Тема: «Вдвое больше»
Цель. Формирование умений увеличивать числа вдвое и различать операции «увеличить на 2» и «увеличить в 2 раза».
Предметные : имеют представления о том, как записывать результат с помощью знака умножения; умеют увеличивать числа вдвое, решать задачи на увеличение /уменьшение «на2» и «в 2раза», сравнивать результаты вычислений, доказывать, составляя равенства.
Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности;
Метапредметные; регулятивные – определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, умеют оценивать свою работу на уроке; познавательные – ориентируются в своей системе знаний , самостоятельно наблюдают над свойствами четных чисел, коммуникативные – планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, согласовывают действия с партнером.
1. Орг. момент
2. Устный счет.
1) -У каждого из вас карточки с заданиями, обратимся к заданию №1.
- Какая геометрическая фигура изображена? (ломаная)
- Почему так решили?
Ломаная- геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединённых своими концами
- Как можно узнать длины звеньев ломаной? (измерить линейкой)
- Я приготовила для вас линейки. Используйте их.
- Задание. Измерь звенья ломаной и подпиши их длину.
- Назови длину первого звена…, второго…, третьего…
- Что вы заметили? (что каждое звено на 2 больше предыдущего)
- Найдите длину ломаной. Как узнали?
2) Посмотрите в карточке на второе задание. Найдите лишнюю фигуру.
Первый ряд – первое задание
Второй ряд – второе задание
Третий ряд – третье задание
- Какая фигура лишняя в первом ряду? Почему?
Лишний круг, т.к. остальные многоугольники.
- Какая фигура лишняя во втором ряду? Почему?
Лишний квадрат, потому, что он больше остальных фигур по размеру.
- Какая фигура лишняя в третьем ряду? Почему?
Лишний треугольник, потому что он отличается по цвету от остальных фигур.
- Сегодня линейка будет оценочным листом. В ходе урока вы будите набирать геометрические фигуры, которые соответствуют уровню выполненного задания. Например, если вы выполнили задание без ошибок, то вы берете из тарелочки фигуру – круг. Если вы допустили 1 ошибку, то- квадрат. Если 2 ошибки - треугольник. Цвет не имеет значения. Фигуры будете размещать на линейке.
Если вы выполнили задание на нахождение лишней фигуры выполнили верно, возьмите круг и положите на линейку.
- На ваших столах стоит сигнальная карта 2-х цветов. Закончив, выполнения задания прошу вас сигнализировать мне о степени трудности этого задания для вас. В том случае, если выполнение задания не вызвало у вас затруднений, то поверните ко мне карту с красным цветом, если вызвало затруднение -синей стороной.
- Перед вами лежит математический веер. Внимательно слушайте задачу и показывайте правильный ответ. А для ребят…выполнение заданий на персональных компьютерах.
- Скажите, сколько хвостов у 8 коров? ( 8 )
- Сколько ушей у 5 мышей? ( 10 )
- Сколько рогов у 4 коров? ( 8 )
- Сколько хвостов у 40 ослов? ( 40 )
- У палки два конца. Если отпилить один конец, то сколько их останется? (2)
- Вернемся к нашим фигурам. Если вы не допустили ошибок возьмите круг. Если вы допустили 1 ошибку, то- квадрат. Если 2 ошибки - треугольник. Возьмите фигуру и положите на линейку.
Физминутка для пальцев.
Проведём разминку для пальчиков
«Крестики и нолики»
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
1) Минутка чистописания
Продолжи ряд чисел
2 4 6 ………
2 4 8 …….
- Назови следующее число в первом ряду . (8) Как получили? (6+2, то есть 2 увеличили на 2,)
-Назовите следующее число во втором ряду (16) Как узнали? (8+8, то есть 8 удвоили)
В первом ряду каждое следующее число увеличивается на 2
Во втором ряду числа увеличиваются вдвое.
Кто определит тему урока
(Увеличение числа в 2 раза)
Вы все правы или большинство из вас сказали верно
Тема нашего урока Вдвое больше
3. Актуализация знаний
- Перед вами стоят 3 сосуда. В каждый сосуд наливаю по 3 стакана воды. Я яркости эксперимента я добавила в воду краску.
Отметим уровень воды в сосудах. Я закрываю сосуды ширмой.
Во второй сосуд предлагаю налить на 2 стакана воды больше.
Вспомним сколько стаканов воды налито в 3 сосуде, нальём еще столько же. Это сколько? (3 стакана) Требую полных ответов.
- Как вы думаете в каком сосуде воды больше? В каком меньше? Мнения разделились.
Давайте проверим наши предположения. Убираю ширму. - Сколько воды в 1 сосуде? (3 стакана)
Почему? (Мы ничего не добавляли)
-Верно.
- А как вы думаете изменилось кол-во воды во 2 сосуде? (да,5 ) - Почему? (потому что добавили 2 стакана)
Доп.- Что значит на 2 больше? (прибавили 2 стакана)
-Оформим на доске ариф. выражением. (3+2=5)
Предлагаю проверить. Начинаю переливать стаканами.
- Переходим к 3 сосуду. Изменилось ли кол-во воды в 3 сосуде (да, 6)
- Почему? (потому что взяли столько же сколько было стаканов воды, т.е добавили ещё 3 стакана) Как оформить арифметическим выражением? (3+3=6)
- Давайте сравним 1 и 3 сосуды
- Во сколько раз увеличилось количество стаканов с водой в сосуде №3?(в 2 раза)
- Кто сможет записать выражение на доске?(3*2)
- Проверим наши предположения. Переливаем и считаем.
- Значит: 3+3 = 3*2
Вывод:
Что доказал этот опыт? (вдвое больше, значит столько и столько же, увеличить в 2 раза.)
Когда увеличиваем на 2, то прибавляем
Когда увеличиваем в 2 раза, то умножаем на 2
- Верно, ребята, когда мы решаем задачи «на 2 больше» выполняем действие сложение, когда в 2 раза больше- можно заменить умножением на 2.
Физминутка
4. Первичное закрепление.
Работа с учебником.
- Учитель читает задачу. О чем говорится в задаче?
- (о подтягивании мальчиков)
- Что нам известно? ( А-14р, Б -? на 2 больше Антона; В.- ? в 2 раза больше Антона?
Схема появляется на слайде.
- Что надо узнать? (кто подтянулся больше)
А.----------------14р.
Б.------------------------- ? на 2 больше, чем Антон
В.------------------------------------------ ? в 2 раза больше, чем Антон
1)14+2=16 (п)- Боря
2) 14*2=28 (п) – Витя
Ответ: Витя подтянулся больше всех.
- Можем ли мы ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? (не знаем сколько раз подтянулся каждый мальчик)
- Можем ли мы узнать сколько раз подтянулся Боря? (14+2=16 (п)- Боря)
- Можем ли мы узнать сколько раз подтянулся Витя? (14*2=28 (п) – Витя)
- Сможем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? (да, надо сравнить)
1) Арифметический диктант.
- 2017 год объявлен годом экологии. Я предлагаю вам решить задачи экологического содержания.
Вспомним правило написания арифметического диктанта. Запись делается в строчку в каждую клеточку, через запятую.
1. Длина уха обыкновенного ежа -3см, а длина уха ушастого ёжа, занесённого в красную книгу РБ на 2 см длиннее. Чему равна длина уха ушастого ежа?
2. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама -20 гусениц, а дятел в 2 раза больше. Сколько насекомых в сутки съедает дятел?
3. Ель за сутки выделяет 6 кг кислорода, а липа в 2 раза больше. Сколько кг кислорода в сутки выделяет липа?
Проверим результат по эталону.
Взаимопроверка.
- Вернемся к нашим фигурам. Если вы не допустили ошибок возьмите круг. Если вы допустили 1 ошибку, то- квадрат. Возьмите фигуру и положите на линейку
Бережное отношение к природе -это ответственность каждого человека за мир, в котором он живет. Школьник может сделать не так уж и мало: не мусорить в лесу и на природе, не разжигать костры, кормить птиц зимой, делать кормушки. Человек должен бережно относится и к природе и людям.
Предлагаю применить приобретенные знания в повседневной жизни. Разделимся на три группы: 1ряд-1 группа, 2 ряд- 2 группа, 3 ряд-3 группа. Каждая группа будет выполнять задание по алгоритму.
Задание для первой группы. Для пошива блузы понадобилось 5 пуговиц, а для халата- вдвое больше.
1 – Решите задачу
2 – Определите цвет и размер пуговиц, необходимых для шитья.
3– Оформите вещи- приклейте пуговицы.
Задание для второй группы. На оформление телефонной коробочки понадобится 40 см ленты, а на оформление коробки с ёлочными игрушками- в 2 раза больше.
1 – Решите задачу.
2 – Отмерьте и отрежьте получившуюся величину на подарочной ленте.
3– Оформите подарок.
Задание для третьей группы. Необходимо купить в магазине карпа весом 4 кг, а сома - в 2 раза тяжелее.
1 – Решите задачу.
2 – Ознакомьтесь с информацией о рыбах на стенде.
3 - Определите вид рыб.
4 – Выберите соответствующих рыб.
Проходите все на свои места.
Все справились с заданиями. Подошли к выполнению работы творчески
Возьмите каждый себе по кругу.
Рефлексия
Внимание на слайд Вставь пропущенные слова. Такие задания встречаются при выполнение Всероссийских проверочных работ.
(Правило).
Логическая цепочка.
Ребята сосчитайте, какое количество фигур на ваших линейках.. Создайте из них свою логическую цепочку, учитывая форму или цвет, если вы хотите изменить цвет, то можете заменить фигуру на цвет, который вам потребовался, например красный круг заменить на синий круг. Обратите внимание можно менять цвет, но не форму! Расположите свою цепочку на линейке. Отклеить защитный лист, прикрепить к линейке по порядку.
Оценивание.
Внимание. Сосчитайте каких фигур у вас больше. У кого больше в цепочке кругов оценка – 5, квадратов –4, треугольников –3.
Встаньте те кто получил оценку «5», «4».
Поднимите свои линейки и покажите логические цепочки.
Вызвать одного ученика. По какому принципу образована твоя логическая цепочка.
Ваша линейка может исполнять функцию закладки.
Ребята, те кто больше на уроке сигнализировал мне красным цветом , вы можете взять домашнее задание на красной карточке , где предложен высокий уровень сложности задания с творческим подходом, те кто сигнализировал – синим цветом – ваше задание на синей карточке. Но я вас не обязываю выбор за вами.
Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.