Урок математики в 1 классе
Перспективная начальная школа
Учитель: Путилова И. Б.
Тема: ЗАМКНУТЫЕ И НЕЗАМКНУТЫЕ ЛИНИИ
Цели: создать условия для знакомства обучающихся с понятиями «замкнутые» и «незамкнутые» линии; научить строить замкнутые и незамкнутые ломаные линии; совершенствовать навык счета и умение распознавать геометрические фигуры; развивать логическое мышление и внимание.
Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):
Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану.
Познавательные: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
Личностные: демонстрировать самоорганизованность.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Устный счет.
1 задание
– Сколько прямых линий можно провести через 1 точку (рис. 2)?
- Сколько кривых линий можно провести через 1 точку? (рис. 1)
- Сколько прямых линий можно провести через 2 точки (рис. 3)?
- Сколько кривых линий можно провести через две точки? (рис. 3)
2. Задание
- Догадайтесь! Что «лишнее» в каждом ряду?
⃝ □ ◊ ▲ ⃝ □
□ ⃝ ◊ □ ◊ □
█ █ ▄ █ █
Сообщение темы урока.
– Рассмотрите чертеж на доске:
– На какие две группы можно разбить данные линии?
П е р в ы й в а р и а н т: кривые линии и ломаные линии.
В т о р о й в а р и а н т: замкнутые и незамкнутые линии.
– Сегодня на уроке будем учиться строить замкнутые и незамкнутые линии.
3. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 44).
З а д а н и е № 1.
– Рассмотрите рисунки в учебнике.
– Сравните оба рисунка. Чем они отличаются? (На втором рисунке забор открыт, а на первом закрыт.)
- Из правой или левой ограды овцы не убегут? (из левой)
- Поставьте на нее красную фишку.
– Выберите для первого рисунка линию в синей рамке.
– Выберите для второго рисунка линию в синей рамке
– Какая из этих линий называется замкнутой?
– Какая линия называется незамкнутой?
– Поставьте на замкнутую линию красную фишку, а на незамкнутую – синюю.
- Сравните с соседом правильность выполнения задания, если выполнили правильно покажите сигнал.
5. Задание с нитками:
- Выполним работу с нитками.
- Ниткой красного цвета выложите замкнутую линию, а ниткой белого цвета незамкнутую линию.
- Что произошло с концами первой нитки? (соединяются)
- Что произошло с концами второй нитки? (не соединяются)
Что нужно сделать, чтобы первая кривая стала незамкнутой? (разъединить концы)
Что нужно сделать, чтобы вторая кривая стала замкнутой? (соединить концы)
Какой можем сделать вывод об отличии замкнутой и незамкнутой линии? (у замкнутой линии нет начала и конца, а у незамкнутой линии есть начало и конец)
6. Работа по учебнику на листочках
З а д а н и е № 2. (из учебника на листочках)
– Рассмотрите чертежи в учебнике. Чем они похожи? (Это все линии.)
– Какие линии здесь изображены? (кривые, ломаные.)
– Продолжите кривые линии так, чтобы они стали замкнутыми.
Ч е р т е ж и: (каждый чертеж на отдельном листе)
П р и м е ч а н и е. Прежде всего учащиеся будут искать собственно кривые линии, исключая прямые и ломаные. После этого может возникнуть желание сделать замкнутыми и ломаные линии. Это не следует считать ошибкой, так как в математике «кривая» имеет различные толкования, а в самом широком толковании «кривая» – это синоним «линии». При построении замкнутых линий учащиеся могут соединять концы линий как дугами, так и отрезками.
7. Фи з к у л ь т м и н у т к а
Выполните сложение, а затем выполните действие нужное количество раз:
Сколько раз ногами топнем? (1+2)
Сколько раз в ладоши хлопнем? (1+3)
Мы присядем сколько раз? (4+1)
А наклонимся сейчас? (1+5)
И подпрыгнем ровно столько. (1+1)
Ай да счет! Игра и только!
8. Задание по учебнику на листочках
З а д а н и е № 3 (из учебника на листочках)
- Через первую пару точек проведи от руки незамкнутую линию (рис. 1)
- Через вторую пару точек проведи замкнутую линию (рис.2)
- Сравни свой рисунок с рисунком соседа.
9. Работа в рабочей тетради
«Графический диктант».
1 клетка вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх.
10. Работа в рабочей тетради
1.Начертите замкнутую линию.
2.Поставьте цветными карандашами в разных местах синюю, красную и зелёную точки.
3. Попробуйте обрисовать замкнутую, начиная двигаться с разных точек.
Сначала с синей, потом с красной, потом с зелёной точки.
4.Сравните результаты.
5.Сделайте выводы.
Вывод: Замкнутую линию можно начинать рисовать с любой ее точки. Завершится рисование в той точке, с которой начинали.
12. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите признаки линии.
– Какие линии называют замкнутыми?
– А какие незамкнутыми?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.