Урок мужества " Подвиг и его природа"
Оценка 4.8

Урок мужества " Подвиг и его природа"

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
окружающий мир
4 кл
04.03.2022
Урок мужества " Подвиг и его природа"
"Урок мужества и его природа"
Урок мужества. Подвиг.docx

Учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

гимназия № 168

Карасёва Ирина Геннадьевна

Урок мужества.

Тема: Подвиг и его природа.

Цель: Исследовав природу подвига, ответить на вопрос

«Кто способен на подвиг?»

Задачи:

1. Выяснить значение и происхождение слова «подвиг».

2. Используя примеры из истории Отечества, проиллюстрировать понятия «ратный подвиг», «духовный подвиг», вспомнить славные страницы истории России.

3. Разобраться, какой подвиг считается истинным, а какой ложным?

 

Ход урока.

1. Организационный момент, настрой на урок, сообщение темы, цели и задач урока.

 

Звучит песня «День Победы».

Сегодня накануне празднования Великой Победы мы собрались с вами, чтобы провести традиционный урок мужества. Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой досталась нашим отцам и дедам тот день и каждый год отмечаем этот прекрасный и трагичный праздник вместе с ветеранами.

Позвольте представить наших почётных гостей. Представление ветеранов.

День Победы – один из главных и любимых, почитаемых народом праздников России.

Слайд 1. Россия, Родина давала силы русским богатырям, поднимала их после сражений. Ею крепчал русский дух, которого не выносили силы зла. И речь идёт не просто о физической силе.

Слайд 2. Русский дух – это дух правды, справедливости, готовности до последней капли крови защищать землю Русскую, защищать всех обездоленных и обиженных.

Слайд 3. Русские сыны боролись со злом и, выбирая путь, ехали не туда, где «богату быть» или «женату», а туда, где грозит опасность. Значит, там зло. А зло необходимо победить.

Слайд 4. В сражении со злом и состоял их подвиг, совершенно добровольно принятый ими, как крест.

Именно о подвиге, о тех, кто их совершает и пойдёт речь на нашем уроке, который мы проводим в канун Великой Победы советского народа над фашизмом, одного из главных праздников России.

Слайд 5. Цель которого, исследовав природу подвига, ответить на вопросы

«Какова цена подвига?» и «Кто способен на подвиг?»

- А начнём мы работу с составления ассоциативного ряда к слову «подвиг».

Слайд 6. Ученики записывают на интерактивной доске слова. /Подвиг, герой, мужество, сильный, победа, медаль, отвага, память, героизм, отчаянный, несокрушимый, воинственный, солдат, воин, дух и т.д./

- Как бы вы объяснили значение слова «подвиг»?

- Когда речь идёт о научном исследовании, то знающие грамотные школьники обращаются к авторитетным источникам. Каким?

Слайд 7. /Словари и справочники./

Слайд 8. - Верно. Заглянем в словарь. Ох, как важно научиться делать это с малых лет.

СООБЩЕНИЕ О СЛОВЕ «ПОДВИГ»

ПО СЛОВАРЮ ОЖЕГОВА И ДАЛЯ, словарям синонимов и антонимов. /Ученики./

Слайд 9. Старославянский язык.

Подвигати, подвизати – сражаться, вступаться.

Словообразовательный словарь.

Существительное «подвиг» образуется от глагола «подвигати» бессуффиксальным способом, т.е. отсечением суффикса. Это традиционный способ словообразования многих отглагольных существительных: съезд – съездить, наряд – нарядить и т. д.

- Внимательно посмотрите на значения слова «подвиг». В каком словаре, по-вашему, значение слова не просто объясняет его смысл, но и раскрывает природу подвига? Почему?

- Обращаю ваше внимание на характеристику «самоотверженный». Человек, совершающий подвиг, отвергает свои собственные интересы ради спасения жизни других.

Слайд 10. Современный русский философ В. Тростников в своей книге «Основы православной культуры» рассуждает о подвиге Виктора Талалихина. /Русский лётчик, который 7 августа 1941 г. первым совершил воздушный таран./

Сообщение заранее подготовленного ученика о Викторе Талалихине.

Герой Советского Союза Талалихин Виктор Васильевич

Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. Жил с семьёй в городе Вольске, потом переехал в Москву. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при Московском мясокомбинате. Потом работал на мясокомбинате и одновременно учился в аэроклубе. В РККА с 1938 года. Окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В.П.Чкалова в 1938 году. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО) кандидат в члены ВКП(б) младший лейтенант Талалихин В.В. ночью 6 августа 1941 года вылетел по тревоге на истребителе И-16 для отражения налёта вражеской авиации на Москву. В районе деревень Добрыниха и Щеглятьево Московской области на высоте 4800 м он обнаружил He-111 лейтенанта И.Ташнера из 7/KG26. Талалихин решительно пошёл на сближение. Расстояние между истребителем и вражеским бомбардировщиком быстро сокращалось. Виктор, продолжая сближаться, доворачивает свой самолёт, ловя "хейнкель" в прицел. Когда расстояние сократилось на столько, что бомбардировщик оказался в центре прицела, он открыл огонь. Но противник оказался опытным. Он резко изменил курс и сделал попытку оторваться. Талалихин сделал разворот и снова дал очередь. "Хейнкель" опять искусно увернулся, увеличил скорость, изменил курс и пошёл на снижение. Талалихин догнал противника и очередью из пулемёта поразил правый мотор бомбардировщика. Однако тот продолжал полёт. Талалихин продолжал вести огонь пока не кончились патроны. Стрелки "хейнкеля" вели ответный огонь. Чтобы не упустить врага, Талалихин принимает решение таранить. Он пошёл на сближение. В это время одна из вражеских очередей ранила его в руку, но Виктор не свернул. Подойдя вплотную к хвосту "хейнкеля", он винтом нанёс по нему удар. "Хейнкель" камнем пошёл вниз. Талалихин покинул повреждённый истребитель и приземлился на парашюте. Произошло это в 23.28. 8 августа 1941 года "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство" ему присвоено звание Героя Советского Союза.

27 октября 1941 года вылетел во главе шестёрки истребителей на прикрытие наземных войск в районе города Подольска Московской области. Возле деревни Каменки Талалихин повёл группу на штурмовку позиций противника. В это время из-за облаков на наши самолёты обрушились 6 вражеских истребителей Me-109. Завязался воздушный бой. Талалихин первым атаковал и сбил один "мессершмитт", но тут же был атакован тремя истребителями противника. Ведя неравный бой, он подбил ещё одного врага, но в это время рядом разорвался вражеский снаряд. Самолёт Талалихина вздрогнул и штопором пошёл вниз.

Всего во время войны сбил лично 6 и в группе 1 самолёт противника. Награждён орденами Ленина, Красного знамени и Красной Звезды. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1948 году навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка. В Подольске установлен памятник, в Москве - бюст Героя. На месте ночного тарана у обочины Варшавского шоссе недалеко от Подольска установлен гранитный обелиск. Его именем были названы улицы в Калининграде (обл.), Волгограде, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ №100 в Москве, ряд школ и пионерских дружин.

- По своей сути воин решается на самоубийство. И чем тогда отличаются его действия от действий террористов-шахидов, которые взрывают себя вместе с заложниками?

- Бескорыстие – это ещё одна характеристика, важная для понимания природы подвига.

- Снова обращаю вас к словарным статьям.

Мы называем человека, совершающего подвиг, героем. А можно ли его назвать подвижником?- Ради кого или ради чего совершаются истинные подвиги? Что может быть высокой целью подвижника?

Обратите внимание, что все однокоренные слова имеют помету «высокий стиль». Это придаёт им особое значение.

- В Библии не раз повторяется, что нет большей любви, «чем положить голову за други своя».

 

Слайд 11. Выразительное чтение по ролям небольшого отрывка из книги о героях битвы на поле Куликовом, готовящейся в православном издательстве, представляет группа учеников. (На фоне музыки П.И. Чайковского «Октябрь»)

Иноки Пересвет и Ослябя, встав на колени, молились на пологом Донском берегу. Холодом, сыростью тянуло от воды. Лежал на воде молочно-густой, осенний уже, туман. - Чую я, брат, завтра головы сложить нам придется. Не ступим мы боле на тот берег Дона, - молвил Ослябя, поднимаясь с колен. Заключил его витязь Пересвет в свои богатырские объятия: - Мужайся, брат. Тяжелый крест мы несем. На кресте вся земля Русская. Нельзя унывать. - В Троице теперь служба. Свечи горят, хоры многогласые. Рождество Богородицы завтра, день-то какой! - молвил Ослябя. Кивнул Пересвет. - Добрый это знак. Не оставит нас Пречистая Богородица, Заступница наша.

- Скажите, к чему призывает инок Пересвет своего брата?

Какие характеристики природы подвига вы можете записать? /Смирение, стойкость, терпение./ Итак, подводя небольшой итог нашему словарному исследованию, мы можем отметить слова, характеризующие природу подвига.

/Самоотверженность, бескорыстие, добровольность, высокая цель, во славу Отечества, во славу Божию, любовь, милосердие, отвага, мужество, смирение, стойкость, терпение/.

Вспомним некоторые страницы истории России, её славных сыновей и дочерей, про которых А.С. Пушкин писал: «Их смелым подвигам, страшась, дивился мир!»

Слайд 12. А нам всего лишь нужно заполнить таблицу, в которой обозначены некоторые даты.

Ваша задача – правильно распределить события, происходящие в эти годы. (идёт работа с интерактивной доской, где даты и названия событий необходимо привести в определённый порядок).

- Назовите имена полководцев, возглавлявших русские войска.

(Учитель открывает ширму).

- Расставьте их изображения соответственно. (Работа проводится на музыкальном фоне «Полёт шмеля»)

- Приведите примеры мужества и героизма, проявленного в этих сражениях русскими воинами. Назовите имена героев. /Персвет и Ослябя, Иван Сусанин, Д. Давыдов, Багратион, В. Талалихин и многие другие./

- Во имя чего совершали они свой подвиг?

Слайд 13. - В каких художественных произведениях это запечатлено?

/Фильм «Александр Невский», Кантата «Александр Невский», картина «Бой Пересвета с Челубеем», Опера Глинки «Иван Сусанин», памятник Минину и Пожарскому, М.Ю. Лермотнов «Бородино», Твардовский «Василий Тёркин» и многие другие./

Слайд 14. Шведский король, видя, как сражаются наши ратники, говорил своим солдатам: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного!»

- Откуда эта сила? Это мужество? Это дерзновение?

Слайд 15. Понятия воинского долга и воинской чести были неотъемлемой частью национального, государственного и религиозного сознания русских. Уважительное отношение к службе воспитывалось с детства. Русский воин с детства знал, что Россия – 4 удел Богородицы. И он сражался за Неё, свою небесную Заступницу. Присутствие в битве иконы Божией Матери ободряло русских воинов, придавало им силу и твёрдость.

Слайд 16. Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на востоке до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Слайд 17. Казанская икона Божией Матери – защитница и покровительница Русской Армии.

На протяжении столетий Казанская икона Богородицы являлась державной Заступницей России. С ней русские воины ходили в сражения с поляками в Смутное время, со шведами под Полтавой, с французами в 1812 году.

Слайд 18. Во всякую тяжелую годину она была с православным русским воинством. Ей молились фельдмаршалы П.А. Румянцев и М.И. Кутузов, адмиралы Ф.Ф. Ушаков и П.С. Нахимов, ей молился генералиссимус А.В. Суворов.

Слайд 19. Во время блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну Казанскую икону Божией Матери из Владимирского собора обнесли с крестным ходом вокруг города. Подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном Петру I: «Пока Казанская икона Ее в городе и есть молящиеся в нем, враг не сможет войти в город».

Слайд 20. Икону перевезли затем в Москву, а из Москвы в Сталинград. Там перед иконой шла непрерывная служба и молебны, причащались и благословлялись воины, отпевались погибшие. Икона Казанской Божией Матери была среди наших войск на правом берегу Волги. И немецкие войска не смогли перейти реку, сколько усилий не прилагали.

Слайд 21. После разгрома фашистских войск в Сталинграде икону перевозили и переносили на многих фронтах Великой Отечественной войны. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского.

Слайд 22. Выразительное чтение стихотворения И. Бродского об иконе Казанской Божией Матери

(Ученица читает наизусть на фоне музыки файла «Рiano» )

У Казанской Божьей Матери

Тихо теплятся огни.

Жены, дочери и матери

К Ней приходят в эти дни.

И цветы к Ее подножию

Ставят с жаркою мольбой:

«Матерь-Дева, силой Божией

Охрани ушедших в бой.

Над врагом победу правую

Дай защитникам Руси,

Дай сразиться им со славою

И от смерти их спаси.

На Кресте Твой Сын Единственный

За любовь Свою страдал,

И Его глагол таинственный

К этим битвам Русь позвал.

Мы воюем за спасение

Братьев — страждущих славян.

Мы свершим освобождение

Подъяремных русских стран.

С кем враждует Русь лучистая —

Враг и Сына Твоего.

Дай же, Дева, дай, Пречистая,

Нашей силе торжество!»

У Казанской Божьей Матери

Дивно светел вечный взгляд.

Жены, дочери и матери

Перед Ней с мольбой стоят.

 

Слайд 23. 4 долгих года длилась последняя Великая Отечественная война.

И каждый её день был проведён под защитой Отца Небесного, о которой просили и солдаты, и их жёны, матери, отцы, сёстры, дети и русские подвижники. Не раз русские воины перед битвой молились, держали трехдневный пост и причащались святых христовых тайн. Люди уповали на Небесный Покров. Сегодня редко можно встретить человека, который не знал бы дату начала войны. 22 июня 1941 года. Но мало кто знает, что в этот в России отмечался как День всех святых в земле Российской просиявших.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА О ДНЕ ВСЕХ СВЯТЫХ.

22 июня 1941 года - был день, когда Русская Православная церковь совершала память Всех Святых, в земле Российской просиявших, включая новомучеников. Для всех верующих людей это было совершенно определенным знаком великой надежды, что начавшаяся борьба непременно закончится победой нашего оружия.

В первый же день войны, когда власти растерялись и молчали о начале войны, именно митрополит Сергий (Страгородский) первый объявил в своей воскресной проповеди, что началась война, и призвал православных верующих встать на защиту Родины. Он велел разослать эту проповедь-призыв по всем действующим храмам и зачитывать ее с амвонов (хотя это и было нарушением советских законов, запрещавших Церкви вмешиваться в общественную и политическую жизнь страны).

Патриотическая деятельность Церкви, возродившей для широких масс почитание имен святых князей Александра Невского и Димитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, величайших военачальников Александра Суворова, Михаила Кутузова, Павла Нахимова, Федора Ушакова, необыкновенно помогла сплочению народа. Впервые за годы советской власти ряду священнослужителей были вручены правительственные награды - медали "За оборону Ленинграда".

Именно в этот день Гитлер имел неосторожность напасть на русский народ, находящийся под небесной защитой.

Слайд 24. Первое тяжёлое поражение потерпели фашисты под Москвой 6 декабря. В России он отмечается как день памяти святого благоверного Александра Невского, не раз дававшего отпор немецким рыцарям.

Слайд 25. Переход от обороны к наступлению в Сталинградской битве начался в день величайшего русского святого Варлаама Хутынского.

Слайд 26. В день первоверховных апостолов Петра и Павла цвет гитлеровской армии был разгромлен на Курской дуге.

Слайд 27. Сама Победа пришлась на празднование святого Георгия Победоносца.

Да, такая помощь небесных сил могла быть оказана только по великому подвигу духа русских солдат, матерей, жён, детей. В СССР не было семьи, которую не затронула бы война, которая бы осталась непричастной к Великой Победе Её, Победу, все приближали, как могли, бросая на алтарь бессонные ночи, титанический труд, воинское мужество и отвагу, собственные жизни.

Слайд 28. Звучит фрагмент акафиста Серафиму Саровскому.

СТИХОТВОРЕНИЕ О ПОДВИГЕ ДИВЕЕВСКОГО ЧУДОТВОРЦА

(Наизусть читает ученик).

Ночью безмолвные зрители –

Звёздочки смотрят с небес;

Тихо, вокруг от обители

Дремлет дивеевский лес…

Келия там одинокая,

В ней Серафим обитал;

Знала лишь пустынь далёкая

Подвиг, что он совершал.

Лето и зиму холодную

Он, не смыкая очей,

Выстоял с волей свободною

Тысячу долгих ночей.

Весь без участия к внешнему

В сердце молитву слагал:

«Боже, будь милостив грешному!»

Тихо и часто взывал…

 

- Вряд ли кто не слышал о преподобном Серафиме и его подвиге – молитвенном стоянии на камне 1000 дней и ночей.

Дивеевский чудотворец молил пощадить Россию. Ему было открыто многое о её судьбе за несколько столетий вперёд: знал он и о ВОВ. Потому-то и молился с таким усердием.

Слайд 29. Всё сказанное в прозвучавшем стихотворении можно отнести и к его автору святому Серафиму Вырицкому, чей праздник будет отмечаться Православной Церковью 12 апреля. Во время ВОВ Вырицкий подвижник в возрасте 76 лет повторил подвиг Саровского Чудотворца – молитву на камне 1000 дней и ночей.

Слайд 30. Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, несмотря на собственные болезни и немощь, настойчиво требовал старец помочь ему добраться до камня, отдавал себя всецело молитве, утешая близких: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси…»

Физическую тяжесть подобного подвига может ощутить каждый – достаточно попробовать в течение нескольких минут постоять на холодном камне. Или просто постоять на коленях с поднятыми вверх руками…

Серафим Вырицкий предсказал и победу русского оружия и возрождение православия в России после долгих лет гонений.

Слайд 31. - Скажите, а с какими событиями связан молитвенный подвиг Сергия Радонежского? Патриарха Гермогена?

ИТАК, напрашивается только один вывод: воинские подвиги русских воинов были бы не мыслимы без побед духовных.

В России всегда помнили об этом, и потому в мирное время, когда перековывали мечи на орала, пахали землю, растили детей, тогда возводили всем миром храмы во славу победы Отечества, в память о погибших сынах Отчизны и в честь заступничества Богородицы и Иисуса Христа, в честь святых.

- Внимательно посмотрите на слайды с храмами.

- Назовите, в честь какого события они возведены и в честь кого освящены?

(Учитель убирает ширму со слайдов, как только дети дают ответ).

Слайд 32. Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Куликовом поле /Победа Дмитрия Донского/.

Слайд 33. Храм в честь иконы Казанской Божией Матери в Москве /Освобождение от поляков в 1612 г./ Реставратор П.Д. Барановский, подвижник русской культуры, в 30-е годы успел снять бесценные чертежи и замеры перед снесением собора. Впоследствии собор был восстановлен именно по этим чертежам учеником Барановского Олегом Журиным.

Слайд 34. Храм Христа Спасителя в Москве. /Победа в войне 1812 года./

Слайд 35. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве /Победа в ВОВ 1941 – 1945 г./

Слайд 36. Храм в честь иконы Богородицы «Неопалимая Купина» /Успешное тушение пожара на военном складе в г. Сызрани в районе Сердовино в 2003 году. Считанные минуты оставались пожарным, чтобы спасти город. Огонь неумолимо приближался к складам с боеприпасами. Была поднята техника и боевые расчёты Самарской, Ульяновской, Саратовской областей. Военные были готовы к любым решительным действиям. Не было одного – воды. Тогда руководивший операцией В. А. Матиевский взмолился и дал обет выстроить храм. Вода появилась самым чудесным образом. Своё обещание Виктор Анатольевич сдержал, как сдержали его тысячи людей русских, не единожды получавших помощь Небесную/.

Слайд 37.

Итог урока.

Слайд 38.

В ходе сегодняшнего занятия мы

• Выяснили значение и происхождение слова «подвиг».

• Используя примеры из истории Отечества, проиллюстрировали понятия «ратный подвиг», «духовный подвиг», вспомнили славные страницы истории России.

• Разобрались, какой подвиг считается истинным, а какой ложным?

 

Но вот достиг ли урок цели – вашего сердца – прониклись ли вы славной историей Руси, можно будет понять только после ваших ответов на вопрос: «Кто способен на подвиг?»

В одном из документальных фильмов «И тогда вы поймёте, что такое война» старый воин, ветеран ВОВ обращается к молодым людям нашего времени и предлагает им вырыть осенью или весной небольшой окоп и просидеть там около суток. Дождик будет идти, снежок ли… захочется кушать или спать… посидите в этом сыром окопчике. Пусть над головой у вас не будут разрываться снаряды… пусть ничто не угрожает вашей жизни, но даже тогда вы поймёте, что такое война…

Я не видела войны, и вы тоже. Но рядом с нами живут люди, которые многое могут о ней рассказать. Я предоставляю слово ____________________________________

Мы все находимся в неоплатном долгу перед теми, кто дарит нам жизнь. Слова благодарности в их адрес звучали и будут звучать.

Я предоставляю слово _____________________________________________________________________.

Итак, подводя итог нашей сегодняшней встрече, хочется услышать ответ на один лишь вопрос: «Какова цена совершаемого подвига?»

На этом наш урок мужества подошёл к концу. Пользуясь случаем, позвольте поздравить с наступающим праздником всех здесь присутствующих, пожелать вам здоровья и благополучия.


 

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназия № 168

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназия № 168

Слайд 7. /Словари и справочники

Слайд 7. /Словари и справочники

Виктор не свернул. Подойдя вплотную к хвосту "хейнкеля", он винтом нанёс по нему удар

Виктор не свернул. Подойдя вплотную к хвосту "хейнкеля", он винтом нанёс по нему удар

Скажите, к чему призывает инок

Скажите, к чему призывает инок

Слайд 19 . Во время блокады Ленинграда в

Слайд 19 . Во время блокады Ленинграда в

Люди уповали на Небесный Покров

Люди уповали на Небесный Покров

Он, не смыкая очей, Выстоял с волей свободною

Он, не смыкая очей, Выстоял с волей свободною

Огонь неумолимо приближался к складам с боеприпасами

Огонь неумолимо приближался к складам с боеприпасами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2022