Урок развития речи на тему "Домашнее животное – собака".
Цель: Уточнить и расширить представление детей о домашнем животном - собаке.
Задачи:
· Активизация словаря; формирование умения согласовывать существительное с числительным.
· Коррекция мышления на основе упражнений на сравнение, исключение 4-лишнего.
· Воспитание базовых эмоций личности.
Оборудование:
· Таблицы с изображениями кошки и собаки.
· Карточки: найди лишнее животное, сосчитай количество собак, домашние животные (по вариантам).
· Карточки для составления кличек собак (по вариантам).
· Карточки для составления предложений.
· Осколочные картинки собаки (по вариантам).
· Картинки - Где работаю собаки (Собака на границе, Собака-спасатель, Собака-ныряльщик, Собака-артист, Собака-космонавт, Собака на охоте)
· Карточки-приметы зимы.
Ход урока
Организационный момент.
На парте каждого ученика карточка - приметы зимы.
- Прежде, чем сесть за парту, соберите на доске картинку по образцу, называя приметы зимы.
Введение в тему урока.
а) - Чтобы узнать тему нашего урока, сложите осколочную картинку (на 3-4 части).
- Кто это? (после ответа ученика на доске крепится карточка "со-ба-ка").
- У кого из вас дома есть собака?
- К каким животным относится собака - к домашним или диким?
- Почему?
-
Это случилось во мраке веков
Предки собаки ушли от волков
А волки вдогонку сверкнули клыками
Они не пошли - и остались волками.
- Собака - первое одомашненное животное.
- А каких домашних животных вы еще знаете?
- Как называются животные, живучие вдали от человека?
б) - Игра "4 лишний".
Проверим, хорошо ли вы знаете животных. На карточках есть одно лишнее животное, назовите его. (3-4 животных)
в) - Итак, мы будем говорить о собаке. Работа будет проводиться по план (на доске картинный план).
Изучение нового материала.
а) Внешний вид собаки.
Нам поможет таблица.
- Сравните по размерам собаку с кошкой.
- Чем покрыто тело собаки?
- Какая шерсть у собак?
- Для чего собакам нужна такая густая шерсть?
- Какого цвета бывает шерсть?
- Назовите и покажите части тела собаки.
- Что есть на голове у собаки?
- Для чего нужны нос? уши? глаза?
- Сколько лап у собаки?
- Какие они?
- Что есть на лапах собаки?
- Для чего?
- Еще раз назовите части тела собаки.
- А теперь проверим, как вы умеете считать. Посчитайте, сколько собак на ваших карточках (карточка для каждого ученика, на которых находятся от 1 до 8 собак).
б) Повадки собак.
- Поведение собаки в разных ситуациях называется повадкой (на доске карточка со словом "повадка").
- Как собака подает голос?
- Как собака встречает хозяина? (звонким лаем и повизгиванием, виляет хвостом, прижимает уши, старается лизнуть руки и лицо хозяина)
- А если чужой человек? (злобный лай и рычание, оскаливает зубы, поднимает шерсть, принимает угрожающую позу)
- А если собака грустит, тоскует? (грустный лай и вой, а если ей больно - повизгивает и скулит)
- Крупные собаки живут от 8 до 12 лет, а мелкие от 12 до 15 лет.
- Как вы зовете свою собаку?
- Составьте клички собак из карточек и прочитайте их.
1 группа "Мух-тар", "Пол-кан", "Сул-тан", "Ша-рик"
2 группа "Бой", "Бим" - только читают клички.
3 группа (читать не умеют) даны карточки с изображением животных. Узнать и назвать их.
в) Пища.
- У некоторых из вас были или есть собаки. Чем вы их кормите? (дают сырое и вареное мясо, рыбу, суп, кашу, хлеб, овощи)
- У собаки крепкие острые зубы. Она легко грызет ими кости. Нельзя тревожить собаку, когда она есть. Особенно трогать пищу. Она может укусить.
г) Как называют детенышей собаки?
д) Физминутка (игра в мяч)
1. "Назови ласково": кошка-кошечка
· собака-собачка
· щенок-щеночек
· коза-козочка
· теленок-теленочек
· хвост-хвостик
· кот-котик
2. "Один - много" - на согласование существительных и числительных.
· одна кошка - много кошек
· одна собака - много собак
· одна коза - много коз
· одна корова - много коров
· один хвост - много хвостов
· один нос - много носов
· один щенок - много щенков
е) Где живет собака? (на доске слово "Будка")
- Собаки живут в будке или конуре, а так же в доме.
ж) Как за собаками ухаживает человек?
Для прогулки использую ошейник и поводок.
Для больших собак - намордник.
Хозяин кормит собаку, расчесывает шерсть, выводит на прогулку, при необходимости обращается к ветеринарному врачу.
з) Какую пользу приносит собака человеку? (для составления ответа используются таблицы "На границе", "На пастбище", "На севере" (большие таблицы для фронтальной работы))
Где работают собаки?
- И вот "выставка" картин, на которых видно где еще работают собаки (на доске 6 маленьких картин).
- За верность и преданность человеку собакам даже поставлены памятники. Держат собак просто для удовольствия и общения. А чтобы собаки стали умными, выносливыми, человек специально обучает собак - дрессирует (таблица "Дрессировочная площадка").
- Ведь не даром говорят: собака - друг человека.
4. Закрепление.
а) Упражнение в составлении предложений из двух слов. Составить предложение по картинке. Первым словом будет - собака.
1. Собака сидит. 4. Собака спит.
2. Собака лает. 5. Собака смотрит.
3. Собака нюхает. 6. Собака грызет.
7. Собака прыгает.
б) Сравнение кошки и собаки (две таблицы "кошки" и "собаки").
- Найдите общее в строении, поведении (домашние животные, тело покрыто шерстью, 4 лапы, бегают, прыгают)
- Чем отличаются эти животные? (размером; лазает по деревьям; лает; мяукает; шерсть у собаки жесткая, у кошки мягкая. Собака сторожит дом, а кошка ловит мышей)
Итог.
а) - Чтобы вы не забыли, о ком сегодня шла речь, в тетради найдете и обведете контур собаки. И отгадайте, из частей каких животных мальчик составил "фантастических зверей".
б) Выставление отметок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.