Урок литературы в 7 классе
по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…»
(В творческой лаборатории В.В. Маяковского)»
Описание урока с использованием модели «Перевернутый класс»
https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-po-teme-kazhdiy-iz-nas-posvoemu-loshad-3258051.html
Автор ( ФИО, ОУ, должность): Смирнова Наталья Викторовна, АНОО Гимназия «Лидер»
Оборудование, программное обеспечение: тетради, словари, учебники, знакомство с учебным материалом (просмотр видео, изучение параграфа, совместная работа учащихся посредством ИКТ) по новой теме, а в классе решение проблем и применение знаний и умений в новой ситуации.
Класс, предмет, тема: 7 кл, литература, «Каждый из нас по-своему лошадь…»
Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Цель урока: Создание условий для формирования читательской и литературоведческой компетенций через усвоение содержания стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Учащиеся смогут понимать контекст произведения, применять новые знания при решении проблемных вопросов. Представлять результат в виде работы в тетрадях, составлении тестов, презентаций, интерактивных игр.
Задачи урока:
1.Развивать умение производить анализ художественного текста;
2.Развивать образное и логическое мышление, аналитические навыки (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыки самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
3. Воспитывать сознательное отношение к литературе как духовной ценности;
4. Продолжить развивать умение работы в группах, индивидуально;
5. Учить работать с Интернет-ресурсами;
6. Научить представлять результат в виде иллюстраций, устно, письменно, мультимедиа и т.д.
Планируемые образовательные результаты:
Планируемые результаты
Ученик научится:
— самостоятельно выявлять основной конфликт лирического стихотворения Маяковского;
— формулировать микровыводы;
— правильно интонировать и выразительно читать стихотворение;
— характеризовать образно-выразительный строй стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;
— определять художественную идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;
— высказывать и аргументировать личное отношение к стихотворению.
Самостоятельно переходить по ссылкам учителя и изучать подготовленный учителем материал:
● смотреть видеоролик
● обучающую презентацию
● цоры
● инструкции по изучению
Отвечать на контролирующий материал:
● с самопроверкой
● без самопроверки
Делать конспект, схему, план изученного материала
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Регулятивные:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные: - проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;
- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Личностные УУД:
- формулировать и аргументировать собственное мнение;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся |
УУД |
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
||
Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к совместной деятельности. Психологически настраивает и мотивирует к учебной деятельности.
|
Приветствуют учителя, рассаживаются по местам, психологически настраиваются к работе на уроке. |
Личностные: Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
|
2) этап актуализации и пробного учебного действия Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий |
||
- Сегодня на уроке литературы я предлагаю поговорить о лошадях. Что вы знаете о лошадях? |
Отвечают на вопрос |
Регулятивные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю. |
3) этап выявления места и причины затруднения Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей |
||
Выявляет предпочтения в ответах, уровень знаний, создает проблемную ситуацию. - Вы довольно много знаете о лошадях. Может быть, попробуете объяснить, что имел в виду Владимир Маяковский, написав в одном из стихотворений: «Каждый из нас по-своему лошадь»? |
Предполагают, не могут ответить на вопрос однозначно. |
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.
|
4) этап построения проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство) Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации |
||
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
Тема урока. - Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Определение авторской идеи)
- Задачи? 1) Вспомнить факты биографии В.В. Маяковского. 2) Прочитать стихотворение, в котором используется эта фраза. 3) Проанализировать стихотворение. 4) Сделать выводы.
|
Работа в тетради
Формулируют цель урока
Определяют задачи |
Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
5) этап реализации построенного проекта Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще |
||
Организует работу обучающихся по намеченному плану.
-Итак, первый пункт плана урока. Дома вы должны были посмотреть видеоролик о биографии и творчестве В. Маяковского https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/v-v-mayakovskiy-zhizn-i-tvorchestvo, самостоятельно поработать со статьей учебника и заполнить лист для самопроверки. Проверим домашнее задание.
|
|
Регулятивные: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, Познавательные: доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия |
||
Организует деятельность по применению новых знаний Фронтальная проверка домашнего задания. - Интересна ли вам личность этого поэта? - Жизнь, творчество, личность Маяковского как при жизни, так и после его смерти постоянно вызывали споры, высказывались диаметрально противоположные точки зрения от восторженного восхваления до полного отрицания. Стихотворение, над которым мы будем работать, было написано в 1918 году. Это было трудное для нашей страны время. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Виктор Шкловский в книге о Маяковском вспоминал о тех годах: «Газет не хватало. Значит, надо развесить, чтобы читали на стенках. Но клей – это мука, а муки тоже не было. Приколотить – это гвозди. Гвоздей не было. Предлагалось наколачивать газеты деревянными клинышками… Было очень холодно, в типографиях с валов не сходила краска, она застывала… На улицах палые лошади. Убирать было некому… Петроград ел главным образом овёс». В конце марта 1918 года поэт сообщал Л.Ю. Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне стихотворение было уже напечатано.
Словарная работа.
В этом стихотворении речь будет идти о Кузнецом Мосту, улице в Москве, где находились торговые ряды. Работа со словарями: Зевака Круп Стойло Гриб
Выразительное чтение стихотворения.
Организует анализ стихотворения: - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Объясните, почему именно такое. Можно ли утверждать, что у этого стихотворения есть сюжет? - О каком происшествии рассказано в стихотворении? - Как реагируют прохожие на то, что случилось с лошадью? Какие слова подбирает автор, чтобы описать их действия? - Кто противопоставлен толпе? - Почему лирический герой решил утешить лошадь? Как он к ней обращается? - Как изменилось настроение лошади после добрых слов, обращенных к ней?
Организует работу в группах. - Обсудите, какой вам представляется лошадь, о которой рассказано в стихотворении. Создайте её словесный портрет, используя цитаты из текста. Будьте внимательны: портрет в стихотворении меняется!
После обсуждения словесных портретов: - Как вы думаете, почему в финале стихотворения старая лошадь представляет себя жеребенком?
- А теперь перенесемся в творческую лабораторию Маяковского. (Организует работу в группах). Исследуем этот текст. 1 группа – звукопись, 2 группа – неологизмы, 3 группа – метафоры и олицетворения, 4 группа – ритм и рифма.
- Всё это – характерные черты лирики Маяковского. Учитывая всё сказанное, сделайте вывод: для чего автор использует все эти средства? - Какова тема этого стихотворения? - Актуальна ли эта тема для современных людей? Обоснуйте свою точку зрения. Так что же значит фраза: «Каждый из нас по-своему лошадь»?
|
Внимательно проверяют Д/з.
Работа в тетрадях
Работа в группах со словарями
Работа в группах
Работа в группах |
Регулятивные: Саморегуляция Познавательные: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: Управление поведением одноклассников - контроль, коррекция, оценка их действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
8) этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия |
||
Подводит итоги урока.
Организует рефлексию: Перед вами АКРОСЛОВО «ЛОШАДЬ». Поработайте над ним, используя ваши ассоциации, мысли, цитаты по поводу урока. Оценивание в группах.
Д.З. 1) Выразительное чтение стихотворение (базовый уровень) 2) (Письменно) Назовите произведения русской и зарубежной литератур, посвященные «братьям нашим меньшим». Какие традиции продолжает В. Маяковский в этом произведении? (высокий уровень) 3) Иллюстрации к стихотворению или презентация «Маяковский – художник-иллюстратор» (творческое задание) |
Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
Выбирают Д.З.
Работают по завершению практической задачи (размещают в сети свои продукты деятельности), выполняют тесты на понимание и закрепление пройденной темы.
Закрепление изученной темы
Составление тестов, презентаций, интерактивных игр
|
Личностные: Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Регулятивные: Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика. Познавательные: Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.