Урок математики
на тему: «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд».
Цель: формировать прочные знания состава изученных чисел; совершенствовать умения выполнять действия над числами от 0 до 10; содействовать усвоению понятий «однозначные», «двузначные» числа; создать условия для развития мыслительных действий: сравнения, обобщения, умения логически рассуждать, воспитывать самостоятельность
Обор: карточки, демонстрационный материал, презентация
Ход урока
I.Организационный момент
Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять. Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте и на уроке не зевайте.
Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.
1. Но сегодня мы не просто начнём устный счёт. Я предлагаю вам отправиться в математическую сказку «Приключения Колобка».
- Назовите «соседей» числа 4, 7, 9, 12, 14, 17,18
2.Задачи – шутки.
- Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 3 окуней,
Рыбак Евсей – 4 карасей. Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? ( 7)
- На полянке у дубка
Ёж увидел 2 грибка,
Походил вокруг осин
И нашёл ещё 1
- Ну-ка, кто считать готов, ско-ко ёж нашёл грибов? (3)
– Дети, все ли грибы можно собирать?
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Учитель: Я предлагаю вам отправиться вслед за Колобком, но он не возьмёт вас в своё путешествие, если вы не выполните его задание.
Игра – гусеница. (Слайд 4)
III. Введение в тему урока. Самоопределение к деятельности. Постанов-ка учебных задач.
Учитель: Ребята, вы выполнили первое задание, а кто же сможет сформулировать тему урока?
(Ответы учащихся.)
(Слайд 5 с темой урока.)
Учитель: Какие мы поставим цели? (Ответы учащихся.)
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику с. 62 и в рабочих тетрадях.
Учитель: Ребята, а кого первым повстречал Колобок?
(Ответы учащихся.) (Слайд 6 с изображение Зайца и Колобка.)
Учитель: Чтобы Заяц не съел Колобка, нам надо ему помочь и выполнить задание зайчика. Откройте учебники на с. 62, найдите номер 164. Прочитайте задание про себя, а теперь прочитаем его вслух.
(Ученик читает задание.)
Учитель: Что нужно сделать в этом задании? Какое число изобразили предметными моделями?
(Число 58.)
Учитель: А какой условный знак вы видите?
(Тетрадочку.)
Учитель: Что он обозначает?
(Задание выполняется в тетрадях.)
Учитель: Прежде, чем выполнять задание в тетрадях давайте выполним упражнение для наших пальчиков и разомнём их немножко:
Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик).
Этот пальчик – слабенький (безымянный).
Этот пальчик – длинненький (средний).
Этот пальчик – сильненький (указательный).
Этот пальчик – большачок (большой).
А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).
Учитель: А теперь откройте рабочие тетради, запишите дату – 14 марта. Ниже запишите номер 164.
(Учащиеся выполняют задание.)
Учитель: На сколько надо уменьшить число 58?
(Его надо уменьшить на 1.)
Учитель: Какое выражение получится?
(58 - 1)
Учитель: Кто хочет записать это выражение на доске и найти его значение?
(Ученик выполняет задание у доски, остальные ученики в своих тетрадях.)
(Далее задание выполняется аналогично.)
2. Работа учащихся в парах.
Учитель: Мы помогли Колобку, Заяц его не съел, и все вместе мы отправляемся далее. Кого же потом встретил Колобок?
(Ответы учащихся.) (Слайд 7 с изображением Волка и Колобка.)
Учитель: Ребята, чтобы Волк не съел Колобка, давайте выполним и его задание. Он предлагает вам работу в парах. У вас на партах лежат карточки, возьмите их. В этом задании вам надо выбрать выражения, в которых двузначное число записано в виде суммы разрядных слагаемых, и отметить их галочкой. Чья пара справится быстрее и правильно выполнит задание, получит пятёрки от Волка.
(Учащиеся по команде выполняют задание.)
Учитель: Сейчас мы проверим как справилась с заданием первая пара, я буду называть выражения, которые отметили ребята, а вы, если услышите ошибку, хлопните в ладоши.
(Учащиеся коллективно проверяют правильность выполненного задания.)
3. Динамическая электронная физминутка «Собачий вальс».
Учитель: Ребята, Колобок устал, присел на пенёк отдохнуть, давайте и мы с вами отдохнём и выполним физминутку, потанцуем.
(Слайд 8 с изображением Колобка.)
(Учащиеся выполняют физминутку.)
4. Работа учащихся по вариантам у доски.
(Слайд 9 с изображением Волка и Колобка.)
Учитель: Ребята, Волк очень зол, не отпускает Колобка и даёт вам ещё одно задание. На доске записаны три столбика выражений, выполнять вы будете их по вариантам, чей ряд справится раньше других и допустит наименьшее количество ошибок – в знак благодарности получит призы от Колобка.
(Учащиеся выполняют задание.)
5. Работа в тетрадях на печатной основе с. 50 № 115.
Учитель: Ребята, а кого встретил Колобок после Волка?
(Ответы учащихся.) (Слайд 10 с изображением Медведя и Колобка.)
Учитель: Вы правы - Медведя. Но Медведь тоже отпустит Колобка только в том случае, если вы выполните его задание. Откройте тетради на печатной основе на с. 50 и найдите номер 115. Прочитайте задание про себя. А теперь прочитаем вслух.
(Ученик читает задание.)
Учитель: Ребята, Колобок очень просит вас справиться с этим заданием.
(Учащиеся поочерёдно выполняют задание, вписывая пропущенные числа в «окошки».)
Учитель: Молодцы, ребята! Ушёл Колобок и от Медведя, ну а мы вслед за ним!
6. Коллективная работа (работа в группах).
Учитель: Кто из вас помнит героя, который встретился последним Колобку?
(Ответы учащихся.) (Слайд 11 с изображение Лисы и Колобка.)
Учитель: Конечно, Лиса! А что вы знаете о Лисе?
(Лиса очень хитрая.)
Учитель: Верно, хитрая она. Поэтому у неё и задание для вас хитрое. Лиса предлагает вам поиграть с ней в игру «Шифровальщики». Я сейчас вам раздам карточки с заданием и сигнальные карточки. Ваша задача – вставить пропущенные числа так, чтобы получились верные равенства, затем ответы расположить в порядке возрастания, а под ними написать соответствующие буквы и разгадать слово, которое Лиса зашифровала. Как только вы это сделаете, вам надо поднять сигнальную карточку, чтобы я видела, кто уже справился. Чья группа выполнит задание первой, получит пятёрки от Лисы! Но прежде, чем
приступить к работе, давайте повторим с вами памятку работы в группе. (Слайд 12 с памяткой.)
(Ученики поочерёдно зачитывают пункты памятки.)
(Далее учащиеся по команде учителя выполняют задание, затем коллективно проверяют его, и учитель награждает команду-победительницу призами от Колобка.)
V. Закрепление.
1. Работа по учебнику с. 62 № 165.
(Слайд 13 с изображение Лисы и Колобка.)
Учитель: Ребята, вы конечно молодцы, но Лиса не хочет отпускать Колобка, грозится его съесть, говорит ещё надо одно задание выполнить, вот такая хитрая она. Давайте поможем Колобку и выполним последнее задание Лисы. Найдите в
учебнике на с. 62 номер 165, давайте выполним его устно. Прочитаем задание вслух.
(Ученик читает задание.)
Учитель: Как вы думаете, сколько же чисел можно вычесть из числа 46, чтобы в его записи изменилась цифра только в разряде единиц?
(Можно вычесть 6 чисел: от 1 до 6.)
Учитель: Придумаете ещё три двузначных числа, у которых в разряде единиц цифра 6.
(Учащиеся называют числа.)
Учитель: На сколько можно уменьшить эти числа, чтобы в их записи изменилась цифра только в разряде единиц?
(Уменьшить можно на любое число от 1 до 6.)
(Слайд 14 со словом МОЛОДЦЫ!)
Учитель: Молодцы, ребята! И Колобок вас тоже благодарит, вопреки всему мы спасли его и от Лисы!
VI. Рефлексия (подведение итогов урока).
Учитель: Ребята, чему мы учились на уроке?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?
(Ответы учащихся.)
Учитель: А теперь я предлагаю вам оценить себя и свою работу на уроке. У вас на партах лежат маленькие конверты и клей. Посмотрите, что в конвертах. Конечно, это смайлы. Выберите один смайл, который соответствует вашему настроению, и оцените себя, приклеив его в рабочей тетради.
(Учащиеся наклеивают смайлы в тетрадях.)
Учитель: Я благодарю вас, ребята, за прекрасный урок!
VII. Организация на перемену.
Учитель: На этом наш урок окончен, спасибо за работу! Приведите рабочие места в порядок и отдохните.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.