Настоящая музыка не бывает «старой»
Содержание:
1. Традиции и новаторство в деятельности человека.
2. Относительность понятий «старое» и «новое» применительно к искусству (на примере сравнения музыкальных произведений - пьесы X. Родриго «Пастораль» и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена).
Музыкальный материал:
1. Х. Родриго. «Пастораль» из Концерта для гитары с оркестром «Мадригал», (слушание);
2. Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание);
3. Т. Хренников, стихи М. Матусовского. «Московские окна» (пение).
Живопись:
1. П. Боннар. «Ранняя весна»;
2. Братья Лимбург. «Сентябрь. Из Роскошного часослова герцога Беррийского».
Архитектура:
1. В. Васнецов. «Проект теремка»;
2. А. Гауди. «Каса Мила», Барселона, Испания (фото).
Поэзия:
1. Б. Пастернак. Стихотворение (фрагмент).
Планируемые результаты учебной деятельности:
1. Метапредметные: формирование представлений об истории искусства, о соотношении исторического прогресса и вечных культурных ценностей.
2. Личностные: укрепление представлений о роли музыки в формировании человека.
3. Предметные: умение определить принадлежность музыки к старинному стилю или современной эпохе.
Форма проведения занятия.
1. Беседа о вечной ценности и актуальности искусства на примере музыки.
Характеристика видов деятельности:
1. Участие в беседе о традициях и новаторстве в искусстве, о вечных духовных ценностях и их соотношении с историческим прогрессом.
2. Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.
3. Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учётом критериев, представленных в учебнике).
4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
5. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника.
«Истинное содержание музыки – вечные тайны бытия и человеческой души»
(В. Медушевский)
У каждого человеческого дела есть своя история.
Можно даже сказать так: каково само это дело, такова и его история. Есть вещи очевидные; они возникли в сравнительно недавние времена и не нуждаются в разгадке, так как хорошо изучены и описаны во множестве книг, учебников и справочников. Таковы различные области практической деятельности - например, техника. Самым различным её видам свойственна, как правило, одна и та же схема развития: сначала возникают простые формы, которые, постепенно усложняясь, разрастаются в такие обширные и разнообразные области человеческой деятельности, какие даже вообразить не могли люди, жившие в прежние века.
Представим какой-нибудь музей старых вещей, в котором можно увидеть прялку или веретено: едва ли нас заинтересует практическая ценность этих древних механизмов. Скорее, мы увидим в них поэтическую прелесть далёких времён, пришедшую из сказок, из прочитанных в детстве историй о «трёх девицах под окном», о старой колдунье, о спящей красавице.
Теперь уже нам нет надобности собственноручно прясть пряжу, как и заниматься множеством других ремёсел, простых и естественных для наших предков.
Такое развитие человеческой деятельности имеет название: прогресс. Мы говорим о прогрессе, когда видим, как на наших глазах преобразуется материальный мир, более совершенными становятся машины, дома или дороги. И может даже возникнуть впечатление, что прогрессу подвержено всё, с чем сопряжена человеческая жизнь.
Отчасти так и есть.
Бессмысленно спорить с тем, что очевидно: меняется человек, меняется и жизнь вокруг него.
Однако очевидно и другое: не всё в жизни подвержено изменениям. В ней много такого, что неуклонно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радости и страдания, добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету... Никакой прогресс не властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни изменить, ни отменить.
Именно из этих - вечных - начал берет свои истоки искусство. Оно зарождалось тогда, когда человека пленяло обаяние весеннего дня или очарование лунной ночи; когда душа, согретая пробуждающейся любовью, раскрывалась навстречу миру; оно бывало подчас единственной поддержкой и утешением в дни глубокого горя.
Поэтому история искусства так мало похожа на историю других человеческих дел: в ней нет своего «музея старых вещей», ставших не нужными только потому, что на смену им пришли новые, более совершенные вещи. Даже наоборот: в искусстве разных веков есть произведения, подобные вершинам,- их не удалось превзойти никому.
Да и само понятие «история» в искусстве носит скорее условный характер: ведь нельзя достоверно судить о том, что пришло к нам из глубины далёких веков, что возникло в мире вместе с самим человеком.
Есть у Бориса Пастернака такие строки:
Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут, - а слова
Являются о третьем годе.
Эти строки - о музыке, о том, что она является человеку прежде других искусств. Эти строки также о том, что только музыка была способна выразить человеческие чувства прежде, чем он научился выражать их в словах.
Как звучала она, эта первая музыка?
Была ли похожа на наши младенческие песни, такие одинаковые, в каком бы уголке мира они ни звучали? Или в ней было что-то от мерного и тихого звучания колыбельных, которые матери всех времён пели в ритме собственного дыхания, собственного сердца? А может быть, её отзвуки слышны в весёлых плясках крестьян, празднующих богатый урожай или удачную охоту?
В этом - неразгаданная тайна, которая, подобно многим другим тайнам музыки, едва ли когда-нибудь откроется нам во всем своём богатстве.
Однако на некоторые её загадки мы постараемся найти ответы в нашем учебнике. Его главная тема – «Традиция и современность в музыке» - как раз и задумана с целью ответить на некоторые важные вопросы музыкального искусства.
Почему нам может быть так близка «старая» музыка? Почему порой она даже кажется нам более понятной, чем многое из того, что создаётся в наши дни?
Почему музыканты снова и снова обращаются к традиции?
И чему может научиться у музыки современный человек?
Отвечая на эти вопросы, мы ещё раз увидим: музыка не замыкается сама в себе, она открывает нам путь в иные области понимания - человеческой жизни, её смысла, места человека в мире. Мы увидим, что музыка не только выражает чувства, но и воздействует на душу, она порождает такие силы, какие без её помощи, возможно, никогда бы не возникли. Мы увидим также и то, что настоящая музыка не бывает «старой», она по-прежнему, как и в былые времена, созвучна душе человека, будто бы в ней, как в каждой душе, заключена великая и непостижимая для нас тайна бессмертия.
Испанский композитор Хоакин Родриго в раннем детстве
почти полностью потерял зрение. Музыкой он начал заниматься в возрасте восьми
лет, играл на фортепиано и скрипке. С шестнадцати лет изучал гармонию и
композицию с преподавателями Валенсийской консерватории.
Родриго учился и долгое время работал во Франции, много гастролировал в Европе,
Японии и Америке - давал мастер-классы, устраивал фестивали собственной музыки.
Среди сочинений Родриго концерты, симфонические и хоровые произведения, романсы
и песни, пьесы для фортепиано и гитары, музыка к кинофильмам и театральным
постановкам. Родриго также писал музыкально-критические статьи. Композитор
прожил очень долгую жизнь, охватившую весь XX в., 97 лет.
Слушание: Х. Родриго. «Пастораль» из Концерта для гитары с оркестром «Мадригал»
Слушание: Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть
Людвиг Август Лебрен - немецкий композитор XVIII в. (1752 – 1790), современник В. А. Моцарта, представитель эпохи классицизма. Лебрен был одним из лучших исполнителей на гобое, играл в мангеймском Придворном оркестре, гастролировал в разных странах. Лебрен писал концерты для гобоя с оркестром, балетную музыку, камерно-инструментальные ансамбли. Вся семья Лебрена была музыкальной - жена и дочь были певицами, другая дочь стала пианисткой.
Вопросы и задания:
1. Согласны ли вы с утверждением, что музыка – самое древнее из искусств? Можно ли найти этому подтверждение в нашей современности?
2. Существует ли в музыке то, что принято называть «модой»? Приведите примеры.
3. Послушайте два музыкальных произведения – Концерт для гитары с оркестром «Мадригал» Х. Родриго (фрагмент «Пастораль») и финал Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена. После прослушивания постарайтесь определить принадлежность каждого из этих произведений к «Старой» или «новой» музыке. Аргументируйте своё мнение.
4. Соотнесите звуковые образы прослушанных произведений с образами, запечатлёнными на картинах художников (стр. 8,9). Что объединяет эти, такие разные произведения?
5. Изучи концертные афиши в вашем городе или программы классической музыки на радио и телевидении. Попробуй определить, какие композиторы и произведения исполняются сегодня наиболее часто.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.