Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека.
Читая стихотворение «Няне», «Зимний вечер», мы видели, что Пушкин рисует нам не только зимний пейзаж, но и показывает состояние человека. Душевное состояние путника видим мы и в стихотворении «Зимняя дорога».
А.С. Пушкин «Метель»
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.
Наконец он увидел, что едет не в ту сторону.
Рифма – созвучные окончания стихотворных строк. Наблюдается в песнях и стихах.
Задание: выписать рифмующиеся слова из первых
двух четверостиший стихотворения «Зимняя дорога».
Например: Туманы- поляны
Туманы – поляны
Луна – она
Скучной – однозвучный
Бежит - гремит
НАЙДИ РИФМУ
Заколдован невидимкой.Дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойПодвязалася сосна.(С. Есенин)
Снега покрыли гладкие равнины,Едва заметен санок первый след,Румянец нежный льет закатный свет,Окрася розою холмов вершины.(М. Кузьмин)
Вот север тучи нагоняя,Дохнул, завыл,- и вот самаИдет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов;Легла волнистыми коврамиСреди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз. И рады мыПроказам матушки-зимы.(А.С.Пушкин)
рифма
Перекрёстная
Парная
Кольцевая
abab
aabb
abba
То не я – это чайки рыдали,
И прощались с ушедшим летом,
Не меня звали светлые дали…
Море им шептало ответы
Ко мне, мой младенец; в дуброве моейУзнаешь прекрасных моих дочерей:При месяце будут играть и летать,Играя, летая, тебя усыплять.
Природа-мать! К тебе идуС своей глубокою тоскою;К тебе усталой головоюНа лоно с плачем припаду.
Восстанови рифму
Белый снег, пушистыйВ воздухе -------И на землю тихоПадает, ----------.
И под утро снегомПоле забелело,Точно -------Все его -------.Темный лес, что шапкойПринакрылся чуднойИ заснул -----------Крепко, ------------.
Божьи дни коротки,Солнце светит мало,Вот пришли -------- -И зима -------------.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
И.З.Суриков. ЗИМА. (Отрывок).
Белый снег, пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится.
И под утро снегомПоле забелело,Точно пеленоюВсе его одело.
Темный лес, что шапкойПринакрылся чуднойИ заснул под неюКрепко, непробудно.
Божьи дни коротки,Солнце светит мало,Вот пришли морозцыИ зима настала.
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
Вопросы:
–Каким настроением проникнута строфа?
–Какой звук часто повторяется?
–Как вы думаете, зачем?
–С какой целью поэт два раза использует слово «печаль»?
–Какое настроение у природы?
- Назовите эпитеты
Зимняя дорога
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Вопросы:
–Как бежит тройка?
–Что означает слово борзая?
–Как вы понимаете слова «колокольчик однозвучный утомительно гремит»?
–Какой звук повторяется в этой строфе? Зачем?
–Чьё настроение передано в этом отрывке? (Настроение героя).
Сравните этот отрывок с первым.
–Сохранился ли ритм? Слышится ли плавное звучание строк или что-то изменилось?
-Назовите эпитеты
Зимняя дорога
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Вопросы:
–Как вы понимаете значение слова «долгая»?
–А какое действие она оказывает на того, кто сидит рядом? А на вас какое действие оказывает?
–Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное.
Подберите синоним к слову «родное».
–А что для героя родное?
Безусловно, в песне ямщика показано основное состояние русской души: «разгулье удалое», «сердечная тоска».
Зимняя дорога
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Вопросы:
–Почему огонь или хату хочется увидеть на пути?
–Какое значение имеет эпитет «чёрная»? Только ли цвет он обозначает?
–Образ дороги – это изображение жизненного пути человека.– -«Вёрсты полосаты». С чем сравнивает поэт вёрсты?
Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами.
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина.
Зимняя дорога
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Вопросы:
–Определите время глаголов, которые использует поэт в этом отрывке.
–Нина – вымышленное лицо, нереальный человек. Это скорее мечта. О чём же мечтает герой?
Зимняя дорога
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Вопросы:
–Есть ли в этой строфе мотивы, которые уже встречались раньше в стихотворении?
–Какое слово характеризуются чувства героя?
–Найдите глаголы в этой строфе?
Почти нет глаголов, нет действия. Время как бы замерло, остановилось. Ямщик замолчал, не слышно родных напевов. Колокольчик больше не гремит, он однозвучен. Застыла луна. Замерли и чувства героя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.