19.09.18
Урок № 6 7 кл.
Тема:
«Калевала»- карело-финский мифологический эпос. «Песнь о Роланде».
Цели: дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с произведением карело-финского эпоса, с его главными героями и художественными особенностями.
Метапредметные :
· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;
· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения; самостоятельно организовывать собственную деятельность;
· коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Оборудование: учебник, иллюстрации к поэмам.
Ход урока
I.Организационный момент.
II..Мотивация учебной деятельности.Слово учителя(с.23,Метод.)
III.Тема и целеполагание.
IV.Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
– Сегодня мы познакомимся с карело-финским эпосом «Калевала», который занимает особое место среди мировых эпосов – столь своеобразно содержание поэмы. В ней повествуется не столько о военных походах и ратных подвигах, сколько об изначальных мифологических событиях: о происхождении Вселенной и космоса, Солнца и звезд, земной тверди и вод, всего сущего на земле. В мифах «Калевалы» все происходит впервые: строится первая лодка, рождается первый музыкальный инструмент и сама музыка. Эпос насыщен историями о рождении вещей, в нем много волшебства, фантазии и чудесных превращений.
2. Работа в тетради.
Словарная работа.
Народный эпос – поэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и стихах; как устное творчество эпос неотделим от исполнительского искусства певца, мастерство которого основано на следовании национальным традициям. Народный эпос отражает жизнь, быт, верования, культуру, самосознание людей.
3. Беседа по вопросам.
– «Калевала» – мифологический народный эпос. А что такое мифы и зачем люди создавали их? (Мифы – рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни. В мифах изложены самые древние представления о мире, его устройстве, происхождении людей, богов, героев.)
– С какими мифами вы знакомы? (С мифами Древней Греции.)
– Вспомните наиболее ярких героев мифов. (Сильный и мужественный Геракл, искуснейший певец Арион, смелый и хитроумный Одиссей.)
4.Физкультминутка.
5.Вопросы 1–8.(с. 45).
– Где и когда, по предположениям ученых, сложился карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?
– Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?
– О чем рассказывают древние руны?
– Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?
– Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?
– Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?
– Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо?
– Что случилось с Сампо впоследствии?
5.Творческое задание.– Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках, о героях «Калевалы». Сравните с героями былин. Что в них общего и что различного?
6.Чтение и обсуждение фрагментов поэмы «Песнь о Роланде»
Вопр.и.зад.с.59,учебник.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности. «Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
V.Домашнее задание: с.45,творч.зад.,нарис.иллюстрацию одного из эпизодов карело-финского эпоса «Калевала».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.