26.11 Урок № 22 лит.7 кл.
Тема: Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Тарас Бульба и его сыновья..
Методическая цель: ознакомить учащихся с исторической и фольклорной основой повести
«Тарас Бульба», её героями, показать
быт и нравы Украины XV—XVI веках, и то,как эти события отразились в
произведении; .развивать навыки анализа текста , характеристики героев повести,
совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к
историческому прошлому своей Родины, чувство чести и достоинства.
Планируемые предметные
результаты: знать историю создания, историческую основу повести , содержание
первых глав, их роль в повествовании, определение понятия «художественная
деталь», анализировать текст, язык
Тип урока: урок усвоения новых знаний. Оборудование: учебник,презентация,портрет Н.В.Гоголя,компьютер; проектор.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие учащихся.
Контроль посещаемости.Проверка готовности к уроку
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка дом.зад.:чтение наизусть отрывка из «Песни про купца…»
III.Мотивация учебной деятельности.
Историческая тема – одна из важнейших тем русской литературы. Наряду Лермонтовым,о произвед.кот.мы гов.на прошл.уроке,к историч.теме обращ.и Гоголь в повести …..
IV. Тема и целеполагание.
V.Работа по теме урока.
1.Биография Н.В.Гоголя :экспресс-вопрос по дом.зад.(см. презентацию)
1.Слово учителя.
- Какова же историческая основа повести?
Чтобы быть верным эпохе, отражённой в повести «Тарас Бульба», Гоголь изучил множество исторических и фольклорных источников. Из них он узнал, что когда-то Киевская Русь была одним из мощных государств с центром в г. Киеве. Но Монгольское нашествие в середине 13 века привело к окончательному распаду Киевской Руси.
События, изображённые Гоголем в повести, относятся ко времени освободительного движения на Украине в 15-17 веков. ). К началу 16 века было завершено объединение русских земель, но Белая Русь (Белоруссия) и Малая Русь (Украина) были захвачены Речью Посполитой.
Украинское казачество вело освободительную войну против поляков, захватывающих территории Украины, захватывающих и продающих людей в плен. Поляков называли шляхтичами (от названия польского войска – Шляхта.Повсюду насаждались польские законы, язык, нравы, обычаи, украинских крестьян превратили в крепостных. Поляки силой навязывали православной Украине соединение католической и православной церкви. На Украине одно за другим вспыхивают восстания. Главной силой в них были украинские казаки.
- А что означает слово «казак»?
Большинство ученых считают, что оно заимствовано из
тюркского языка и означает «вольный человек». Другие полагают, что оно берёт
своё начало в монгольском языке, где слово «ко» означает «броня», «латы», а
слово «зак» - «межа», «граница», т.е. «казак» - защитник границы. Первое
появление этого слова в документах относится к 1444 году. ; Первоначально
проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории
Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и
Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего
Востока.
У днепровских порогов, на Хортице, возник
укрепленный лагерь казаков; их стали называть запорожцами, так как они жили за
порогами Днепра. Для защиты от врагов казаки устраивали засеки (завалы) из
срубленных деревьев. «Засеки» по-украински — «сечь», поэтому казачий лагерь
стал называться Запорожской Сечью
- С какой целью была создана Запорожская Сечь?
Запорожская Сечь – это военная
организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным
назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины. Возглавлял
Сечь кошевой, по-другому атаман, который избирался из числа
казаков.
Запорожская Сечь представляла собою
строгую военную организацию, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые
казаки. Но были здесь и старые, закаленные в походах и битвах казаки. Они
получали здесь необходимую воинскую науку: нужно было владеть и саблей, и
копьем, чтобы на скаку сразить врага, требовался меткий глаз, чтобы поразить
цель, умение схватиться врукопашную или вести осаду.
Сечь жила по своим строгим, но справедливым законам. Только такой уклад жизни мог создать сильных и могучих людей. В бой шли вместе, делились куском хлеба, берегли друг друга от смерти. Символы казачьего войска считались булава, бунчук, хоругвь, литавры.
В фольклорных произведениях воспевается ценность родины, желание положить голову для того, чтобы родная сторонка была свободной и независимой. А самым страшным грехом видится предательство, измена отчизне. Отголоски этого мотива находим мы и в повести Гоголя. В повести «Тарас Бульба» сплетены две основы: историческая и фольклорная. Николай Васильевич Гоголь, изображая освободительную борьбу украинского народа с поляками, показывает читателям сильных духом народных героев: Тараса Бульбу, его сына Остапа, товарищей
5. Словарная работа
Задание: произнесите слова в соответствии с
орфоэпическими правилами.
Украинский (укрАинский – украин.
произношение)
Казак (козак)- вольный человек, член
военно-земледельческой общины поселенцев на окраинах государства. Запорожские
казаки.
Шляхтичи (ляхи)
6.Определение жанра произведения.
1) Работа
над литературоведческим понятием (работа с литературоведческим словарём):
- Мы уже неоднократно говорили о том, что
произведение «Тарас Бульба» - повесть?
- Что такое повесть?
2) Запись определения (см. словарь
терминов)
Повесть – это жанр литературы, который больше рассказа, но
меньше романа. Часто имеет деление на части (главы), которые соединяются
сюжетом, героями.
3) Определение вида повести.
- Существуют различные виды повестей, посмотрите
на слайд, определите, к какому виду повести относится повесть «Тарас Бульба»,
объясните свой выбор.
Виды повестей: сатирические, фантастические, исторические,
реалистические, романтические.
Историческая повесть - это произведение, в котором повествуется об
исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими
лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические
личности.
7. Физминутка.
8- Давайте познакомимся с казаками - главными героями повести
Проверка первичного восприятия текста. Комментированное чтение «Встреча Тараса Бульбы с сыновьями»
9.Аналитич.беседа :вопр.стр.50 Халабаджах.
VI.Итог урока. Рефлексия:
-Повесть Н.В.Гоголя «
Тарас Бульба» - повесть об историческом прошлом нашей Родины. Почему?
-Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?
-Понравилось ли вам произведение?
-Почему повесть звучит так свежо, заставляет
сопереживать ее героям, хотя времена давно уже изменились? (Проблемы незыбленности
духовно-нравственных ценностей русского народа, исторической памяти нации,
связывают давно прошедеше с будущим через настоящее, через нас, нынешних
читателей.
VII. Домашнее задание: дочит.повесть,подгот.к теме «Нравы и обычаи Запорожской Сечи».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.