Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"
Оценка 4.6

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Оценка 4.6
docx
16.01.2020
Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"
Открытый урок1.docx

Конспект урока литературы в 5 классе .

Путешествие по страницам рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

 

Цели урока:

Обучающая: формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитезой; подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться кавказским пленником.

Развивающая: развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором события.

Воспитательная: обогащать духовно - нравственный опыт учащихся, воспитывать патриотизм, формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.

Планируемые результаты:

·         познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

·         личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

·         регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

·         коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», спокойная мелодия.

Тип: урок систематизации и обобщение изученного материала

Используемые технологии: информационно - коммуникативная, проблемное обучение.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.

 

 

Ход урока.

1.Мобилизующее начало. Настрой класса на рабочий лад (исполнение красивой мелодии)

Деление класса на группы (4 команды), название команды и выбор капитана.             (2 мин)

2. Домашнее задание                                                                                                                    ( 5 минут )

-Что мы знаем о Л.Н.Толстом?  (сообщение по учебнику) (Слайд 1)

    Плужник К. и Сахно Д.

Лев Николаевич Толстой родился в Ясной Поляне, близ Тулы, в 1828 году. Отец его, граф Николай Ильич Толстой, умер, когда мальчику было неполных девять лет. Мать же, урождённая княжна Мария Николаевна Волконская, скончалась, когда Толстому не исполнилось ещё и двух лет. Воспитательницей его самого, троих его старших братьев и младшей сестры стала дальняя родственница Толстых — Т. А. Ергольская.

Большую часть своей жизни Толстой провёл в Ясной Поляне, откуда ушёл за десять дней до своей смерти. Сравнительно дольше, чем в других местах, Толстой жил в Москве. Учился он в Казанском университете, в который поступил в 1844 году и из которого вышел в 1847 году, не окончив курса, так как не мог уложить себя в рамки тогдашней университетской науки и тогдашнего университетского режима.

Вернувшись в Ясную Поляну, Толстой поставил своей задачей улучшение быта своих крепостных крестьян и овладение обширным кругом знаний; эту последнюю задачу он осуществлял в течение всей своей жизни. В апреле 1851 года Толстой уехал на Кавказ, участвовал в военных действиях. На Кавказе он написал повесть «Детство», рассказ «Набег», начал писать повесть «Казаки». Затем участвовал в Крымской войне и в защите Севастополя, там обнаружил большую храбрость. Храбростью других не переставал восхищаться: «Велика моральная сила русского народа... Дух в войсках выше всякого описания».

Толстой прожил долгую жизнь. В неопубликованной части дневника домашнего врача Толстого записаны слова писателя: «Мы все учимся у народа — Ломоносов, Державин, Карамзин, Пушкин, Гоголь, и даже о Чехове это можно сказать, да и я». В другой раз, когда Толстому было замечено, что читатели из народа ценят его народные рассказы, он сказал: «Да, но это я от них взял и им же отдал... ведь я тоже частичка народа».

Толстой — национальная гордость русского народа. Можно сказать больше: он гордость всего человечества, потому что влияние его гения выходит далеко за пределы России. Человечеству Толстой дорог как гениальный писатель, неустанно искавший великую правду жизни.

По Н. Гудзию

-Что же происходит в этот момент на Кавказе  (Слайды 2-5)

           Сообщение Антоновой Е.

С 1817 по 1864   на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Многие современные историки основной предпосылкой начала войны называют желание российского императора Александра I любыми средствами присоединить Кавказ к территории страны. Однако, если смотреть на ситуацию глубже, это намерение было вызвано опасениями за будущее южных рубежей Российской империи.

 

Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет  в1852 году.

 

4. Тема урока  «Путешествие по страницам рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Постановка цели на урок. Дети ставят для себя цели:                                                                  (2 мин)

 (возможно) Развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать выводы и работать в команде.

Учитель: Ребята, а сейчас мы отправимся в путешествие по страницам произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Путешествовать мы будем как герои произведения на лошадях от станции к станции (оформление доски, смотри приложение)

Первая наша станция называется «Теория литературы»

5.Вопрос-ответ Теория литературы. (за правильный ответ дети получают фишки)      (4 мин)

-Что такое композиция?  (Это построение произведения, расположение его частей и эпизодов в значимой последовательности)

-Назовите составные части композиции.  (  Экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог)

- С  какого элемента композиции начинается наш рассказ? (экспозиция)

- Какие строки являются завязкой?

-Какой момент можно назвать кульминационным?

- Найдите в тексте развязку .

- Какие строки будут эпилогом?

-Что такое сюжет?

Учитель: Следующая наша станция «Ты мне –я тебе»

6. А теперь попробуем восстановить сюжет произведения.                                                    ( 4 мин)

Ты мне-  я  тебе.

 Команды  совещаются и готовят по 4  вопроса  по произведению (музыка спокойная)   

Звучит вопрос, отвечает команда, первая поднявшая руку.

 

Физминутка под дудак(армянский национальный инструмент)Дети изображают, то что навевает музыка.

 

-Назовите всех персонажей произведения (Жилин, Костылин, татары, Дина, Уляшин,

-Сколько основных героев  в произведении? (Жилин и Костылин)

 

7. Следующая наша остановка «Мы в гостях у главных героев».Давайте заполним таблицу и  сопоставим  этих героев.

Таблица у детей . Команды самостоятельно заполняют таблицу, пользуясь учебником    (6 мин)                                          

(работа с таблицей «Сравнительная характеристика героев»).

Учащимся предлагается на основе прочитанного произведения заполнить таблицу, находя ответы в тексте на заданные вопросы. Задание выполняется по группам. 

- Найдите в тексте и выпишите детали, характеризующие Жилина и Костылина. Заполните краткими цитатами таблицу.

Жилин

Костылин

1.Воинское звание

2.Внешняя

характ-ка

3.Как герой оказался в плену?

4.Место нахождения

в плену

 

 

5.Пища пленных

6.Занятия в

плену, выкуп

 

 

7.Подготовка

к побегу

 

 

8.Первый

побег

9.Второй побег

 

1 команда заполняет 1 и 9  строку таблицы

2 команда заполняет 2 и 8 строку таблицы

3 команда заполняет 3 и 7 строку таблицы

4 команда  заполняет 4 и 6 строку  таблицы

5-ю строку заполняет дети  ОВЗ . Им помогают по 1 человеку из команды.

Примерный результат заполнения таблицы:

Жилин

Костылин

1.Воинское звание

офицер

офицер

2.Внешняя

характ-ка

Невелик ростом, но удал и т.д.

Грузный мужчина, толстый,

красный, пот с него так и

льёт.

3.Как герой оказался в плену?

Попадает в плен, т.к.

Костылин бросил его

одного

Струсил и ускакал.

4.Место нахождения

в плену

 

Горный татар

 

ский аул, сарай.

5.Пища пленных

Лепёшки из п

сырое да вод

+

Молоко, сырные лепёшки, кусок баранины

росяной муки или тесто

а

6.Занятия в

плену, выкуп

-писем не писал, всё высматривал, выпытывал, как ему устроить побег;

-рукодельничал, учился понимать татарский язык и др.

-писал письма домой, скучал, ждал, когда пришлют денег;

 

- считал дни, спал.

7.Подготовка

к побегу

 

АКТИВНАЯ ЖИЗНЬ

(хотя обстоятельства одинаковые)

 

ПАССИВНАЯ ЖИЗНЬ

(хотя обстоятельства одинаковые)

8.Первый

побег

Выносливость.

«Не годится товарища бросать»

Отстаёт, охает, боится любого шороха .Не может вынести боль и криком выдаёт себя.

9.Второй побег

Не смирился с судьбой и совершает побег один.

Смиряется с судьбой, ждёт освобождения.

 

8.Следующая наша станция «Творческая».Каждая команда готовит ответ на вопрос. Капитаны команды записывают ответ в тетрадь. (4 предложения)

 Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?                                             (4 мин)

Индивидуальная  карточка для детей ОВЗ. Им помогают выстроить ответ

- найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и   Костылина.      (3 мин)

 

9. Обратим внимание на доску (рисунки детей, закреплены на доске. Заранее готовили дома)                                  (5мин)

Какими вы увидели Жилина и Костылина ( по 1 человеку от команды описывают свой рисунок)

Выводы: Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, постоянно стремится к освобождению из плена. В характере Жилина - сильная воля, мужество, храбрость. В плену заботится о Костылине, ни в чём его не упрекает, хотя Костылин один виноват в плачевном положении их обоих. Зная, что на Костылина надеяться нельзя, предлагает Костылину бежать из плена вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь. Во всём Жилин проявляет смекалку и находчивость. Несмотря на суровые условия, герой не озлобляется, мирные татарские жители ему не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет. Жилин вызывает симпатию даже у врагов своей смелостью. Татары называют его джигитом. Жилин – настоящий офицер русской армии, надёжный товарищ. К такому выводу подводит автор своих читателей. Трудно не согласиться с этим мнением.

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Автор только лаконично описывает его жизнь в плену: спит по целым дням, ждёт письма с выкупом. Когда Жилин предлагает Костылину бежать из плена, Костылин колеблется, так как знает, что его всё равно отпустят, когда родственники пришлют выкуп. В дороге герой ведёт себя как беспомощный человек, в нём нет ни военной выправки, ни чувства сострадания по отношению к Жилину. Обоим приходится нелегко. Он не способен выносить трудности. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный».

Мы видим, что автор противопоставляет героев. Такой прием называется антитезой.

Запишите в тетради: Антитеза - Стилистический прием, основанный на резком   противопоставлении понятий, образов, эпизодов.                                                             (2 мин)

 

Последняя наша станция «Рассуждайка» .Каждая команда высказывает своё мнение.                                                                                                                                                                                                     

-Почему произведение названо «Кавказский пленник», ведь героев  двое?                           (3 мин)        

Итог урока

10.Составим кластер с какими человеческими качествами мы встретились на страницах рассказа «Кавказский пленник»                                                                                                                 (2мин)

« Кавказский пленник»

-доброта, -отзывчивость –храбрость  -трусость  -предательство  -верность дружбе

-оптимизм и вера в свои силы   -пессимизм  и безволие.

11. Д.З. Готовиться к контрольной работе по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя,  Л.Толстого.                                                                                                                                (1 мин)

12.Как вы считаете, чья команда сегодня была лучшей и заслуживает 1 место-5

Второе место-4                                                                                                                          ( 2 мин)

Подсчет фишек и распределение мест. Побеждает та команда , в которой не только больше фишек, но и каждый член команды заработал хотя бы 1 фишку.

Приложение

 

http://itd2.mycdn.me/image?id=855746997915&t=20&plc=WEB&tkn=*qT3Pzhl5lnF9Pm-nKjjwuCnMARo

 

 

 

 

 

http://fivepic.ru/images/504793_kavkazskii-plennik-tolstoi-illustracii.jpg

 

 

http://rostok-cher.ru/images/original/13b6bed2accf17f53e66023564f0d470.png

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе. Путешествие по страницам рассказа Л.Н.толстого "кавказский пленник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020