Урок литературы в 6 классе«Краткие сведения о В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Судьба детей в рассказе»
Оценка 4.6

Урок литературы в 6 классе«Краткие сведения о В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Судьба детей в рассказе»

Оценка 4.6
doc
русская литература
16.02.2020
Урок литературы в 6 классе«Краткие сведения о В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Судьба детей в рассказе»
«Краткие сведения о В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Судьба детей в рассказе»
Урок литературы в 6 классе.doc

Урок литературы в 6 классе

Тема урока «Краткие сведения о В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Судьба детей в рассказе»

Цели урока:

 - Знакомство с биографическими сведениями о писателе

- Выявление значения темы безотрадного нищего детства в литературе и искусстве второй половины XIX века

- Формирование навыка работы с учебником, умения выделять главное в услышанном, аналитической работы с текстом.

-Формирование ценностного и гуманного отношения к семье, дому, окружающим (в процессе анализа произведения В.Г.Короленко).

- Развитие нравственно-эстетических представлений обучающихся в ходе знакомства с фактами биографии писателя, репродукциями картин русских художников.

- Воспитывать   гуманные качества:  милосердие, сострадание,

самопожертвование, воспитание личности,

Задачи урока: развитие речи учащихся, формирование умений анализировать, делать выводы, аргументировать, работать с текстом произведения; воспитание любви, уважения, внимания к родным и близким.

Оформление доски

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

И.С.Тургенев «Бирюк»

Л.Н.Толстой «Детство»

В.Г.Короленко «В дурном обществе»

 

Словарная работа                                                     Эпиграф

Социальное неравенство- неравенство     Человек создан для счастья, только

людей в обществе.                                       счастье не всегда создано для него.

В.Г.Короленко

Проблемный вопрос: какая социальная проблема лежит в основе рассказа?

Ход урока

 

I. Оргмомент.

II.  Вступительное слово учителя.

- Обратите внимание на доску.  Творчество какого писателя вы не изучали  за курс 6 класса? Тема сегодняшнего урока «Краткие сведения о В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Судьба детей в рассказе».

- Определение  целей урока обучающимися (с помощью учителя).

-  Запишите число, тему урока.

«Совесть эпохи», «солнце России», «светлый духом» - так говорили о В.Г.Короленко Определяющей чертой личности Короленко было сохранение незапятнанными свою честь и совесть с самых ранних лет и до конца всей жизни.                                                                             

- У вас было опережающее дом. задание: изучение биографии Короленко, чтение рассказа «В дурном обществе»

- Проверим выполнение дом. задания. На основе презентации  расскажите биографию В.Г.Короленко

 

III Опрос дом. задания.

- На экране есть название рассказа, который вы читали дома. Назовите его.

- Почему так назван рассказ?

- Прочитайте эпиграф урока. Как вы понимаете смыл эпиграфа?

-  Как связан эпиграф  с рассказом?

 

Слово учителя

Детство – золотое время. Это возраст, когда можно вволю играть, веселиться, чувствовать себя совершенно счастливым. Экзюпери сказал: «Все мы вышли родом из детства». Замечательно, что если оно действительно было лёгким и беззаботным.

        У каждого ли ребёнка детство является золотой порой? Если не у каждого, то, как много детей обречены судьбой на страдания? Судьба детей - огромная социальная проблема эпохи XIX века. Тема безотрадного нищего детства, волновавшая общественные круги, прочно вошла в литературу и искусство 2-й половины XIX века

Давайте познакомимся с картиной Перова «Тройка» (опережающее дом. задание, индивидуальная работа)

-  Сообщение учащегося (презентация) В этой картине Василий Перов обращается к теме детского труда. Трое уставших и замерзших детей тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды. Выливающаяся вода замерзает сосульками на поверхности бочки, что ещё раз дает понять, насколько холодно должно быть детям. Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Ледяной ветер дует в лицо детям. Повозку сопровождает собака, бегущая справа перед детьми.

Если для крайнего мальчика и девочки художник нашел натурщиков быстро, то для фигуры центрального мальчика его найти не мог. Большая часть работы уже была написана, а главная фигура, которая должна была явлчться композиционным центром, так и оставалась нетронутой.Но, к счастью, Перов встретил на улице крестьянку с сыном и сразу понял, что именно такой мальчик нужен для его картины. Перову удалось уговорить женщину разрешить написать портрет её сына, во время работы художник узнал, что мальчика зовут Васей, что он – последняя надежда и радость вдовы, похоронившей других своих детей. Вскоре картина была закончена и куплена Третьяковым. А через несколько лет к художнику пришла бедная женщина, в которой художник с трудом узнал мать Васи. Она рассказала, что её сын заболел и умер в прошлом году, и попросила купить у Перова картину, на которую хотела потратить последние сбережения. Художник объяснил, что картина уже давно продана и отвел в галерею бедную женщину, где та упала на колени перед картиной и стала молиться. Увидев эту сцену, Перов специально написал портрет Васеньки и подарил его женщине.

 

-Безысходное щемящее чувство, охватывает нас при виде этой картины.

Каковы черты сходства героев произведения Короленко и персонажей полотна художника Перова? (безотрадное нищее детство)

- Я говорила, что трудное детство – это социальная проблема.

Что означают слова социальное неравенство? Познакомимся с этим термином. Прочитайте. Запишите термин в тетрадь.

 

IV.  Работа с учебником.

- Обратимся к рассказу.  Кто являются главными героями рассказа?

Мы выяснили, что главные герои –дети. Опишите их. Расскажите об  их социальном положении.

Работа по карточкам в 3 группах.

1 группа

1.Расскажите о Васе ( стр. 26), используя  в речи эпитеты и сравнения из текста.

Вася рос в богатой семье, "как дикое деревце в поле”, как "молодой волчонок”, как "пугливый зверёк”. Беззащитный, одинокий, настороженный, живущий сам по себе, без присмотра. После смерти матери родной дом для него стал почти чужим. "Моя мать умерла, когда мне было шесть лет”, "с шести лет я испытал уже ужас одиночества”. Отец, поглощённый горем, "совсем забыл о моём существовании”, "отворачивался от меня с досадой и болью”. А когда замечал, то думал, "что я дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым эгоистическим сердцем”. В родном доме он "не встречал ни в ком привета и ласки”. Более того, четырёхлетнюю сестру Соню, которая любила брата, всячески старались уберечь от его "дурного” влияния. Он жаждал любви, сочувствия к себе, но не получал их: "Мне хотелось, чтобы он (отец) обнял меня, посадил себе на колени и приласкал”. От невнимания близких мальчику "становилось очень горько и досадно”, он даже плакал. Напряжённость эмоционального состояния героя в этот период его жизни выражена словами: "...с шести лет я испытал ужас одиночества”. В этих словах — драма жизни ребёнка. Его реакция на отношение близких выразилась в уходе Васи из дома.

Слова учителя

Итак, Вася стал свободным — "никто не стеснял моей свободы”. Но это была вынужденная свобода. По сути, мальчика предали. И прежде всего отец, который поверил чужим людям, будто его сын "бродяга” и "негодный мальчишка”. Мальчик надеялся на любовь отца, жаждал её, но не получил. Маленький мальчик силой обстоятельств был выброшен на улицу и не утонул в ней только потому, что не сдался, проявил характер ("поступал по-своему”), спасала жгучая любознательность. Автор намеренно "злоупотребляет” личными местоимениями и глаголами на малом пространстве текста. Они подчёркивают духовную активность Васи, которая определилась как цель жизни.

Что же увидел Вася, выйдя на улицу?( Прежде всего своё местечко Княж-Городок, главным архитектурным украшением которого была тюрьма. Картину города и окрестностей дополняли "сонные”, "заплесневелые пруды”, "пустыри с кучами всякого хлама”, "деревянный мост”, "вонь, грязь, кучи ребят”, "кладбище”, "полуразрушенный замок”, "заброшенная часовня”. Есть ещё в городе и так называемые "проблематические фигуры”. Это "несчастные тёмные личности, красноносые старцы”, "безобразные старухи”, "полубезумный старик нищий, которого прозвали профессором”, и выделяющийся среди этой тёмной массы пан Тыбурций Драб. Итак, в людском обществе, как и в городском пейзаже, нет ни одной радующей глаз фигуры. Примечательно, что картины затхлой, замшелой жизни открывают рассказ, предваряя основные события и тем самым настраивая читателя на определённое их восприятие).

А что же Вася? Как он воспринимает мрачные картины и фигуры родного города?( Вполне нормально. Так постепенно, под воздействием той жизни, что протекала рядом, детская восторженность мальчика уступает место прямо-таки сердечной боли.

Встреча с детьми подземелья так же стала знаменательным событием в жизни мальчика и принесла ему новые открытия на пути познания жизни. Вася хотел всего лишь осмотреть часовню, а столкнулся с совершенно новым и неведомым ему миром).

2 группа

1.Найдите в тексте описание Валека, прочитайте ( стр. 38 )

Валек — "мальчик лет девяти… худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах… штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”.Глаза у Валека "задумчивые”. И ещё он заметил, что Валек "с грустью произнёс”, "усмехнулся с обычным грустным видом”. Грустное настроение Валека окунает в атмосферу какой-то безысходной печали и тревоги, правда, пока ещё не вполне осознанной

3 группа

1.Найдите в тексте описание Маруси, прочитайте (стр. 43)

У неё "грязное личико”, "белокурая головка”, "нетвёрдые шаги”, "головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика”, Маруся ходила, "шатаясь, как былинка”. В описании Маруси преобладают уменьшительно-ласкательные слова. Они подчёркивают возраст Маруси, но не только. Уменьшительно-ласкательные слова, сравнение с колокольчиком, былинкой создают ощущение незащищённости этой девочки. Она вызывает чувство жалости.

2. Расскажите кратко об их социальном положении

 

V. Вывод.

Работая в группах, мы выяснили социальное положение детей, которое тесно связано с их судьбой.

- Какова судьба детей? (несчастна, трагична)

- А в наши дни встречается ли такая несправедливость?

- Что мы можем сделать, как помочь? Ваши мысли изложите в тетради в 2-3 предложениях, в ваших рассуждениях можно использовать эпиграф урока.

 

VI. Рефлексия.  Прочитайте написанное сочинение.

выводы:

- дети – самые ранимые, уязвимые и часто никем не защищённые в существующем мире;

- на протяжении полутораста лет в судьбах детей-сирот ничего существенного не изменилось: трагедии из 19 века перекочевали в наше время;

- государство всегда делало попытки охватить заботой детей-сирот и брошенных детей. На самом же деле эти дети остались наедине со своим горем и своей бедой.

Одна из важнейших задач, которую необходимо государству решать – это судьбы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И сегодня это самая важная проблема России, требующая срочного разрешения…

VII. Поделитесь своими впечатлениями об уроке. (На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался….)

VIII. Выставление отметок. Активными были ……

IX. Дом. работа: стр. 24, задание 4

 


Урок литературы в 6 классе Тема урока «Краткие сведения о

Урок литературы в 6 классе Тема урока «Краткие сведения о

Проверим выполнение дом. задания

Проверим выполнение дом. задания

Обратимся к рассказу. Кто являются главными героями рассказа?

Обратимся к рассказу. Кто являются главными героями рассказа?

А что же Вася? Как он воспринимает мрачные картины и фигуры родного города?(

А что же Вася? Как он воспринимает мрачные картины и фигуры родного города?(

Одна из важнейших задач, которую необходимо государству решать – это судьбы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Одна из важнейших задач, которую необходимо государству решать – это судьбы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Скачать файл