ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Математика
Класс: 3 класс
Тема: «Решение задач на использование табличного умножения и деления»
(с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)
Программа: УМК «Школа России», автор учебника «Математика 3 класс» Моро М.И., Бантова М.А. и др.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по решению текстовых задач изученных видов на понимание смысла арифметических действий умножения и деления.
Задачи урока:
Образовательные: Активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
Закреплять знание учащихся таблиц умножения и деления чисел от 2 до 8.
Закреплять умение решать текстовые задачи изученных видов на понимание смысла арифметических действий умножения и деления, в том числе отношений «больше/меньше в».
Расширять знания учащихся об использовании математических знаний в практических жизненных ситуациях.
Развивающие: Формировать универсальные учебные действия.
Способствовать развитию ключевых компетенций учащегося.
Развивать эмоциональную сферу учащихся.
Развивать творческое мышление учащихся, внимание, воображение.
Развивать интерес учащихся к данной теме и к математике в целом.
Воспитательные: Формировать навыки культуры группового общения, культуры поведения.
Воспитание ответственного отношения к безопасному участию в дорожном движении.
Формирование навыков функциональной грамотности.
Индивидуальные достижения учащихся:
Планируемые результаты |
Предметные: + Понимать смысл арифметических действий умножение и деление, в том числе отношений «больше/меньше в». + Выполнять арифметические действия умножение и деление устно в пределах 100. + Сравнивать предметы и объекты на основе установления между ними соотношений «больше/меньше в»; + Решать простые и составные текстовые задачи в одно-два действия: - моделирует и представляет задачу графически; - планирует ход решения; - записывает решение по действиям и с помощью числового выражения; - анализирует решение; -осуществляет поиск другого способа решения; - оценивает ответ: устанавливает его реалистичность, проверяет вычисления). |
Личностные: + Умеет слушать. + Участвует в диалоговом общении с учителем. + Участвует в коллективном обсуждении при работе в парах, и в группах. + Строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество. + Оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. + Проявляет учебно-познавательный интерес к теме и математике в целом. |
Метапредметные: + Умеет работать с информацией, содержащейся в тексте задач. + Приобретает опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме. + Познакомятся с ИКТ ресурсом, осознают его возможности для использования в собственной познавательной деятельности. |
Универсальные учебные действия |
Регулятивные: + Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя. + Принимает и сохраняет учебную задачу. + Участвует в планировании учебных действий. + Осуществляет самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности. + Делает выводы о результате совместной работы класса и учителя |
Познавательные: + Осуществляет анализ текстовой задачи. + Строит рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач. + Владеет алгоритмом решения задач изученных видов. + |
Коммуникативные: + Слушает и понимает речь других. + Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов |
Методы обучения: наглядный, словесный, проблемно-поисковый.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер
|
Этапы урока |
Виды работы, формы, методы, приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
||
I |
Мотивация к учебной деятельности |
- установление взаимодействия между всеми субъектами на уроке
Методы организации работы: -диалоговое общение -эмоциональная рефлексия Форма организации работы: фронтальная |
Приветствует учащихся в стихотворной форме
Выдерживает паузу, проверяет визуально готовность детей к уроку
Эмоционально настраивает учащихся на урок. - Мне интересно, с каким настроением Вы пришли на урок? Давайте используем цветные карандаши и оценим свое настроение: ü Если у вас отличное настроение, вам интересно, что будет сегодня на уроке, и вы готовы общаться – поднимите красный карандаш, ü Ваше настроение хорошее, и вы готовы работать – поднимите зеленый карандаш, ü А если у вас настроение «не очень», вы не осень настроены на работу и общение» – прошу поднять жёлтый карандаш. Наблюдает за учащимися. - Спасибо. Я рада, что у вас в основном отличное и хорошее настроение. Ваше настроение передалось и мне. |
Приветствуют учителя
Проверяют свою готовность к уроку
Слушают учителя
Воспринимают информацию визуально на слух
Участвуют в эмоциональной рефлексии
|
Личностные УУД Навыки продуктивного общения и взаимодействия Строят правильные ответы на поставленные вопросы |
Организовать детей Проверить готовность к уроку
Создать позитивное настроение |
||
II |
Актуализация опорных знаний. Совместное целеполагание, смыслообразование |
- Обеспечить мотивацию учения; - Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений) - Обеспечить принятие целей урока Цели для учащихся: - включиться в учебно-познавательную деятельность; - сформулировать вместе с учителем цели урока. Цели и задачи для учителя: - поставить перед учащимися учебную задачу, проблему; - обеспечить совместное целеполагание; - показать социальную и практическую значимость изучаемого материала; - способствовать развитию речи как показателю интеллектуального и общего развития ученика. Методы организации работы:
- интерактивное обучение Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
|
-Я вам сегодня приготовила много «вкусненьких» задач и «лакомых» примеров. - Ребята, расскажите, как вы сегодня добирались до школы? - Значит можно сказать, что все вы сегодня с утра были участниками дорожного движения. - Как же связаны математика и дорожное движение? Вначале давайте проведем математическую разминку. И вот мои первые задания: Математическая разминка Я предлагаю Вам провести соревнование, чей ряд быстрее выполнит задание. Два ряда – 2 команды. На каждом ряду лежит карточка.. По моей команде ребята за 1 партой берут карточку и парой решают только одно любое задание, затем быстро передают следующей парте. Ребята на второй парте также быстро парой решают одно любое из заданий и передают дальше. И так далее, пока ребята на последней парте не выберут свое задание. Как только они это сделали они встают с места около парт.
- Готовы? Начали! Устный счет по карточкам (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) После выполнения заданий всеми рядами, обращается к вставшим ребятам. - Ребята, вам выпало ответственное задание. Возьмите карандаш и сверьте ответы команды по эталону со слайда. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Обращается к учащимся - Команде какого ряда удалось выполнить без ошибок работу? Если все ряды без ошибок - Молодцы! А сейчас, мне интересно, какое задание осталось не выбранным у вас в карточке. Я думаю, что это задача. - Ребята, можете объяснить: почему? Я с вами согласна: решение задач занимает больше времени. - Чем отличается задача от любого другого задания? По каким элементам мы узнаем, что это задание задача? Верно, у любой задачи есть условие и вопрос. - По какому плану мы работаем над решением задачи? ü Сначала читаем внимательно условие задачи. ü Затем делаем понятную краткую запись или чертеж. ü Рассматриваем вопрос задачи: сможем ли мы на него сразу ответить или надо сделать какие-либо действия? ü Продумываем решение. ü Записываем решение. ü Записываем ответ. План работы над задачей вывешивает на доску (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
- Ребята, а среди вас есть, кто затрудняется в решении задач? - Я уверена, что вы полюбите их решать. Надо только еще подучиться! Этим я и предлагаю вам сегодня заняться!
Там дома, а там дороги. Вам скажу, друзья, иначе Будем мы решать…(задачи)
А помощник без сомненья Здесь таблица…(умножения)
- Ребята назовите тему нашего урока. «Решение задач на применение знаний таблицы умножения»
- Обратите внимание на предложенный список целей и выберите те, которые мы поставим на урок Предлагает список задач на доске. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Спасибо. Можем продолжить работу.
|
Участвуют в диалоге с учителем: Воспринимают информацию визуально на слайде и на слух
Участвуют в диалоге с учителем
Воспринимают информацию на слух
Участвуют в математической разминке. Выполняют задания на скорость (соревновательный момент)
Участвуют в проверке по эталону Воспринимают информацию визуально на слайде
Участвуют в диалоге с учителем
Воспринимают информацию визуально на плакате
Участвуют в диалоге с учителем
Воспринимают информацию визуально на плакате. Участвуют в планировании задач урока. |
Познавательные УУД Строят рассуждения в суждений по ходу решения текстовых задач. Пользуются алгоритмом решения задач изученных видов Умеют работать с информацией, содержащейся в тексте задач. Опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.
Регулятивные УУД Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют учебные действия.
|
Развивать умения выполнять арифметические действия умножение и деление устно в пределах 100.
Развивать умение оценивать и анализировать ответ: устанавливать его реалистичность.
Решать простые и составные текстовые задачи в одно-два действия: моделирует и представляет задачу графически; - планирует ход решения; - записывает решение по действиям и с помощью числового выражения; - анализирует решение; -осуществляет поиск другого способа решения;
|
||
III |
Закрепление знаний в знакомой и в изменённой ситуации |
- Обеспечение восприятия, осмысления и закрепления учащимися изученного материала - Обеспечить принятие целей урока Цели для учащихся: - В ходе активной учебно-познавательной деятельности продемонстрировать наличие знаний и владение способами действий Цели и задачи для учителя: - Организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся; - Организовать условия для воспроизведения имеющихся знаний и способов действий учащимися. Методы организации работы: - диалоговое общение; - постановка и решение текстовой задачи; - интерактивное обучение. Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная. |
Выполнять их будем письменно в тетради. Организует работу в рабочих тетрадях. - У вас на столах найдите желтую карточку. В ней содержатся задачи, с которыми мы будем работать в ходе урока (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) Прочитайте задачу №1. «В автосалоне 56 машин, а на парковке в 8 раз меньше машин. Сколько машин на парковке?» Вызывает к интерактивной доске одного человека. ü Что известно? ü Что надо найти? ü Составьте краткую запись ü Что значит понятие в 8 раз меньше? ü Запишите решение задачи. ü Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась другим действием. ü Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия? Молодцы!
- Какие знания и умения мы использовали, чтобы решить задачу? ü -Знание алгоритма решения задачи. ü Знание таблицы умножения и деления на 8. ü Умение сравнивать и определять отношение «больше/меньше в» |
Выполняют указания учителя
Работают в рабочих тетрадях. Помогают учащемуся у доски при озвучивании алгоритма решения задачи
Участвуют в диалоге с учителем . |
Познавательные УУД Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач. Пользуются алгоритмом решения задач изученных видов
|
|
||
IV |
Физкультминутка |
|
- Мне очень понравилось, как вы поработали над решением задачи. Но думаю, что вы устали. Проведем минутку отдыха. |
Выполняют двигательную физкультминутку |
Личностные УУД Навыки продуктивного общения и взаимодействия |
|
||
V |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации |
- Актуализация изученных знаний. - Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений) Цели для учащихся: - В ходе активной учебно-познавательной деятельности применять знания в измененных, новых ситуациях. Цели и задачи для учителя: - Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания - Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. - Показать практическую значимость изучаемого материала; Методы организации работы: - диалоговое общение; - интерактивное обучение Форма организации работы: работа в группах |
- Вы хорошо умеете решать задачи, я предлагаю вам пройти КВЕСТ. Да не простой квест, а квест для участников дорожного движения. - Вы наверное заметили уже, что бейджи у вас отличаются. На них есть эмблемки (ПРИЛОЖЕНИЕ 6), которые показывают в какую группу вы распределены В квесте участвуют следующие группы: ü Пешеходы города А ü Водители города А ü Инспектора ГИБДД города А ü Пешеходы города Б ü Водители города Б ü Инспектора ГИБДД города Б
Вот ваше первое задание: Объединитесь в группы, ребята на передних партах поворачиваются к ребятам сидящим сзади. Рассмотрите ваш маршрут, найдите «секретные» конверты. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Откройте «секретные» конверты. Достаньте зашифрованное послание. Что оно напоминает? -Правильно, поле для собирания пазла. Итак, чтобы прочитать секретное послание, надо собрать пазл
- Как вы думаете, где вы можете найти элементы пазла? Правильно, в кармашках на вашем маршруте, но для этого вам надо решить задачу, да не простую, а «вкусную».
Итак, ваша цель решить все задачи на маршруте и собрать пазл. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
ü Решаете задачу. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9) ü Ответ задачи - это номер частички пазла указанный на поле. ü Наклеиваете данную часть на поле с таким же числом. ü Ваша цель заполнить все поле, то есть собрать пазл, и продемонстрировать нам, что у вас получилось, то есть вывесить на доску.
Команду, которая быстрее доберется до цели и верно соберет пазл, ждет сюрприз.
- Итак, ваша цель достигнута, если вы в отведенное время, 10 минут соберете правильно пазл. - Ребята, прежде, чем приступить к прохождению квеста, давайте проговорим о правилах работы в группе, которые помогут нам быстро и правильно справиться с заданиями. - Как мы будем работать: Вместе и дружно!
Ну, теперь вы готовы. Я отпускаю вас в квест. Время пошло!
Команды работают. Учитель контролирует работу, оказывает помощь при необходимости
Работа команд закончилась. - Давайте посмотрим, что у нас получилось.
На доске вывешиваются знаки дорожного движения.. Они помогают в том, чтобы дорожное движение было безопасно. А для этого, надо уметь читать эти знаки. - Давайте вместе их прочитаем.
- Ребята, какая задача показалась более трудной и вызвала затруднение? Но вы ее решили?!
Предлагаю разобрать аналогичную, у нас ребята из группы … решили задачу. ИЛИ Я предлагаю разобрать аналогичную задачу, возьмите желтые карточки.
Запишите в тетради №2. Прочитайте задачу. «В ремонте дороги участвовало 28 мужчин, а женщин в 7 раз меньше. Сколько всего работников учувствовало в ремонте дороги?»
ü Что известно в задаче? ü Что надо найти? ü Кто хочет поработать у доску? ü Запишите краткую запись. ü Решите задачу.
|
Воспринимают информацию на слух
Выполняют инструкции учителя.
Выполняют учебное задание в группах
Представляют результат работы групп
Участвуют в диалоге с учителем
Выполняют учебное задание
|
Личностные УУД Навыки продуктивного общения и взаимодействия
Коммуникативные УУД: Слушают и понимают речь других. Договариваются и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками
Познавательные УУД Опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.
Регулятивные УУД: Осуществляют самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности. Делают выводы о результате совместной работы класса и учителя |
Учить опыту работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме. Знакомить с ИКТ ресурсом, учить использовать в собственной познавательной деятельности.
Уметь работать с информацией, содержащейся в тексте задач.
|
||
VI |
Рефлексия (подведение итогов урока) |
|
Молодцы! Ну что же, наш урок подходит к концу. Предлагаю подвести итог. - Какие задачи мы с вами ставили в начале урока. - Что у нас получилось? - А над чем еще надо поработать?
(обращает внимание ребят к задачам, которые висят на доске, каждую задачу анализируете: получилось или не получилось, над этим стоит продолжать работать)
- Спасибо, вам за работу. Вы замечательно работали и очень приятно меня удивили.
Поставьте сами себе оценку за урок в своей тетради. ü «5» баллов – я был активным, у меня все получалось. ü «4» балла - я был активным, у меня многое получалось. ü «3» балла, если тема для вас оказалась трудной и вам есть над чем поработать.
- А теперь с помощью карандашей покажите мне свое настроение сейчас. ü Если у вас отличное настроение, вам было интересно на уроке – поднимите красный карандаш, ü Ваше настроение хорошее, и вы рады, что были на уроке – поднимите зеленый карандаш, ü А если у вас настроение «не очень», что- то вам его испортило – прошу поднять жёлтый карандаш |
Участвуют в диалоге с учителем
Выполняют учебное задание устно
Оценивают собственную учебно-познавательную деятельность.
Рефлексируют свое настроение
|
Регулятивные УУД: Осуществляют самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности. Делают выводы о результате совместной работы класса и учителя |
|
||
VII |
Домашнее задание |
|
Спасибо за урок. До свидания. |
Записывают в дневник домашнее задание Прощаются с учителем |
|
|
||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Перечень задач на урок:
ü Совершенствовать навыки табличного умножения от 2 до 8
ü Совершенствовать навыки решения задач
ü Развивать математическую речь
ü Развивать вычислительные навыки
ü Закрепить знания возведения числа в степень
ü Отработать навык умножения дроби на натуральное число
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Задача № 1
В автосалоне 56 машин, а на парковке в 8 раз меньше машин. Сколько машин на парковке?
*Задача №2
В ремонте дороги участвовало 28 мужчин, а женщин в 7 раз меньше. Сколько всего работников учувствовало в ремонте дороги?
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ №10
Задача 1. Машина проехала 56 м, а велосипедист проехал в 7 раз меньше чем машина. Какое расстояние проехал велосипедист?
Задача 2. В парке на велодорожках катались 7 велосипедиста, а во дворе в 8 раза больше. Сколько велосипедистов каталось во дворе?
Задача 3. В городе «А» дорожная служба установила 36 знаков, а в городе «В» 6 знаков. Во сколько раз больше установили дорожных знаков в городе «А»?
Задача 4. У Вовы 8 штрафов, половину из них он оплатил. Сколько Вове еще осталось оплатить штрафов?
Задача 5. На улицах города дежурили инспектора дорожного движения. Первый инспектор задержал 25 нарушителей, а второй инспектор задержал в 5 раз меньше нарушителей, чем первый инспектор. Сколько всего нарушителей задержали инспектора вдвоем?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.