Урок литературы в 7 классе на тему "Л.Н.АНДРЕЕВ. «КУСАКА».Нравственные проблемы рассказа".docx
Оценка 5

Урок литературы в 7 классе на тему "Л.Н.АНДРЕЕВ. «КУСАКА».Нравственные проблемы рассказа".docx

Оценка 5
docx
20.01.2020
Урок литературы в 7 классе на тему "Л.Н.АНДРЕЕВ. «КУСАКА».Нравственные проблемы рассказа".docx
Л.Н.АНДРЕЕВ. «КУСАКА».Нравственные .docx

06.03                                             Урок №48                                                                  лит.7кл.

 

Тема: Л.Н.АНДРЕЕВ. «КУСАКА».Нравственные проблемы рассказа.

Методическая цель: познакомить с биографией Л.Н. Андреева, главными героями¸ композицией, художественными особенностями рассказа, развивать навыки анализа текста, творческие способности учащихся, воспитывать любовь ко всему живому,чувство оптимизма.

Предметные УУД: уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности рассказа

Метапредметные: регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке; уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность применять метод информационного поиска, познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

 Личностные: формирование внутренней позиции  на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.

Тип урока:урок открытия новых знаний.

Оборудование:портрет Л.Н.Андреева,аудиозапись песни «Собака бывает кусачей».

Ход урока

 

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка дом.зад.

- Как бы вы ответили на вопрос о том, каким должен быть человек и как ему жить среди людей?

III.Мотивация уч.деят-ти:прослушив.аудиозаписи.

IV.Формулиров.темы и целей урока.

V.Работа по теме урока.

1. Слово учителя о Л.Н.Андрееве.

— Чем интересен характер писателя? О каких особенностях творчества и личности Леонида Андреева сообщает нам Корней Иванович Чуковский?(реализ.д.з.)

— Какова особенность ранних произведений Андреева(реализ.д.з.)

2.Анализ рассказа «Кусака».

— О ком рассказ «Кусака»? (О живом существе без крыши, без еды, без имени.)

— Что отличало ее от дворовых собак? («... Принадлежностью к дому», возможностью общения. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности, то есть собака должна иметь хозяина, должна иметь обязанности, быть нужной ему, служить ему.)

— Как понимать: «Только один раз ее пожалели и приласкали»? (Измученная одиночеством и неприкаянностью, она, мучимая недоверием и страхом, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные ему людьми. Жучка легла перед ним на спину, он же ткнул ее сапогом в бок. Писатель удивительно тонко подметил то, что должна чувствовать собака — обиду. И с тех пор она не доверяла людям.)

-Прокомментируйте строчки: «...но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость». (Она не бесцельно бегает и лает, она нужна, она делает то, что должна делать всякая собака.)

3.Рассказ о первом знакомстве девочки с собакой.

4.Беседа по вопросам.

— Почему она не оставила своего места, а осталась под террасой? («Люди... беспомощны и не страшны... А тревожных звуков было много...»)

— Что удерживало собаку на расстоянии от людей? (Страх, она боялась взмаха руки, бросающего ей хлеб, знала об этом опасном для нее движении по опыту. И вот она преодолела свой страх, перевернулась на спину и закрыла глаза, ожидая удара. Любое живое существо, в том числе и человек, с трудом отделывается от страха, испытанного от чего-то неприятного. Кусака тоже «вздрагивала...»)

— Почему «расцвела Кусака»? («... она принадлежала людям и могла им служить».)

— Что изменилось в ее внешности? — Как она выражала свой восторг, любовь и благодарность людям?

5.Выразит.чтение начала IХ главы.

-Нарисуйте устную картину осени, отметьте ее признаки.

6.Беседа.

— Кто задумался о судьбе Кусаки? («Жалко», — повторила Леля, готовая заплакать», «Жалко», — повторила Леля, но не заплакала».)

— Чем отличаются эти фразы! (Ох, уж эти взрослые! Мама сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Пока что погасить! Но постепенно мамины железные доводы по этому и другим вопросам погасят искры человечности. А потом мы вопрошаем, откуда в детях наших бесчувственность, безразличие и жестокость. А вот оно и доказательство этой жестокости!)

7.Задание: зачитать конец IХ главы.

— Когда Кусака почувствовала беду? (Когда пришли незнакомые люди, Кусака убежала, «смутно предчувствуя беду». Предчувствие беды погнало ее на станцию, потом заставило подняться на террасу, встав на задние лапы, «заглянуть в стеклянную дверь и поскрести когтями». «...в комнатах тоже было пусто...». Пусто стало и в душе собаки: она все поняла. Опять тоска, одиночество, ненужность. И Кусака завыла «ровно, настойчиво и безнадежно».

Тот, кто слышал этот вой, поторопился домой, где его ждали к теплу, к любящему сердцу.)

— В чем проявилось мастерство писателя при описании природы? (Природа импонирует душевному состоянию собаки. Частый дождь, надвигавшийся мрак осенней длинной ночи, неприветливое небо, борьба света с тьмою — все это обостряло чувство одиночества, усиливало безысходность и тоску.)

8.Вывод. Л. Андреев — тонкий психолог не только человеческой души; он как бы пытается вразумить человека, что испытываемые им страдания не чужды живым существам, которых мы называем (как-то уж очень легковесно!) меньшими братьями, и эта фраза должна быть не только фразой, она должна быть подкреплена человеческими поступками.

 

VI. Итог урока. Рефлексия.

-Кто виноват в одиночестве Кусаки?

-Какова ,по-вашему,дальнейшая судьба Кусаки?Будет ли она доверять людям?

VII.Домашнее задание:подгот.выборочн.пересказ «История Кусаки»,прочит.расск. «Юшка»

 

 

 

Урок литературы в 7 классе на тему "Л.Н.АНДРЕЕВ. «КУСАКА».Нравственные проблемы рассказа".docx

Урок литературы в 7 классе на тему "Л.Н.АНДРЕЕВ. «КУСАКА».Нравственные проблемы рассказа".docx

Урок литературы в 7 классе на тему "Л.Н.АНДРЕЕВ. «КУСАКА».Нравственные проблемы рассказа".docx

Урок литературы в 7 классе на тему "Л.Н.АНДРЕЕВ. «КУСАКА».Нравственные проблемы рассказа".docx
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020