Урок литературы в 5 классе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

урок разработан в соответствие ФГОС с применением технологии продуктивного чтения.
Иконка файла материала образ дождя.docx

Урок литературы в 5 классе.

Тема: Образ дождя в стихотворении АА Фета «Весенний дождь».

Тип урока: урок открытия новых знаний с использованием технологии продуктивного чтения.

Цель: ознакомление и расширение знаний учащихся о АА Фете; краткое знакомство с поэтическим творчеством поэта на примере стихотворения «Весенний дождь», показ необычности, красоты и яркости его поэзии.

Задачи:

1.     Развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;

2.     Учить анализировать лирическое произведение,

3.     Находить средства художественной выразительности;

4.     Способствовать обогащению словарного запаса;

5.     Обучать выразительному чтению стихотворения;

6.     Воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.

Планируемые результаты урока:

1.     Определяют и формулируют цель урока с помощью учителя.

2.      Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3.     Ориентируются в своей системе знаний.

Формируемые УУД:

Предметные: формируют умения понимать смысл стихотворения.

Метапредметные:

Познавательные:

·        формируют умение ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте);

·        формируют умение строить устное речевое высказывание;

·        формируют умение объяснять смысл слов и выражений с опорой на текст;

·        формируют умение определять чувства, мысли, переживания лирического героя.

Личностные:

·        формируют мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;

·        способствуют проявлению познавательной инициативы, высказывают оценочные суждения.

     Коммуникативные:

·        формируют умение слушать и понимать других;

·        формируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

·         формируют умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные:

·        развивают умение с помощью учителя определять и формулировать цель урока.

Методы: проблемно – поисковые (побуждающие и подводящие к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод ( презентация)

Приёмы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос.

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебники, карточки с четверостишиями, слова для кластера.

Ход урока.

      I.            Этап : работа с текстом до чтения.

1.     Антиципация (предвосхищение).

·        Посмотрите на портрет. Кто это?

·        Прочитайте его фамилию (Афанасий Афанасьевич Фет) (слайд – портрет Фета).

Вы видите старого человека, с лысой головой и бородой. Классиков мы привыкли видеть изображенными именно таким образом – в почтенном возрасте и когда их заслуги уже были признаны.

·        Вам что – нибудь известно о нем?

·        Давайте послушаем музыку и попробуем предположить, о чем же будет автор нам рассказывать? (звук дождя)

·        Что вы услышали в музыке?( при условии, если учащиеся не услышат в музыке дождь)

·        Но, чтобы более точно определить тему урока. Отгадайте загадку.

Полил вишню и крыжовник

Полил сливы и цветы,

Вымыл  травы и кусты.

А как сумерки настали.

Нам по радио сказали,

Что и завтра он придет

И польёт наш огород (дождь)

 

Опишите, какой дождь вы представили?  Обратите внимание, на доске прикреплены карточки со словами: в центре слово – дождь и рядом с ним много прилагательных, выберите только те, которые ответят на вопрос: «какой может быть дождь?» (проливной, теплый, весенний, вкусный, слепой, грибной, яблочный, морозный.)

 

2.     Постановка темы и цели урока.

·        Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке7 (о весне, о дожде)

·        Давайте определим жанр произведения, которое мы будем читать на уроке. Откройте учебник на закладке (с. 227) (это стихотворение.)

·        Как оно называется7 («Весенний дождь»)

·        Сколько четверостиший в стихотворении (3). Закройте учебники.

Весенний дождь

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке, купаяся, трепещет,

 

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

 

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет,

И что – то к саду подошло.

По свежим листьям барабанит.

Одно из самых известных произведений  Фета – стихотворение «Весенний дождь». Оно очень маленькое, как вы увидели, всего 12 строк. На первый взгляд, это простое стихотворение, в котором ничего особенного не происходит. Это естественно, потому что стихотворение лирическое. Именно этим лирика отличается от других типов литературы.

 

Лирика – это литература о чувствах: это может быть пейзаж, автор которого наблюдает этот пейзаж и повествует читателям о своих чувствах. Поэтому сюжетом, характерами увлечь нас не может. Но он может увлечь читателей чем – то другим.

 

Итак, тема урока (слайд 2) «Образ дождя в стихотворении АА Фета «Весенний дождь»

·        Как вы думаете, какова цель нашего урока? (научиться выразительно читать стихотворение)

Сегодня мы попробуем разобраться, какими средствами пользуется автор, чтобы создать свой образ дождя

·        А вы любите стихи?

Казалось бы зачем спорить о стихах, которые рисуют родную природу: любое из них может нравиться или не нравиться тем, он рисует знакомые картины, насколько задевает наши чувства.  Здесь уместны слова поэта ХХ века Н. Рыленкова:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно. (слайд 4 Стих Н. Рыленкова)

Итак, нужно вслушаться в слово поэта, чтобы понять его чувства, увидеть то, что рисует поэт в своем стихотворении. Все стихотворение мы читать сразу не будем, будем читать с остановками по четверостишиям.

   II.            Этап Работа с текстом во время чтения. Осмысление содержания.

Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

1.     Чтение с остановками по четверостишиям. Выявление первичного восприятия. Беседа по вопросам.

Первое четверостишие ( у учащихся стихотворение по четверостишиям)

Рассмотрим внимательно, что происходит в этом стихотворении, как оно разворачивается кадр за кадром, если бы это был мультфильм.

·        Прочитайте первую строку

(«Еще светло перед окном..» Что это значит? (Еще светло – значит, наверное, скоро будет темно )

То есть пейзаж сразу движется, живет на глазах читателя М. Горбань «Натюрморт» (слайд)

·        Прочитайте вторую строку. Как понимаете?

(«В разрывах облак солнце блещет…» Часть неба уже затемнена облаками, но где – то сверкает солнце. Так любили изображать старые художники: золото и лазурь – все рядом (слайд 5) Ф. Васильев «Мокрый луг»)

·        А дальше, что мы видим? Прочитайте (маленького воробья (слайд 6 воробей)

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет

Все вы много раз видели в детской песочнице или на берегу реки, как воробьи купаются в реке, то есть человек, который стоит у окна, видит все сразу: от неба до земли, от мелкого до большого. Это создает картину движения, размаха, масштаба, воздуха, света и ожидания чего – то.

·        Перечитайте еще раз внимательно первую строфу, найдите слова, которые вам непонятны (трепещет – колеблется, дрожит)

Обратите внимание на рифму блещет – трепещет:

На первый взгляд, это простая рифма, но она неслучайна. И то, и другое – в движении: и воробей и небо. Может быть, что – то общее заставляет их двигаться, блестеть и трепетать.

·        Создается ли ощущение, что скоро хлынет дождь? (да, небо уже затянуло облаками)

·        Объясните, почему «трепещет воробей»? (он чувствует, что скоро начнется дождь)

2.     Прогнозирование.

·        А как вы думаете, какую картину мы увидим дальше (высказывания учащихся)

Найдите второе четверостишие. Прочитайте первых 2 строки:

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса, (рис. 7 А Горбов «Будет дождь» слайд 7)

·        Как меняется картина во втором четверостишии? (надвигается туча, скоро начнется дождь, а вдали, освещенная солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал)

·        Как вы поняли, что дождь уже начался? (строка «качаясь, движется завеса»)

·        Обратите внимание, что Фет не употребляет самого слова «дождь». Однако мы понимаем, что речь идет именно о нем. Какие слова заменяют слово «дождь» (качаясь, движется завеса)

·        А что такое завеса? (завеса – то, что скрывает, закрывает собой что - нибудь) (слайд 8 качаясь, двигалась завеса (слайд 9 – словарная работа - завеса)

Идет стена дождя. В городе это не часто видно, но за городом, в путешествии из окна, машины или поезда, во время прогулки по полю, когда приближается дождь или гроза, часто видно, как солнце еще сияет и идет действительно стена. Дождь видно как бы со стороны: он весь подсвечный, он переливается. Виден серый занавес от неба до земли. Автор стоит у окна и сквозь него видит панораму, весь мир предстает целиком. Это мир, охваченный одним взглядом.

На нас идет, качаясь, занавес, за которым, наверное, что – то есть. Занавес прозрачный, и автор сразу сообщает, что за ним – лес.

·        Прочитайте, как поэт пишет про лес

И будто в золотой пыли

Стоит опушка леса.

Этот лес, который скрыт за золотым двигающимся занавесом, становится чем – то таинственным, влекущим. Мы, как и автор, стоим у окна (на месте)и видим: воробей – небо – завеса – лес. Становится интересно, что же в лесу, хочется посмотреть, что дальше, потому что опушка леса – это следующий занавес,  следующая завеса.

·        Такую же картину увидели мы с вами во 2 четверостишии, как предполагали? Почему? (у каждого человека свое видение дождя)

3.     Прогнозирование

·        Как вы думаете, что будет дальше?

Найдите третье четверостишие.

В момент, когда мы вместе со взглядом автора доходим до дальнего леса, Фет делает неожиданный поворот. Он резко отступает назад.

·        Прочитайте первую строку четверостишия

Две капли брызнули в стекло,..

·        Что это значит? (начинается дождь) (рис 10 2 капли дождя и 11 М.Горбань «Натюрморт» слайды 10, 11)

Две конкретные капли – это первые вестники. Это значит, что завеса подошла вплотную, она уже перед нами. Пространство снова сворачивается, стягивается. Все уже происходит там, где находится автор. А находится он скорее всего у себя в господском доме. Дом этот окружен садом. И, действительно, дальше мы видим переход к саду.

·        Прочитайте эти строки: «от лип душистых медом тянет…»

Речь идет о садовых липах, которые помещик Фет высадил, а потом перенес в стихи (рис 14)?

Рис 12 А Герасимов «После дождя» (слайд 12)

·        Что вы чувствуете?

А дальше, что мы видим. Прочитайте внимательно2 последние строки.

И что – то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

·        Что вы слышите? (слышим нарастающий шум дождя «брызнули», «барабанит»).

·        В каких строках автору удается передать описание дождя? (что – то к саду подошло и барабанит по листьям)

Да, Фет говорит «что – то подошло». Он намекает читателям на некую мысль. Мы знаем, что это дождь. Но автор не хочет назвать его своим именем, потому что, наверное, этот дождь не просто дождь, то есть, с одной стороны, это дождь, а, с другой стороны, это вся природа, душа этой природы, некто таинственный, кто стоит за ней. Он подошел и стучится. Дождь, словно живой. Такой прием в литературе называется олицетворение.

На этом все заканчивается. Фет нам ничего не объясняет.

·        Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт? (слайд 13) ощущения, запахи, краски.

Вот эта широкая природа, в которую он смотрел, придвинулась к нему, оно уже на грани того, что что – то произойдет. Ожидание свершится. Но что именно свершается, остается непонятным. На самом деле, понятно – идет обычный весенний дождь, но то, как Фет нас готовит к его приходу, то, что он предлагает нам пережить – это нечто большее, чем ожидание обычного весеннего     дождя. Видимо, автор хочет сообщить, что у природы есть какая – то тайна, что в ней есть что – то такое, что не сводится к отдельным ее явлениям. Фет передает читателям не какой – то перечень событий, не какой – то рассказ, а свое восприятие мира и природы в целом. Это довольно интересное восприятие.

·        Удалось ли нам угадать картину, которую изобразил в 3 четверостишии Фет?

III.            Работа с текстом после чтения.

Цель этапа: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

·        Давайте еще раз прочитаем это стихотворение, но уже целиком

1.Концептуальная (смысловая беседа) по тексту. Формирование основной идеи стихотворения.

·        Какая картина нарисована в стихотворении? (картина дождя)

·        В какие цвета окрашена картина? Какими словами переданы цвета? (яркие цвета: желто – золотой, светло, блещет, солнце)

·        Какую народную примету «спрятал» АА Фет в последних двух строках (Воробьи купаются в пыли – к дождю)

·        Попробуйте «перевести» это стихотворение на язык прозы. (пересказывают своими словами)

·        Что вам больше понравилось стихотворение или пересказ?

·        Почему? (выразительно)

·        Что придает стихотворению необычайную выразительность? (изобразительно – выразительные средства языка)

(слайд 14) Теория литературы: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение

·        Попробуйте их найти в стихотворении (слайд 15 примеры изобразительно – выразительных средств в стихотворении.) Молодцы!

·        Какие чувства испытали? (высказывания учащихся)

От этого стихотворения прямо – таки тянет весенним теплом, запахом цветущей липы и предгрозовой свежестью. Стоит лишь прислушаться к стихотворению Фета «Весенний дождь» … остро чувствуется настроение весеннего дня, то, какой он звонкий, беспечный.

·        Вы услышали дождь (две капли брызнули, по свежим листьям барабанит)

·        Сколько раз Фет использовал слово дождь в самом  стихотворении? ( ни разу)

·        Посчитайте сколько глаголов в этом стихотворении? (8)

·        А сколько строк? (12)

·        Как вы думаете, для чего автору понадобилось столько глаголов? (чтобы передать динамику, движение)

·        Какие из них кажутся вам наиболее выразительными? Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину глаголами (блещет, трепещет, движется, брызнули, тянет, барабанит)

Мы чувствуем движение, видим изменения в природе.

Слайд 16 вывод по стихотворению

Вывод: краски, звуки, запахи – все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего их 3 строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира.

Фет сумел в 3 строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.

Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, наслаждается запахами, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно в первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождем, но называет его что – то, и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.

2.Выразиельное чтение стихотворения учащимися.

·        Каким настроением пронизано стихотворение? (легкое, свежее, воздушное настроение)

У стихотворения Фета «Весенний дождь» легкое, свежее, воздушное настроение. Вот солнце блещет в просветы между облаками, вот беззаботный воробей купается в песке, ничуть не опасаясь надвигающегося дождя, радуясь весеннему теплу. Нежными, ясными и простыми словами поэт описывает замечательное явление природы радостный весенний дождь с его игривым настроением, описывает пробуждение природы, ее обновление, все живое очнулось ото сна после утомительной зимы и радуется каждому проявлению тепла, даже крохотный воробей – и тот по – своему отмечает приход весны.

·        Что испытывал поэт, когда писал эти строки? (настроение весеннего дня)

·        Прочитайте стихотворение, передавая чувства радости. (читают 2 - 3 ученика.)

3.Выразительное чтение стихотворения учителем.

·        Какое настроение возникает у вас при чтении этого стихотворения? (ответы учащихся)

4.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждения смысла заглавия.

·        Какой образ дождя нарисовал поэт в стихотворении? (образ слепого , грибного дождя)

·        Надвигающийся весенний дождь теплый, звонкий, ласковый – именно такой дождь издавна люди зовут «грибным» или «слепым»…

Дождь бывает и грибной:

Он проказник озорной!

Он смешнее всех на свете:

Хоть идет он, солнце светит!

Не идет, а моросит!

Этим он и знаменит!

Что же он такой скупой?

Потому что он – «слепой»!

·        Можно ли его назвать чудом?

·        Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему так?

·        Какие чудесные открытия мы увидели в стихотворении Фета «Весенний дождь»? (что поэт ни разу не использовал слово дождь в стихотворении, образ дождя таинственный «что –то к саду подошло», дождь можно услышать (брызнули, барабанит), можно почувствовать (медом тянет, по свежим листьям барабанит)

·        Какова тема стихотворения? (родная природа, весенний дождь)

·        А что Фет хотел показать этим стихотворением (красоту дождя)

·        Что вы можете рассказать о поэте после прочитанного произведения? (любящий родную природу, наблюдательный, чуткий, внимательный)

5.Творческое задание

·        Какие бы нарисовали вы иллюстрации к этому стихотворению? (словесное рисование)

IV.            Знакомство с поэтом. Работа с материалом учебника.

Давайте познакомимся с биографией поэта. Откройте учебник на с. 202. Прочитаем статью.

·        Сколько Фет прожил лет? (около 72/ 1820 - 1892)

·        Какие бы вы задали вопросы Фету, если бы он пришел к нам на урок?

·        Какие слава вам были непонятны в статье? (Пантеон (греч. ПavQelov, «храм всем богам») – группа богов, принадлежащих какой – то одной религии или мифологии, также храм ил святое здание, посвященное всем богам какой – либо религии. Можно сказать «Лирический пантеон» храм стихов.) (слайд 17 фото Фета и его слова: «Поэт – тот кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит»)

·        Согласны ли вы с мнением Фета?

·        Почему?

   V.            Рефлексия.

Мы заканчиваем урок сегодняшний урок образом дождя, который создал композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Слушая дождь Моцарта, вспомните сегодняшнюю работу и продолжите следующую фразу, записанную на доске: Сегодня ну уроке я для себя открыл …

Спасибо за урок. (слайд 18)

                                                    


 

Посмотрите также