Урок литературы в 9 классе Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина
Оценка 4.9

Урок литературы в 9 классе Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Оценка 4.9
docx
20.01.2020
Урок литературы в 9 классе Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина
Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина.docx

 

13.11                                    Урок №29                                               лит.9 класс

                Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Метод.цели урока: углубить знания учащихся о творчестве  А.С.Пушкина; познакомить учащихся с свободолюбивой лирикой поэта, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения, умение высказывать свое мнение; воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, учебник, проектор, экран, презентация

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I.  Организационный момент урока.

II. Актуализация опорных знаний.

 1.Проверка д.з.: чтение наизусть.

2.Анализ ст-я.

III. Мотивация уч. деят-ти : Слово учителя.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина — тема свободы. Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода — основа дружбы. Свобода — условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» — ключевые слова пушкинского «словаря».

 IV.Тема и целеполагание.

V. Работа по теме урока.                                                                                                                                1. Слово учителя.Уже в стихотворениях 1817-1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом — предметом «похвального слова» («хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных окон освобожденный / Учуся в Истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, / Стихаем жертвуя лишь ей») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода — это его точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

В петербургский период творчества свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность. Свобода — вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней поэт нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

2.Чтение и анализ стихотворений 1).Ода «Вольность» (1817). В ней поэт смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная Власть». Весь мир, а не только Россия, лишен свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Стихотворение, конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина — это взгляд просвещенных дворян, думавших о будущем России.

— Как в этом стихотворении «работают» законы жанра?

— Какие оттенки пушкинского представления о тиранах подчеркнуты в перифразах: «Рабства грозный Гений», «Славы роковая страсть», «самовластительный злодей», «увенчанный злодей»?

— Что, в отличие от произведений ХVIII века, становится предметом описания в оде Пушкина? О чем это говорит?

— Найдите строчки, отражающие идею стихотворения.

-Что является основой свободы по Пушкину?(Пушкин страстно желает, чтобы мир жил по закону, который принят им самим, — но закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира» и «стыд природы», нарушение божественной гармонии.)

— Каковы особенности лексики стихотворения? С чем это связано?

— Каково настроение, чувство лирического героя?(Поэт — противник насилия. Свобода, сего точки зрения, не может быть достигнута в результате революции и заговора. Великую французскую революцию он называет «славной бедой» (казненный Людовик — «мученик ошибок славных»), подчеркнув ее разрушительный характер и одновременно указав на то, что революция — акт возмездия тиранам. Мрачная «диалектика» насилия над тиранами передана в словах об убийстве Павла I:

                                                Падуг бесславные удары...

Погиб увенчанный злодей.)

— Какую роль играют в «Вольности» два исторических микросюжета: казнь Людовика ХVI и убийство Павла I?

— Чем заканчивается ода?(Тираноборческий пафос сливается в «Вольности» с апелляцией к разуму монархов, к их чувству самосохранения. Пушкин завершает оду «поучением» — призывом, обращенным к царям:

                                                Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.)

2)«Деревня» (1819).

 Представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идет уже не о тирании во всемирном масштабе, как в оде «Вольность», а о русском крепостничестве, не о свободе как абстрактной идее всеобщего блага, а о свободе русского крестьянства. Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный «пустынный уголок» России, где

                                               Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный

Позор.

«Барство дикое» и «Рабство тощее», увиденные в деревне, — явления, типичные для России. Во второй части поэт расширяет «географические» границы своих размышлений. Если сначала речь идет о конкретной деревне, где поэт обрел «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», то во второй части создается обобщенный образ русской деревни. Взором истины он видит всю Россию — страну деревень. Аллегорические образы «Барства дикого» и «Рабства тощего» подчеркивают, что речь идет не о «плохом» барине и его крепостных, а о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт мечтает увидеть «народ неугнетенный», а торжество «Свободы просвещенной» связывает с волей царя.

--В чем отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании свободы?(В «Деревне» заметны новые оттенки свободы. Это связано с усилением авторского «присутствия». В «Вольности» к миру обращается поэт — глашатай вечных истин, «друг человечества». В «Деревне» образ автора-поэта конкретнее: он подчеркивает, что приезд в деревню — акт его воли.)

--Почему автор предпочитает деревню городу?(Он предпочел спокойную деревенскую жизнь с ее «мирным шумом дубров» и «тишиной полей», суетной городской.Город — это «суетные оковы», мешающие постигать блаженство истины, слушать голос просвещенной мудрости «оракулов веков». Именно в деревне, где суету сменяет «праздность вольная, подруга размышленья», поэт учится «свободною душой Закон боготворить».)

— На какие три части делится стихотворение?

— Как в первой части — идиллического изображения природы — проявляется традиция сентиментальной литературы?(Картина деревенского «лона счастья и забвенья» в первой части «Деревни» напоминает обычный идиллический пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, отменяется второй частью стихотворения).

-Проанализируйте пейзаж в «Деревне», докажите, что он увиден глазами человека со «свободной душой».

-Почему вторая часть, о «барстве диком», имеет выраженное публицистическое звучание?

-Можно ли считать революционным вопрос — призыв, заключенный в последней части?

— Как в стихотворении «работает» прием контраста?

3) Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд...»

Послание декабристам в Сибирь на каторгу написано в 1827 г.

   Пушкин хотел передать его с Марией Волконской (бывшей Машенькой Раевской), но не успел и передал с Александрой Муравьевой.

-На пушкинское послание написал ответ ссыльный поэт Александр Иванович Одоевский:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки,

И — лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! — цепями,

Своей судьбой гордимся мы

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберегся под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы!

Она нагрянет на царей,

И радостно вздохнут народы!

Пушкин в своем стихотворении выражал надежду на амнистию декабристов, которая произошла в действительности лишь в 1855 г.

   Тема гражданская, тема верности идеалам юности.

Жанр — гражданское и дружеское послание. Послание — любимый пушкинский жанр. Средства поэтической выразительности.

Стихотворение написано в духе поэтики и образности декабристов: оковы, темницы, подземелье, затворы, каторжные норы.

Олицетворение абстрактных понятий (традиции французских просветителей):

Надежда... разбудит бодрость и веселье

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы...

Свобода вас примет радостно у входа...

Эпитеты:Гордое терпенье, Скорбный труд, затворы мрачные, Свободный глас.

Сравнение:              Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

-Аллитерация на «Р», придающая звучанию стихотворения строгость и мужественность:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

4)Сообщение о П.Я.Чаадаеве.

5)«К Чаадаеву» Послание «К Чаадаеву» — яркий лирический «символ веры» молодых «друзей вольности». Стихотворение носит личный, даже интимный характер. Это связано с тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе. Если в «Вольности» и «Деревне» он взывает к необозримому миру, пораженному тиранией, и к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе «частный» адрес: Чаадаев, друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью.

— Кого имеет в виду поэт в стихе «недолго нежил нас обман»?

— Как бы вы определили пафос стихотворения? С чем это связано?

— На какие три части, соответственно преобладающим в них формам глагольного времени, можно разделить стихотворение? О чем эти части?

— Как понимается свобода в этом стихотворении?(Свобода и здесь предстает как цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на «Отчизны... призыванье». Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной. Свобода — это «желанье», страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью. Ожидание свободы — такое же «томленье упованья», каким охвачен «любовник молодой», ждущий «минуты верного свиданья». Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами» нетерпеливой души.)

— В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения?

— Как изменяется тема сна и пробуждения от сна в начале и в конце стихотворения?

— Какие языковые средства помогают поэту выразить свой призыв к подвигу?

— Что возникает в финале стихотворения?(В финале стихотворения возникает образ будущего, в котором небо подаст весть об обновлении России, о наступающей поре свободы («звезда пленительного счастья»), Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имеет в виду падение монархии, «самовластье» — это тирания, деспотизм.)

6)«Птичка», «Узник»:

— Как в этих стихотворениях выражен мотив личной свободы?

— Какую роль в этом играют образы-символы птиц?

7)«Анчар» (1828). Стихотворение может быть прочитано и как философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке.В контексте современных экологических проблем символика «Анчара» приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.

— Рабство как противопоставление свободе личности. Как это стихотворение углубляет размышления поэта о свободе?

— Каково отношение автора к героям стихотворения? Чем оно определяется?

-Какое звучание придает стихотворению обращение к легенде и легендарному образу дерева?

VI. Итог урока. Рефлексия.-Как характеризует Пушкина его свободолюбивая лирика?                                                                                                                                                                                                        VII. Домашнее задание:1. Выучить наизусть «К Чаадаеву» или «Во глубине сибирских руд…»  2. Сообщение «Адресаты любовной лирики Пушкина».

Урок литературы в 9 классе Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Урок литературы в 9 классе Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Урок литературы в 9 классе Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Урок литературы в 9 классе Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Урок литературы в 9 классе Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Урок литературы в 9 классе Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Урок литературы в 9 классе Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

Урок литературы в 9 классе Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020