06.03 Урок №48 лит.7кл.
Тема: Л.Н.АНДРЕЕВ. «КУСАКА».Нравственные проблемы рассказа.
Методическая цель: познакомить с биографией Л.Н. Андреева, главными героями¸ композицией, художественными особенностями рассказа, развивать навыки анализа текста, творческие способности учащихся, воспитывать любовь ко всему живому,чувство оптимизма.
Предметные УУД: уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности рассказа
Метапредметные: регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке; уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность применять метод информационного поиска, познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Личностные: формирование внутренней позиции на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.
Тип урока:урок открытия новых знаний.
Оборудование:портрет Л.Н.Андреева,аудиозапись песни «Собака бывает кусачей».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка дом.зад.
- Как бы вы ответили на вопрос о том, каким должен быть человек и как ему жить среди людей?
III.Мотивация уч.деят-ти:прослушив.аудиозаписи.
IV.Формулиров.темы и целей урока.
V.Работа по теме урока.
1. Слово учителя о Л.Н.Андрееве.
— Чем интересен характер писателя? О каких особенностях творчества и личности Леонида Андреева сообщает нам Корней Иванович Чуковский?(реализ.д.з.)
— Какова особенность ранних произведений Андреева(реализ.д.з.)
2.Анализ рассказа «Кусака».
— О ком рассказ «Кусака»? (О живом существе без крыши, без еды, без имени.)
— Что отличало ее от дворовых собак? («... Принадлежностью к дому», возможностью общения. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности, то есть собака должна иметь хозяина, должна иметь обязанности, быть нужной ему, служить ему.)
— Как понимать: «Только один раз ее пожалели и приласкали»? (Измученная одиночеством и неприкаянностью, она, мучимая недоверием и страхом, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные ему людьми. Жучка легла перед ним на спину, он же ткнул ее сапогом в бок. Писатель удивительно тонко подметил то, что должна чувствовать собака — обиду. И с тех пор она не доверяла людям.)
-Прокомментируйте строчки: «...но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость». (Она не бесцельно бегает и лает, она нужна, она делает то, что должна делать всякая собака.)
3.Рассказ о первом знакомстве девочки с собакой.
4.Беседа по вопросам.
— Почему она не оставила своего места, а осталась под террасой? («Люди... беспомощны и не страшны... А тревожных звуков было много...»)
— Что удерживало собаку на расстоянии от людей? (Страх, она боялась взмаха руки, бросающего ей хлеб, знала об этом опасном для нее движении по опыту. И вот она преодолела свой страх, перевернулась на спину и закрыла глаза, ожидая удара. Любое живое существо, в том числе и человек, с трудом отделывается от страха, испытанного от чего-то неприятного. Кусака тоже «вздрагивала...»)
— Почему «расцвела Кусака»? («... она принадлежала людям и могла им служить».)
— Что изменилось в ее внешности? — Как она выражала свой восторг, любовь и благодарность людям?
5.Выразит.чтение начала IХ главы.
-Нарисуйте устную картину осени, отметьте ее признаки.
6.Беседа.
— Кто задумался о судьбе Кусаки? («Жалко», — повторила Леля, готовая заплакать», «Жалко», — повторила Леля, но не заплакала».)
— Чем отличаются эти фразы! (Ох, уж эти взрослые! Мама сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Пока что погасить! Но постепенно мамины железные доводы по этому и другим вопросам погасят искры человечности. А потом мы вопрошаем, откуда в детях наших бесчувственность, безразличие и жестокость. А вот оно и доказательство этой жестокости!)
7.Задание: зачитать конец IХ главы.
— Когда Кусака почувствовала беду? (Когда пришли незнакомые люди, Кусака убежала, «смутно предчувствуя беду». Предчувствие беды погнало ее на станцию, потом заставило подняться на террасу, встав на задние лапы, «заглянуть в стеклянную дверь и поскрести когтями». «...в комнатах тоже было пусто...». Пусто стало и в душе собаки: она все поняла. Опять тоска, одиночество, ненужность. И Кусака завыла «ровно, настойчиво и безнадежно».
Тот, кто слышал этот вой, поторопился домой, где его ждали к теплу, к любящему сердцу.)
— В чем проявилось мастерство писателя при описании природы? (Природа импонирует душевному состоянию собаки. Частый дождь, надвигавшийся мрак осенней длинной ночи, неприветливое небо, борьба света с тьмою — все это обостряло чувство одиночества, усиливало безысходность и тоску.)
8.Вывод. Л. Андреев — тонкий психолог не только человеческой души; он как бы пытается вразумить человека, что испытываемые им страдания не чужды живым существам, которых мы называем (как-то уж очень легковесно!) меньшими братьями, и эта фраза должна быть не только фразой, она должна быть подкреплена человеческими поступками.
VI. Итог урока. Рефлексия.
-Кто виноват в одиночестве Кусаки?
-Какова ,по-вашему,дальнейшая судьба Кусаки?Будет ли она доверять людям?
VII.Домашнее задание:подгот.выборочн.пересказ «История Кусаки»,прочит.расск. «Юшка»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.