Урок музыки Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а
Оценка 4.6

Урок музыки Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Оценка 4.6
docx
14.01.2020
Урок музыки  Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а
урок музыки.docx

 

 

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа − Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

 

 

 

 

Кафедра начального общего   образования

 

 

Урок музыки

 

Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства».

Класс: 4а

Дата проведения урока: 27.02.2018

 

 

 

 

Выполнила:

Кудашева Татьяна

студентка 414Н2 группы

специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

 

Руководитель от организации: 

учитель начальных классов

МУ  « НШ № 24 ».

 

­­­­­____________________________  

 ФИО                         подпись

 

Руководитель от коллежа:

 

___________________________      

ФИО                          подпись

Технологическая карта урока

Тема

«Музыкальный салон как форма музыкального представительства»

Цели

 

1.      Повторить музыкальные формы, ознакомление с музыкальной культурой 19 века

Планируемые результаты

 

Личностные умения

- осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  воспитание уважительного отношения к творчеству великих композиторов и к музыке;

-  умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса.

Метапредметные умения

-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека

- устанавливать причинно-следственные связи;

- ориентироваться в своей системе знаний:

-отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-выражать своё отношение к музыкальному произведению

-уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Предметные умения

определять на слух основные жанры музыки, их особенности; участвовать в коллективном обсуждении; узнавать изученные музыкальные произведения; научатся различать характер и настроение музыкального произведения; работать над прослушиваем произведений, вспомнить западно-европейских композиторов: Моцарта, Баха, Вивальди и Бетховена, поговорить о Чайковском, вспомнить и закрепить основные понятия: мюзикл, оперетта, салоны.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Организационный момент (самоопределение к деятельности),

Цели деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме товарища.

 

Добрый день, ребята. Нас зовут Татьяна Вадимовна и Диана Викторовна, и сегодня мы проведем у вас урок музыки.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на нас. Мы тоже желаем вам  работать дружно, открыть что-то новое.

 

Обучающиеся приветствуют учителя, желают всем хорошего настроения

II этап. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

Цели деятельности

Определить тему и цель урока.

Деятельность учителя

-Ребята, обратите внимание на слайд. Тема: Музыкальный салон как форма музыкального представительства.

Как вы понимаете тему сегодняшнего урока?

-Что мы будем сегодня изучать или повторять?

-Какие цели вы для себя поставите на урок?

-Верно, сегодня мы с вами повторим и закрепим свои знания о музыкальных салонах и их видах.

-Но перед тем как мы с вами начнем работать, проведем мини-викторину о музыке.

Деятельность обучающихся

Обучающиеся определяют цель урока, вспоминают прошлую тему.

Сегодня мы будем говорить о музыкальной культуре 19 века, а именно о салонах.

            III этап. Повторение: музыкальная викторина

Цели:

Мини-викторина по Западно-Европейским композиторам

-Ребята, предлагаем вам прослушать несколько  произведений известных вам Западно-Европейских композиторов и назвать их название.

-Обязательно, когда будете слушать произведения, ответьте нам на несколько вопросов:

1) О чем данное произведение?

2) Какие чувства у вас вызвало данное произведение?

3) Какие образы или картину вы себе нарисовали?

Антонио Вивальди «Времена года»

-Почему Вивальди, назвал свое произведение «Времена года»?

-Что необычного вы заметили?

Времена года – «Весна»

Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок!

Времена года – «Лето»

Истома от жары передается тихим звучание музыки, как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала кукушки, потом щегленка… И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника грозы. Ветер уносит грозу, возвращается настроение изнеможения от жары. Скрипка передает интонации жалобы. Это жалоба пастуха, его страх перед неумолимой стихией природы. И вновь врывается ветер, и грозные раскаты грома приближающейся грозы. Динамический контраст мелодий не оставляет сомнений, стихия приближается. Неожиданно наступает затишье, это перед бурей… И вот буря разряжается. Открываются небеса и проливают на землю потоки воды, изображаемые гаммаобразными пассажами. Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра.

Времена года – «Осень»

Осенняя часть начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передается жизнерадостное настроение. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми. Начинается осенняя охота. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.

Времена года – «Зима»

Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Поэтому, несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах. Произведение завершается достаточно оптимистично. Очень холодно. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер. Но и зимой есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных “кувыркающихся” пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду легко поскользнуться. Но вот подул южный ветер – первая знак приближающейся весны. И между ним и северным ветром разворачивается борьба. Победой южного ветра и наступлением весны рано или поздно закончится это противоборство, но этой бурной драматической сценой противоборства завершается “Зима” и цикл Времен года.

Иоганн Себастьян Бах «Шутка»

1) О чем данное произведение?

2) Какие чувства у вас вызвало данное произведение?

3) Какие образы или картину вы себе нарисовали?

-Почему свое знаменитое произведение Себастьян Бах, назвал именно «Шутка»?

-В чем заключается смысл данного произведения?

Самым знаменитым детским произведением Баха является сюита «Шутка» , для флейты и струнных. Это произведение будто воплощает все то, что хотел принести композитор детям. Легкое, нежное, переливчатое звучание флейты, торжественный серебристый звон струнных инструментов, мелодия воздушная, скрывающая за своим звучанием урок красоты и вызывающая к жизни сказочные образы, доступные в полной мере только детскому, незамутненному воображению. 

Людвиг ван Бетховен «Лунная соната»

1) О чем данное произведение?

2) Какие чувства у вас вызвало данное произведение?

3) Какие образы или картину вы себе нарисовали?

-Что вы представили себе, когда слушали данное произведение?

Название «Лунная соната» эта знаменитая музыкальная композиция приобрела благодаря другу композитора Людвигу Рельштабу. Мелодия сонаты навеяла ему картину озера с тихой гладью и лодку, плывущую под томным светом луны

Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкое рондо»

1) О чем данное произведение?

2) Какие чувства у вас вызвало данное произведение?

3) Какие образы или картину вы себе нарисовали?

-Что такое рондо?

Рондо - это произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых, главная, повторяется, несколько раз. Рондо в переводе с французского языка означает «хоровод», или движение по кругу. Основная мелодия, повторяясь, образует как бы замкнутый круг. В промежутках между повторениями основной темы звучит другая по характеру музыка - эпизод. Эпизодов тоже может быть несколько. Происхождение рондо связано с древними хороводными песнями, в которых хор повторял один и тот же припев, а солисты исполняли разные эпизоды. 

-Почему Вольфганг Моцарт назвал свое произведение именно так?

«Турецкое рондо» Вольфганга Амадея Моцарта привлекает красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом произведении В. А. Моцарт изобразил удары большого турецкого барабана, неизвестного в те времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo alla turca») часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты для фортепиано.

 

-Молодцы, вы очень хорошо знаете западно-европейских композиторов.

-Ребята, а для чего мы с вами прослушали данные произведения?

-Когда мы слушаем, какие чувства и образы мы представляем?

-Ребята, что  для вас Музыка? (музыка это жизнь, движение, она с нами всегда. Это как лучший друг который помогает нам в определенные моменты жизни)

-Зачем на ваш взгляд, нужно изучать музыку вообще? (чтобы научиться понимать то, что хотел передать композитор, научиться видеть в музыке необычное, уметь сожалеть и радоваться)

-Ребята, как вы думаете, музыка подразделяется на какие-либо виды или жанры? Назовите их? (военная, духовная, церковная, театральная)

-Предлагаю вам вспомнить музыкальные понятия:

-Что такое оперетта?

-Что такое мюзикл?  

 

-На ваш взгляд, где можно услышать музыку? (музыкальное произведение) Музыку можно услышать в театрах, муз.спектаклях, драматических театрах, театральных обществах, музыкальных кубах, оперном театре, музыкальных школах и конечно же в школе.

-Ребята, как вы понимаете словосочетание салонная культура или музыкальные салоны? (Салонная культура - это форма организации культурной жизни, имеющая свои  особенности: место проведения - гостиная частного дома влиятельного лица; особая роль хозяина (хозяйки) салона в организации его деятельности, декор гостиной, подбор гостей; соответствующие правила поведения, общения, речи и специфические занятия, главные из которых - общение на темы, связанные, в первую очередь, с искусством, занятие искусствами, камерность.

 

 Именно в салонах  общество знакомилось с культурой других стран, со знаменитыми исполнителями и композиторами, отечественные композиторы часто именно в музыкальных салонах начинали свою деятельность, черпали вдохновение, представляли свои сочинения.

 

Поменялись столетия и нравы, салонность потерялась в пропасти веков. Возрождение и продолжение традиций русских музыкальных салонов и салонного музицирования, возвращение слушателям забытых страниц отечественной музыки – такую цель ставят перед собой обычно организаторы новых салонов.
По сравнению с концертным залом, здесь нет сцены, отделяющей исполнителей от слушателей, а представляется возможность проводить вечера-встречи, общения, где угощения – это также атрибут салона – подчёркивает эстетическое начало мероприятия. Цель похода – не только насладиться концертом, но и найти круг общения, завести новые знакомства.

В салоне психологически комфортная атмосфера, которая способствует раскрытию творческих возможностей.

 

-Ребята, давайте вспомнить музыкальную культуру России 19 века. Что вы знаете о ней?

В начале века в русской музыке царило смешение двух стилей – классицизма и романтизма. В первой половине 19 столетия произошли такие масштабные для России события, как Отечественная война, восстание декабристов; в обществе распространялись идеи Великой Французской революции, произошедшей незадолго до этого. Все это не могло не отразиться на культуре страны. 

В историю русской национальной культуры XIX век вошел как период великих завоеваний музыкального искусства, его полного, всестороннего развития. Уже в 1830-е годы русская музыка достигла классического уровня в творчестве Глинки. А во второй половине столетия она стремительно поднялась до вершин мировой культуры, обогатив мир произведениями непреходящей художественной ценности. В творчестве Глинки и его преемников - Чайковского, Мусорского, Римского-Корсакова, Бородина музыка стала подлинным выражением народных дум и стремлений, итогом многовекового опыта, накопленного в народном сознании.

-Кого называют первым профессиональным композитором? (Петр Ильич Чайковский)

Что написал Петр Ильич? Какие его произведения вы слышали?

-Предлагаю прослушать одно из великих его произведений «Щелкунчик»

 

Ребята слушают произведения, называют композитора и название его шедевра, анализируют вместе с учителе.

Отвечают на вопросы учителя

 

 

Чтобы повторить и закрепить музыкальные произведения того времени, чтобы еще раз окунуться в их ритм, по воображать, нарисовать картины. Проникнуть своей душой в то время.

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV этап. Изучение нового материала

Цели деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

-В Санкт-Петербурге в 19 веке существовало творческое содружество русских композиторов под названием «Могучая кучка» также называли ее новая русская музыкальная школа. Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824—1906). Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Князь Игорь».

-Обратите внимание на слайд: представлены представите «Могучей кучки»

МОГУЧАЯ КУЧКА: 1) Александр Порфирьевич Бородин

2) Модест Петрович Мусоргский

3) Николай Андреевич Римский-Корсаков

Данные композиторы помогали крестьянским детям, изучить музыку, раскрыть в них потенциал.

-Еще одним очень известным представителем 19 века был Михаил Иванович Глинка,  который написал известное произведение «Жаворонок» (тембр голоса, кто поет)

-Ребята, вам знакомы такие музыкальные понятия как: Полонеза, Мазурки, Полька?

Что вы знаете о романсах? Романс - это музыкальное стихотворение, схожее с песней. Но все-таки есть существенные различия в самом построении произведения. Например, в нем абсолютно отсутствует припев, или, как его еще называют, рефрен. Хотя практика показывает, что существуют исключения из правил. Интересно, что романс обычно исполняется соло, реже - дуэтом, и почти никогда - хором. Особым отличительным признаком этого жанра является его смысловая нагрузка. Его строки всегда несут в себе некую историю, которая близка как автору, так и его слушателям. Это может быть автобиографический рассказ о несчастной истории любви, или же размышления автора на ту или иную жизненную тему.

-Я предлагаю прослушать романс М.И. Глинки «Жаворонок»

После прослушивания, опишите нам, о чем она, какой ритм, тембр  кто поет.  

 

V этап. Итог занятия.

Рефлексия деятельности.

Цели деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Научить школьников:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

 

Ребята, наш с вами урок подошел к концу. Что мы свами сегодня изучали и повторяли?

-Ребята, какую роль играет музыка в нашей жизни? Какие чувства, образы мы видим?

-Что вам запомнилось на уроке?

-Какое произведение из прослушанных,  является вашим любимым?

Дома выполните задание: выучить романс Глинки «Жаворонок»

Всем спасибо. Можете быть свободны.

До свидания.

 

 

Урок музыки Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Урок музыки  Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Урок музыки Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Урок музыки  Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Урок музыки Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Урок музыки  Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Урок музыки Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Урок музыки  Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Урок музыки Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Урок музыки  Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Урок музыки Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Урок музыки  Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Урок музыки Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Урок музыки  Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Урок музыки Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а

Урок музыки  Тема: «Музыкальный салон как форма музыкального представительства». Класс: 4а
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020