Урок литературы в 6 классе «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
Оценка 4.8

Урок литературы в 6 классе «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

Оценка 4.8
docx
06.11.2023
Урок литературы в 6 классе «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
«Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».docx

Тема урока: «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

 

 

Цели: чтение и идейно-художественный анализ романа, обучение навыкам выразительного чтения, чтение по ролям, инсценировки, развитие самостоятельной поисковой деятельности учащихся, создание возможности «погружения в текст»; продолжение работы по раскрытию творческих способностей.

 

Решаемая учебная проблема:  Почему при данных обстоятельствах счастье Маши и Владимира было невозможным?

 

Содержание урока

1.      Организация начала занятия

2.      Повторение   изученного материала

- Ребята, какое интересное произведение мы изучаем? Кто напомнит его название? Кто является автором этого произведения?

Какое произведение называется романом? (Роман – большое повествовательное произведение, с множеством действующих лиц и развитым сюжетом.).

Что такое сюжет? (Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.)

Докажите, что произведение, которое мы изучаем, роман. (Здесь несколько сюжетных линий: изображение русского барства, взаимоотношения крестьян и дворян, тема крестьянского бунта, любовная линия – взаимоотношения Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

3.      Сообщение темы урока.

Мы продолжаем разговор о судьбах главных героев романа А.С. Пушкина «Дубровский». Сейчас мы проведём викторину «Узнай героя» и объявим тему сегодняшнего урока.

Викторина «Узнай героя».  О ком говорится в тексте?

1.    Сердце его исполнено было печальных предчувствий, …он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку.

2.    Воображение её было поражено: она видела мертвого медведя и …, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию…

Давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока.

Слайд 5. «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

4.Целеполагание (постановка проблемы, постановка целей).

Владимир и Маша полюбили друг друга, но  почему их судьбы разошлись? Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.

Теперь, когда мы определили тему урока, скажите, пожалуйста, что нам нужно сделать на уроке?

Правильно, мы должны понять взаимоотношения Маши и Владимира. Понять причины, которые помешали Владимиру и Маше быть вместе. Учиться подтверждать ответы цитатами, перевоплощаться. Понять, что такое романтическая любовь.

Сейчас я попрошу одного ученика найти определение слова любовь в толковом словаре. А пока она это делает. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово любовь? В словаре 6 определений этого слова, но для нас более подходит следующее: Любовь - глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

5.Изучение темы урока.

Красивое высокое чувство, точное определение которому еще не смог дать никто. Но люди знают, что оно сильнее смерти, прекраснее жизни. Избранница Дубровского – Маша Троекурова. Кто же такая Маша, которую полюбил Владимир?

Что вы узнали о Марье Кириловне?

Беседа: При каких обстоятельствах встретились  Владимир Дубровский и Маша Троекурова?  (гл.8).

 - Почему девушка не обратила внимания на молодого учителя? Какое событие изменило отношение Маши к учителю? (чтение эпизода «Дефорж в медвежьей комнате»).

 Предварительный вопрос классу перед чтением эпизода: «Какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей» комнате?» Как изменилось отношение Маши к Владимиру

- Зачем Дефорж назначает свидание Маше в саду? Выразительно прочитайте монолог-признание Дубровского. (Гл. 12)

 

Предварительный вопрос классу: «Как повлияла любовь к Маше на Владимира Дубровского? Почему Владимир отказался от мести?» Сейчас вам придется ответить на очень сложный, взрослый, вопрос.

Как вы думаете, влюбившись в Машу, не предал ли Владимир память отца, отказавшись от мести? (Используя прием «Буриданов осёл» или «Займи позицию»)

Учитель подводит итог: любовь рождает в человеке самые лучшие чувства. Она, Маша, его любимая, одним своим существованием заставила Владимира отказаться от мести. Любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечать на зло злом, прощать своего  врага.

Можно ли любовь Владимира назвать возвышенной и красивой, такой,  о которой Маша читала в романах и мечтала?  Но «Марья Кириловна стояла неподвижно». Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому? На какой вопрос Владимир ждет ответ? Прочитайте. (Гл. 12 Со слов «Если когда- нибудь…»)

- Что означает обещание не отвергнуть преданности? Обратимся к исторической справке.

Дубровский понимает, что Марья Кириловна не может стать его женой. Он хочет лишь служить ей и просит, чтобы она не отвергала его помощь. Такую любовь мы сейчас называем романтической, ту любовь, которую и ждала Маша.

- Что ответила Маша?

Дубровский любит Машу, он отказался от мести. Зарождающаяся любовь пугает Машу, но она дает согласие принять его помощь.

Какое событие послужило причиной второго свидания героев? (Сватовство князя Верейского.) А как же Маша воспринимает известие о сватовстве?

Почему Маша так против этого брака? Что Маша предпринимает, чтобы не стать женой князя  Верейского?

Как Маша относилась к свадьбе с Князем Верейским? (Он пугал её как плаха, как могила.)

-  Также нам важно понять какой ей представлялась перспектива замужества с Владимиром Дубровским? Найдите цитату из текста: Гл. XVI. (последний абзац.) Почему этому свиданию не суждено было состояться? ( Кирила Петрович приказал не выпускать дочь, она была под арестом.)

 В XVII главе происходят важные события, повлекшие за собой известную вам уже развязку. Марья Кириловна ищет выхода из положения, хочет дать знать обо всём Дубровскому, и тут судьба посылает её брата Сашу. Всё как будто складывается хорошо, но - вмешивается случай и путает все планы. Важную роль в этой главе играет одна деталь, один маленький предмет – кольцо. Деталь в художественном произведении – это выразительная подробность, в данном случае её значение оказывается решающим для развязки романа. Кольцо надел Маше на палец Дубровский в знак любви и преданности. Кольцо должно было послужить условным знаком просьбы о помощи. Почему же не сработал такой простой и надёжный, казалось бы, способ связи между Машей и Дубровским ? Итак, запишем.

Художественная деталь –  это выразительная подробность,  деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения.

- Найдите и прочитайте сцену венчания.

- Почему Маша отказалась от помощи Дубровского?

Мы можем сделать вывод, что и Марья Кирилова, и Владимир Дубровский ценят  внутренние качества, которые помогают делать правильный выбор – какие? 

Как вы думаете, какие качества характера на протяжении всего романа проявляет Владимир? А Маша?

- А сейчас, ребята, выполним творческую работу – составим синквейн.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. Попробуйте описать Дубровского или Машу с помощью синквейна.

 

Итак, ребята, вернемся к вопросу, который мы поставили в начале урока.  Владимир и Маша полюбили друг друга, но  почему их судьбы разошлись? 

 Мы с вами вместе сделали вывод, что Маша – девушка с благородной душой, у нее необычайное чувство ответственности и долга перед мужем  и перед Богом. Она готова была стать женой разбойника, но преступить клятву она не может. Слишком поздно, ничего не исправить. Маша проявляет твёрдость, верность данному слову. Дубровский сильно любит Марью Кириловну, но он ничего не может сделать против ее воли и не смеет причинить зло не только ей, но и тем, с кем связана ее жизнь. Как бы ему не было трудно, его  благородная душа принимает её решение

6.Рефлексия (свободный микрофон), домашнее задание

- На кого бы вы хотели быть похожими?

- С каким героем хотели  бы встретиться?

- Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

Задание на дом: Придумать продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» (объёмом не менее 25 предложений) и подготовиться к его устному рассказу

 


 

Тема урока: «Романтическая история любви

Тема урока: «Романтическая история любви

Сейчас я попрошу одного ученика найти определение слова любовь в толковом словаре

Сейчас я попрошу одного ученика найти определение слова любовь в толковом словаре

Почему Маша так против этого брака?

Почему Маша так против этого брака?

Итак, ребята, вернемся к вопросу, который мы поставили в начале урока

Итак, ребята, вернемся к вопросу, который мы поставили в начале урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023