Урок литературы в 5 классе "А. С. Пушкин "Зимняя дорога"
Оценка 4.7

Урок литературы в 5 классе "А. С. Пушкин "Зимняя дорога"

Оценка 4.7
pptx
29.10.2020
Урок литературы в 5 классе "А. С. Пушкин "Зимняя дорога"
зимняя дорога.pptx

Зимняя дорога Александр Сергеевич

Зимняя дорога Александр Сергеевич

Зимняя дорога

Александр Сергеевич Пушкин

Лев Львович Каменев «Зимняя дорога»

Лев Львович Каменев «Зимняя дорога»

Лев Львович Каменев «Зимняя дорога»

Алексей Кондратьевич Саврасов «Зимняя дорога»

Алексей Кондратьевич Саврасов «Зимняя дорога»

Алексей Кондратьевич Саврасов «Зимняя дорога»

Исаак Ильич Левитан «Зимняя дорога»

Исаак Ильич Левитан «Зимняя дорога»

Исаак Ильич Левитан «Зимняя дорога»

Урок литературы в 5 классе "А. С. Пушкин "Зимняя дорога"

Урок литературы в 5 классе "А. С. Пушкин "Зимняя дорога"

Урок литературы в 5 классе "А. С. Пушкин "Зимняя дорога"

Урок литературы в 5 классе "А. С. Пушкин "Зимняя дорога"

Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов

Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов

Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека.
Читая стихотворение «Няне», «Зимний вечер», мы видели, что Пушкин рисует нам не только зимний пейзаж, но и показывает состояние человека. Душевное состояние путника видим мы и в стихотворении «Зимняя дорога».

Урок литературы в 5 классе "А. С. Пушкин "Зимняя дорога"

Урок литературы в 5 классе "А. С. Пушкин "Зимняя дорога"

Урок литературы в 5 классе "А. С. Пушкин "Зимняя дорога"

Урок литературы в 5 классе "А. С. Пушкин "Зимняя дорога"

Домашнее задание Подготовить выразительное чтение

Домашнее задание Подготовить выразительное чтение

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение
Выписать эпитеты из стихотворения «Зимняя дорога» в тетрадь

А.С. Пушкин «Метель» Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел

А.С. Пушкин «Метель» Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел

А.С. Пушкин «Метель»

Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.
Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. 

Задание : прочитать о пейзажной лирике на странице 141 (2-3 абзацы)

Задание : прочитать о пейзажной лирике на странице 141 (2-3 абзацы)

Задание: прочитать о пейзажной лирике на странице
141 (2-3 абзацы)

Урок литературы в 5 классе "А. С. Пушкин "Зимняя дорога"

Урок литературы в 5 классе "А. С. Пушкин "Зимняя дорога"

РИТМ На дво- рах и до- мах (Б-Б-

РИТМ На дво- рах и до- мах (Б-Б-

РИТМ

На дво-рах и до-мах

 

(Б-Б-У-Б-Б-У)

Снег ле-жит по-лот-ном

И от солн-ца блес-тит

Раз-но-цвет-ным ог-нем.

Запиши ритмическую схему в тетрадь

Запиши ритмическую схему в тетрадь

Запиши ритмическую схему в тетрадь



Очень нравится Марине
На пуховой спать перине.


Расскажи-ка нам, Кирилл,
Ты куда вчера ходил?

Рифма – созвучные окончания стихотворных строк

Рифма – созвучные окончания стихотворных строк

Рифма – созвучные окончания стихотворных строк. Наблюдается в песнях и стихах.

Задание: выписать рифмующиеся слова из первых
двух четверостиший стихотворения «Зимняя дорога».
Например: Туманы- поляны

Туманы – поляны
Луна – она
Скучной – однозвучный
Бежит - гремит

НАЙДИ РИФМУ Заколдован невидимкой

НАЙДИ РИФМУ Заколдован невидимкой

НАЙДИ РИФМУ

Заколдован невидимкой. Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. (С. Есенин)
Снега покрыли гладкие равнины, Едва заметен санок первый след, Румянец нежный льет закатный свет, Окрася розою холмов вершины. (М. Кузьмин)

Вот север тучи нагоняя, Дохнул, завыл,- и вот сама Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы. (А.С.Пушкин)

Перекрёстная Парная Кольцевая abab aabb abba

Перекрёстная Парная Кольцевая abab aabb abba

рифма

Перекрёстная

Парная

Кольцевая

abab

aabb

abba

То не я – это чайки рыдали,
И прощались с ушедшим летом,
Не меня звали светлые дали…
Море им шептало ответы

Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять.

Природа-мать! К тебе иду С своей глубокою тоскою; К тебе усталой головою На лоно с плачем припаду.

Укажите вид рифмы Вот роса невидимо упала,

Укажите вид рифмы Вот роса невидимо упала,

Укажите вид рифмы

Вот роса невидимо упала, И восток готовится пылать; Зелень вся как будто бы привстала Поглядеть, как будет ночь бежать.

Перекрёстная

Укажите вид рифмы Бывали ль вы в стране чудес,

Укажите вид рифмы Бывали ль вы в стране чудес,

Укажите вид рифмы

Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес?

Кольцевая

Укажите вид рифмы Перед своим зверинцем,

Укажите вид рифмы Перед своим зверинцем,

Укажите вид рифмы

Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.

Парная

Мужская Женская ударение на последнем слоге

Мужская Женская ударение на последнем слоге

рифма

Мужская

Женская

ударение на
последнем слоге

Окно - давно

ударение на
предпоследнем слоге

Даром-пожаром

Вид рифмовки стихотворения «Зимняя дорога»

Вид рифмовки стихотворения «Зимняя дорога»

Вид рифмовки стихотворения «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

abab – перекрёстная;

мужская и женская

Определи вид рифмы и рифмовки 1 вариант

Определи вид рифмы и рифмовки 1 вариант

Определи вид рифмы и рифмовки

1 вариант.

 

2 вариант.

Еду. Тихо. Слышны звоны

 

Снег падает, слегка кружится,

Под копытом на снегу.

На землю медленно ложится.

Только серые вороны

Вот солнце в облаках мигает,

Расшумелись на снегу.

И иней на снегу сверкает.

Восстанови рифму Белый снег, пушистый

Восстанови рифму Белый снег, пушистый

Восстанови рифму

Белый снег, пушистый В воздухе ------- И на землю тихо Падает, ----------.
И под утро снегом Поле забелело, Точно ------- Все его -------. Темный лес, что шапкой Принакрылся чудной И заснул ----------- Крепко, ------------.
Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли -------- - И зима -------------.  

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! И.З.Суриков. ЗИМА

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! И.З.Суриков. ЗИМА

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

И.З.Суриков. ЗИМА. (Отрывок).
Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело.
Темный лес, что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно.
Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы И зима настала.

Зимняя дорога Сквозь волнистые туманы

Зимняя дорога Сквозь волнистые туманы

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

Вопросы:
–Каким настроением проникнута строфа?
–Какой звук часто повторяется?
–Как вы думаете, зачем?
–С какой целью поэт два раза использует слово «печаль»?
–Какое настроение у природы?
- Назовите эпитеты

Зимняя дорога По дороге зимней, скучной

Зимняя дорога По дороге зимней, скучной

Зимняя дорога

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Вопросы:
–Как бежит тройка?
–Что означает слово борзая?
–Как вы понимаете слова «колокольчик однозвучный утомительно гремит»?
–Какой звук повторяется в этой строфе? Зачем?
–Чьё настроение передано в этом отрывке? (Настроение героя).
Сравните этот отрывок с первым.
–Сохранился ли ритм? Слышится ли плавное звучание строк или что-то изменилось?
-Назовите эпитеты

Зимняя дорога Что-то слышится родное

Зимняя дорога Что-то слышится родное

Зимняя дорога

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Вопросы:
–Как вы понимаете значение слова «долгая»?
–А какое действие она оказывает на того, кто сидит рядом? А на вас какое действие оказывает?
–Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное.

Подберите синоним к слову «родное».
–А что для героя родное?

Безусловно, в песне ямщика показано основное состояние русской души: «разгулье удалое», «сердечная тоска».

Зимняя дорога Ни огня, ни черной хаты…

Зимняя дорога Ни огня, ни черной хаты…

Зимняя дорога

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Вопросы:
–Почему огонь или хату хочется увидеть на пути?
–Какое значение имеет эпитет «чёрная»? Только ли цвет он обозначает?
–Образ дороги – это изображение жизненного пути человека.– -«Вёрсты полосаты». С чем сравнивает поэт вёрсты?

Образ дороги – это изображение жизненного пути человека

Образ дороги – это изображение жизненного пути человека

Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами.

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина.

Зимняя дорога Скучно, грустно…

Зимняя дорога Скучно, грустно…

Зимняя дорога

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Вопросы:
–Определите время глаголов, которые использует поэт в этом отрывке.
–Нина – вымышленное лицо, нереальный человек. Это скорее мечта. О чём же мечтает герой?

Зимняя дорога Грустно, Нина: путь мой скучен,

Зимняя дорога Грустно, Нина: путь мой скучен,

Зимняя дорога

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Вопросы:
–Есть ли в этой строфе мотивы, которые уже встречались раньше в стихотворении?
–Какое слово характеризуются чувства героя?
–Найдите глаголы в этой строфе?

Почти нет глаголов, нет действия. Время как бы замерло, остановилось. Ямщик замолчал, не слышно родных напевов. Колокольчик больше не гремит, он однозвучен. Застыла луна. Замерли и чувства героя.

Итог стихотворения Как вы думаете, изменился бы смысл стихотворения, если бы оно заканчивалось пятой строфой?

Итог стихотворения Как вы думаете, изменился бы смысл стихотворения, если бы оно заканчивалось пятой строфой?

Итог стихотворения

Как вы думаете, изменился бы смысл стихотворения, если бы оно заканчивалось пятой строфой?

Домашнее задание Стр.139 задание 3 письменно;

Домашнее задание Стр.139 задание 3 письменно;

Домашнее задание

Стр.139 задание 3 письменно;
Выучить рифмовки

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020