Урок литературы в 5 классе (по программе В.Я. Коровиной)
Древнерусская литература.
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Златоустовская школа».ДНР
Колесник Виктория Николаевна
Цели урока: познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы;
познакомить с жанрами и отдельными произведениями древнерусской литературы;
закрепить умение различать волшебную, бытовую и сказку о животных;
развивать устную речь учащихся.
Оборудование: учебник литературы, книга с текстами древнерусской литературы.
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания(10 мин.)
- Дома вы прочитали две сказки – «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель». Какая из этих сказок сказка о животных?
-Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается.
- Подуйте, чем она отличается от волшебных сказок и в чем ее сходство с ними.
- Чем прочитанная вами бытовая сказка « Солдатская шинель» от волшебных сказок и от сказок о животных?
-Повторим, с какими видами сказок мы познакомились с вами?
2. Ведение нового материала. Чтение учебника. Рассказ учителя (10 мин.)
-На уроке по изучению фольклора мы говорили об его отличии от литературы.
Вспомним эти отличия. Мы переходим к изучению авторских произведений, автором фольклорных произведений, как вы помните, был народ.
I. Начало
письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.
Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник
Слово
учителя
Начало
письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время
княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь
письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий
(ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные
книги с греческого на церковнославянский язык.
Вместе
с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской
литературы: житие, поучение, слово.
В
XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава
Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха
на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны
рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.
Постепенно
летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в
настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи
получили название погодных записей, т. е. записей по
годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е.
«В год...») — отсюда и название летопись.
Отметим
на доске и в тетради:
Летопись.
Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.)
В
1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя
«Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В
результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас
называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным
сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
Летописи
сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые;
рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об
эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров,
переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
В
русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям
узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как
не надо поступать человеку.
В Х веке на Русь приходит новая вера — христианство. (Из предыдущих уроков учащиеся помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникает необходимость в широком насаждении веры, и книги могут помочь в этом.
Прежде всего князь Владимир приглашает в Россию ученых филологов из Болгарии — братьев Кирилла и Мефодия. Они создают новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность постепенно угасала.
С появлением новой, более легкой письменности, растет количество образованных людей.
Так, книга сыграла громадную роль в насаждении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в ХI в. появляются сочинения древнерусских писателей, например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только Руси), «Повесть временных лет» — ХII в., различные «Жития...»
Заканчивается период древнерусской литературы в ХVII в.
«Повесть временных лет» — первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.
Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами.
Чтение статьи учебника с.42
-Когда возникла древнерусская литература? С чем это связано? Запишем в тетрадь: «Древнерусская литература возникла в конце 10 века в связи принятием на Руси христианства и возникновением церковно- славянского языка. Семнадцатым веком завершается древнерусская литература».
-Понятие «древнерусская литература» включает в себя произведения, написанные в 11-17 веках. Существует много жанров древнерусской литературы. Запишем их в тетрадь. Это летописи, хождения, получения, жития, посланий, сочинений ораторского жанра. С отрывками произведений каждого из этих жанров мы с вами сегодня познакомимся.
-Будучи авторскими, литературные произведения были, как правило, анонимы, так как, с одной стороны, древнерусские книжники редко указывали в рукописях свое имя, считая себя не творцами, а лишь исполнителями высшей Божественной воли; с другой- древнерусские тексты распространялись в рукописном виде и древние книжники при переписывании могли перерабатывать текст, становясь соавторами. Этим объясняется существование различных редакций одного и того же литературного памятника.
3. Знакомство с произведениями древнерусской литературы (20 мин.)
-А теперь мы знакомимся с текстами древнерусской литературы. Это будут различные жанры. Сейчас прочитаем отрывок из « поучения Владимира Мономана». Кто такой Владимир Мономах? Что такое поучение? Какова его цель? Можем мы сказать, кто автор этого произведения?
«Поучение» Владимира Мономаха
(…) Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хлаву богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начло всякого добра.
(…) Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте его убить.
(…) В доме своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим.
-К чему призывает нас Владимир Мономах? Кому адресовано его поучение?
-Теперь прочитаем отрывок из жития Сергея Радонежского. О чем, как вы думаете, повествуется в житии? Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Жителями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых. Описанные в них истории святых- предмет для подражания.
Житие преподобного и богоносного отца нашего,
Игумена Сергия, чудотворца.
(…) Преподобный отец наш Сергий родился от доброродных и благоверных родителей, от отца, называемого Кириллом, и матери по имени Мария, которые были угодниками Божьими, правдивы перед Богом и людьми всяческими добродетелями украшены..
(…) И было некое чудо до рождения его; случилось нечто такое, что недостаточно предать молчанию. Когда он еще был носим в утробе матери, а один из дней, в воскресенье, мать его пошла в церковь, по обычаю, когда поют святую литургию, и стала с прочими женщинами в притворе. И когда хотели начать читать святое Евангелие в тишине, тогда внезапно младенец так начал вопить в утробе матери, что многие от этого крика ужаснулась, как от чуда, случившегося с младенцем.
-В житии всегда происходит чудеса, которые рассматриваются книжниками как реально происходившие.
- Сейчас мы прочитаем отрывок из интереснейшего произведения древнерусской литературы « Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Афанасия Никитина был купцом, по торговым делам( он ездил за товарами) Никитин совершал путешествие в Индию, что и описал в своей книге. Было это в 1466 году.
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина
За молитву святых отцов наших, господи Иисусе Христе, сыне божий, помилуй меня, раба своего грешного, Афанасия Никитина сына. Написал я грешное свое хождения за три моря: первое море Дербентское –море Хвалынское, второе море Индийское – море Индостанское, третье море Черное – море Стамбульское.
(…) И есть тут Индийская страна, и люди ходят все голые: голова не покрыта, волосы в одну косу сплетены. Мужи и жены все черны. Куда бы я ни пошел, так за мною людей много- дивятся белому человеку.
А князь их- фата на голове, а другая – на бедрах; бояре у них ходят – фата на плече, а другая- на бердах; княгини ходят – фатой плечи обёрнуты, а другой – бедра.
4. Подведение итогов ( 3 мин.)
- Как называется литература, с которой мы начали знакомство?
- В какой временной промежуток она существовала?
- Какое событие повлияло на появление древнерусской литературы?
- С какими жанрами древнерусской литературы мы познакомились?
5. Домашнее задание ( 2 мин.)
Прочитать « Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Пересказ статьи на с.42.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.