Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
План - конспект урока по физике
в 7 классе по теме:
«Механическая работа».
Разработала:
учитель физики
Филипенко И.В.
2021-2022 г.
Тип урока. Изучение нового материала и первичное закрепление материала с применением различных здоровьесберегающих педагогических технологий.
Цель урока:
Образовательная: из курса литературы вспомнить примеры понятия «работа», сформировать научное понятие механической работы, единиц измерения механической работы, вывести формулу механической работы, исследовать условия механической работы, продолжать отрабатывать навыки работы с физическими приборами.
Развивающая: развивать умения выделять главное, приводить примеры аргументированно, делая умозаключения. Систематизировать полученные знания, проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы, формировать умения при работе с компьютерной программой Стандартные – Paint.
Воспитательные: доказать значимость приобретенных знаний в жизненных ситуациях, создать условия для положительной мотивации при изучении предмета физики, показать взаимосвязь изучаемого материала со здоровьем человека и жизнедеятельностью человека, формировать умение работать в группах, парах.
Оборудование: автоматизированное рабочее место учителя, компьютеры, карточки.
Лабораторное оборудование. «Лабораторный оборудование «Механика».
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, групповая, фронтальная беседа.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Учитель:
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
(Садитесь).
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
В
мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей давай РАБОТАТЬ!!
Учитель: Проверим домашние заготовки.
Ученик: Рассказывает легенду об Атланте.
Им равных не было: трудолюбивый, крепкий телом,
Как бог Атлант, держащий небосвод,
Под властью мудрых занимался общим делом
И не был алчным к золоту народ.
Учитель: Тяжело ли Атланту? Прилагает ли он физические усилия, чтобы удержать небосвод? Совершает ли он механическую работу.
Ученики пока затрудняются ответить.
Учитель: А теперь послушаем народные пословицы и поговорки о работе.
Ученик:
· 1.С печи сыт не будешь. Не печь кормит, а руки.
· 2.С горы вскачь, а в гору хоть плачь.
· 3.Сверху легко бросать, попробуй-ка снизу.
· 4.В гору семеро тащат, а с горы и один толкает.
· 5.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
· 6.Берись дружно, не будет грузно.
· 7.Встать пораньше да шагнуть подальше
Учитель: Давайте из пословиц и поговорок сформулируем цели урока:
-
дать понятие механической работы;
- в каких
единицах измеряется работа;
- выяснить условия необходимые для совершения работы (1, 6, 7 поговорки);
- выяснить способы совершения положительной, отрицательной работы, не совершение работы (2, 3, 4, 5);
-
обобщить знания о работе, закрепить изученный материал;
- проверить и
закрепить полученные знания.
Учитель: Слово «работа» в повседневной речи имеет много значений, но без понятия «Сила» нет работы.
Актуализация знаний учащихся
Учитель: Класс делится на три варианта, каждый вариант должен заполнить таблицу об одной силе: силе тяжести, силе трении, силе упругости.
Учитель: Работа цепочкой. Класс разбивается на три группы. Задание: первые три ученика записывают столбиком обозначения физических величин, следующие единицы измерения физических величин, следующие формулы сил из физических величин, следующие физические приставки в виде степени и последние физические приставки десятичной дробью.
2. Объяснение новой темы
Учитель:
Работа совершается, если тело перемещается под действием силы.
Механической работой называется физическая величина, равная произведению силы и
перемещения тела по направлению действия этой силы. Формула выглядит вот так:
А = F* S.
Откройте
учебник стр. 130 прочтите это определение, найдите на этой же странице формулу.
Учитель (вызывает к доске ученика): Давайте вместе выведем в каких единицах
измеряется работа. В каких единицах измеряется работа?
Ученик: В системе СИ: сила измеряется в Н, перемещение в м.
Учитель: Единица измерения работы в системе СИ: 1 Н×м = 1 Дж.
Она
названа в честь английского физика Джоулья Джеймса Прескотти (1818—1889г.г).
1 Дж – это работа совершаемая силой в 1 Н. на пути в 1 м
Производные единицы:
1 кДж= 1000Дж;1 МДж = 1000 000Дж; 1Дж =0,001 кДж, 1Дж=0,000001 МДж
Учитель: Формула
А = F* S применяется в том случае если постоянна и совпадает с направлением
движения тела.
Учитель: Если сила перпендикулярна движению? Работа механическая не
совершается.
Учитель: Как вы думаете, может быть так, что сила направлена против
движения? А сила трения, сопротивления может совершить работу?
Ученик: Да, может. Это сила трения, сила упругости, сила
тяжести, если тела движется вверх.
Учитель: Как определить работу в этом случае? Не мешает ли нам
сила трения, например, передвигать шкаф?
Ученик: Сила трения направлена против движения и в этом
случае говорят, сила трения совершает отрицательную работу.
Учитель: А сила тяжести при поднятии груза помогает? А при
опускании?
Ученик: При поднятии сила тяжести совершает отрицательную работу,
так как сила и перемещение тела противоположно направлены; а при
опускании – положительную.
Учитель: Вывод: Работа может быть больше нуля, меньше и равной нулю.
А > 0, если направление движения тела совпадает с направлением действия силы
на него.
А < 0, если направление движения тела противоположно направлению действия
силы.
А = 0, если на тело не действуют силы или перемещение тела равно нулю, а также,
если направление движения перпендикулярно направлению действия силы.
Физическая пауза
Если на клавиатуре
Западает пара клавиш,
Это значит - мы ударники
И вообще «Герой труда».
А давайте мы все разом
Вдруг похлопаем руками
И подумаем о том
Как пятерку получить.
Глаза отводим мы направо,
Глаза отводим мы налево,
Потом по кругу обведем
Напрасно, ты и знаешь сам,
На счет работы по нулям.
А вот пройдемся мы к доске,
потом обратно к месту,
Вот тут работу совершим,
Ну а пятерку маме посвятим.
3. Закрепление изученного материала.
Лабораторный эксперимент (работа в парах). Все учащиеся разбиваются на три экспериментальные группы.
Инструктаж при проведении физического эксперимента.
Оборудование. «Лабораторный набор по «Механике»
1. Вариант. Вычисление механической работы, при падении бруска на пол.
2. Вариант. Вычисление механической работы, при перемещении по парте.
3. Вариант. Вычисление механической работы, при поднятии бруска.
План выполнения эксперимента.
1. Измерить силу тяжести с помощью динамометра.
2. Вычислить работу при подъёме, при падении бруска.
3. Равномерно перемещая брусок определить силу.
4. Вычислить работу, совершаемую при перемещении бруска.
5. Все данные эксперимента занести в таблицу.
6. Сделать вывод, в каком случае совершается больше работы
|
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
Вывод |
Работа при падении бруска |
|
|
|
|
Работа при перемещении бруска |
|
|
|
|
Работа при поднятии бруска |
|
|
|
|
Учитель: Работа за компьютером. Используя компьютерную
программу Стандартные – Paint.
Нарисовать: когда работа положительная, отрицательная, равна нулю.
Учитель: Работа цепочкой. Класс делится на две команды. Передается первый листочек, где ребята пишут условия, когда работа совершается, а потом второй, где ребята пишут, когда работа не совершается. Капитаны зачитывают ответы. Побеждает, та команда, которая даст больше правильных ответов.
Учитель:
Взаимопроверка знаний. Ребята получают два варианта тестов,
отвечают, потом обмениваются и оценивают своего товарища.
Тест 1:
1. Тело совершает механическую работу, только тогда, когда
-оно движется;
- на него действует сила;
- оно движется по инерции;
- на него действует сила и оно движется.
2. В каких примерах совершается работа.
- Электровоз перемещает вагоны на запасной путь.
- Человек в тренажёрном зале прицеливается для выстрела в мишень.
- Ребенок читает книгу на диване.
- Ручеек выносит в реку бумажный кораблик.
3. Выразите в джоулях работу, равную 0, 85 кДж
1. 85 Дж
2. 850 ДЖ
3. 8, 5 Дж
4 0, 085 Дж
4. Тело производит, тем большую работу, чем…
- но больше;
- большая действует на него сила и длиннее его путь;
- длительнее воздействие на него силы;
- оно дольше преодолевает свой путь.
5. Механическую работу вычисляют по формуле …
6. Работу измеряют в …
7. Выразите в мегаджоулях работу, равную 7 500 Дж.
Тест 2:
1. Тело не совершает механическую работу, только тогда, когда
-оно движется;
- на него действует сила;
- оно движется по инерции;
- на него действует сила и оно движется.
2. В каких примерах не совершается работа.
- Электровоз перемещает вагоны на запасной путь.
- Человек в тренажёрном зале прицеливается для выстрела в мишень.
- Ребенок читает книгу на диване.
- Ручеек выносит в реку бумажный кораблик.
3. Выразите в джоулях работу, равную 85 МДж
1. 85 Дж
2. 85000 ДЖ
3. 85000000 Дж
4. Тело производит, тем большую работу, чем…
- но больше;
- большая действует на него сила и длиннее его путь;
- длительнее воздействие на него силы;
- оно дольше преодолевает свой путь.
5. Механическую работу вычисляют по формуле …
6. Работу измеряют в …
7. Выразите в мегаджоулях работу, равную 7 500 Дж.
Учитель: Оценка работы:
4. Итог
урока.
Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Ученики: изучили понятие механической работы, единицы измерения
работы; выяснили какие необходимые условия должны
выполняться для совершения
механической работы; научились решать качественные задачи; обобщили
знания работе, закрепили изученный материал, проверили и закрепили
полученные знания
Учитель: Анализ и оценка успешности работы на
уроке. Выставление оценок.
5. Домашнее задание к следующему уроку.
§ 53; вопросы страница 131.
Выполните проекты.
1. Тема: «Готовь летом сани, а зимой телегу» (видеоролик).
2. Тема: «Я художник» (нарисуйте рисунки, где совершается работа или не совершается).
3. Тема: «Я силач» (вычислите работу при поднятии ведра воды).
4. Тема: «Я первый» (вычислите работу, которую вы совершаете, поднимаясь по канату).
Домашний эксперимент. Рассчитайте работу, совершаемую вами при ходьбе из дома в школу и обратно, если при каждом шаге совершается в среднем работа 20 Дж.
10. Рефлексия.
Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идете домой и думаете о нашем сегодняшнем уроке. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чем бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось или понравилось?
Ваше настроение в конце урока: при выходе из класса, нарисуйте «смайлик» на доске
Используемые
ресурсы из других общедоступных источников:
А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.
А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс.
Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.
Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.
В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.