1. Мотивация.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости.
Поздороваемся с гостями.
Ученик:
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречаем.
Мы хотим вам показать,
Как умеем отвечать.
Не судите строго,
Ведь учились мы немного.
Релаксация(эмоциональный настрой).
- Повернитесь друг к другу. Положите свои ладошки на ладошки друга. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Если будет трудно, я тебе помогу».
Слайд №2 Правильная посадка
Ноги-
Руки-
Спина -
2. Актуализация знаний и осуществление первого пробного действия.
Повторение изученных звуков и букв
Хоть мы и учились немного, но каждый для себя должен вспомнить, что уже знает …
Давайте вспомним, что мы с вами изучили. Учебник стр. 61 лента букв или над доской.
Слайд №3
• Речь может быть
• Речь состоит из
• Что выражает предложение?
• Предложение состоит из
• Слова состоят из
• Слоги состоят из
• Назови две группы звуков
• Дайте характеристику гласным звукам
• Назовите хитрые буквы
Разделить на группы ( на доске улица с домами красный дом, синий зелёный и белый)
Улица звуков. Буквы играли на улице. Вдруг подул сильный ветер . Найди каждому звуку свой дом.
ы ю я ж ш й ч щ ь
Как можно расселить ?
Деление на группы. Засели дом
(Буквы ы, ю, я обозначают гласные звуки).
- Какие из данных звуков особенные? Почему?
(ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).
(ж, ш всегда обозначают твёрдые согласные звуки).
(й, ч обозначают всегда мягкие согласные звуки).
( ь не обозначает звука)
-А какая буква вызвала у вас сомнение? (Буква щ) Почему? (Она к нам первый раз прилетает)
Учебник стр 63.
Какой у нас сегодня урок? (открытие новых знаний)
Посмотрите в синие окошечки вверху книги. Что мы должны сегодня узнать и доказать?
3. Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.
Выявление места и причины затруднения.
Молодцы, ребята! Теперь можем отправляться на зимнюю рыбалку, где познакомимся с новой буквой и звуком. Узнаем в каком домике живёт новый звук. Ребята, вспомните сказки, где герои тоже рыбачили (“Золотая рыбка”, “По щучьему веленью”).
Чтобы рыбалка была удачной вы должны помогать друг другу, быть внимательными и помнить правило рыбной ловли – не шуметь, в трудную минуту помогать друг другу.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Выделение звука щ в словах.
С нами на рыбалку пойдёт один из героев сказки, а кто это?
Вы мне скажите, если внимательно послушаете загадку.
Слайд №4
Он весь день лежал на печке
И работать не любил.
Рыбу вытащив из речки,
Все печали позабыл. (Емеля)
Слайд № 5
Рыбалка у нас не простая, а зимняя .
Встаём на лыжи – и в путь! Имитируем катание звуками Щ_Щ-Щ-Щ
- Ребята, а из какой сказки приехал к нам Емеля? ( По щучьему велению)
- Это сказка народная или авторская? ( Это русская народная сказка)
- Назовите героев этой сказки? ( Емеля, царь, щука, Марья – царевна)
.Вспомните, о чем мечтал Емеля? Чтобы ведра сами пошли домой, на печке к царю ехать, дрова сами вернулись домой.
Слайд №6
Какие мечты Емели сбылись в наше время? Машина, трубопровод, трактор, пила электрическая.
Давайте тоже помечтаем? Если бы вы поймали волшебную Щуку, о чем бы ее попросили?
(Чтобы робот делал уроки, чтобы была летающая тарелка, можно было полететь на другую планету)
----- Может пройдёт много лет и ваши мечты превратятся тоже в реальность.
Раньше в деревне воду носили из проруби. Брали коромысло, два деревянных ведра и шли за водой.
Слайд №7
На доске: прорубь – отверстие, прорубленное во льду реки, озера.
коромысло – толстая, изогнутая, деревянная планка с крючками для ношения
вёдер на плече.
Наш герой взял вёдра и отправился за водой. Зачерпнул он воду и увидел, в проруби плавает кто? (щука) . Изловчился Емеля и поймал её.
Как Емеля тащит рыбу? Встанем
Физминутка. ( дети повторяют движения за учителем)
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
Вот она какая,
Славная, большая!
Щука плавает кругами.
Щука щёлкает зубами.
Ну и зубы – как пила!
Где такие ты взяла?
Взмолилась щука и попросила Емелю отпустить её, пообещав ему, исполнять все его желания.
Какие волшебные слова щука сказала Емеле?
Согласился на это Емеля и отпустил её. А щука в благодарность дала Емеле целое ведро лещей. (ведро) раздать детям по рыбке
Слайд№ 8
5. Реализация построенного проекта
-Лещ - это речная рыба с плоским телом.
Слайд 9 1раз
-Произнесем хором слово ЛЕЩИ,
Сколько слогов?
Первый ряд скажет первый слог, второй ряд второй слог.
Игра «Эхо»
Какой новый звук мы слышим в этом слове?
Назовите звук щ
Как открыт рот?
Где находится язык?
Звук гласный или согласный?
Схема слова сравнить щелчок мышки
- Дадим характеристику каждому звуку.
Звук твёрдый или мягкий?
Звук звонкий или глухой? (горло)
Глухой - т.к. при произношении слышен больше шум, чем голос
- Что мы можем сказать о звуке щ в слове по его схеме? (согласный, глухой, мягкий)
Сравним .
Слайд №9
Понаблюдаем за его артикуляцией Произнесите звук [щ], наблюдая за артикуляцией
Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образуют щель. Воздушная струя встречает преграду, голос не работает.
учебнику стр. 63- таблички)
Согласный – произносим с шумом, при произношении воздух встречает
преграду;
глухо;
Бывает мягким? ( да) А твердым? ( проблема), попробуем произнести
твердо…Получается? Попробуем в этом разобраться ( твердый он или
мягкий?) Для это прочит
Какой звук [щ]? (согласный, мягкий, глухой).
Кого отпустил Емеля? (щука)
Слайд №10
- Скажем «щука» по слогам.
- Сколько слогов в слове ?
- Проверим рукой.
- Сколько раз махнули ?
- Значит сколько слогов ?
- Первый ряд скажет первый слог.
- Второй ряд скажет второй слог.
- Поиграем в игру «Эхо», то есть один из вас произнесет слово с ударением, а мы повторим за ним.
- На какой слог падает ударение ?
- Назовите первый слог.
- Назовите первый звук этого слога.
- Что мы о нём узнали?
- Звук [щ’] твердый или мягкий ?
- А звук [щ’] глухой или звонкий ?
(возможен вариант, дети скажут, что звук твёрдый)
Слайд №11
Схема слова . Сравнить .
-Почему разные схемы?
-Давайте ещё раз произнесём этот звук. Можем ли мы его произнести твёрдо?
-Итак, звук [щ] - согласный, т.к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду (зубы) сомкнуты,
-[щ ]-глухой, т.к. не работают голосовые связки.
А есть ли у него твердый братик?
(звук непарный - нет пары по звонкости-глухости, по твердости-мягкости).
Фонетическая зарядка + физминутка
Где Емеля поймал щуку?
А мужчины из проруби ловили рыбу. Вот и мы с вами сейчас продолжаем ловить рыбу Начинаем удить". Если услышите звук щ. то вытягиваете удочку, а если нет этого звук, то «удим дальше."
ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЁПОТ.
Наловили целое ведро
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Знакомство с буквой Щ,щ
- А сейчас познакомимся с буквой, которая этот звук обозначает. Стр 63
Слайд №12
Кто знает, как правильно называется эта буква?
Да, это буквы «ЩА» -Прикрепить на доску (Щ щ)
Какой буква щ бывает?(Заглавной,
строчной)
-В каких случаях будем писать с заглавной буквы?
(Начало предложения, в именах собственных)
- Имена собственные ,которые начинаются с буквы щ.
(город Щорс, город Щучинск, озеро Щучье, фамилия Щедрин, Щеглов)
Слайд №13
На что похожа буква ща?
На расчёску ща похожа. Три зубца всего? Ну что же?
-Какие буквы –родственницы есть у буквы Щ (Ц Ш)
Слайд №14
Карточка задание №1
Найдите лишнюю букву
Щ Щ Щ Щ Щ Щ Ш Щ Щ Щ Щ
Поменяться. Проверить у соседа
Сколько слева? Сколько справа? Где больше? На сколько?
Слайд №15
Позовём звуковичка
Дадим его характеристику (оденем ) Сделаем его весёлым.
Карточка (Согласный, глухой (шляпа). Всегда мягкий Ботинки зелёные)
Один работает у доски .Остальные на месте (карточки)
проверитьСлайд №16
Слайд №17
Гласные хотят познакомиться с новой буквой. Познакомим
их. Прибежал веселый А, почитали дети – …
Прибежал игривый И, прочитали дети – ...
Прибежал и звонкий Е, почитали дети – …
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – …
Прибежал упрямый У, прочитали дети – …ща
А вот и новое задание Щуки: “Доскажи словечко
Скажите , где мы слышим звук щ? ( в начале, середине, в конце слова)
Письмо опускают в почтовый … (ящик).
Слайд 18. Пришло время для чисто говорки.
Давайте порадуем новый звук и букву, и покажем, как мы научились хорошо читать
и четко проговаривать звук [щ?].
ЩА-ЩА-ЩА - мы домой несём ле-ща;
АЩ-АЩ-АЩ - мы наденем пл-ащ;
ЩИ-ЩИ-ЩИ - щиплем мы щавель на -щи;
ЩУ-ЩУ-ЩУ - в чаще щуку пои-щу;
ЩА-ЩА-ЩА - выловили мы ле-ща;
ЩУ-ЩУ-ЩУ - я его не отпу-щу;
ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ - мечтает котик о ле-ще.
. Физминутка. Слайд №19
Вы, наверное, устали, давайте отдохнем.
Закройте глаза, мы с вами на берегу реки, поднимите головы вверх и видите высоко в небе солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете тепло его лучей, оно пронизывает все ваше тело. Вам так хорошо! Тепло! Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Обменяйтесь энергией с солнцем… Потянитесь… Улыбнитесь… Откройте глаза. Мы в комнате. Но солнечное тепло, свет и знания остались с каждым из вас. Улыбнитесь!
Посмотрите на нашу улицу Звуков. Кто живёт в красном доме
Я, Ю, Ы.
Буква Щ очень упрямая. Когда-то она поссорилась с гласными Я, Ю, Ы и теперь не разрешает им стоять после себя. Поэтому иногда получается так, что слышим одно, а пишем другое. Теперь буква Щ и буквы Я, Ю, Ы не дружат. А буква О стоит после Щ очень редко, например, в слове трещотка.
Слайд №20 (читать)
Проговаривание и заучивание.
Слайд№21
Сочетанья
ЧУ и ЩУ
Пишем только с буквой У
Щука говорит лещу:
- Как зубами застучу,
Тебя в тину утащу,
Будешь помнить:
ЧУ и ЩУ
Всегда пишем через У
Слайд №22( читаем слова)
Слайд № 23
Проговаривание и заучивание
ЧА и ЩА,
ЧА и ЩА
Пишем только с буквой А
Слайд №24 ( читаем слова)
Работа с веером букв. Показать букву
Слайд №25-26
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Щука приготовила задания (карточка)
Работа в паре: Игра « Собери слово».
Карточка задание №2
На листах написаны буквы.
Собери буквы так, чтобы получилось слово.(Работа в паре)
Укща ,каещ, апщл (щука, плащ , щека)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Карточка задание №3.( 4-5)
1. Прочитай
ща щу ще щё щи ащ ущ ещ ёщ ищ
чи-щу, ищу, пи-щу, и-щи, пи-щи, щу-рён-ок,
ча-ща, ро-ща, пи-ща, ча-сы, ро-сы, щу-кин,
чудо, чулок, щука, лещи, щучка
2. Обведи в кружок все буквы щ.
3. Подчеркните одной линией родственные слова.
4. Найдите трёхсложное слово.
Тест по чтению
1. Звук [щ’]:
согласный;
2. Звук [щ’]:
звонкий
3. Звук [щ’]:
мягкий;
Резерв задание №7,№8
Слайд№27
Слайд №28
Быстро время пролетело
Подошел к концу урок.
Так давайте без задержки
Подведём всему итог
Слайд№29
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Итог урока.
-Наш урок-рыбалка закончился.. Подведём итог.
- Какой звук узнали? ([щ]).
В какой домик мы его поселим?
- С какой буквой познакомились? (Щ).
- Какое правило узнали на уроке? (ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).
- Какие «открытия» сегодня сделали?
-Чему удивились?
-Чему научились?
-Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
- Чтобы вы рассказали своим мамам и папам?
Рефлексия
Слайд №30
Организация рефлексии.
Я узнал(а) …
Я понял(а) …
Мне было интересно …
Мне было трудно
-Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в жёлтое ведёрко.
- Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в красное ведёрко.
Рекомендации детям на дом. Щука вам сделала подарок . Дома найдёте букву Щ раскрасите и узнаете , кого вам подарила щука.
Я думаю, что сегодня на уроке вам всем было комфортно и мне приятно было с вами работать. Спасибо вам за урок! Вы сегодня «МОЛОДЦЫ»
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.