействуют ее пониманию. |
Формулирование выводов |
Слайд 18 |
6. Рефлексивный этап |
- Продолжите предложения: Петербург Гоголя … В нем соседствуют … В городе царит … атмосфера. Жители города … Петербург лишил их …, каждый человек – … |
Самоанализ, самооценка |
Слайд 19 |
Приложение. Сопоставление героев
Философия |
Пискарёв |
Пирогов |
Таланты |
Художник (красота) |
Волочится за женщинами, искусство обольщения (пошлость, разврат) |
Цель |
Спасти понравившуюся девушку |
Обольстить, получить наслаждение |
Результат |
Погибает, т.к. не в силах бороться с Петербургом, городом пошлости. Человеку-романтику, мечтателю нет места в жестоком и пошлом мире человеческих отношений, олицетворением которых предстаёт Невский проспект. Какой смысл вкладывал Гоголь в именование своего героя? Фамилия Пискарёв( от слова писк. Человек так угнетён, притеснён, ему ещё хватает сил на какое-то слабое сопротивление, но безжалостный Петербург убивает любую живую душу, т. к. этот продажный бездушный мир задавит любого. |
После позорной истории быстро утешился в булочной. Фамилия героя говорящая – автор подчёркивает круг интересов и пустую сущность этого человека. Он из числа тех усов, фраков, которые прогуливаются по проспекту. |
Значение фамилии |
Фамилия Пискарёв от слова писк. Человек так угнетён, притеснён, ему ещё хватает сил на какое-то слабое сопротивление, но безжалостный Петербург убивает любую живую душу, т. к. этот продажный бездушный мир задавит любого. |
Фамилия героя говорящая – автор подчёркивает круг интересов и пустую сущность этого человека. Он из числа тех усов, фраков, которые прогуливаются по проспекту.
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.