Урок литературы в 7 классе М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко»
Оценка 4.6

Урок литературы в 7 классе М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко»

Оценка 4.6
docx
11.06.2022
Урок литературы в 7 классе  М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко»
Старуха Изергиль.docx

 

Урок литературы в 7 классе

М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко»

 

Эпиграф к уроку

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям. (Б. Шоу)

Цели: 1) познакомить с понятием романтизм, романтический герой; развивать навыки анализа текста;

 2) развивать устную речь учащихся, тренировать внимание, память, логическое мышление; расширять словарный запас обучающихся;

3) через анализ легенды воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению людям, добру.

Планируемые результаты: знание понятий «романтизм», «романтический герой», содержания легенды о Данко; владение элементами анализа текста.

Тип урока: урок изучения нового материала (урок изучения художественного произведения)

Оборудование: персональный компьютер, учебник, портрет писателя, карточки со словами, закрепленные на доске.

 

                                              ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

- Здравствуйте. Садитесь.

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя

 «...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...», - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, - Максим Горький.

 

Давайте вспомним настоящее имя писателя (Алексей Максимович Пешков), Максим Горький – псевдоним писателя, а что такое «псевдоним»? (Псевдоним - вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего).

 

Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.

За несколько месяцев до создания  рассказа “Старуха Изергиль”(в 1894 году)  Горький писал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь.

Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему.)

 

2.Целеполагание

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Будем анализировать легенду о Данко, определим смысл жизни романтического героя, увидим исключительного героя в исключительных ситуациях).

 

3. Проверка домашнего задания

- Итак, В 1895 году был напечатан рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе, окутанном романтизмом.

- Объясните, что такое  «романтизм», пользуясь домашними записями в тетради.

(Романтизм – художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)

- Что является  его основными чертами? (Отвечают, используя  домашние записи)

Основные  черты романтизма :

-Отклонение от канонов классицизма, вольное  композиционное построение произведений.

-Основа произведения романтизма -  конфликт между реальным миром и вымышленным,  миром.

-Драматический сюжет-главный герой одинок и несчастен, стремление к идеалу приводит к трагедии сильной личности.

-Использование ярких,  средств художественной выразительности, передающих человеческие страсти.

-Авторское отношение к действительности выражено через главного героя-бунтаря.

-Чувства на первом месте, отрицание рациональности, разумности на фоне природных явлений и народных традиций.

 

4. Аналитическая беседа.

- Вы уже прочитали произведение. Докажите, что оно является романтическим. ( Проводят анализ, используя записи в тетради)

 

5. Терминологическая работа (работа со словарем)

Объясните значение слов, записанных на доске.

- К чему мы обращаемся в случае, когда не знаем значения слова? (К словарям)

 

Подвиг - героический самоотверженный поступок.

Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради общего блага, героический, благородный

Поступок - решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

Трусость - отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

Самопожертвование -  готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов других людей.)

Герой  - это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью,

Героический - свойственный герою

совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.

 

Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости  и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода.

 

6. Определение жанровых особенностей произведения

- В произведении мы впервые сталкиваемся с понятием  «легенда».Что это такое? Обратимся к словарю литературных терминов. Запишем определение в тетрадь.

 (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)

 

7.Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.

Составьте словесный портрет человека-легенды. (Смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг...)

 

8. Физминутка.

Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом)

Мизинец – активизируем сердце.

Большой палец – легкие и печень.

Средний палец – систему кровообращения.

Указательный палец – зону пищеварительного тракта.

Безымянный палец – нервную систему.

Ладонь — в середине ее находится точка повышения активности. Рекомендуется надавливать большим пальцем в центр левой ладони - сердцебиение.

 

9. Постановка проблемного вопроса

- Каким должен быть человек-герой, и как ему жить среди людей?

 Этот вопрос поднимали многие писатели, над этим размышлял и                       М. Горький. Давайте поразмышляем и мы.

 

10. Анализ легенды о Данко, работа с текстом.

 

- Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл.)

- Где они жили сначала?  (1 предл.) 

- Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу?(3 предл.)

- Символом чего является лес? (Страх)

- Почему у таких сильных людей родился страх?  (От безысходности и смерти близких)

- Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?

- К чему привело бездействие? Что породило? (Трусость, страх)

- К какой мысли привели их трусость и бездействие? (Готовность к рабской жизни)

- И вот появляется Данко. Найдите описание Данко в тексте.  

- Смотрите, как красиво сказано: красивые всегда смелые. О какой красоте идет речь? (Внутренней, душевной).

-Посмотрим на главного героя Данко. Исключительный герой. Проведите грамматический анализ имени Данко (Дать, дань, данный).

- Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них» и доверили именно ему вывести племя? («В очах его светилось много силы и живого огня»)

-На какую деталь обращает внимание в образе Данко М. Горький? (Глаза пылают, сердце пылает через глаза).

-Какая есть замечательная пословица, отражающая это? (Глаза - зеркало души)

-Почему люди готовы идти за ним? (Поверили, хотят обрести свет).

- Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? (Оказалось, что Данко, который шёл впереди них, вызвал раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии». «Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)

- За что же он должен был погибнуть? (За то, что им в дороге не было легко)

- Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

(Сначала испытывает негодование, но «от жалости к людям оно погасло», «вспыхнул огнём желания спасти их»)

- В чем красота подвига Данко? (Отдать жизнь за людей - вот величайшее счастье, доступное всем. Он принес себя в жертву, чтобы осветить путь людям и вывести их из тьмы и гибели к счастливой жизни)

-Зачем наступил человек на еще пылающее сердце Данко? Какова функция эпизода об «осторожном человеке»? (Упоминание об  «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя.)

-Как вы считаете, стоило ли Данко жертвовать собой ради таких людей?

11. Индивидуальное сообщение обучающегося

 

В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Прослушайте ее и сопоставьте с легендой о Данко. (Доклад ученика)

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

 

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?

 (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? 

(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

 

III. Закрепление изученного материала

- Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

- Подвиг и самопожертвование – одно и то же?

- Данко - особенный человек?

- А какой человек способен совершить подвиг? (Человек с внутренним желанием помочь, способный пожертвовать собой)

- Чем может пожертвовать современный человек?  (Деньги, время, условия)

 

 

 

Подведение итогов урока.

- Какова же тема легенды? (Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)

- Можно ли назвать Данко героем? (Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)

- Какие подписи можно сделать под иллюстрациями, выполненными вашими одноклассниками?

- Творческое задание: написать синквейн, в котором ключевое слово “Данко”.

Примеры синквейнов, составленных детьми.

Данко.

Смелый, красивый.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые – всегда смелы.

Подвиг.

* * *

Данко.

Бесстрашный, мужественный.

Жалеет, любит, жертвует.

Может победить смерть.

Герой.

* * *

Данко.

Бескорыстный, благородный.

Любит, ведет за собой, погибает.

Во имя других готов пожертвовать собой.

Человек-легенда.

5. Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”


 

Урок литературы в 7 классе

Урок литературы в 7 классе

Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”

Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”

Вы уже прочитали произведение.

Вы уже прочитали произведение.

Физминутка. Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом)

Физминутка. Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом)

Какая есть замечательная пословица, отражающая это ? (

Какая есть замечательная пословица, отражающая это ? (

В чем сходство библейской истории и легенды о

В чем сходство библейской истории и легенды о

Подвиг. * * * Данко. Бесстрашный, мужественный

Подвиг. * * * Данко. Бесстрашный, мужественный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2022