01.04 Урок №52 Лит.7 кл.
Тема: Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. А.Т.Твардовский. Пейзажная лирика.
Методическая цель : познакомить с основными фактами биографии Б.Л.Пастернака и А.Т.Твардовского, показать своеобразие картин природы в лирике поэтов, рассмотреть способы создания поэтических образов; формировать навыки анализа лирического произведения, навыки выразительного чтения, умение выявлять авторскую позицию, развивать связную речь учащихся, внимание, воображение; воспитывать любовь и бережное отношение к природе .
Планируемые предметные результаты: знать факты биографии поэтов, композицию, художественные особенности , тему, идею стихотворений.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование урока: учебник под редакцией В.Я. Коровиной; иллюстрации, презентация.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Мотивация УД: слово учителя.
Природа вдохновляла человека на создание художественных произведений во все времена. Стихи о природе родного края писали поэты во все времена. И поэты, о кот. мы сегодня будем говорить, не являются исключением. Это Борис Леонид.Пастернак и Александр Трифон. Твардовский.
- Как вы думаете какие мы должны поставить перед собой цели на этот урок?
(1. Познакомиться с биографией поэтов.
2. Познакомиться со стих.
3. Учиться анализировать поэтический текст
4.Учиться выразительно читать литературные произведения.)
Учащиеся сами формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.
III.Тема и целеполагание.
IV. Актуализация опорных знаний. 1) Проверка д.з.
-Какие обстоятельства жизни способствовали развитию творческих способностей Пастернака? (Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению тяги к творчеству (родители - одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др. Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети ( их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним).
-Каково было первое творческое пристрастие Пастернака? (музыка)
-Когда у Пастернака пробуждается интерес к поэзии?
-Когда поэтическое искусство становится главным делом его жизни?
2.Повторение теории литературы Анафора – единоначатие, повторение речевых явлений (слов, звуков, строф, оборотов, расположенных в начальных частях речевого потока) Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Сегодня мы с вами познакомимся с новым термином, о котором мы еще не говорили (дети записывают в тетради). Аллитерация – повторение схожих согласных звуков, придающее тексту особую выразительность.
V.Работа по теме урока.
Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями, одно из них посвящено природе.
1. Деление на группы. Объяснение заданий для групповой работы.
1 группа заполнит таблицу, посвященную литературным приемам, которые использует Б. Пастернак в стихотворении «Никого не будет в доме».
2 группа расскажет об идейно тематическом замысле этого стихотворения.
3 группа проанализирует содержание стихотворения «Июль».
4 группа подпишет данные им иллюстрации строками из этого стихотворения.
Карточка для группы 1 .Проанализируйте стихотворение Бориса Пастернака «Никого не будет в доме» и заполните таблицу:
Литературный прием |
Пример |
Анафора (единоначатие) |
|
|
|
|
|
|
|
Метафора (скрытое сравнение) |
|
|
|
|
|
|
|
Аллитерация (повторение согласных звуков) |
|
|
|
|
|
|
|
Олицетворение (неживое получает признаки живого) |
|
|
|
|
|
|
Карточка для группы 2
Проанализируйте стихотворение Бориса Пастернака «Никого не будет в доме» и дополните предложения…
Стихотворение «Никого не будет в доме» было написано в _________________ году. С первых же строк стихотворения поэт погружает нас в атмосферу _______________________________________, вызывает настроение_____________________ _____________________________________________________________________________.
Композиционно стихотворение можно разделить на_____________ части. Если с первой части основные образы _________________________________________________________________, то во второй части появляется ____________________________________________________, которая приносит с собой_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 3
Проанализируйте стихотворение «Июль» и ответьте на вопросы:
1. Кто является главным героем стихотворения?___________________________________
2. Как автор называет своего героя_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Какие действия он совершает_________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. На каком литературном приеме основано все стихотворение?_______________________
Карточка для группы 4
Внимательно прочитайте стихотворение Бориса Пастернака «Июль». Найдите строки, соответствующие изображенным образам и подпишите их в таблице.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Групповая работа.
3. Поведение итогов работы.
А.Чтение наизусть стихотворения «Никого не будет в доме» (читает подготовленный ученик)
Б. Анализ стихотворения: выступают представители 1 и 2 групп.
В. Прослушивание песни на стихи Б. Пастернака в исполнении Сергея Никитина.
Г. Чтение стихотворения «Июль» наизусть (читает подготовленный ученик)
Д. Выступление представителей групп 3 и 4
Е. Учитель вводит новый термин (дети записывают в тетради)
«Персонификация – развернутое олицетворение. Изображаемый предмет приобретает черты индивидуального лица, имеет свой характер.
3.ФИЗМИНУТКА.
-Давайте и вы встанете на ноги и сделаете несколько уверенных шагов на месте, несколько хлопков над головой, за спиной, ещё несколько шагов и можете присесть. Вы молодцы, вы уверенно шагаете, а, значит, у вас всё в жизни получится.
4. Слово учителя об А.Т.Твардовском.
5.Чтение и анализ стихотворения "Снега потемнеют синие"
-Какова тема стихотворения?(природа, весна);
-Какой приём использует поэт: воды зайдут, прикинутся, ринутся?Олицетворение
-Как влияет весна на поэта?Бодрит, волнует, наполняет жизнью, радует сердце.
-Назовите художественные средства.Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву.
Эпитеты: снега синие, загородных дорог, прозрачный еще лесок, в сырой ночи, сонная земля, талая земля, старая листва, нежно-зеленая ольховая пыльца
Для чего автор использует данные художественные средства?(Они создают неповторимость художественной картины)
Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.
6.Чтение стихотворения "Июль - макушка лета"
-Какова тема стихотворения? тема природы, лета, которое пошло на убыль.
-Какие приметы, детали говорят о близком конце лета?(Об этом узнали из газет, но еще раньше об этом заявили народные приметы, день уменьшился, кукушка перестала куковать (по народному поверью, эта птица перестает куковать, когда зреют хлеба – «подавится колосом», да и конец цветения липы – «считай, что песня спета».)
- Какое настроение вызывает стихотворение?(Лёгкую грусть, размышление о неотвратимости конца лета, перехода в осень. В каждом времени года — своя прелесть).
- В тексте часто повторяются звуки [a], [э], [и] - присутствует ассонанс. Ассонанс - это повторение гласных звуков в строках стихотворения. Также довольно частотны звуки [л] и [л'], передающие "звонкость" лета и звонкость голосов птиц, животных и людей... Лето - счастливая пора. Созвучие согласных звуков - это аллитерация.
-Найдите эпитеты (Дневного света, скрытнейшей из примет, прощальный свой привет, липового цвета)
-Найдите метафоры(Убыль света (т.е. световой день становится короче), макушка лета (середина лета)
-Какую картину мы рисуем перед собой, прослушав стихотворение?(середины лета, когда природа живёт полной жизнью)
-Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка» ) и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет»
Стихотворение «На дне моей жизни…» Твардовский написал, когда ему было 57 лет. Чтение стихотворения «На дне моей жизни…»
-В какой период жизни поэта написано оно? (На закате дней.)
Каково желание автора?
(Посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век – «морока немалая». Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря («Нет, все-таки нет, ничего, что случаю…»).)
Вывод. Не зря прожита жизнь. Он был и есть лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью – даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».
VI. Итог урока. Рефлексия :1 вар.Что я думаю о стих-ях Б.Пастернака?
2в.Что я думаю о стихотворениях А.Твардовского?
VII. Домашнее задание: выуч.наизусть 1 стих-е.
VIII. Выставление оценок за урок.
Карточка для группы 1 .Проанализируйте стихотворение Бориса Пастернака «Никого не будет в доме» и заполните таблицу:
Литературный прием |
Пример |
Анафора (единоначатие) |
|
|
|
|
|
|
|
Метафора (скрытое сравнение) |
|
|
|
|
|
|
|
Аллитерация (повторение согласных звуков) |
|
|
|
|
|
|
|
Олицетворение (неживое получает признаки живого) |
|
|
|
|
|
|
Карточка для группы 2
Проанализируйте стихотворение Бориса Пастернака «Никого не будет в доме» и дополните предложения…
Стихотворение «Никого не будет в доме» было написано в _________________ году. С первых же строк стихотворения поэт погружает нас в атмосферу _______________________________________, вызывает настроение_____________________ _____________________________________________________________________________.
Композиционно стихотворение можно разделить на_____________ части. Если с первой части основные образы _________________________________________________________________, то во второй части появляется ____________________________________________________, которая приносит с собой_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 3
Проанализируйте стихотворение «Июль» и ответьте на вопросы:
1. Кто является главным героем стихотворения?___________________________________
2. Как автор называет своего героя_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Какие действия он совершает_________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. На каком литературном приеме основано все стихотворение?_______________________
Карточка для группы 4.Внимательно прочитайте стихотворение Бориса Пастернака «Июль». Найдите строки, соответствующие изображенным образам и подпишите их в таблице.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.