урок математики 3 класс Вычитание суммы из числа

  • docx
  • 13.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок математики 3 класс Вычитание суммы из числа.docx

Урок  математики в 3В классе МОАУ «СОШ № 72»

 «Вычитание суммы из числа»

                                                                                         Учитель : Яковлева Т.Ю.

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 3 классе

Тема: «Вычитание суммы из числа»

УМК «Перспектива»: Г.В.Дорофеев

Цель: ознакомление обучающихся с вычитанием суммы из числа

Задачи:

-формировать вычислительные навыки;

- развивать память, логическое мышление, непроизвольное внимание;

- воспитать положительные качества личности, уверенность в своих силах, коммуникативные качества, умения слушать и слышать, любовь к математике.

Планируемые результаты:

Предметные: владеть общими приемами вычисления, устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий, прогнозировать результат вычисления, пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия, работать над задачей.

Метапредметные:   применять знания и способы действий в изменённых условиях; понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; работать в паре и оценивать себя и товарища под руководством учителя;

выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение; включаться в диалог с учителем и сверстниками, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться; осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные: проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного разрешения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к математике; понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении расширении знаний и способов действий;

Тип урока: изучение нового материала.

 

Оборудование:

учебник, презентация, карточки для работы в парах, в группе, сигнальные карточки

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности

 

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Прозвенел звонок и смолк-

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

 

  - Как нужно работать на уроке, чтобы всё понять и всё запомнить?

Ребята усаживаются и настраиваются на предстоящий урок.

 

 

 

 

старательно, внимательно, аккуратно

 Личностные:

Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника

2.Актуализация знаний


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату, классная работа.

Сейчас у нас разминка.

 

 Весь класс получает  индивидуальные карточки с заданиями. (математический диктант)

-На столе у вас лежат карточки, на которых записаны числа. Я читаю пример, вы закрашиваете ответ на вашей карточке

40

12

30

6

4

24

28

20

18

 

 

 

 

 

- сумму чисел 2 и 8 увеличить в 2 (20)

- разность чисел 48 и 40 уменьшить в 2 раза (4)

- к сумме 26 и 4 прибавить10 (40)

- произведение 6 и 3 увеличить на 10 (28)

- частное 20 и 4 увеличить на 25 (30)

Проверка.(при помощи сигнальных карточек)

 

Какое число лишнее? Почему?

 

-Выпишите оставшиеся числа в порядке возрастания.

-Определите закономерность и продолжите числовой ряд еще 3 числами. (один человек у доски)

- Какая закономерность?

 

1 человек работает у доски

 

 

 

 

 

 

 

 

40

12

30

6

4

24

28

20

18


 


 


 

 

 

 

4 - однозначное

 

6, 12, 18, 24
 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42

увеличивается на 6
 

 

 

 

 

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- выполнять анализ и синтез

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.


 

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми


 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной задачи.

 

 

(На доске карточка с изображением вопросительного знака)

-Ребята, посмотрите, на нашем пути появился вопросительный знак. Что он обозначает? Когда мы задаем вопросы?

    -Цель урока?

-Посмотрите на выражения (на доске).

-Найдите лишнее.

(67 + 8) – 27      80 – (20 + 34)      (53 + 17) – 9   (49 + 43) - 23                    

-Какого вида все выражения, кроме одного?

-Давайте вспомним способы вычитания числа из суммы

- Вычислите удобным способом.

- Посмотрите на оставшееся выражение. Какого оно вида?

-Какая тема урока?

(на экране и на доске Вычитание суммы из числа)           

- Чему мы должны научиться?

- Познакомиться с правилом вычитания суммы из числа.

- Узнать способы вычитания суммы из числа.

-Научиться решать примеры и практические задачи.

                                                                              

 

 

 

- Когда мы чего-то не знаем.

-Когда нам что-то непонятно.

-Открыть новые знания .

 

 

 

 

80 – (20 + 34)

Вычитание числа из суммы

Дети называют три способа

3 человека у доски

Вычитание суммы из числа.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

 

4. Открытие новых знаний

 

-Сегодня на уроке мы исследуем вычитание суммы из числа.

--Начнем наше исследование с вопроса -Как….?

Вспомним порядок действий и найдем значение  80 – (20 + 34)

Мы из числа 80 вычли сумму чисел 20 и 34, т. е. вычли оба этих числа.

-А можно ли вычесть эти числа по-другому?

-  Поработаем в группах и попробуем найти другие способы вычитания суммы из числа (группы по 4 человека) 3 мин

-У кого получилось найти другие способы? Запишите на доске.

-Расскажите, как действовали?  

-Сколько… способов вы нашли?                                               

 

- Ребята, хотите проверить правильность ваших утверждений? (стр. 46)

Чтение  вывода.

-  Ваше мнение совпадает с мнением авторов учебника?

 

(вернуться к плану урока и отметить выполненные этапы)

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

на доске

1 способ  80 – (20 + 34)=26

Учитель совместно с детьми

 

 

 

2 способ 80 - 20 – 34 = 26

3 способ 80 – 34 – 20 = 26

Из числа вычли сначала первое слагаемое, а затем вычли второе слагаемое.

Из числа вычли сначала второе слагаемое, а затем вычли первое слагаемое.

Дети читают по учебнику.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

5. Физкульминутка

 

Сколько раз ногою топнем? (12:4) 3

Сколько раз в ладоши хлопнем? (16:4) 4

Сколько будем приседать? (15:5) 3

Сколько руки поднимать? (12:2) 6

Сколько раз подпрыгнем мы? (20:4) 5

Лучше всех мы, посмотри!

 


 выполняют все движения
  показ примеров

 

 

 

 

6. Первичное закрепление

 

- Повторим ещё раз 3 способа.

 

- А для чего нужны разные способы?

 

- Найдите удобный способ в нашем выражении. Подчеркните его.

 

 

- Потренируемся применять новые знания (с.47 № 1)

 

 

 

Работа в парах.

Из данных числовых выражений выберите те, в которых нужно вычесть сумму из числа. Вычислите значения этих выражений удобным способом.

(36+8)-5              15+(26+8)

54-(4+17)            90-(21+40)

 

 

Дети говорят 3 способа

 

Найти удобный, чтобы быстрее считать

2 способ 80 - 20 – 34 = 26

 

3 человека по одному решают на доске

Подчёркивают удобный способ.

Карточки

Проверка сигнальными карточками

Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном 

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

7. Включение в систему знаний

- Где может пригодиться в жизни умение применять приемы  вычитания суммы из числа?

 

Финансовая грамотность

 

(таблицы на парте)

Девочка Маша выполняет поручения родителей. Родители попросили сходить в магазин за покупками и дали ей 100 рублей. Ей надо было купить следующие товары: лук репчатый, красный перец. Рядом с домом Маши находятся 3 супермаркета: «Магнит», «Пятерочка», «Лента». Помогите Маше выбрать супермаркет, чтобы ей хватило денег. В каком магазине выгодно покупать? Почему? Сколько сдачи получит Маша?

(см. приложение)

 

Проверка

-Итак ,мы идем в магазин «Пятерочка»

Игра «Магазин»

Задача (решить разными способами)

У ……. 96 рублей. Он(а) купила перец за 46 рублей и морковь за 31 рубля. Сколько сдачи получила …..?

 

У  ……. 85 рублей. Она купила апельсин за 53  рубля и молоко за 26 рублей. Сколько сдачи получила ……?

 

(вернуться к плану урока)

 

-Какой пункт плана мы сейчас сделали?

-Для чего нужно уметь вычитать сумму из числа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При  походе в магазин

 

 

отвечают на вопросы

решают

 

 

 

 

 

 

Решают, делают вывод, проверка сигнальными карточками

 

Записывают на доске решение задачи

(резерв)

 

 

Решать практические задачи из жизни

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

-  создание алгоритмов деятельности при решении проблем   поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

9. Итог занятий. Рефлексия деятельности

-Как называлась тема сегодняшнего урока?

-Как можно вычесть сумму из числа?  (складывают пазл)

-Сколько способов мы узнали?

-Какие это  способы?

 

-Пора подводить итоги друзья.

Учились на славу мы и не зря.

 

 

- Если вы научились на уроке, и можете помочь другим – прикрепите к доске зеленый квадрат.

- Если всё вам понятно, но нужно ещё потренироваться – прикрепите желтый квадрат.

- Если нужна помощь – прикрепите красный .

-Что мы составили?

-Какой вывод можно сделать?

Оценки за урок

 

Игра «Пазлы» на доске

 

Подводят итоги

 

 

 

 

Диаграмма

Личностные:

 

осуществляют самоконтроль и соотносят собственный опыт;

 

развивают умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.

10. Дом задание

с. 47 № 2, 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

40

12

30

6

4

24

28

20

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девочка Маша выполняет поручения родителей. Родители попросили сходить в магазин за покупками и дали ей 100 рублей. Ей надо было купить следующие товары: лук репчатый, красный перец. Рядом с домом Маши находятся 3 супермаркета: «Магнит», «Пятерочка», «Лента». Помогите Маше выбрать супермаркет, чтобы ей хватило денег. В каком магазине выгодно покупать? Почему? Сколько сдачи получит Маша?

 

Наименование продуктов

«Лента»

 

«Магнит»

 

«Пятерочка»

 

1

Лук (репчатый)

39

33

35

2

Перец

62

67

59

 

                      Итого: