Урок мужества на тему :"Со слезами на глазах" для учащихся 4 класса. Взяты материалы из Падунского краеведческого музея о ветеранах войны, которые принимали участие в различных сражениях на благо нашей Родины. Многие не вернулись домой, но память о них жива
Оценка 4.9

Урок мужества на тему :"Со слезами на глазах" для учащихся 4 класса. Взяты материалы из Падунского краеведческого музея о ветеранах войны, которые принимали участие в различных сражениях на благо нашей Родины. Многие не вернулись домой, но память о них жива

Оценка 4.9
docx
20.05.2020
Урок мужества на тему :"Со слезами на глазах" для учащихся 4 класса. Взяты материалы из Падунского  краеведческого музея о ветеранах войны, которые принимали участие в различных сражениях на благо нашей Родины. Многие не вернулись домой, но память о них жива
Урок мужества.docx

Урок мужества

(для учащихся 4 класса)

Учитель :Никонова Марина Евгеньевна. Падунская СОШ филиал МАОУ «СОШ №4»

 

Тема: «Со слезами на глазах…»

Цель:  Воспитание  эмоционально - ценностного, патриотического отношения к своей  Родине.
Задачи:

1.      Расширить знания учащихся  о Великой Отечествен­ной войне;

2.      Воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за подвиги  Российского народа;

3.      Воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим и выжившим  в годы Великой Отечественной войны, к воинам-ветеранам.

Ожидаемые результаты проведения Урока мужества ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Личностные результаты:

— формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;

— воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;

— воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;

— воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Метапредметные результаты:

— умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

— умение выполнения учебно-практических задач.

Предметные результаты:

— знание  истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;

— умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Техническая карта урока

 

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный момент

tild6230-3039-4462-a239-363964333561__1

 

Праздники бывают разными: государственные и семейные, религиозные и городские. Например, 8 Марта – праздник государственный, мы празднуем его всей страной. Новый год – праздник государственный. Пасха – праздник религиозный. Но есть у нас праздник, который является и государственным, и семейным.  Это тот праздник, который называют "праздник со слезами на глазах". Это  День Победы.

Ребята рассматривают календарь, высказываются, что означает выражение «Красный день календаря»

Рассказывают, какие праздники они знают

 

Прием Кластер

Что вы знаете об этом празднике? Что означает дата "9 Мая"? 

Составляют Кластер

 

Мотивация

Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война — история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем этот урок. В 2020 году исполняется 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Можно ли назвать ваше детство счастливым? Почему?

А как вы думаете, всегда ли детство детей было таким счастливым?

Ответы детей

 

Объяснение темы

Сегодня я вам предлагаю совершить прогулку в прошлое. Это будет нелегкая прогулка. Но она нам необходима, чтобы мы сами увидели, что такое война, и чего стоила нам победа.

Лето. Был обычный выходной день - суббота. После трудовой недели миллионы советских людей отдыхали. И вдруг тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, нарушил рокот самолетов. Предрассветную тишину разорвали залпы тысячи орудий. Мирный труд советских людей оборвала война.

 

 

Видеозапись

Звучит обращение по радио Левитана о начале войны

Произнесите медленно слово В-О-Й-Н-А.

Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

- В воскресенье 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война…                              

- 22 июня в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границы Советского Союза - так называлась наша Родина.

И все: и стар, и млад встали на защиту Отечества. Ваши прабабушки, прадедушки ушли на войну (тогда они были очень молоденькими). Вся наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом.

 

Ответы детей

(боль, голод, холод, разруха, страх, смерть, страдание, отчаяние)

 

 

звучит песня «Вставай страна огромная…» 

 

-Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Идя в бой, бойцы давали клятву Родине в том, что не щадя своей жизни ради победы над врагом. Волю свою, силы свои и кровь свою, капля за каплей отдадут за счастье своего народа и горячо любимую Родину.

 

 

Работа со словарем:

 

На экране слова: немецко-фашистские захватчики, Великая Отечественная война, страна, Родина, Отечество.

   

Дети дают ответы на вопросы:

• Почему войну назвали Отечественной? (Люди защищали Отечество)

• Кто такие немецко-фашистские захватчики? Чего они хотели? (Это

фашисты, которые хотели поработить наш народ, заставить работать на себя.

Кроме своей нации они никого не признавали).

 

 

Работа с материалами краеведческого музея

На защиту Отечества встали и наши земляки с. Падун

Портрет на слайде

Рассказ ученика о П.Е.Федорове

Во время боя, когда танки  Федорова вышли к станции их ожидал сюрприз. Около моста через реку Кутож  стояли два вражеских бронепоезда. Федоров дает приказ Уничтожить. Танки Федорова выскочили из леса и сразу же подбили бронепоезда. Немцы очнулись и стали стрелять по мосту, где должны были пройти наши танки. Отступать было нельзя. Федоров принимает решение, прыгать через ров. Сделали трамплин из бревен. На другой стороне берега танкисты измерили глубину реки. Был приказ переправиться через реку, чтобы им это не стоило. Танкисты выполнили приказ Федорова. Молниеносный бросок решил успех операции. Немцы и понять толком ничего не успели, как танки прорвались к городу Львов. Танки Федорова прошлись по железнодорожной станции, оставив два горящих эшелона с горюче-смазочными материалами, вышли на аэродром. Пять фашистских танка были раздавлены. Три самоходки, охранявшие аэродром, превратились в груду металлолома. Федоров П.Е.  был награжден орденом Героя Советского Союза

 

 

Битва за Москву

В самом начале войны перед немецкими войсками,  какая была поставлена цель? – захват Москвы.  

«Битва за Москву»: Стояла осень 1941 года, когда фашисты подошли к Москве. В некоторых местах немцы были уже в 80 км от столицы. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, с Дальнего Востока. И в середине ноября 1941 года немецкие войска получили сокрушительный удар и бежали от столицы. До этого враг никогда еще не терпел такого поражения. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий Константинович Жуков.

И за Москву решили отомстить наши земляки

Портрет на слайде

 

Рассказ ученика о Мокроусове П.Н

Мокроусов Петр Николаевич . Ушел на фронт в сентябре 1941 года  воевал под Москвой 27 января 1942 года в районе Ясной поляны был ранен. После госпитателя демобилизован по инвалидности. Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг и другими

 

 

Сталинградская битва

Фашисты бомбами на площади Сталинграда разрушили все здания. И только один 4-этажный дом чудом уцелел. С верхних этажей его можно было наблюдать и держать под обстрелом занятую противником часть города. 22 сентября 1942 г. сержант Яков Фёдорович Павлов с группой бойцов из 24 человек 12  национальностей проник в дом и занял его. «Дом Павлова» стал настоящей неприступной крепостью. Это позволило маленькому отряду 58 дней успешно отбивать вражеские атаки.  За этот подвиг Яков Павлов удостоен звания Героя Советского Союза.

Победу брали и женщины нашего села

 

Рассказ ученика

Наша   землячка, житель с. Падун Заводоуковского района , Шулепова Антонина Николаевна – участница Сталинградской битвы. Родилась в 1923 году. Закончила 7 классов.  нашей школы, пошла работать . В августе  1941  года ушла на фронт.  Медицинская сестра Антонина Шулепова, спасшая в бою 12 раненых, погибла сама. Командир роты написал матери Антонины «Солдаты поклялись отомстить за ее смерть»

 

 

Работа детей в краеведческом музее

Результатом Сталинградской битвы явилось то, что Красная армия прекратила обороняться и стала наступать.

Наши ребята побывали в музее и узнали, что в нашем селе есть улица, которая носит имя Братьев Неустроевых

 

 

 

http://padunschool.ucoz.ru/risunok2.jpg

Рассказ учеников

Более чем из тридцати семей села Падун ушли на фронт и погибли по два, три человека. А из  семьи Неустроевых ушли  пять братьев – Иван, Алексей, Кирилл, Николай, Пётр. В большой семье  Харитона Петровича Неустроева, как в  сказке, было семь братьев и одна сестра Мария. Сыновья Афанасий и Александр по возрасту не  призывались. Родители были престарелыми, до  пенсии отец работал в Падунском Промсовхозе. Там же работали до Великой  Отечественной  войны все  братья, кроме Кирилла, который был кладовщиком в  противотуберкулезном санатории. Жили в  Сокольниках. В 1939 году Иван Харитонович и Алексей Харитонович участвовали в  финской  войне. После  возвращения домой передышка была  недолгой. В  июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Не смотря на  бронь, Иван и Алексей были призваны на  фронт. Позднее забрали Кирилла и Николая. Последним ушёл Пётр, т.к. был самым молодым, с 1920 года. Ещё в  финскую войну умер отец Харитон Петрович. Отправив на войну  пятерых сыновей, мать, горько переживающая разлуку, ожидала писем, заветных треугольников. Они были крайне  редкими. Потом началось самое  страшное – похоронки приходили одна за  другой.

Неустроев  Кирилл  Харитонович пропал без  вести в  октябре 1942 года.

Неустроев Николай Харитонович  пропал без  вести в 1943 году.

Неустроев Иван Харитонович – рядовой, погиб 21 июля 1943 года.

Неустроев Алексей Харитонович – сержант, пропал без  вести в  ноябре 1943 года.

Неустроев Фёдор погиб 1 февраля 1945 года.

Бабушка, по словам внучки Галины, слегла, а когда  получила похоронку о  гибели Кирилла, её  любимого  сына, у  неё  отнялись  ноги, затем первый инфаркт. Про гибель других сыновей ей не говорили. Она всё  ждала и  ждала весточки. Так и ушла в мир иной, веря, что они живы. Вскоре умер старший сын Александр. Война жестоко уничтожала не  только воюющих на полях сражений, она делала невыносимо тяжёлой жизнь в тылу. У всех  братьев, кроме Петра, остались семьи. В недостроенном доме жила жена Алексея и двое детей - сын Владимир, дочь Галина, Фелисата Васильевна – их мать работала на заготовках  леса. Холодно и голодно было детям, остающимся на целый день одним. Хорошо помогали дети Ивана Харитоновича, они были старше их. Когда становилось особенно  тяжко, мать успокаивала сына и дочку, ссылаясь на то, что отцу ещё тяжелее. Выращивали табак, сушили его. Вязали варежки, перчатки, носки. Посылали на фронт посылки, уверяя детей, что это поможет отцу и его товарищам - солдатам скорее  разбить врага. Так же тяжело жилось семьям других  братьев. Жили они тогда в селе Падун и на станции Заводоуковской, через которую  в войну постоянно  проходили эшелоны с оружием и солдатами на запад, а по окончании  войны ехали Победители над фашистами с  запада на восток. Не верили вдовы и дети братьев, что  никогда не  вернутся в родные края их  мужья и отцы детей. Неделями, месяцами ходили встречать  эшелоны с солдатами, надеясь на встречу, ведь было в некоторых похоронных листах всего два слова «пропал без  вести». Значит, может, живы? Галина и Владимир, дети Алексея,  со  слезами  на  глазах, протягивая букетики  полевых цветов солдатам, кричали - вы не видели нашего  папу? - Солдаты, весело улыбаясь, бросали детям солдатские  гостинцы, отвечали – нет, ждите! Только  чуда не  свершилось! Молодые, полные когда –то жизненной энергии, нежно любящие их отцы остались вечным  желанием  встречи. Скорбящая, не  заживающая рана с горьким привкусом табака, полыни, жмыха  тех недетских, жестоких  военных лет навсегда  остались в  сердцах не  одного  поколения  семьи Неустроевых. После  войны, семьи  братьев Неустроевых  разъехались по всему Советскому  Союзу.   Приятно сознавать, что все дети и внуки братьев Неустроевых порядочные, состоявшиеся  люди, достойны  своих  отцов. 

В 1992  году  Совет  ветеранов  войны  и  труда  выступил с  инициативой перед  исполкомом  Сельского  Совета – назвать  одну из  новых улиц  села  именем братьев Неустроевых с  установлением   памятной  доски. Открытие  состоялось 22 июня в  день  трагического  начала  священной  битвы с  фашистскими захватчиками. В 2005 году  была  установлена  новая  памятная  доска на улице  братьев Неустроевых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С этой поры начинается победное наступление наших войск по всем фронтам. Фашисты стали отступать к границам, а затем наши воины гнали

этих завоевателей и по городам Европы, освобождая их от фашистов.

Первый день мира люди встретили ликованием. Все высыпали на улицу.

Незнакомые люди обнимали друг друга и поздравляли. Плакали от счастья.

А в полночь в Москве грянул салют. 30 залпов из 1000 орудий возвестили миру о том, что самая кровопролитная и самая жестокая в мире война

закончилась. И закончилась нашей Победой!

 

И вот наступила весна 1945 года.

9 мая 1945 года — день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: 40 миллионов жизней стоила нам эта победа. 

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым. Хотя прошло уже 75 лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.

Звучит отрывок из песни "Дорога на Берлин"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети исполняют песню «День Победы»

 

Минута молчания

 

 

 

 

Учитель зажигает свечу.

Учитель: Посмотрите на эту свечу. На что похож огонь? Что он символизирует?

Есть огонь, который символизирует память.

Посмотрите на фото "Могила  неизвестного солдата в Москве". Возле этой могилы всегда горит огонь. И  каждый день выстраивается Почетный караул. А пост называется "Пост № 1

Он самый важный и самый почетный.

• Откуда такое название: могила Неизвестного солдата?

• Почему огонь всегда горит возле таких могил?

• Почему возле этих могил всегда лежат свежие цветы?

• Есть ли могила неизвестного солдата в нашем селе?

Да есть.

 

Рефлексия

 - Мы победили!  И каждый человек, который ковал победу на фронте или в тылу, для нас, потомков, герой! Они и сейчас живут среди нас. Это ветераны ВОВ.

- На уроке технологии вы изготовили поздравительные письма ветеранам, при этом искусственно состарив бумагу.  С помощью чего вы это сделали? (чая и кофе)

- На уроке русского языка вы написали на письмах слова благодарности ветеранам ВОВ. Кто желает зачитать письмо?

 

  

Дети зачитывают письма

 

Итог урока

 -Ребята, я нарисовала голубя. Он считается символом мира, чистоты, нежности, любви. Давайте  напишем свои пожелания стране, миру, ветеранам, всем нам и украсим наш класс.

(дети зачитывают пожелания и приклеивают)

 (видеоклип  «О той весне»)

Берегите Россию – нет России другой!

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой!

-А я, в свою очередь, желаю, чтобы в вашей жизни всегда было чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди.

Пишут пожелания, украшают класс

 

 


 

Урок мужества (для учащихся 4 класса)

Урок мужества (для учащихся 4 класса)

Техническая карта урока №п/п

Техническая карта урока №п/п

Объяснение темыСегодня я вам предлагаю совершить прогулку в прошлое

Объяснение темыСегодня я вам предлагаю совершить прогулку в прошлое

На экране слова: немецко-фашистские захватчики,

На экране слова: немецко-фашистские захватчики,

Москвы шли войска из Сибири, с

Москвы шли войска из Сибири, с

В августе 1941 года ушла на фронт

В августе 1941 года ушла на фронт

Ещё в финскую войну умер отец

Ещё в финскую войну умер отец

Жили они тогда в селе Падун и на станции

Жили они тогда в селе Падун и на станции

С этой поры начинается победное наступление наших войск по всем фронтам

С этой поры начинается победное наступление наших войск по всем фронтам

Учитель зажигает свечу. Учитель:

Учитель зажигает свечу. Учитель:

Итог урока -Ребята, я нарисовала голубя

Итог урока -Ребята, я нарисовала голубя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020