Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx
Оценка 4.9

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Оценка 4.9
docx
20.01.2020
Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx
Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

01.04                                                                 Урок №52                                                                   Лит.7 кл.

Тема: Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. А.Т.Твардовский. Пейзажная лирика.

 Методическая цель : познакомить с основными фактами биографии Б.Л.Пастернака и А.Т.Твардовского, показать своеобразие картин природы в лирике поэтов, рассмотреть способы создания поэтических образов; формировать навыки анализа лирического произведения, навыки выразительного чтения, умение выявлять авторскую позицию, развивать связную речь учащихся, внимание, воображение; воспитывать любовь и бережное отношение к природе .

Планируемые предметные результаты: знать факты биографии поэтов, композицию, художественные особенности , тему,  идею стихотворений.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование урока: учебник под редакцией В.Я. Коровиной; иллюстрации, презентация.

                                                                              Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Мотивация УД: слово учителя.

      Природа вдохновляла человека на создание художественных произведений во все времена. Стихи о природе родного края писали поэты во все времена. И поэты, о кот. мы сегодня будем говорить, не являются исключением. Это Борис Леонид.Пастернак и Александр Трифон. Твардовский.

Как вы думаете какие мы должны поставить перед собой цели на этот урок?

(1. Познакомиться с биографией поэтов.

2. Познакомиться со стих.

3. Учиться анализировать поэтический текст

4.Учиться выразительно читать литературные произведения.)

    Учащиеся сами формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

III.Тема и целеполагание.

IV. Актуализация опорных знаний. 1) Проверка д.з.

-Какие обстоятельства жизни способствовали развитию творческих способностей Пастернака? (Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало     пробуждению тяги к творчеству (родители - одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др. Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети ( их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним).

-Каково было первое творческое пристрастие Пастернака? (музыка)

-Когда у Пастернака пробуждается интерес к поэзии?

-Когда поэтическое искусство становится главным делом его жизни?

2.Повторение теории литературы                                                                                                                          Анафора – единоначатие, повторение речевых явлений (слов, звуков, строф, оборотов, расположенных в начальных частях речевого потока)                                                                                     Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.                                                                                                                                                 Сегодня мы с вами познакомимся с новым термином, о котором мы еще не говорили (дети записывают в тетради).                                                                                                                                        Аллитерация – повторение схожих согласных звуков, придающее тексту особую выразительность.                                                                                                                                                

V.Работа по теме урока.

Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями, одно из них посвящено природе.

1. Деление на группы. Объяснение заданий для групповой работы.

   1 группа заполнит таблицу, посвященную литературным приемам, которые использует Б. Пастернак в стихотворении «Никого не будет в доме».

   2 группа расскажет об идейно тематическом замысле этого стихотворения.

   3 группа проанализирует содержание стихотворения «Июль».

   4 группа подпишет данные им иллюстрации строками из этого стихотворения.

Карточка для группы 1 .Проанализируйте стихотворение Бориса Пастернака «Никого не будет в доме» и заполните таблицу:

Литературный прием

Пример

Анафора (единоначатие)

 

 

 

 

Метафора (скрытое сравнение)

 

 

 

 

Аллитерация (повторение согласных звуков)

 

 

 

 

Олицетворение (неживое получает признаки живого)

 

 

 

 

 

Карточка для группы 2

Проанализируйте стихотворение Бориса Пастернака «Никого не будет в доме» и дополните предложения…

Стихотворение «Никого не будет в доме» было написано в  _________________ году. С первых же строк стихотворения поэт погружает нас в атмосферу _______________________________________, вызывает настроение_____________________ _____________________________________________________________________________.

Композиционно стихотворение можно разделить на_____________ части. Если с первой части основные образы _________________________________________________________________, то во второй части появляется ____________________________________________________, которая приносит с  собой_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Карточка 3

Проанализируйте стихотворение «Июль» и ответьте на вопросы:

1. Кто является главным героем стихотворения?___________________________________

2. Как автор называет своего героя_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Какие действия он совершает_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. На каком литературном приеме основано все стихотворение?_______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка для группы 4

Внимательно прочитайте стихотворение Бориса Пастернака «Июль». Найдите строки, соответствующие изображенным образам и подпишите их в таблице.

 

 

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e8a55c8b18a28e2c294a0f4ef4a98268&n=33&h=215&w=288

http://cs2.livemaster.ru/foto/large/e1021647733-materialy-dlya-tvorchestva-skatert-lesnye-podarki-n8573.jpg

 

 

 

 

 

 

 

2. Групповая работа.

3. Поведение итогов работы.

А.Чтение наизусть стихотворения «Никого не будет в доме» (читает подготовленный ученик)

Б. Анализ стихотворения: выступают представители 1 и 2 групп.

В. Прослушивание песни на стихи Б. Пастернака в исполнении Сергея Никитина.

Г. Чтение стихотворения «Июль» наизусть (читает подготовленный ученик)

Д. Выступление представителей групп 3 и 4

Е. Учитель вводит новый термин (дети записывают в тетради)

«Персонификация – развернутое олицетворение. Изображаемый предмет приобретает черты индивидуального лица, имеет свой характер.

 

3.ФИЗМИНУТКА.

-Давайте и вы встанете на ноги и сделаете несколько уверенных шагов на месте, несколько хлопков над головой, за спиной, ещё несколько шагов и можете присесть. Вы молодцы, вы уверенно шагаете, а, значит, у вас всё в жизни получится.

 

4. Слово учителя об А.Т.Твардовском.

5.Чтение и анализ стихотворения "Снега потемнеют синие"

-Какова тема стихотворения?(природа,  весна);

-Какой приём использует поэт: воды зайдут, прикинутся, ринутся?Олицетворение

-Как влияет весна на поэта?Бодрит, волнует, наполняет жизнью, радует сердце.

-Назовите художественные средства.Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву.

Эпитеты: снега синие, загородных дорог, прозрачный еще лесок, в сырой ночи, сонная земля, талая земля, старая листва, нежно-зеленая ольховая пыльца

Для чего автор использует данные художественные средства?(Они создают неповторимость художественной картины)

Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

6.Чтение стихотворения "Июль - макушка лета"

-Какова тема стихотворения? тема природы, лета, которое пошло на убыль.

-Какие приметы, детали говорят о близком конце лета?(Об этом узнали из газет, но еще раньше об этом заявили народные приметы, день уменьшился, кукушка перестала куковать (по народному поверью, эта птица перестает куковать, когда зреют хлеба – «подавится колосом», да и конец цветения липы – «считай, что песня спета».)

- Какое настроение вызывает стихотворение?(Лёгкую грусть, размышление о неотвратимости конца лета, перехода в осень. В каждом времени года — своя прелесть).

- В тексте часто повторяются звуки [a], [э], [и] - присутствует ассонанс. Ассонанс - это повторение гласных звуков в строках стихотворения.  Также довольно частотны звуки [л] и [л'], передающие "звонкость" лета и звонкость голосов птиц, животных и людей... Лето - счастливая пора. Созвучие согласных звуков - это аллитерация.

-Найдите эпитеты (Дневного света, скрытнейшей из примет, прощальный свой привет, липового цвета)

-Найдите метафоры(Убыль света (т.е. световой день становится короче), макушка лета (середина лета)

-Какую картину мы рисуем перед собой, прослушав стихотворение?(середины лета, когда природа живёт полной жизнью)

-Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка» ) и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет»

Стихотворение «На дне моей жизни…» Твардовский написал, когда ему было 57 лет. Чтение стихотворения «На дне моей жизни…»

-В какой период жизни поэта написано оно? (На закате дней.)

Каково желание автора?

(Посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век – «морока немалая». Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря («Нет, все-таки нет, ничего, что случаю…»).)

Вывод. Не зря прожита жизнь. Он был и есть лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью – даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».

VI. Итог урока. Рефлексия :1 вар.Что я думаю о стих-ях Б.Пастернака?

2в.Что я думаю о стихотворениях А.Твардовского?

VII. Домашнее задание: выуч.наизусть 1 стих-е.

VIII. Выставление оценок за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка для группы 1 .Проанализируйте стихотворение Бориса Пастернака «Никого не будет в доме» и заполните таблицу:

Литературный прием

Пример

Анафора (единоначатие)

 

 

 

 

Метафора (скрытое сравнение)

 

 

 

 

Аллитерация (повторение согласных звуков)

 

 

 

 

Олицетворение (неживое получает признаки живого)

 

 

 

 

 

Карточка для группы 2

Проанализируйте стихотворение Бориса Пастернака «Никого не будет в доме» и дополните предложения…

Стихотворение «Никого не будет в доме» было написано в  _________________ году. С первых же строк стихотворения поэт погружает нас в атмосферу _______________________________________, вызывает настроение_____________________ _____________________________________________________________________________.

Композиционно стихотворение можно разделить на_____________ части. Если с первой части основные образы _________________________________________________________________, то во второй части появляется ____________________________________________________, которая приносит с  собой_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Карточка 3

Проанализируйте стихотворение «Июль» и ответьте на вопросы:

1. Кто является главным героем стихотворения?___________________________________

2. Как автор называет своего героя_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Какие действия он совершает_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. На каком литературном приеме основано все стихотворение?_______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка для группы 4.Внимательно прочитайте стихотворение Бориса Пастернака «Июль». Найдите строки, соответствующие изображенным образам и подпишите их в таблице.

 

 

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e8a55c8b18a28e2c294a0f4ef4a98268&n=33&h=215&w=288

http://cs2.livemaster.ru/foto/large/e1021647733-materialy-dlya-tvorchestva-skatert-lesnye-podarki-n8573.jpg

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx

Урок литературы в 7 классе.Тема Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. .docx
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020