Урок литературы в 7 классе на тему "Былина"Вольга и Микула Селянинович"
Оценка 4.8

Урок литературы в 7 классе на тему "Былина"Вольга и Микула Селянинович"

Оценка 4.8
docx
20.01.2020
Урок литературы  в 7 классе на тему "Былина"Вольга и Микула Селянинович"
. «Вольга и Микула Селянинович». (2).docx

05.09.18                                                    Урок №3

               Тема: Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

Цели: познакомить с понятиями «былина», «эпический герой», дать представление об отличиях былины от сказки, показать соотношение реальности и вымысла в былинах,развивать навыки анализа текста,выразительного чтения и пересказа,воспитывать интерес к произведениям УНТ,любовь к Родине.

Планируемые результаты:                                                                                   

Предметные: уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки.

Метапредметные: регулятивные: применять метод информационного поиска, познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

 Личностные: формирование внутренней позиции  на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.

Оборудование: учебник, иллюстрации к былине.

                                                       Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие учащихся.

Контроль посещаемости.Проверка готовности к уроку

II. . Актуализация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания.

 -Что такое былина?

 -Какие темы поднимались в былинах?

- Кто является героем былин?

 -Кого называют богатырём

III.Мотивация учебной деятельности.Слово учителя(с.12,Мет.)                                                                                            IV.Тема и целеполагание(формулир.уч-ся)                                                                                                                                                         V.Работа по теме урока.                                                                                                                                                                1.Слово учителя.- Исследователи русских былин разделили былинных богатырей на два типа: на “старших” и “младших” богатырей. “Старшие” богатыри – это воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания человеческого образа, но всё ещё остались силою мировою. Некоторые из этих богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.

Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную троицу дополняют Волх Всеславьевич и Михайло Потык.

Былинный образ Волха Всеславьевича не менее древний, чем образ Святогора. Волх – это волхв, умеющий “вражбу чинить”, то есть ворожить, мудрый кудесник, волшебник, родившийся от змея (что по древним языческим представлениям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах рассказывается в былине “Волх Всеславьевич”. Волх – оборотень, обладающий способностью обвёртываться в сокола, волка, тура, муравья. Такая способность была присуща языческому божеству охоты.

Позже имя Волх превратилось в имя Вольга. Исследователи считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх-Вольга) и бога земледелия (Микула). Микула носит отчество Селянинович – от слова “селянин”, то есть крестьянин, живущий в селе.

2. Анализ заглавия былиныПостановка проблемного вопроса.

- ? Обратите внимание на заглавие. Что необычно? (В заглавии имена двух героев.)

Кого можно назвать подлинным героем былины?

- Чтобы ответить на этот вопрос, перечитаем некоторые фрагменты былины и посмотрим, как построены её сюжет и композиция, так как именно в них – авторское отношение к героям.

3. Анализ сюжета и композиции былины.

1) О ком эта былина? Что отражается в её названии?

(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)

2) О чём рассказывает былина? Какова её тема?

(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)

3) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)

4) С чего начинается былина?

(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)

5) Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)

(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей – подчёркивается его чудесное происхождение: от женщины и змея.)

- Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.

- Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.

6) Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)

(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)

7) Как развивается действие?

(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)

8) Что же поражает Вольгу?

(Вольгу и его дружину полражает сила крестьянина и могущество его коня.)

9) Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)

(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы.

2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу)

3. Постоянные эпитеты.)

-? Чем необычно это описание?

(В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)

4. Описание внешности Микулы (читаем 6 строфу)

(Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”. Он одет очень нарядно, по-праздничному.)

- Таким образом, описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.

10) О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)

(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)

11) Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след. строфу)

(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).

12) Где действие достигает кульминации?

(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)

- Прочитаем далее. Обратите внимание на приём градации (= нарастания).

-? Кто выходит победителем? (Микула.)

13) Прерванное движение возобновляется, и снова обнаруживается преимущество рабочей кобылы пахаря перед боевым конём Вольги. Прочитайте следующие две строфы.

Как понять слова Вольги во второй строфе?

(Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)

14) Как мы убеждаемся в полной победе Микулы?

(Вольга спрашивает его имя.)

-? Как Микула называет себя?

(Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)

-? Почему? Что значит это имя для “мужичков”?

(В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)

- Таким образом, выделяется имя главного героя: оно оказывается в сильной позиции, завершая весь текст и перекликается с названием былины, подчёркивает приоритет Микулы Селяниновича как главного героя былины.

Получается, что обычный крестьянин Микула стоит выше князя Вольги.

15) Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа?

(1. Уважение к тяжёлому труду землепашца.

2. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)

16) Зачем тогда введён образ Вольги?

(Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы.)

- Микула – это эпический герой.

4.Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

5. Характеристика Микулы Селяниновича.

-? Основываясь на определении “эпического героя”, докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.

VI.Итог урока. Рефлексия:

-Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю?

(Под запись: 1) человек недюжинной силы 2) идеал нравственности 3) истинный патриот родины, живущий её интересами.)

VII. Домашнее задание: вопр.с 36,прочитать былину “Садко” , сделать иллюстрацию к 1 из былин.

 

Урок литературы в 7 классе на тему "Былина"Вольга и Микула Селянинович"

Урок литературы  в 7 классе на тему "Былина"Вольга и Микула Селянинович"

Урок литературы в 7 классе на тему "Былина"Вольга и Микула Селянинович"

Урок литературы  в 7 классе на тему "Былина"Вольга и Микула Селянинович"

Урок литературы в 7 классе на тему "Былина"Вольга и Микула Селянинович"

Урок литературы  в 7 классе на тему "Былина"Вольга и Микула Селянинович"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020