Урок литературы в 7 классе "Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)
Оценка 4.6

Урок литературы в 7 классе "Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)

Оценка 4.6
docx
07.05.2020
Урок литературы  в 7 классе "Мы в ответе за тех,  кого приручили" (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)
Урок «медленного» чтения с использованием технологии развития критического мышления по рассказу Л. Андреева «Кусака»
Урок литературы по рассказу Л.Андреева КУСАКА. 7 класс.docx

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему:

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

(урок «медленного» чтения

с использованием технологии развития критического мышления

по рассказу Л. Андреева «Кусака»)

Полиенко Наталья Николаевна,

 учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №20,

г. Сургут

Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: открытие новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», используя метод «медленного» чтения, а также приемы технологии развития критического мышления, и раскрыть его идейно-художественное своеобразие.

Задачи урока:

1.     формировать навыки анализа художественного произведения, понятие об авторской позиции и способах ее выражения в произведении;

2.     учить высказывать свои впечатления, мысли и чувства; развивать воображение, фантазию;

3.     воспитывать на материале художественного текста гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку и животному, сострадание и сопереживание.

Предметные результаты учащихся выражаются в следующем:

-       получение представления о творчестве Л. Андреева и о содержании его произведения «Кусака»;

-       умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; характеризовать его героев сопоставлять героев произведения;

-       понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

-       умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

Личностные результаты:

-       воспитание бережного отношения к братьям нашим меньшим через восприятие произведения;

-       формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

-       формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-       освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

Метапредметные результаты:

-       умения ставить и формулировать цель деятельности;

-       планировать последовательность действий;

-       осуществлять самоконтроль и самооценку; сравнивать, определять понятие, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

-       смысловое чтение;

-       умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-       умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью.

Формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация с портретом писателя, иллюстрациями, фотографиями с изображением животных, учебник «Литература». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, под редакцией В.Я. Коровиной. - М: Просвещение, 2018.

Слайд 1.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

                                                                           Антуан де Сент-Экзюпери

                                                   Ход урока.

I.    Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке литературы. Откройте тетради и запишите число, тему урока.

II.     Стадия вызова.

1. Вступительное слово учителя. Прогнозирование по названию.

- Прочитайте, пожалуйста, слово на слайде. Слайд 2. (Кусака). Поработайте с этим словом. Напишите в тетради, какое существо может так называться.

Слайд 3. (Гусь).

      Слайд 4. (Белочка).

     Слайд 5. (Собака).

                                                 Слайд 6. (Птица).

     Слайд 7. (Кактус).

 

- Рядом запишите слова, которые охарактеризовали бы это существо.

Слайд 8. (Рыженькая, мягкая, пушистая, маленькая, веселая, ловкая, смелая, добрая, озорная, злая, зубастая, хитрая)

- Прочитайте по очереди то, что вы написали. Наиболее понравившееся слово запишите. Старайтесь не повторяться. (Читают только желающие.)

- А вы хотели бы узнать, кто такая Кусака? Тогда давайте познакомимся с содержанием рассказа Леонида Андреева, напечатанным в 1901 году, который так и называется «Кусака» (Слайд 9). Читая, я буду использовать особый прием «Чтение с остановками».

2. Приём «Чтение с остановками».

Текст разбивается на три части и последовательно прочитывается в классе.

3. Чтение первой части рассказа.

Учитель читает первую часть, а затем первый абзац второй части.

Слайд 10 (Иллюстрация).

Слайд 11 (Иллюстрация).

III. Стадия осмысления.

1. Первая остановка. Вопросы учителя классу.

- Что мы узнали о Кусаке в самом начале рассказа?

- Как относились к ней дети, взрослые?

- Как первый раз было обмануто доверие Кусаки к людям? Как удар человека, которому она поверила, изменил ее дальнейшую жизнь и характер? (С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее».)

2. Прием прогнозирования.

- Рассказ я прочитала не до конца, продолжите его. Как вы думаете, что произойдет с Кусакой дальше? Напишите ваши варианты дальнейших событий.

3. Творческая работа учащихся. (На индивидуальную работу даётся 3 минуты. Каждый из детей видит свой вариант развития дальнейших событий, мысленно сам проживает эту историю).

- Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось. (Читают желающие.)

4. Чтение второй части рассказа.

- А сейчас я прочитаю продолжение рассказа Андреева. (Читаю до второго абзаца четвёртой части).

Слайд 12 (Иллюстрация).

5. Вторая остановка. Беседа по вопросам:

- Что изменилось в жизни Кусаки с наступлением весны?

- Как складывались ее отношения с приехавшими дачниками?

- Как Кусака выражала людям свою преданность? (Бдительно сторожила дачу).

- Как в жизнь Кусаки вошла любовь?

- Что стоит за этими словами? (У нее теперь было имя, она принадлежала людям и могла им служить, она больше не была одинока!)

- Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

- Почему Кусака не могла радоваться до конца, «служить», играть, как другие собаки? (Последствия перенесенных обид. Ничто не проходит бесследно).

6. Приём «Дерево предсказаний» (Слайд 13). Творческая работа учащихся.

- Как дальше будут разворачиваться события?

- Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформим в виде «Дерева предсказаний». Ребята, сидящие на первом варианте, предположите, как будет вести себя Лёля, ребята второго варианта предскажите, что произойдет с Кусакой.

- (Самостоятельная работа 3-10 минут). Чтение работ (по желанию).

7. Чтение окончания рассказа.

- А теперь послушайте, чем закончился рассказ (Слайд 14).

IV. Стадия рефлексии.

Слайд 15.

1. Творческая работа.

- Подберите наиболее точные слова, которые могли бы стать заголовком этой части («Жа-а-лко», «Бросили», «Горе Кусаки», «Опять обманули», «Плач Кусаки»).

- А теперь запишите мысли, появившиеся у вас после чтения рассказа.

- Прочитайте то, что вы написали (Во всех работах звучит призыв к бережному отношению к братьям нашим меньшим).

2. Выводы. Выводы делают дети, а затем обобщение – учитель (Слайд 16).

- Мы часть природы, и её нужно беречь. Поманить, вызвать доверие и любовь, а потом ударить или бросить на произвол судьбы - только на это способны «добрые» люди. Именно человек должен остановить зло. Но вместо того, чтобы простить и забыть обиды, пропойца-мужик вымещает их на собаке и жене. Жалость и доброта Лёли оборачиваются равнодушием к судьбе Кусаки. Люди, собравшиеся у трактира, не находят лучшего развлечения, чем издеваться над дурачком. Если они не имеют сострадания даже друг к другу, чего ждать бедной Кусаке?

- Каково ваше отношение к Лёле? (Она поступает ничем не лучше мужика, впервые обманувшего доверие собаки. Его поступок имеет хотя бы объяснение, правда, Кусаке от этого не легче. Лёлю же никто не обижал, но именно она наносит бедному животному такой удар, после которого, наверное, уже никогда «не расцвести собачьей душе»).

- Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?

- О чем заставляет нас задуматься автор? (О том, как плохо оказаться забытым и покинутым всеми; как страшно, что вокруг так много бездушных и злых людей; невольно хочется быть добрее и помнить, что все мы в ответе за тех, кого приручили. Таким образом, Леонид Андреев навел нас на размышление о добре и зле, о трагедии одиночества, о милосердии и гуманизме).

- Объясните лексическое значение понятий: «милосердие», «ответственность», «гуманизм», - прозвучавших в ваших ответах.

- Проверим правильность ваших рассуждений, прочитав статьи из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова.

3. Словарная работа (Слайд 17).

Милосердие – готовность помочь  или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Гуманность - человеколюбие и отзывчивость.

Ответственность – необходимость, обязанность отдавать отчет в своих действиях, поступках.

- Какое впечатление складывается об авторе этого рассказа? Давайте познакомимся с ним (Слайд 18).

4. Краткий рассказ о писателе.

- Леонид Андреев - русский писатель XX века. Он родился 9 августа 1871 года в Орле. С 1882 по 1891 обучался в классической гимназии, затем стало поступил в Петербургский университет (юридическое отделении). После окончания университета в 1897 году занялся адвокатурой. В это же время появляются первые журналистские работы в «Московском вестнике». В 1898 печатается первый его рассказ «Баргамот и Гараська». Получил большую популярность после рассказа «Жили-Были», напечатанном в 1901 году. В следующем году публикуются сочинения Андреева. В ноябре 1905 покинул страну. Вначале отправился в Германию, затем в Италию, Финляндию. 12 сентября 1919 писатель скончался.

(Слайд 19).

Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы. Он был неравнодушным человеком. Его произведения поражали воображение силой и искренностью в желании автора разделить страдания человека и животного. В этом мы с вами убедились, читая его рассказ «Кусака». О нем Леонид Николаевич Андреев писал: «…В рассказе «Кусака» главным героем является собака, которая, как и любое живое существо, имеет душу, умеет любить и страдать, хочет верить в людей, хочет иметь свой дом, тепло, заботиться о ком-то и получать заботу, тепло и ласку».

5. Работа над эпиграфом к уроку.

Обращаемся к эпиграфу урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Слайд 20). (Приручить (кого, что) - приручить к человеку, сделать ручным, послушным. Приручиться - стать ручным, привыкнуть к человеку).

- Как вы понимаете слова Антуана де Сент-Экзюпери? Подходит он к теме нашего урока? (Пережитое и высказанное на уроке становится личной позицией ребёнка).

6. Подведение итогов урока.

- Как называется рассказ, над которым мы работали? Кто его написал?

- Какой выводы для себя сделали?

V. Домашнее задание (Слайд 21). Напишите на выбор:

1.   отзыв на рассказ Л. Андреева «Кусака»;

2.   сочинение-миниатюру «Всегда ли мы добры к людям и животным?»;

3.   рассказ о животном «Мой друг».

 

Литература

1.     Аникина, С. М., Золотарева, И. В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М., 2002.

2.     Волкова, О. С. «Такими мы быть не должны…». Рассказ Л. Н. Андреева «Кусака»// Литература в школе. – 2004. - № 11 – с. 38 – 40.

3.     Кулагина, Н. В. Рассказ Л. Андреева «Кусака»// Литература в школе. – 2001. - № 7 – с. 26 – 29.

4.     Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, под редакцией В.Я. Коровиной. - М: Просвещение, 2018.

5.     Меркин, Г. С. Рабочая тетрадь № 3 по литературе для учащихся 7 класса. — М.: РОСТ, Скрин, 1998. - 64 с. – С. 8 - 11.

6.     Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: АЗЪ, 1996. – 928 с.

7.     Турьянская, Б. И., Комиссарова, Е. В., Холодкова Л. А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 1999. - 256 с.- С. 212 - 213.

8.     Широкова, Л. Н. «Кусака» Л. Н. Андреева – рассказ о…// Литература в школе. – 2005. - № 11 – с. 37 – 38.

 

 


 

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (урок «медленного» чтения с использованием технологии развития критического мышления…

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (урок «медленного» чтения с использованием технологии развития критического мышления…

Формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная

Формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная

А вы хотели бы узнать, кто такая

А вы хотели бы узнать, кто такая

Приём «Дерево предсказаний» (

Приём «Дерево предсказаний» (

Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия

Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия

Всегда ли мы добры к людям и животным?»; 2

Всегда ли мы добры к людям и животным?»; 2
Скачать файл