Предмет: Математика
Класс: 4
Учитель: Булий Оксана Викторовна
Тема: Применение соотношений между единицами площади в практических и учебных ситуациях
Цель урока: Создание условий для применения соотношений (взаимосвязь) между единицами площади в практических и учебных ситуациях.
Задачи:
Предметные: Формировать умение измерять, вычислять и сравнивать площади прямоугольников.
Метапредметные:
Познавательные: Делать выводы; осуществлять анализ, сравнение объектов по выделенным признакам; развивать познавательную активность.
Коммуникативные: Учиться работать в паре, группе.
Регулятивные: Определять и формулировать цель на уроке; критерии успешности своей работы; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные: Способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; обогащать словарный запас – развивать математическую речь; содействовать воспитанию культуры учебного труда.
Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
II. Проверка домашнего задания
III. Сообщение темы урока
Установить взаимосвязь новых величин с ранее изученными; отработать умение переводить меньшие единицы измерения площади в большие и наоборот.
IV. Актуализация знаний учащихся. Устный счёт
Работа с презентацией
1. — Прочитайте числа.
805 760 482, 641 987 605 000, 8 408 590 407, 9 123 456 780.
— Сколько единиц каждого разряда в числах?
— Сколько всего сотен в каждом числе? Сколько десятков тысяч? Единиц миллионов?
— Назовите соседей каждого числа.
— Уменьшите каждое число на 1 десяток, на 1 тысячу.
— Разложите число 9 123 456 780 на разрядные слагаемые.
2. Запишите числа.
• Длина реки Волги 3530 км. Выразите ее длину в метрах. (3530 км =3530 000 м.)
• Самая высокая точка Уральских гор - гора Пайер - 1499 м над уровнем моря. Выразите эту высоту в километрах и метрах. (1499 м = 1км 499 м.)
3. Вырази в указанных единицах измерения.
5 км 700 м = □ м 6 см 8 мм = □ мм
8км 8м = □ м 5м 6см = □ см
6 дм 3 см = □ см 6 дм 6 см = □ мм
4. Вырази в указанных единицах измерения.
5 см2 = □ мм2 90 м2 = □ см2
8 дм2 5 см2 = □ см2 8 км2 = □ м2
5 м2 6 см2 = □ см2 7 дм2 5 см2 = □ см2
V. Работа над новым материалом
1. Вспомним, как найти площадь прямоугольника.
Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно умножить его длину на ширину.
Не забывайте, что площадь будет выражена в соответствующих единицах измерения.
2. Решите задачи.
Задача 1. Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 7 и 2 см.
7 . 2 = 14 (см2).
Чтобы найти площадь фигуры, надо длину умножить на ширину. Площадь прямоугольника 14 см2.
Задача 2. Площадь прямоугольника 18 дм2. Длина одной его стороны 6 дм. Найдите длину другой стороны.
18 : 6 = 3 (дм)
Чтобы найти длину неизвестной стороны, надо площадь разделить на длину известной стороны. Длина другой стороны 3 дм.
3. Закончите предложение.
Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно …
Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.
Как найти площадь фигуры, если длины сторон не указаны?
Прямоугольник со сторонами 6 см и 4 см.
Разделим фигуру на квадратные сантиметры. Получилось 24 квадрата со стороной 1 см. Площадь – 24 см2.
4. Найдите площадь фигуры. Эта фигура не прямоугольной формы. Как быть?
Можно как бы поместить нашу фигуру в прямоугольную форму, разбить на квадратные сантиметры и посчитать. Не все квадраты целые. Что будем делать?
Ученые договорились складывать все неполные квадраты и делить их количество на 2. Если таких квадратов получится нечётное количество, то их надо увеличить или уменьшить на 1. Площадь таких фигур можно посчитать приблизительно.
Целых квадратов 1, нецелых – 8. Воспользуемся формулой, разделим 8 на 2, будет 4. 1 плюс 4 – 5. Площадь данной фигуры 5 см2.
Вы заметили, что самим расчерчивать фигуру на квадраты очень долго? Чтобы сэкономить время и ускорить работу, люди придумали палетку.
5. Палетка – это прозрачная пластинка (плёнка), разделённая на равные квадраты (например, квадратные миллиметры, квадратные сантиметры, квадратные дециметры).
6. Алгоритм нахождения площади фигуры с помощью палетки.
1) Наложить палетку на фигуру.
2) Подсчитать количество целых квадратов.
3) Подсчитать количество нецелых квадратов.
4) Число нецелых квадратов разделить на 2 и прибавить к числу целых квадратов.
Физкультминутка
Работа по учебнику с. 43
1. — Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 43.
— Как найти площадь любой фигуры? (При помощи палетки.)
— Что такое палетка? (Прозрачная пленка, которая разделена на квадратные сантиметры, дециметры или миллиметры.)
— Прочитайте еще раз, как найти площадь фигуры с помощью палетки.
2. № 191 (с. 43). (Работа в парах.)
— Найдите площадь первой фигуры. (Считаем, сколько целых квадратов, их 6. Считаем, сколько нецелых квадратов, их 16. Делим на 2, получается 8. Складываем 6 см2 и 8 см2. Получаем 14см2— площадь фигуры.)
(Аналогично вычисляется площадь второй фигуры. Проверка, взаимооценка.)
VI. Решение задач
1. Повторение составных частей задачи (условие, вопрос, решение, ответ)
2. Решить задачу
Площадь прямоугольника 72 м2. Длина – 12 м. Во сколько раз ширина прямоугольника меньше его длины?
Сразу на вопрос задачи ответить нельзя, т.к. надо знать длины обеих сторон. Сначала узнаем длину второй стороны.
1) 72 : 12 = 6 (м) – ширина прямоугольника.
Потом сравним длины.
2) 12 : 2 = 2 (р.) – ширина меньше длины.
Мы видим, что ширина меньше длины в 2 раза.
VII. Д/з с. 43 № 192,196
VIII. Итог урока.
Продолжи фразу:
Я узнал…
У меня получилось…
Мне было сложно…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.