Тема: Сложение числовых значений величин
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать приемы сложения числовых значений величин, уметь складывать числовые значения величин по алгоритму
Задачи: создать условия для применения алгоритма для сложения многозначных чисел при сложении величин, закрепления алгоритма сложения многозначных чисел, решения задач, изученных видов, способствовать развитию памяти, мышления, навыков устного счета, создавать условия для воспитания активности, самостоятельности, чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи, интереса к математике.
Оборудование: красные и желтые жетоны, ноутбук, проектор, карточки для работы в группах, карточки с названием величин
Ход урока
Организационный этап СЛАЙД 1 (математика)
Ребята, сегодня у нас не простой урок, я приглашаю вас в сказку. СЛАЙД 2
В некотором царстве
В тридевятом государстве,
Жил-был царь в своей стране .
Мудрым царь и умным был,
Математику любил,
Хитроумные задачи
И примеры он решал,
На досуге очень часто книги умные читал.
Но промчались годы спешно –
Царь состарился, конечно,
Уж пора бы на покой,
Только ж, кто тогда страной,
Этой править будет всей?
Бог не дал ему детей …
И решил царь к нам прийти,
Чтоб наследника найти:
Самый умный, самый смелый,
Самый быстрый и умелый,
И в тетради чтоб на диво
Было у него красиво!
К царскому придет он трону,
Получит царскую корону.
Если был ответ прекрасный,
Ты жетон получишь красный;
Если твой ответ похуже
Желтый цвет тобой заслужен;
Если ж плох был твой ответ,
Не получишь ты «монет».
В ходе урока учащиеся получают за свою работу жетоны
Этап проверки домашнего задания
Первое испытание – проверка домашнего задания.
Задание 12, с. 99
-Назовите числовое выражение значение, которого равно 420 324.
-Назовите числовые выражения, значение которых – круглые числа (420324-324=420 000, 470 270-270=470 000, 305 305-305=305 000)
-Назовите числовое выражение, в значении которого 503 единицы класса тысяч и 43 единицы класса единиц (503 000 + 43=503 043) СЛАЙД 3
Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Чистописание
Ребята, скажите, в какой стране жил царь? (в тридевятом государстве)
Тридевятое государство в числовом выражении – это сколько? (ответы: 1/3 от 9=3, 3*9=27)
Дайте характеристику этим числам, запишите их в тетрадь.
Устный счет
Второе испытаете – устный счет
1. Вырази СЛАЙД 4
5 км 499 м = м 4 т = …
16 км 650 м = м 3 . 2 ц = …кг
70 000 м = …м 5000 г =…кг
2. Сравни не вычисляя СЛАЙД 5
задание № 7. 101
459-240-148 * 459- (240-148) 145*3*4…145* (3*4)
71 367 1740 1740
3. Реши задачу СЛАЙД 6
Из автобуса вышло больше человек, чем вошло. Значит, количество пассажиров в автобусе уменьшилось. На сколько (на 4; 12-8=4)
Сообщение темы и цели урока СЛАЙД 7
Посмотрите на доску, и скажите, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Назовите тему сегодняшнего урока? Чему мы сегодня будем учиться на уроке? (Будем складывать величины)
12 м 65 см+9 м 37 см=
13 ц 46 кг+3 ц 54 кг=
5 ч 42 мин+1ч 13 мин=
-Что такое величина? СЛАЙД 8
– На какие группы можно разделить изученные величины?
(на доске таблица «Величины», поочередно дети выходят и составляют схему:
Величина СЛАЙД 9
Единицы длины Единицы времени Единицы массы Единицы площади
мм см дм м км сек мин ч сут нед мес год гр кг ц т
Этап овладения новыми знаниями и способами действий
Кто может вычислить значение этих выражений? Легко ли это было сделать?
А если будет такое выражение?
124 м 75 см + 39 м 8 5см
Учитель выполняет на доске:
124 м 75 см=12 475
39 м 85 см = 3985
1-й способ 12475 2-й способ 124 м 75 см
3985 39 м 85 см
16460 164 м 60 см
По какому плану (алгоритму) выполнялось действия?
(Итог: сначала надо привести величины к одной единице.
А теперь можно попробовать сложить столбиком, как обычные многозначные числа.)
Что такое алгоритм? Обратимся к толковому словарю СЛАЙД 10
Слово алгоритм по словарю С.И. Ожегова означает совокупность действий или правил.
Я предлагаю вам составить алгоритм сложения многозначных чисел. Сейчас мы будем работать в группах. (Дети распределяются в 3 группы)
Каждой группе предлагается конверт с ключевыми понятиями. Ваша задача сложить из них высказывания и распределить эти высказывания в определенном порядке с примерами, чтобы было понятно, красиво и правильно.
Алгоритм
1. Заменю крупные единицы мелкими.
2. Выполню действие столбиком.
3. Заменю мелкие единицы крупными
(Вывешивается на доску) СЛАЙД 11
Теперь царь хочет знать,
Как кто может объяснять.
Этап первичной проверки понимания изученного
Объясни: СЛАЙД 12
327м 45см+ 28м 82см= 3299 м 30см
327м45см=32745см
28м 82см=2882см
327045
+ 2885
---------
329930
физкультминутка (музыкальная) СЛАЙД 13
Этап закрепления новых знаний и способов действий
Задание 1 с.100 (1 столбик у доски с комментированием, 2 – Самостоятельно) Самопроверка. Оценивание жетонами.
Этап обобщения и систематизации
Все достойны вы, ребята,
Сей венец носить из злата,
Но один царем быть может..
В этом нам задача поможет:
Кто решит ее быстрей,
Тот и будет (может быть) царем царей.
Задание 2 с.100
Решение задачи (чтение и анализ задачи)
- Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи? (Сколько километров прошел поезд до первой остановки за 2 часа и сколько километров прошел поезд до остановки за 4 часа)
- Нам это известно? (нет)
- Что нужно знать, чтобы найти расстояние поезда до остановки? (скорость поезда до остановки и время, за которое он прошел определенный путь)
- Нам это известно? (да)
- С помощью какого действия мы найдем расстояние, которое прошел поезд до остановки? (умножения)
Что нужно знать, чтобы найти расстояние поезда до второй остановки? (скорость до второй остановки и время, за которое он прошел определенный путь)
- Нам это известно? (да)
- С помощью какого действия мы найдем расстояние, которое прошел поезд до второй остановки? (умножения)
- Зная расстояние, которое прошел поезд за 2 часа и 4 часа можем мы ответить на вопрос задачи? (да)
- С помощью какого действия? (сложения)
- Это первый способ решения задачи.
Запишите решение (1учащийся у доски)
Способ 1
1) 70*2=140 (км) – расстояние до первой остановки
2) 70*4=280 (км) – расстояние поезда до второй остановки
3) 140+280=420 (км) – все расстояние
- Как еще можно решить данную задачу?
Посмотрим как связаны между собой данные задачи. (схема) СЛАЙД 14
2 4 70
?
?
Запишите решение
Способ 2 СЛАЙД 15
1) 2+4 =6 (ч) – был в дороге поезд
2) 70*6=420 (км) – все расстояние
Может кто-то знает еще один способ решения задачи?
Способ 3
1) 4:2=2 (раза) – больше времени затратил поезд на вторую часть пути
2) 70*2=140 (км) – первая часть пути
3) 140*2=280 (км) – вторая часть пути
4) 140+280=420 (км) – все расстояние
Этап контроля и самоконтроля знаний
Вместе мы решаем дружно,
Но ведь править будет нужно
Самому и без друзей.
Справитесь с проблемой сей?
Внимание на монитор. Выполните сложение числовых значений величин. СЛАЙД 16
33 км 795 м + 4 км 614 м =38 км 409 м
35км 38 м + 680 км 26 м = 715 км 64 м
Проверьте. У кого нет ошибок? Одна? Две? СЛАЙД 17 - 18
Этап коррекции знаний и способов действий
При необходимости организовать деятельность учащихся минимального и общего усвоения знаний на основе выявления своих ошибок
Этап информации о домашнем задании СЛАЙД 19
С.101, № 11 (сложить и вычислить значение величин, используя алгоритм)
Этап подведения итогов занятия
Чему вы научились на уроке?
Ответьте на вопросы, которые вы видите на таблице. СЛАЙД 20
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я удивился…
Сегодня на уроке я задумался…
Сегодня на уроке я вспомнил…
Этап рефлексии СЛАЙД 21
Мне было трудно, потому, что ….
Мне было легко, потому что …
Вот и подошла к концу наша сказка. Подсчитаем жетоны, определим победителя.
Дополнительное задание СЛАЙД 22-23
Спасибо за урок
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.