Урок Мужества «Герой Советского Союза М.В. Грешилов. Герой морских глубин»
Слайд презентации
Ведущая (педагог): Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наш Урок Мужества посвящен памятному Дню Отечественной истории, Дню Военно-Морского Флота. Этот праздник является одним из самых значимых и торжественных в нашей стране. В третье воскресенье июля, каждый год, свой профессиональный праздник отмечают все те, кто стоит на страже морских рубежей России. Все те, кто связывает годы жизни и службы с обеспечением боеготовности кораблей и частей Военно-Морского Флота: рабочие и служащие флотских учреждений и предприятий, ветераны Великой Отечественной войны и Вооружённых Сил. По сложившейся традиции празднование «Дня ВМФ» начинается с торжественного построения личного состава флотских частей и ритуала подъема на кораблях Андреевского флага. В этот день на всех четырех флотах и Каспийской флотилии звучат торжественные марши, проходят многочисленные военные парады, военно-спортивные состязания, возлагаются цветы к мемориалам и памятникам – дань памяти легендарным морякам. В битвах и сражениях, важнейших операциях в период Первой мировой и Великой Отечественной войн, военные моряки с достоинством и честью отстаивали свободу и независимость нашего Отечества, одерживали знаменательные победы над врагом.
Слайды презентации
Ведущая (педагог): Военно-морской флот нашей страны имеет давнюю и богатую историю. 20 (30) октября 1696 года решением Боярской думы на законодательном уровне положило начало строительству регулярного флота. «Морским судам быть!», – такова была воля молодого русского царя Петра I. Петр и его окружение понимали, что без флота государство не может сделать нового шага в своём развитии. На протяжении дальнейшей своей истории Военно-морской флот играет важную роль в судьбе России, являясь мощнейшим фактором обороноспособности страны. Военно-морской флот сегодня – это подводные, надводные роды сил, морская авиация, морская пехота, войска береговой обороны. Но особой гордостью морских конструкторов и инженеров всегда являлся и является подводный флот ВМФ. Какую роль он сыграл в годы Великой Отечественной войны, мы расскажем сегодня.
Слайды презентации
Ведущая (педагог): В далеком 1929 году на Балтийском заводе советскими инженерами, во главе со знаменитым конструктором подводных лодок Борисом Малининым, был разработан проект средних подлодок, получивших название «Щука». Это подводная субмарина – предмет особой гордости нашей страны. Ей не было равных в то время во всем мире! Их предназначение заключалось, прежде всего, в борьбе с противником в собственных территориальных водах. На протяжении нескольких лет подлодка модернизировалась, оснащалась оружием. В 1940 году подводная лодка «Щука» серии 423 под командованием капитана 3 ранга Измаила Зайдулина стала первой в мире субмариной, которая совершила переход по Северному морскому пути, пройдя 7227 морских миль, в том числе 682 мили во льдах. Это была безусловная победа советских морских инженеров-конструкторов и подводного экипажа. Всего же было построено 86 подлодок шести серий, которые поступили на вооружение всех четырех флотов СССР.
Слайды презентации
Ведущая (педагог): В годы Великой Отечественной войны подлодки серии «Щуки», хорошо вооруженные и способные на длительные плавания, стали главной ударной силой подводного флота Советского Союза. Они показали себя грозным и результативным оружием. На их долю приходилось треть всего тоннажа вражеского флота, уничтоженного советскими подводниками. Согласно историческим данным, пять лодок Балтийского флота, три – Северного и две – Черноморского, были награждены орденами Красного Знамени. Две балтийские, две черноморские и одна североморская стали «Гвардейскими», а «Щука» серии 402 Северного флота стала «Гвардейским Краснознаменным кораблем». Моряков-подводников во время войны называли «подводной пехотой», «люди-лягушки», «глубинным спецназом». 8 капитанов-командиров «Щук» были удостоены высокого звания – Герой Советского Союза. Среди них – наш южноуралец…
Слайды презентации
Ведущая (педагог): В нашем городе жил и работал удивительный человек, прославивший своими морскими победами не только Магнитку, но и страну во времена Великой Отечественной. Имя его – Михаил Васильевич Грешилов, Герой Советского Союза, капитан субмарин «Малютка» и «Щука». За годы войны подводные лодки под его командованием совершили 24 боевых похода, потопили 12 транспортов противника с живой силой и техникой.
Слайды презентации
Ведущая (педагог): В Магнитку Михаил Васильевич приехал в 1929 году по комсомольской путевке. Окончил Фабрично-заводское училище, работал электриком на «Коксохиме». По призыву ЦК ВЛКСМ в 1933 году был направлен в Высшее военно-морское училище, которое закончил в 1937 году. Сразу после окончания Михаил Грешилов получил назначение на Черноморский флот в г. Севастополь в должности штурмана подлодки «Щука – 202». Свое первое впечатление от Севастополя Михаил Васильевич описывал так: «Представшее предо мною превзошло все ожидания. Огромный город, раскинувшийся на южном берегу полуострова, огромная Северная бухта, сверкающая в лучах восходящего солнца, силуэты эсминцев и крейсеров…».
Ведущая (педагог): Накануне Великой Отечественной войны Грешилов заканчивает «Высшие спецклассы командирского состава» при Учебном отряде подводного плавания. В начале 1941 года, уже став Гвардии капитаном 3-го ранга, Михаил Васильевич назначается командиром подводной лодки «М-35», которую моряки называли «Малюткой» за свои малогабаритные размеры.
Слайды презентации
Ведущая (педагог): Великая Отечественная война застала капитана Грешилова в Севастополе. Боевая деятельность его «Малютки» началась 28 июня 1941 на Черном море, где вместе с другими субмаринами несла дозор на случай попыток врага высадить десант. Экипаж Грешилова провел в море более 40 суток, но ни разу не встретил противника. Но все изменилось осенью 41-года: за три месяца подлодки Черноморского Флота совершили 38 походов, 28 раз встретившись с противником, нанеся ему значительный урон.
Михаил Васильевич так описывал события осени 1942 года: «22 октября наш экипаж обнаружил французский танкер «Le Progress», захваченный Германией. Вокруг него плыли два катера-охотника и миноносец. Спустя двадцать минут маневрирования наша подлодка выпустила две торпеды, настигшие корабль. Раздались два взрыва колоссальной силы, означавших, что танкер был с бензином. После попадания торпед судно разломилось на две части и затонуло. Сразу после взрывов все корабли охранения ринулись в нашу сторону, щедро разбрасывая глубинные бомбы. Отключив мотор и прочие шумящие приборы, мы легли на грунт…На катерах не знали нашего точного местонахождения и были вынуждены бомбить вслепую… Одна из бомб разорвалась так близко, что лодку приподняло на полметра над грунтом и она накренилась на левый борт. В пятом отсеке погас свет, из строя вышел амперметр электродвигателя… Нас преследовали восемнадцать часов, сбросили тридцать две бомбы, абсолютно все механизмы и приборы были выключены, в том числе и машина регенерации воздуха. Ребята задыхалась без кислорода, но мы их переиграли — у нас оказалось достаточно мастерства, воли и выдержки…». Это была одна из больших побед в активе экипажа: немецкий танкер с нефтью и бензином ушел ко дну. А через несколько дней капитан Михаил Васильевич Грешилов узнал о новом назначении. На новую «Щуку», более крупную и мощную субмарину.
Слайды презентации
Ведущая (педагог): Фронтовую службу на «Щуке-215» Михаил Васильевич начал с тренировки личного состава экипажа. От своей команды он добивался тех же качеств, что и на родной «Малютке»: слаженности, профессионализма, умения выполнять любой приказ. И с этой задачей он справился, создав сильную команду-экипаж. Капитана Грешилова на фронте прозвали «Бородой советского подплава» за его характерную внешность, а члены его экипажа называли «Счастливчиком» и «Кэпом». Его «Щука» стала самой прославленной на Черноморском флоте. С задачей пускать на дно немецкие конвои и нарушать коммуникации противника Грешилов и его экипаж справлялся на «отлично».
Слайды презентации
Ведущая (педагог): Среди фронтовиков-подводников появилось устойчивое понятие – «грешиловский боевой почерк» - за особое умение пустить ко дну вражеский транспорт и десантные баржи. Его "Щука" непрерывно отправлялась в боевые походы к берегам таких оккупированных городов, как Севастополь, Евпатория, Одесса, Ялта, Керчь. Во время этих походов "Щука-215" пустила ко дну несколько вражеских транспортов и десантных барж. Среди самых ярких подвигов «Щуки Грешилова» — перехват у пролива Босфор немецкого транспорта "Тисбе", перевозившего хромовую руду. Капитан четко справился с задачей, потопив судно на виду у двух румынских эсминцев. Этот морской бой под руководством Грешилова практически остановил немецкую военную промышленность на некоторое время — фашистам не из чего было делать броню! За смелые и решительные действия при потоплении кораблей, за мастерство и храбрость, проявленные в боях и за освобождение Севастополя, 16 мая 1944 года Михаилу Грешилову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Слайды презентации
Ведущая (педагог): После войны Михаил Васильевич Грешилов продолжил службу в ВМФ СССР. В 1959 году вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга и долгое время работал старшим инженером в Институте акустики АН СССР в Москве. Михаил Васильевич имел множество наград: две Медали «За боевые заслуги», два Ордена Красной Звезды, два Ордена Отечественной войны I степени, два Ордена Красного Знамени, Орден Нахимова II степени, Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», Медаль «За оборону Севастополя», Медаль «За оборону Кавказа», Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», Медаль «За боевые заслуги». Он прожил долгую жизнь, став героем подводного флота, одним из лучших подводников Великой Отечественной. Храбрость, самодисциплина, ответственность, смелость и решительность – такие черты характера были присущи Михаилу Васильевичу Грешилову. Его не стало в 2004 году. А в этом году, 15 июля, ему бы исполнилось 113 лет…
Слайды презентации
Ведущая (педагог): О подвигах моряков-подводниках в годы Великой Отечественной написано немало книг, автобиографических воспоминаний, снято фильмов, сложено стихов. Одно из них посвящено подводникам – легендарным «щуковцам». Автор его – Игорь Шептун:
Скрипит, но не сдаётся наша "Щука",
Хоть холодом повеяло внутри.
Нам - замполит: "А ну, не падать духом!
Вы что там приуныли, "щукари"?"
Мы под водой идём вторые сутки
В эскорте взрывов от глубинных бомб.
Здесь рядом смерть, какие к чёрту шутки!
Нам выбраться б из этих "катакомб".
«Охотники» прижали и утюжат.
Не всплыть, не лечь на дно – найдут и там,
Но остаётся вера, что мы сдюжим,
Творя молитвы всем морским Богам.
Вчера, когда в атаку выходили,
Мы знали, чем закончится игра:
До дома далеко, разлукой – мили,
В квадрате волки рыщут – катера.
Их стая жаждет встречи с нашей лодкой,
Торпеды в аппаратах как клыки,
Стволы орудий на прямой наводке –
Воистину споёшь тут от тоски.
Но рано, братцы, запевать «Варяга»,
Наш командир с Нептуном ведь на "ты"!
Ему привычны эти передряги,
Хотя они, конечно, не просты.
Тут где-то банка... Не столкнуться б с мелью...
Крадёмся тихо... Лодка держит курс...
С надеждой из-под робы дышит тельник
И боцман в тишине кусает ус...
...А катера устроили погоню,
Разрывы бомб всё ближе, всё слышней.
Мороз по коже - как же корпус стонет!
Ему, понятно, всех сейчас больней.
Терпи родимый, выдержи, не сникни!
Ещё чуть-чуть, часок, а, может, два
И мы услышим, как акустик крикнет:
«В отсеках, слушай! Мы ушли, братва!»
Ведущая: Дорогие ребята! В истории Великой Отечественной войны – миллионы фронтовых судеб, известных и малоизвестных подвигов советских солдат. На суше, в воздухе и на море, пядь за пядью освобождали они нашу страну от врага. Наш долг – бережно хранить память о них, верных и мужественных защитников Родины, передавать священную память из поколения в поколение. Мы не позволим переписать нашу историю, умалить роль нашей страны, нашего народа в Победе над мировым фашизмом. Будем достойны великих подвигов наших предков!
Интернет-ссылки
1. День ВМФ: история праздника. https://bbratstvo.com/2020/07/27/den-vmf-istoriya-prazdnika-i-tema-uroka-muzhestva
2. Подлодки типа «Щука» «Зубастые лидеры подводного флота СССР. https://histrf.ru/read/articles/podlodki-tipa-shchuka-zubastye-lidery-podvodnogo-flota-sssr
3. Подводник-рекордсмен. https://www.sb.by/articles/podvodnik-rekordsmen.html
4. Герои подводного флота. https://readli.net/chitat-online/?b=881921&pg=14
5. Память народа. Михаил Васильевич Грешилов. https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie27992578/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.