Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа − Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Кафедра начального общего образования
Урок музыки
Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства».
Класс: 4а
Дата проведения урока: 27.02.2018
Выполнила:
Кудашева Татьяна
студентка 414Н2 группы
специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Руководитель от организации:
учитель начальных классов
МУ « НШ № 24 ».
____________________________
ФИО подпись
Руководитель от коллежа:
___________________________
ФИО подпись
Технологическая карта урока
Тема |
«Музыкальный салон как форма музыкального представительства» |
||||
Цели
|
1. Повторить музыкальные формы, ознакомление с музыкальной культурой 19 века |
||||
Планируемые результаты
|
|||||
Личностные умения - осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. - воспитание уважительного отношения к творчеству великих композиторов и к музыке; - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса. |
Метапредметные умения -размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека - устанавливать причинно-следственные связи; - ориентироваться в своей системе знаний: -отличать новое от уже известного с помощью учителя; -выражать своё отношение к музыкальному произведению -уметь слушать и понимать высказывания собеседников. |
Предметные умения определять на слух основные жанры музыки, их особенности; участвовать в коллективном обсуждении; узнавать изученные музыкальные произведения; научатся различать характер и настроение музыкального произведения; работать над прослушиваем произведений, вспомнить западно-европейских композиторов: Моцарта, Баха, Вивальди и Бетховена, поговорить о Чайковском, вспомнить и закрепить основные понятия: мюзикл, оперетта, салоны.
|
|||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
|||||
I этап. Организационный момент (самоопределение к деятельности), |
|||||
Цели деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме товарища.
|
Добрый день, ребята. Нас зовут Татьяна Вадимовна и Диана Викторовна, и сегодня мы проведем у вас урок музыки. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на нас. Мы тоже желаем вам работать дружно, открыть что-то новое.
|
Обучающиеся приветствуют учителя, желают всем хорошего настроения |
|||
II этап. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи |
|||||
Цели деятельности Определить тему и цель урока. |
Деятельность учителя -Ребята, обратите внимание на слайд. Тема: Музыкальный салон как форма музыкального представительства. Как вы понимаете тему сегодняшнего урока? -Что мы будем сегодня изучать или повторять? -Какие цели вы для себя поставите на урок? -Верно, сегодня мы с вами повторим и закрепим свои знания о музыкальных салонах и их видах. -Но перед тем как мы с вами начнем работать, проведем мини-викторину о музыке. |
Деятельность обучающихся Обучающиеся определяют цель урока, вспоминают прошлую тему. Сегодня мы будем говорить о музыкальной культуре 19 века, а именно о салонах. |
|||
III этап. Повторение: музыкальная викторина |
|||||
Цели: Мини-викторина по Западно-Европейским композиторам |
-Ребята, предлагаем вам прослушать несколько произведений известных вам Западно-Европейских композиторов и назвать их название. -Обязательно, когда будете слушать произведения, ответьте нам на несколько вопросов: 1) О чем данное произведение? 2) Какие чувства у вас вызвало данное произведение? 3) Какие образы или картину вы себе нарисовали? Антонио Вивальди «Времена года» -Почему Вивальди, назвал свое произведение «Времена года»? -Что необычного вы заметили? Времена года – «Весна» Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок! Времена года – «Лето» Истома от жары передается тихим звучание музыки, как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала кукушки, потом щегленка… И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника грозы. Ветер уносит грозу, возвращается настроение изнеможения от жары. Скрипка передает интонации жалобы. Это жалоба пастуха, его страх перед неумолимой стихией природы. И вновь врывается ветер, и грозные раскаты грома приближающейся грозы. Динамический контраст мелодий не оставляет сомнений, стихия приближается. Неожиданно наступает затишье, это перед бурей… И вот буря разряжается. Открываются небеса и проливают на землю потоки воды, изображаемые гаммаобразными пассажами. Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра. Времена года – «Осень» Осенняя часть начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передается жизнерадостное настроение. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми. Начинается осенняя охота. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя. Времена года – «Зима» Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Поэтому, несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах. Произведение завершается достаточно оптимистично. Очень холодно. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер. Но и зимой есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных “кувыркающихся” пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду легко поскользнуться. Но вот подул южный ветер – первая знак приближающейся весны. И между ним и северным ветром разворачивается борьба. Победой южного ветра и наступлением весны рано или поздно закончится это противоборство, но этой бурной драматической сценой противоборства завершается “Зима” и цикл Времен года. Иоганн Себастьян Бах «Шутка» 1) О чем данное произведение? 2) Какие чувства у вас вызвало данное произведение? 3) Какие образы или картину вы себе нарисовали? -Почему свое знаменитое произведение Себастьян Бах, назвал именно «Шутка»? -В чем заключается смысл данного произведения? Самым знаменитым детским произведением Баха является сюита «Шутка» , для флейты и струнных. Это произведение будто воплощает все то, что хотел принести композитор детям. Легкое, нежное, переливчатое звучание флейты, торжественный серебристый звон струнных инструментов, мелодия воздушная, скрывающая за своим звучанием урок красоты и вызывающая к жизни сказочные образы, доступные в полной мере только детскому, незамутненному воображению. Людвиг ван Бетховен «Лунная соната» 1) О чем данное произведение? 2) Какие чувства у вас вызвало данное произведение? 3) Какие образы или картину вы себе нарисовали? -Что вы представили себе, когда слушали данное произведение? Название «Лунная соната» эта знаменитая музыкальная композиция приобрела благодаря другу композитора Людвигу Рельштабу. Мелодия сонаты навеяла ему картину озера с тихой гладью и лодку, плывущую под томным светом луны Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкое рондо» 1) О чем данное произведение? 2) Какие чувства у вас вызвало данное произведение? 3) Какие образы или картину вы себе нарисовали? -Что такое рондо? Рондо - это произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых, главная, повторяется, несколько раз. Рондо в переводе с французского языка означает «хоровод», или движение по кругу. Основная мелодия, повторяясь, образует как бы замкнутый круг. В промежутках между повторениями основной темы звучит другая по характеру музыка - эпизод. Эпизодов тоже может быть несколько. Происхождение рондо связано с древними хороводными песнями, в которых хор повторял один и тот же припев, а солисты исполняли разные эпизоды. -Почему Вольфганг Моцарт назвал свое произведение именно так? «Турецкое рондо» Вольфганга Амадея Моцарта привлекает красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом произведении В. А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo alla turca») часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты для фортепиано.
-Молодцы, вы очень хорошо знаете западно-европейских композиторов. -Ребята, а для чего мы с вами прослушали данные произведения? -Когда мы слушаем, какие чувства и образы мы представляем? -Ребята, что для вас Музыка? (музыка это жизнь, движение, она с нами всегда. Это как лучший друг который помогает нам в определенные моменты жизни) -Зачем на ваш взгляд, нужно изучать музыку вообще? (чтобы научиться понимать то, что хотел передать композитор, научиться видеть в музыке необычное, уметь сожалеть и радоваться) -Ребята, как вы думаете, музыка подразделяется на какие-либо виды или жанры? Назовите их? (военная, духовная, церковная, театральная) -Предлагаю вам вспомнить музыкальные понятия: -Что такое оперетта? -Что такое мюзикл?
-На ваш взгляд, где можно услышать музыку? (музыкальное произведение) Музыку можно услышать в театрах, муз.спектаклях, драматических театрах, театральных обществах, музыкальных кубах, оперном театре, музыкальных школах и конечно же в школе. -Ребята, как вы понимаете словосочетание салонная культура или музыкальные салоны? (Салонная культура - это форма организации культурной жизни, имеющая свои особенности: место проведения - гостиная частного дома влиятельного лица; особая роль хозяина (хозяйки) салона в организации его деятельности, декор гостиной, подбор гостей; соответствующие правила поведения, общения, речи и специфические занятия, главные из которых - общение на темы, связанные, в первую очередь, с искусством, занятие искусствами, камерность.
Именно в салонах общество знакомилось с культурой других стран, со знаменитыми исполнителями и композиторами, отечественные композиторы часто именно в музыкальных салонах начинали свою деятельность, черпали вдохновение, представляли свои сочинения.
Поменялись столетия и нравы, салонность потерялась в
пропасти веков. Возрождение и продолжение традиций русских музыкальных
салонов и салонного музицирования, возвращение слушателям забытых страниц
отечественной музыки – такую цель ставят перед собой обычно организаторы
новых салонов. В салоне психологически комфортная атмосфера, которая способствует раскрытию творческих возможностей.
-Ребята, давайте вспомнить музыкальную культуру России 19 века. Что вы знаете о ней? В начале века в русской музыке царило смешение двух стилей – классицизма и романтизма. В первой половине 19 столетия произошли такие масштабные для России события, как Отечественная война, восстание декабристов; в обществе распространялись идеи Великой Французской революции, произошедшей незадолго до этого. Все это не могло не отразиться на культуре страны. В историю русской национальной культуры XIX век вошел как период великих завоеваний музыкального искусства, его полного, всестороннего развития. Уже в 1830-е годы русская музыка достигла классического уровня в творчестве Глинки. А во второй половине столетия она стремительно поднялась до вершин мировой культуры, обогатив мир произведениями непреходящей художественной ценности. В творчестве Глинки и его преемников - Чайковского, Мусорского, Римского-Корсакова, Бородина музыка стала подлинным выражением народных дум и стремлений, итогом многовекового опыта, накопленного в народном сознании. -Кого называют первым профессиональным композитором? (Петр Ильич Чайковский) Что написал Петр Ильич? Какие его произведения вы слышали? -Предлагаю прослушать одно из великих его произведений «Щелкунчик»
|
Ребята слушают произведения, называют композитора и название его шедевра, анализируют вместе с учителе. Отвечают на вопросы учителя
Чтобы повторить и закрепить музыкальные произведения того времени, чтобы еще раз окунуться в их ритм, по воображать, нарисовать картины. Проникнуть своей душой в то время.
|
|||
IV этап. Изучение нового материала |
|||||
Цели деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
|
-В Санкт-Петербурге в 19 веке существовало творческое содружество русских композиторов под названием «Могучая кучка» также называли ее новая русская музыкальная школа. Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824—1906). Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Князь Игорь». -Обратите внимание на слайд: представлены представите «Могучей кучки» МОГУЧАЯ КУЧКА: 1) Александр Порфирьевич Бородин 2) Модест Петрович Мусоргский 3) Николай Андреевич Римский-Корсаков Данные композиторы помогали крестьянским детям, изучить музыку, раскрыть в них потенциал. -Еще одним очень известным представителем 19 века был Михаил Иванович Глинка, который написал известное произведение «Жаворонок» (тембр голоса, кто поет) -Ребята, вам знакомы такие музыкальные понятия как: Полонеза, Мазурки, Полька? Что вы знаете о романсах? Романс - это музыкальное стихотворение, схожее с песней. Но все-таки есть существенные различия в самом построении произведения. Например, в нем абсолютно отсутствует припев, или, как его еще называют, рефрен. Хотя практика показывает, что существуют исключения из правил. Интересно, что романс обычно исполняется соло, реже - дуэтом, и почти никогда - хором. Особым отличительным признаком этого жанра является его смысловая нагрузка. Его строки всегда несут в себе некую историю, которая близка как автору, так и его слушателям. Это может быть автобиографический рассказ о несчастной истории любви, или же размышления автора на ту или иную жизненную тему. -Я предлагаю прослушать романс М.И. Глинки «Жаворонок» После прослушивания, опишите нам, о чем она, какой ритм, тембр кто поет. |
|
|||
V этап. Итог занятия. Рефлексия деятельности. |
|||||
Цели деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
Научить школьников: • соотносить полученный результат с поставленной целью; • оценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности.
|
Ребята, наш с вами урок подошел к концу. Что мы свами сегодня изучали и повторяли? -Ребята, какую роль играет музыка в нашей жизни? Какие чувства, образы мы видим? -Что вам запомнилось на уроке? -Какое произведение из прослушанных, является вашим любимым? Дома выполните задание: выучить романс Глинки «Жаворонок» Всем спасибо. Можете быть свободны. До свидания. |
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.