Урок «Мягкий согласный звук [ щ' ]. Буквы Щ, щ.
Оценка 4.9

Урок «Мягкий согласный звук [ щ' ]. Буквы Щ, щ.

Оценка 4.9
docx
18.10.2020
Урок «Мягкий согласный звук [ щ' ]. Буквы  Щ, щ.
конспект щщщ.docx

1. Мотивация.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости.

Поздороваемся с гостями.

Ученик:

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречаем.

Мы хотим вам показать,

Как умеем отвечать.

Не судите строго,

Ведь учились мы немного.

 

Релаксация(эмоциональный настрой).

- Повернитесь друг к другу. Положите свои ладошки на ладошки друга. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Если будет трудно, я тебе помогу».

 

Слайд №2 Правильная посадка

Ноги-

Руки-

Спина -

 

 

2.  Актуализация знаний и осуществление первого пробного действия.

 Повторение изученных звуков и букв

Хоть мы и учились немного, но каждый для себя должен вспомнить, что уже знает …

 Давайте вспомним, что мы с вами изучили. Учебник стр. 61 лента букв  или над доской.

Слайд №3

      Речь может быть

      Речь состоит из

      Что выражает предложение?

      Предложение состоит из

      Слова состоят из

      Слоги состоят из

      Назови две группы звуков

      Дайте характеристику гласным звукам

      Назовите хитрые буквы

 

Разделить на группы ( на доске улица с домами красный дом, синий зелёный и белый)

Улица звуков. Буквы играли на улице. Вдруг подул сильный ветер . Найди каждому звуку свой дом.

       ы  ю  я  ж   ш  й  ч щ ь

Как можно расселить ?

Деление на группы. Засели дом

 (Буквы ы, ю, я обозначают гласные звуки).

- Какие из данных звуков  особенные? Почему?

(ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).

 (ж, ш  всегда обозначают твёрдые согласные звуки).

 (й, ч обозначают всегда мягкие  согласные звуки).

( ь не обозначает звука)

-А какая буква вызвала у вас сомнение? (Буква щ) Почему? (Она к нам первый раз прилетает)

Учебник стр 63.

Какой у нас сегодня урок? (открытие новых знаний)

Посмотрите в синие окошечки вверху книги. Что мы должны сегодня узнать и доказать?

3. Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

Выявление места и причины затруднения.

Молодцы, ребята! Теперь можем отправляться на  зимнюю рыбалку, где познакомимся с новой буквой и звуком.  Узнаем в каком домике живёт новый звук. Ребята, вспомните сказки, где герои тоже рыбачили (“Золотая рыбка”, “По щучьему веленью”).

Чтобы рыбалка была удачной вы должны помогать друг другу, быть внимательными и помнить правило рыбной ловли – не шуметь, в трудную минуту помогать друг другу.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Выделение звука щ в словах.

 

С нами на рыбалку пойдёт один из героев сказки, а кто это?

Вы мне скажите, если внимательно послушаете загадку.

 

Слайд №4

Он весь день лежал на печке 
И работать не любил. 
Рыбу вытащив из речки, 
Все печали позабыл
. (Емеля)

Слайд № 5

Рыбалка у нас не простая, а зимняя . Встаём на лыжи – и в путь! Имитируем катание звуками Щ_Щ-Щ-Щ

- Ребята, а из какой сказки приехал к нам Емеля? ( По щучьему велению)

- Это сказка народная или авторская? ( Это русская народная сказка)

- Назовите героев этой сказки? ( Емеля, царь, щука, Марья – царевна)

.Вспомните, о чем мечтал Емеля? Чтобы ведра сами пошли домой, на печке к царю ехать, дрова сами вернулись домой.

 Слайд №6

Какие мечты Емели сбылись в наше время? Машина, трубопровод, трактор, пила электрическая.

Давайте тоже помечтаем? Если бы вы поймали волшебную Щуку, о чем бы ее попросили?

(Чтобы робот делал уроки, чтобы была летающая тарелка, можно было полететь на другую планету)

----- Может пройдёт много  лет и  ваши мечты превратятся тоже в реальность. 

 

Раньше в деревне воду носили из проруби. Брали коромысло, два деревянных ведра и шли за водой.

Слайд №7

 

На доске: прорубь – отверстие, прорубленное во льду реки, озера.

коромысло – толстая, изогнутая, деревянная планка с крючками для ношения

вёдер на плече.

 

Наш герой взял вёдра и отправился за водой. Зачерпнул он воду и увидел,   в проруби плавает кто? (щука) . Изловчился Емеля и поймал  её.

Как Емеля тащит рыбу? Встанем

Физминутка. ( дети повторяют движения за учителем)

 

Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

Вот она какая,

Славная, большая!

Щука плавает кругами.

Щука щёлкает зубами.

Ну и зубы – как пила!

Где такие ты взяла?

 

Взмолилась щука и попросила Емелю отпустить её, пообещав ему, исполнять все его желания.

 Какие волшебные слова щука сказала Емеле?

 Согласился на это Емеля и отпустил её. А щука в благодарность дала Емеле целое ведро лещей. (ведро) раздать детям по рыбке

Слайд№ 8

 

5.  Реализация построенного проекта

 

-Лещ - это речная рыба с плоским телом.

Слайд 9 1раз

-Произнесем хором слово ЛЕЩИ,

Сколько слогов?

Первый ряд скажет первый слог, второй ряд второй слог.

Игра «Эхо»

Какой новый звук мы слышим в этом слове?

Назовите звук щ 

Как открыт рот?

Где находится язык?

Звук гласный или согласный?

Схема слова    сравнить щелчок мышки

- Дадим характеристику каждому звуку.

Звук твёрдый или мягкий?

Звук звонкий или глухой? (горло)

Глухой - т.к. при произношении слышен больше шум, чем голос

- Что мы можем сказать о звуке щ в слове по его схеме? (согласный, глухой, мягкий)

 Сравним .

Слайд №9

 Понаблюдаем за его артикуляцией Произнесите звук [щ], наблюдая за артикуляцией

Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образуют щель. Воздушная струя встречает преграду, голос не работает.

учебнику стр. 63- таблички)

Согласный – произносим с шумом, при произношении воздух встречает

преграду;

глухо;

Бывает мягким? ( да) А твердым? ( проблема), попробуем произнести

твердо…Получается? Попробуем в этом разобраться ( твердый он или

мягкий?) Для это прочит

Какой звук [щ]? (согласный, мягкий, глухой).

Кого отпустил Емеля? (щука)

Слайд №10

- Скажем «щука» по слогам.

- Сколько слогов в слове ?

- Проверим рукой.

- Сколько раз махнули ?

- Значит сколько слогов ?

- Первый ряд скажет первый слог.

- Второй ряд скажет второй слог.

- Поиграем в игру «Эхо», то есть один из вас произнесет слово с ударением, а мы повторим за ним.

- На какой слог падает ударение ?

- Назовите первый слог.

- Назовите первый звук этого слога.

- Что мы о нём узнали?

- Звук [щ’] твердый или мягкий ?

- А звук [щ’] глухой или звонкий ?

 (возможен вариант, дети скажут, что звук твёрдый)

Слайд №11

Схема слова . Сравнить .

-Почему разные схемы?

-Давайте ещё раз произнесём этот звук. Можем ли мы его произнести твёрдо?

  -Итак, звук [щ] - согласный, т.к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду (зубы) сомкнуты,

-[щ ]-глухой, т.к. не работают голосовые связки.

А есть ли у него твердый братик?

 

 (звук непарный - нет пары по звонкости-глухости, по твердости-мягкости).

 

Фонетическая зарядка + физминутка

 

Где Емеля поймал щуку?

 А мужчины из проруби ловили рыбу. Вот и мы с вами сейчас продолжаем ловить рыбу Начинаем удить". Если услышите звук щ. то вытягиваете удочку, а если нет этого звук, то «удим дальше."

 

ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЁПОТ.

 

Наловили целое ведро

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Знакомство с буквой Щ,щ

 

- А сейчас познакомимся с буквой, которая этот звук обозначает. Стр 63

Слайд №12

Кто знает, как правильно называется эта буква?

 Да, это буквы «ЩА» -Прикрепить на доску (Щ щ)

 Какой буква щ бывает?(Заглавной, строчной)
-В каких случаях будем писать с заглавной буквы?
(Начало предложения, в именах собственных)
- Имена собственные ,которые начинаются с буквы щ.
(город Щорс, город Щучинск, озеро Щучье, фамилия Щедрин, Щеглов)

 

Слайд №13

На что похожа буква ща?

На расчёску ща похожа. Три зубца всего? Ну что же?

 

-Какие буквы –родственницы есть у буквы Щ (Ц Ш)

 

Слайд №14

 

 

Карточка  задание №1

Найдите лишнюю букву

Щ  Щ  Щ  Щ  Щ  Щ  Ш  Щ  Щ  Щ  Щ

Поменяться. Проверить у соседа

Сколько слева? Сколько справа? Где больше? На сколько?

Слайд №15

Позовём   звуковичка

 

Дадим его характеристику (оденем )  Сделаем его весёлым.

Карточка (Согласный, глухой (шляпа).  Всегда мягкий Ботинки зелёные)

Один работает у доски .Остальные  на месте (карточки)

проверитьСлайд №16

Слайд №17

Гласные хотят познакомиться с новой буквой. Познакомим их. Прибежал веселый А, почитали дети – …
Прибежал игривый И, прочитали дети – ...
Прибежал и звонкий Е, почитали дети – …
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – …
Прибежал упрямый У, прочитали дети – …ща

 

А вот и новое задание Щуки: “Доскажи словечко

Скажите , где мы слышим звук щ? ( в начале, середине, в конце слова)

Письмо опускают в почтовый … (ящик).

  • На огороде выросли сочные … (овощи).
  • У собаки сынок - … (щенок).
  • Зубы чистят зубной … (щеткой).
  • В Древние времена люди жили в … (пещере).
  • Емелины желания исполняла … (щука).


Слайд 18. Пришло время для чисто говорки.
Давайте порадуем новый звук и букву, и покажем, как мы научились хорошо читать и четко проговаривать звук [щ?]. 

ЩА-ЩА-ЩА - мы домой несём ле-ща;

АЩ-АЩ-АЩ - мы наденем пл-ащ;

ЩИ-ЩИ-ЩИ - щиплем мы щавель на -щи;

ЩУ-ЩУ-ЩУ - в чаще щуку пои-щу;

ЩА-ЩА-ЩА - выловили мы ле-ща;

ЩУ-ЩУ-ЩУ - я его не отпу-щу;

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ  - мечтает котик о ле-ще.

 

. Физминутка. Слайд №19

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем.

Закройте глаза, мы с вами на берегу реки, поднимите головы вверх  и видите высоко в небе солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете тепло его лучей, оно пронизывает все ваше тело. Вам так хорошо! Тепло! Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Обменяйтесь энергией с солнцем… Потянитесь… Улыбнитесь… Откройте глаза. Мы в комнате. Но солнечное тепло, свет и знания остались с каждым из вас. Улыбнитесь! 

Посмотрите на нашу улицу Звуков. Кто живёт в красном доме

Я, Ю, Ы.

 

Буква Щ очень упрямая. Когда-то она поссорилась с гласными Я, Ю, Ы и теперь не разрешает им стоять после себя. Поэтому иногда получается так, что слышим одно, а пишем другое. Теперь буква Щ и буквы Я, Ю, Ы не дружат. А буква О стоит после Щ очень редко, например, в слове трещотка.

Слайд №20 (читать)

Проговаривание и заучивание.

Слайд№21

Сочетанья ЧУ и ЩУ
Пишем только с буквой У
Щука говорит лещу:
- Как зубами застучу,
Тебя в тину утащу,
Будешь помнить:
ЧУ и ЩУ
Всегда пишем через У

Слайд №22( читаем слова)

Слайд № 23

Проговаривание и заучивание

ЧА и ЩА,

              ЧА и ЩА

 

Пишем только с буквой А

 

Слайд №24 ( читаем слова)

 

Работа с веером букв. Показать букву

 Слайд №25-26

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Щука приготовила задания (карточка)

Работа в паре: Игра « Собери слово».

Карточка задание №2

На листах написаны буквы.

Собери буквы так, чтобы получилось слово.(Работа в паре)

Укща ,каещ, апщл  (щука, плащ , щека)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Карточка задание №3.( 4-5)

1.     Прочитай

ща щу ще щё щи ащ ущ ещ ёщ ищ

чи-щу, ищу, пи-щу, и-щи, пи-щи, щу-рён-ок,

ча-ща, ро-ща, пи-ща, ча-сы, ро-сы, щу-кин,

чудо, чулок, щука, лещи, щучка

2.    Обведи в кружок все буквы щ.

3.     Подчеркните одной линией родственные слова.

4.     Найдите трёхсложное слово.

 

 

Тест по чтению

 

1. Звук [щ’]:

 согласный;

2. Звук [щ’]:

 звонкий

3. Звук [щ’]:

 мягкий;

 

Резерв задание №7,№8

Слайд№27

 

 

 

Слайд №28

  Быстро время пролетело

  Подошел к концу урок.

  Так давайте без задержки
  Подведём всему итог


Слайд№29

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог урока.

-Наш урок-рыбалка закончился.. Подведём итог.

- Какой звук узнали? ([щ]).

В какой домик мы его поселим?

- С какой буквой познакомились? (Щ).

- Какое правило узнали на уроке? (ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).

- Какие «открытия» сегодня сделали?

-Чему удивились?

-Чему научились?

 -Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

- Чтобы вы рассказали своим мамам и папам?

Рефлексия

Слайд №30

Организация рефлексии.

Я узнал(а) …

Я понял(а) …

Мне было интересно …

Мне было трудно

 

 

-Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в жёлтое ведёрко.

- Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в красное  ведёрко.

Рекомендации детям на дом. Щука вам сделала подарок . Дома  найдёте букву Щ раскрасите и узнаете , кого вам подарила щука.

Я думаю, что сегодня   на уроке вам всем было комфортно и мне приятно было с вами работать. Спасибо вам   за урок! Вы сегодня   «МОЛОДЦЫ»

 

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились.

 

 

 


 

Мотивация. -Здравствуйте, ребята!

Мотивация. -Здравствуйте, ребята!

Как можно расселить ? Деление на группы

Как можно расселить ? Деление на группы

Это сказка народная или авторская? (

Это сказка народная или авторская? (

Сколько слогов? Первый ряд скажет первый слог, второй ряд второй слог

Сколько слогов? Первый ряд скажет первый слог, второй ряд второй слог

Схема слова . Сравнить . -Почему разные схемы? -Давайте ещё раз произнесём этот звук

Схема слова . Сравнить . -Почему разные схемы? -Давайте ещё раз произнесём этот звук

Карточка задание №1 Найдите лишнюю букву

Карточка задание №1 Найдите лишнюю букву

ЩУ-ЩУ-ЩУ - я его не отпу -щу ;

ЩУ-ЩУ-ЩУ - я его не отпу -щу ;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Слайд №28 Быстро время пролетело

Слайд №28 Быстро время пролетело

Урок «Мягкий согласный звук [ щ' ]. Буквы Щ, щ.

Урок «Мягкий согласный звук [ щ' ]. Буквы  Щ, щ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2020