Урок математики в 4 «В» классе
Комиссарова Г.С.
ТЕМА: ВРЕМЯ. ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ
Цели урока:
Образовательные:
1) обобщение имеющихся у детей представлений о времени.
2) закрепление знаний о соотношении между изученными единицами времени.
3) умение применять приобретённые знания о величинах при решении различных задач.
4) совершенствование вычислительных умений и навыков.
5) закрепление приёмов устных вычислительных навыков.
Развивающие:
1) развитие внимания, памяти, математической речи.
2) развитие у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале.
3) формирование умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия.
4) развитие самостоятельности мышления.
5) развитие познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций.
Воспитательные:
1) воспитание бережного отношения к времени.
2) осуществление нравственного воспитания.
3) формирование экологического воспитания.
ХОД УРОКА
1. Психологический настрой
Добрый день, ребята. Сегодня мы совершим «путешествие» в мир занимательной математики. И прежде чем мы отправимся в путешествие я хочу прочитать вам одно из высказываний о математике, советского математика и педагога Алексея Ивановича Маркушевича, которое раскрывает необходимость ее изучать.
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
А. Маркушевич (СЛАЙД 2)
2. Постановка темы и цели урока.
- Ребята, отгадайте загадку:
Его нельзя увидеть, услышать, потрогать.
Оно всегда находится в движении и не останавливается ни на один миг. Причем идет всегда только в одном направлении от прошлого к будущему.
- О чем эта загадка? Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Время. Единицы времени. СЛАЙД 3 Мы будем закреплять знания об изученных единицах времени и применять их при решении различных задач. Итак, время не ждёт и не прощает ни одного потерянного мгновения).
- Вот и мы сегодня постараемся провести увлекательное путешествие в царство времени.
3. Подготовка к активной учебной деятельности учащихся
- Откройте свои рабочие тетради, запишите число и классная работа. (15 мая)
- посмотрите на ряд чисел в течение нескольких секунд и постарайтесь запомнить:
1 7 60 12 24 ( ДОСКА)
- воспроизведите их в тетради
- сколько было чисел?
- какое самое большое, самое маленькое?
- назовите однозначные, двузначные числа.
- назовите круглые числа.
- как вы думаете, почему в Царстве времени нас встретили именно эти числа?
- Давайте наполним эти числа смыслом.
1 нед. = 7 сут 1 год = 12мес. 1 сут = 24 ч. 1 час = 60 мин (СЛАЙД 4)
- А сейчас мы поднимемся по ступенькам устного счета и узнаем, какой главный закон царит в этом царстве.
Устный счет:
1) Спектакль начался в 11 часов дня, а закончился в 2 часа дня. Сколько часов длился спектакль?
2) Панда проводит во сне 1/2 часть суток. Сколько это часов?
3) Орангутанги спят 12 часов в сутки. Сколько времени они бодрствуют?
4) Сколько литров молока выпивает слонёнок за день, если за неделю он выпивает 63 литра молока?
5) Коала за день съедает 1 кг листьев эвкалипта. Сколько листьев съест коала за 2 недели?
6) Крокодил живет 60 лет, антилопа 20 лет. На сколько лет крокодил живёт дольше антилопы?
Мы прошли все ступеньки и теперь можем прочитать главный закон времени: «Берегите время, не тратьте его напрасно» (СЛАЙД 5)
4. Организация восприятия и осмысления полученной информации
- Ребята, а сейчас используя свои знания, давайте выполним задание у доски (с. 132 № 4)
(индивидуальные задания на карточках: 3-4 человека)
Сравнить:
1 нед. … 8сут. 14 сут. … 2 нед.
25 ч …. 1сут. 1 мес. … 35 сут.
Вставить пропущенные числа:
1 сут. 5 ч = …. ч 48 ч = … сут.
2 чут. 2 ч = …ч 72 ч = …сут.
Вставить пропущенные числа:
1 мин 3 с = … с
1 час 23 мин = … мин
1 год = …месяцев
1 месяц = … дней
3 дня = …ч.
Выразить:
В секундах: 2 мин; 5 мин; 1 мин 30 сек; 2 час.
В часах: 2 сут; 120 мин; 360 сек; 4сут.9ч.
Физминутка для глаз
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
Закрывают оба глаза.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Глазами рисуют букву о.
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Глаза смотрят вправо- влево.
Глазами смотрят вверх, вниз.
- А теперь давайте решим задачу (разбор коллективный, запись решения самостоятельно коллективная проверка) (СЛАЙД 6)
* От Минска до Бреста поезд идёт 27 часов, а самолёт тратит в 9 раз меньше времени, чем поезд. Сколько часов экономит самолёт для пассажира?
- Прочитайте задачу.
- О чем эта задача?
- Что надо узнать в задаче?
- Можем ли мы сразу ответить на данный вопрос? Что сначала надо узнать? (коллективная проверка СЛАЙД 7)
* В выходной день Дима 35 минут играл в компьютерные игры, а на улице играл в 4 раза больше. Сколько всего времени Дима играл в выходной день?
Физминутка "Часики" (СЛАЙД 8)
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик- так, тик-так.
(наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так.
(раскачивания туловища)
Налево – раз, направо – раз,
Тик-так, тик-так.
(наклоны туловища влево – вправо)
Мы тоже можем так.
5. Контроль и самопроверка знаний.
Дифференцированная работа - работа по группам.
А) Задача (КАРТОЧКИ)
Два туриста отправились в поход двумя разными маршрутами. Один был в пути 16 часов, а другой - 8 часов.
1 группа задаёт вопрос, чтобы задача решалась сложением. (Сколько часов были в пути?)
2 группа задаёт вопрос, чтобы задача решалась вычитанием. (На сколько часов больше(меньше)?
3 группа задаёт вопрос, чтобы задача решалась делением. ( Во сколько раз больше(меньше)?
Проверка решения (3 ученика у доски).
Б) Решение примеров (КАРТОЧКИ)
4 группа 5 группа
63 : 9 + 50 : 10 = 12 100 – 6 * 2 : 3 * 9 – 6 * 9 + 2 = 12
100 – 7 * 10 = 30 81 : 9 * 8 – 3 * 8 : 4 * 7 = 30
14 + (28 + 12) : 4 = 24 87 : (85 + 2) + 6 = 7
81 : 9 – 18 : 9 = 7
Проверка решения (обмен листочками)
- Внимательно посмотрите на значения выражений. С чем связаны эти числа? (7дн. в нед., 30 дн., в мес.,12 мес. в году, 24 ч. в сут
Тест. 6 группа (КАРТОЧКИ)
а) час
б) минута
в) секунда
г) сутки.
а) 24 ч. = 1 сут.
б) 12 ч. = 1 сут.
в) 2 сут. = 48 ч.
г) 3 сут. = 10 ч.
а) 24 ч.
б) 72 ч.
в) 48 ч.
г) 12 ч.
6. Итог урока. Расшифруй пословицы и поговорки. (СЛАЙД 9)
- Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Что ещё вам хотелось бы узнать по данной теме?
- Ребята, вы хорошо сегодня работали, и в награду за это, Царство времени нам дарит очень ценный и мудрый совет: "Заполняйте свои минуты и часы добрыми и умными делами" (СЛАЙД 9) И дома у вас будет возможность заняться таким делом, выполняя свою домашнюю работу, давайте откроем дневники и запишем: с. 129 № 1, № 2
Оценки за урок.
7. Рефлексия. Определи своё место на ступеньках:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.