Урок музыки: Музыка не бывает старой

  • docx
  • 12.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

Настоящая музыка не бывает «старой»

Содержание:

1.    Традиции и новаторство в деятельности человека.

2.    Относительность понятий «старое» и «новое» применительно к искусству (на примере сравнения музыкальных произведений - пьесы X. Родриго «Пастораль» и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена).

Музыкальный материал:

1.    Х. Родриго. «Пастораль» из Концерта для гитары с оркестром «Мадригал», (слушание);

2.    Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание);

3.    Т. Хренников, стихи М. Матусовского. «Московские окна» (пение).

Живопись:

1.    П. Боннар. «Ранняя весна»;

2.    Братья Лимбург. «Сентябрь. Из Роскошного часослова герцога Беррийского».

Архитектура:

1.    В. Васнецов. «Проект теремка»;

2.    А. Гауди. «Каса Мила», Барселона, Испания (фото).

Поэзия:

1.    Б. Пастернак. Стихотворение (фрагмент).

Планируемые результаты учебной деятельности:

1.    Метапредметные: формирование представлений об истории искусства, о соотношении исторического прогресса и вечных культурных ценностей.

2.    Личностные: укрепление представлений о роли музыки в формировании человека.

3.    Предметные: умение определить принадлежность музыки к старинному стилю или современной эпохе.

Форма проведения занятия.

1.    Беседа о вечной ценности и актуальности искусства на примере музыки.

Характеристика видов деятельности:

1.    Участие в беседе о традициях и новаторстве в искусстве, о вечных духовных ценностях и их соотношении с историческим прогрессом.

2.    Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.

3.    Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учётом критериев, представленных в учебнике).

4.    Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

5.    Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника.

«Истинное содержание музыки – вечные тайны бытия и человеческой души»

(В. Медушевский)

У каждого человеческого дела есть своя история.

Можно даже сказать так: каково само это дело, такова и его история. Есть вещи очевидные; они возникли в сравнительно недавние времена и не нуждаются в разгадке, так как хорошо изучены и описаны во множестве книг, учебников и справочников. Таковы различные области практической деятельности - например, техника. Самым различным её видам свойственна, как правило, одна и та же схема развития: сначала возникают простые формы, которые, постепенно усложняясь, разрастаются в такие обширные и разнообразные области человеческой деятельности, какие даже вообразить не могли люди, жившие в прежние века.

Представим какой-нибудь музей старых вещей, в котором можно увидеть прялку или веретено: едва ли нас заинтересует практическая ценность этих древних механизмов. Скорее, мы увидим в них поэтическую прелесть далёких времён, пришедшую из сказок, из прочитанных в детстве историй о «трёх девицах под окном», о старой колдунье, о спящей красавице.

Теперь уже нам нет надобности собственноручно прясть пряжу, как и заниматься множеством других ремёсел, простых и естественных для наших предков.

Такое развитие человеческой деятельности имеет название: прогресс. Мы говорим о прогрессе, когда видим, как на наших глазах преобразуется материальный мир, более совершенными становятся машины, дома или дороги. И может даже возникнуть впечатление, что прогрессу подвержено всё, с чем сопряжена человеческая жизнь.

Отчасти так и есть.

Бессмысленно спорить с тем, что очевидно: меняется человек, меняется и жизнь вокруг него.

Однако очевидно и другое: не всё в жизни подвержено изменениям. В ней много такого, что неуклонно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радости и страдания, добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету... Никакой прогресс не властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни изменить, ни отменить.

Именно из этих - вечных - начал берет свои истоки искусство. Оно зарождалось тогда, когда человека пленяло обаяние весеннего дня или очарование лунной ночи; когда душа, согретая пробуждающейся любовью, раскрывалась навстречу миру; оно бывало подчас единственной поддержкой и утешением в дни глубокого горя.

Поэтому история искусства так мало похожа на историю других человеческих дел: в ней нет своего «музея старых вещей», ставших не нужными только потому, что на смену им пришли новые, более совершенные вещи. Даже наоборот: в искусстве разных веков есть произведения, подобные вершинам,- их не удалось превзойти никому.

Да и само понятие «история» в искусстве носит скорее условный характер: ведь нельзя достоверно судить о том, что пришло к нам из глубины далёких веков, что возникло в мире вместе с самим человеком.

Есть у Бориса Пастернака такие строки:

Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут, - а слова
Являются о третьем годе.

Эти строки - о музыке, о том, что она является человеку прежде других искусств. Эти строки также о том, что только музыка была способна выразить человеческие чувства прежде, чем он научился выражать их в словах.

Как звучала она, эта первая музыка?

Была ли похожа на наши младенческие песни, такие одинаковые, в каком бы уголке мира они ни звучали? Или в ней было что-то от мерного и тихого звучания колыбельных, которые матери всех времён пели в ритме собственного дыхания, собственного сердца? А может быть, её отзвуки слышны в весёлых плясках крестьян, празднующих богатый урожай или удачную охоту?

В этом - неразгаданная тайна, которая, подобно многим другим тайнам музыки, едва ли когда-нибудь откроется нам во всем своём богатстве.

Однако на некоторые её загадки мы постараемся найти ответы в нашем учебнике. Его главная тема – «Традиция и современность в музыке» - как раз и задумана с целью ответить на некоторые важные вопросы музыкального искусства.

Почему нам может быть так близка «старая» музыка? Почему порой она даже кажется нам более понятной, чем многое из того, что создаётся в наши дни?

Почему музыканты снова и снова обращаются к традиции?

И чему может научиться у музыки современный человек?

Отвечая на эти вопросы, мы ещё раз увидим: музыка не замыкается сама в себе, она открывает нам путь в иные области понимания - человеческой жизни, её смысла, места человека в мире. Мы увидим, что музыка не только выражает чувства, но и воздействует на душу, она порождает такие силы, какие без её помощи, возможно, никогда бы не возникли. Мы увидим также и то, что настоящая музыка не бывает «старой», она по-прежнему, как и в былые времена, созвучна душе человека, будто бы в ней, как в каждой душе, заключена великая и непостижимая для нас тайна бессмертия. 

Испанский композитор Хоакин Родриго в раннем детстве почти полностью потерял зрение. Музыкой он начал заниматься в возрасте восьми лет, играл на фортепиано и скрипке. С шестнадцати лет изучал гармонию и композицию с преподавателями Валенсийской консерватории.
Родриго учился и долгое время работал во Франции, много гастролировал в Европе, Японии и Америке - давал мастер-классы, устраивал фестивали собственной музыки. Среди сочинений Родриго концерты, симфонические и хоровые произведения, романсы и песни, пьесы для фортепиано и гитары, музыка к кинофильмам и театральным постановкам. Родриго также писал музыкально-критические статьи. Композитор прожил очень долгую жизнь, охватившую весь XX в., 97 лет.

Слушание: Х. Родриго. «Пастораль» из Концерта для гитары с оркестром «Мадригал»

Слушание: Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть

Людвиг Август Лебрен - немецкий композитор XVIII в. (1752 – 1790), современник В. А. Моцарта, представитель эпохи классицизма. Лебрен был одним из лучших исполнителей на гобое, играл в мангеймском Придворном оркестре, гастролировал в разных странах. Лебрен писал концерты для гобоя с оркестром, балетную музыку, камерно-инструментальные ансамбли. Вся семья Лебрена была музыкальной - жена и дочь были певицами, другая дочь стала пианисткой.

Вопросы и задания:

1.    Согласны ли вы с утверждением, что музыка – самое древнее из искусств? Можно ли найти этому подтверждение в нашей современности?

2.    Существует ли в музыке то, что принято называть «модой»? Приведите примеры.

3.     Послушайте два музыкальных произведения – Концерт для гитары с оркестром «Мадригал» Х. Родриго (фрагмент «Пастораль») и финал Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена. После прослушивания постарайтесь определить принадлежность каждого из этих произведений к «Старой» или «новой» музыке. Аргументируйте своё мнение.

4.    Соотнесите звуковые образы прослушанных произведений с образами, запечатлёнными на картинах художников (стр. 8,9). Что объединяет эти, такие разные произведения?

5.    Изучи концертные афиши в вашем городе или программы классической музыки на радио и телевидении. Попробуй определить, какие композиторы и произведения исполняются сегодня наиболее часто.