Тема: Порядок выполнения действий. Скобки.
Цели: познакомить с порядком выполнения действий при вычислениях; учить находить значения выражений со скобками; развивать умение решать текстовые задачи и задачи логического характера; совершенствовать вычислительные навыки.
Формирование УУД:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- находить и формулировать проблему совместно с учителем;
- планировать учебную деятельность на уроке;
-оценивать полученный результат.
Познавательные УУД:
-добывать новые знания в учебнике;
-перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать выводы.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
- участвовать в беседе на уроке.
Предметные результаты:
- использовать в своей речи название компонентов действий сложения и вычитания;
-осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками;
-находить значение выражений в двух действиях;
-уметь читать числовые выражения.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок и смолк-
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперёд за новыми знаниями!
- Откройте тетради, минута каллиграфии, запишите число и слова «Классная работа»
2. Актуализации знаний.
Устный счёт.
-Какой-то сказочный волшебник
Немного просто пошутил.
К нам на урок сегодня сказку
Он ненадолго пригласил.
–Сегодня мы на уроке совершим заочное путешествие в сказку.
Жили-были обычные дети Витя и Маша и они верили в сказки Но однажды в сказочной стране случилась беда – злой Кощей похитил добрую сказочную героиню. Надо её спасать! И Витя с Машей решили это сделать. А мы с вами можем им помочь. В этой невиданной сказочной стране всё подчинено законам математики. Если мы справимся со всеми заданиями, то победим Кощея и спасём бедняжку.
А чтобы узнать, кого похитил Кощей, нам надо выполнить задание.
(на доске)
- Вам нужно найти значения математических выражений, каждое выражение имеет букву, куда ее нужно будет поставить, я думаю, вы догадаетесь.
( Дети выходят по одному к доске, решают устно примеры, и ставят соответствующую букву в таблицу.)
8+5 А 73-3 С
10+7 И 60-40 Л
9+6 А 84-80 И
20+30 С 35-30 В
5 |
13 |
50 |
17 |
20 |
4 |
70 |
15 |
В |
а |
с |
и |
л |
и |
с |
а |
-Кого же похитил Кощей? (Василису)
- Ребята, давайте вернемся к выражениям
-Что общего у всех выражений первого столбика? (выражения со знаком +)
-Давайте вспомним, как называются выражения со знаком+ ? (сумма)
- Чем похожи все выражения второго столбика? (выражения со знаком - )
- Как называются выражения со знаком - ? (разность)
- Идут Маша и Витя по дремучему лесу. Стоит избушка на курьих ножках. Видят – сидит на бревне Баба-Яга . Увидела ребят и говорит: “Знаю, зачем пришли. Но сначала помогите мне разобраться с примерами. Если сделаете то, что раньше никогда не делали, скажу, где Кощей живёт». Поможем Маше и Вите?
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
(На доске записаны примеры.)
12-2+8=18
12-2+8=2
-Давайте рассмотрим примеры и сравним их. Чем они похожи? (числами и действиями). Чем отличаются? (ответами)
- Почему у одинаковых примеров получились разные ответы?
-Какой из этих примеров решен верно? (Первый)
- Как выполняли действия? (Сначала выполнили вычитание, а потом сложение.)
-А кто уже знает, в каком порядке нужно выполнить действия во втором равенстве, чтобы оно стало верным? (Сначала сложить 2 и 8, а затем из 12 вычесть их сумму.)
- Чему нам надо научиться? Что нам надо узнать? (В каком порядке нужно выполнять действия при вычислениях).
4. Новая тема
10 – 5 + 2
- Прочитайте. Какое действие надо выполнить первым? (Сложение)
- Почему? (Оно выделено)
- Из 10 вычесть сумму чисел пяти и двух. Для того, чтобы показать, что первым действием будет сложение, в математике используют скобки. По-другому наш пример можно записать так: 10 – (5 + 2)
- Что показывают скобки? (Что данное действие надо выполнять первым).
Давайте вычислим: 10 – (5 + 2) = 3 (надписываем результат, полученный в скобках)
- Какие действия выполняют первыми, если в выражении есть скобки?
( Действия в скобках)
2) - Посмотрите, чем отличаются столбики примеров?
8-3+4=9 8-(3+4)=1
18-8+9=19 18- (8+9)=1
-Как выполняли действия в первом столбике? (По порядку.)
-Как будем выполнять действия во втором столбике, чтобы получить эти значения выражений? (Сначала выполним действие в скобках.)
5. Первичное закрепление новых знаний.
Прочитайте на с.38 выделенное в рамочку правило. (Прочитал каждый, потом проговариваем хором).
- Кто уже сможет рассказать правило Бабе-Яге?
- Давайте вернемся к нашему выражению. Кто может показать, что 1 действие нужно выполнить сложение?
Физминутка
Работа по учебнику. Решение примеров.
С. 38 № 1
(Коллективное выполнение с комментированием. Выходят к доске.)
- Нашли №1 на стр.38. Прочитайте задание.
Памятка:
1) посмотри на знак в скобках и назови действие (сумма, разность)
2) назови второе действие в выражении
3) правильно употребляй предлоги в речи (к числу … прибавить , из числа … вычесть)
– Какое действие следует выполнить первым? (Действие в скобках.)
– Найдите значение выражения:
- Вот теперь, – говорит Баба-Яга,– могу дать вам мою реактивную ступу. Да только вместо топлива работает она на "математическом ускорителе".
- Ребята, чтобы ступа смогла взлететь, нам надо решить задачу.
6. Решение задачи.
С. 39 № 5
- Обратимся к задаче на стр.39 №5.
- Прочитайте. ( Дети читают задачу сначала про себя, а затем один ученик читает её вслух).
- О ком говорится в задаче?
- Чем занимался Коля?
- Какую пользу приносит людям посещение бассейна? ( Укрепляет здоровье человека.)
- Вы тоже должны укреплять своё здоровье, заниматься спортом.
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти в задаче?
- Давайте обратимся к чертежу задачи.
- Что обозначают числа 100? 60?
- Как ответить на вопрос задачи?
- Запишите решение и ответ. (Один ученик работает у доски).
- Молодцы, справились с заданием.
- Завели ребята ступу и улетели. Приземлились прямо перед подземельем Кощеевым.
«Так уж и быть, забирайте Василису», - сказал Кощей
9. Рефлексия.
- Молодцы! Спасли мы Василису?
- Итак, что нового мы узнали на пути к спасению Василисы? (Действия, записанные в скобках, выполняются первыми)
10. Домашнее задание с. 38 № 3, выучить правило
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.