Урок на тему: "Экосистема."

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Урок  на тему "Экосистема."               7 класс

Цели:  

образовательные:

- показать, что живая природа сложно организована, что экосистема - компонент биосферы;

- расширить представления о биологическом круговороте веществ, о роли  живых организмов в экосистемах, о видах экосистем.

развивающие:

- развивать  у учащихся умения планировать свою деятельность;

- развивать и формировать информационную компетентность;

- развивать умения наблюдать, обобщать, работать в группе.

воспитательные:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к живой природе, подвести к пониманию необходимости охраны природы.

Задачи:

  • сформировать представления об экосистемах;
  • раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем;
  • расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы.

Основные понятия: экосистема, биологический круговорот веществ, производители, потребители и разрушители органических веществ, цепи питания, пищевая сеть, агроэкосистемы.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  Выделять  компоненты  экосистемы, взаимосвязанные между собой;  объяснять роль живых организмов в круговороте веществ;  объяснять образование цепей питания и пищевой сети; приводить примеры естественных и искусственных экосистем.

Метапредметные:Регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка. коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.Познавательные:  умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнениеЛичностные:  сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Изучение нового материала

Могут ли организмы существовать изолированно друг от друга?

Почему? (потребность в пище, жизненном пространстве, заставляет организмы вступать в разнообразные взаимодействия).

Что такое биоценоз? (исторически сложившаяся совокупность популяций растений, грибов, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема)

Что такое биотоп? (участок земной поверхности с однотипными условиями среды, занятой биоценозом)

Постановка познавательной задачи.

Разнообразие экосистем на Земле связано как с разнообразием живых организмов, так и условий физической, географической среды. Однако одни из этих экосистем устойчивы, другие нет. С чем это связано?

Могут ли в природе существовать экосистемы, в которых отсутствует одна из функциональных групп?

Биотоп и биоценоз образуют целостную экологическую систему – биогеоценоз.

Биогеоценоз – исторически сложившаяся на однородном участке земной поверхности совокупность почвы, воды, растений, животных и микроорганизмов. Термин “биоценоз” ввел в науку русский ученый Владимир Николаевич Сукачев. Границы биоценоза обычно устанавливают по границам его растительного сообщества – фитоценоза. Биогеоценозы – луг, болото, лес, склон оврага и другие.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572800/1.jpg

Биогеоценоз является элементарной экологической системой. Термин экосистема ввел английский ученый А.Тенсли.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572800/2.jpg

Экосистема – единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и неживые компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии.

Различают различные виды экосистем:микроэкосистемы (греч. малый)

- Cамые малые – лужа, труп животного, ствол гниющего дерева

- Для каких живых организмов являются средой обитания микроэкосистемы? (микроорганизмов, грибов, насекомых)

мезоэкосистемы (средний) – - лес, поле, река.

- макроэкосистемы (макрос - большой) большие по величине – океан, континент, тайга, степь, пустыня.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572800/3.jpg

Самыми обширными макроэкосистемами являются биомы.

Биомы – совокупность всех организмов и среды их обитания в пределах определенных природно-географических зон.

Какие природно-географические зоны выделяются на территории России?

4.jpg (40580 bytes)

Существуют наземные, пресноводные и морские экосистемы.

Что к ним относится? Привести примеры.

5.jpg (34978 bytes)

Что значит искусственные экосистемы? Приведите примеры искусственных экосистем.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572800/6.jpg

К искусственным экосистемам относятся и техногенные экосистемы, возникающие или значительно изменяемые под влиянием техногенных факторов.

(осушение болот, лесные вырубки, карьеры)

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572800/7.jpg

В чем состоит главная побудительная причина активности животных?

(поиск пищи)

В биоценозах выстраивается длинная цепь организмов, охотящихся друг за другом – цепь питания - пищевая цепь.

Пищевая или трофическая цепь – это последовательность групп организмов, каждая из которых служит пищей для последующей.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572800/8.jpg

Существует два типа пищевой цепи: пастбищная и детритная. Пищевые цепи состоят из 5-6 звеньев.

Рассмотрим пастбищную цепь. С чего она начинается?(с живых растений )

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572800/9.jpg

В пастбищной пищевой цепи выделяют три категории организмов: продуценты, консументы, редуценты.

Продуценты (от лат. – производящий, создающий) –организмы, которые производят сложные органические вещества из простых неорганических соединений. Это в основном зеленые растения.

К какому типу питания относятся продуценты? (автотрофы)

Консументы (от лат. – потребляю) – организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые продуцентами.

К какому типу питания относятся консументы? (гетеротрофы)

Отличают консументы: первичные (первого порядка), питающиеся растительной пищей (травоядные животные), и вторичные (второго, третьего и последующих порядков), питающиеся животной пищей, а также растительноядными организмами, т.е. первичными консументами.

Редуценты (от лат.reducens- возвращающий, восстанавливающий) –организмы, разлагающие мертвое вещество до минеральных соединений. К ним относятся: бактерии, грибы, микроорганизмы; их ещё называют организмы- разрушители. Все эти организмы являются составной частью экосистемы.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572800/10.jpg

  1. Чем отличаются консументы I порядка, от консументов II порядка?
  2. Каких животных мы относим к всеядным? (медведь, кабан, человек)

А теперь обратите внимание на детритную цепь (цепь разложения).

С чего начинается эта цепь? Какой категории организмов в ней нет? (продуцентов)

Консументами является детритофаги, относящиеся к различным группам организмов – это беспозвоночные (черви, личинки насекомых) бактерии и грибы, разлагающиеся органические вещества.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572800/11.jpg

Процесс превращения и перемещения веществ в экосистемах называется биологическим круговоротом веществ. Круговорот веществ – важнейшее свойство любой экосистемы, обеспечивающие ее устойчивость. Экосистема может обеспечить круговорот вещества только в том случае, если включает необходимые для этого четыре составные части: запасы биогенных веществ, продуценты, консументы, редуценты. Однако биологический круговорот веществ требует постоянных затрат энергии. В отличие от химических элементов, многократно вовлекаемых в живые тела, энергия солнечных лучей, задержанная зелеными растениями, не может использоваться бесконечно.

Вывод: Основной принцип устойчивости экосистем –круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии.

Почему отдельные водоёмы могут превращаться со временем в сырой луг?

(При попадании в водоём удобрений, бурно развивается растительность, водоросли. Растения не успевают перерабатываться водными обитателями, отмирая, образуют на дне слои торфа. Водоем мелеет, превращается в болото, а затем –в сырой луг.)

Пищевые цепи образуют обширную пищевую (трофическую сеть).

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572800/12.jpg

Перемещение веществ происходит в одном направлении- по трофическим уровням.

Трофический уровень – совокупность организмов, получающих преобразованную в пищу энергию солнца и химических реакций через одинаковое число посредников трофической цепи.

Рассмотрим трофические уровни.

Какие организмы образуют первый уровень?(продуценты)

Какие организмы образуют второй уровень?(первичные консументы, третий –вторичные консументы и т..д)

Как вы думаете, какой уровень составляют редуценты?(они могут составлять любой уровень, начиная со второго, непосредственно разлагающие тела продуцентов).

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572800/13.jpg

Итак, мы уже выяснили, что по пищевой цепи происходит передача энергии. Подсчитано, что на каждом этапе передачи вещества и энергии по пищевой цепи теряется примерно 90%, и только около одной десятой доли переходит к очередному потребителю. Это правило передачи энергии в пищевых связях организмов называется правилом десяти процентов.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572800/14.jpg

Почему в природе отсутствуют пищевые цепи состоящие из 7 и более звеньев?

Вывод: Экосистемы всех типов тесно связаны между собой, образуя более крупные экосистемы. Каждое звено малое и крупное, является неотъемлимой частью биосферы, без которой она не может функционировать. Основной принцип устойчивости экосистем – круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии. Неустойчивые экосистемы наблюдаются в природе, если не сбалансирован круговорот веществ.

Работа в группах.

Задание1. Составьте пищевую цепь: сосна, куница, дятел, сосновый пилильщик, белка.

Задание 2. Составьте пищевую сеть, имеющую место в степи: дождевой червь, жаворонок, степная гадюка, прыткая ящерица, тимофеевка, степная кобылка, мятлик, пустельга, полевая мышь. Сколько пищевых цепей может содержать эта трофическая сеть?

Закрепление и обобщение материала.

Тесты:

Самые длинные пищевые цепи встречаются:

а) в водных экосистемах;

б)в экосистемах гор;

в) в тундровых экосистемах;

г) в степных экосистемах.

2. Примером детритной пищевой цепи можно считать последовательность:

а)трава, корова,человек;

б) листва, тля, божья коровка;

в) опавший лист, дождевой червь, скворец, сокол;

г) фитопланктон, зоопланктон, снеток, окунь.

3. Экосистемы с участием только гетеротрофов обычно возникают:

а) на лугу;

б) в березовых рощах;

в) в пещерах с экскрементами летучих мышей;

г) на скалах и обрывах.

4. Сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющее единое целое на основе устойчивого взаимодействия между элементами живой и неживой природы, называется:

а) популяцией

б) экосистемой

в) биосферой

г)биоценозом

5. Организмы, питающиеся готовыми органически ми веществами, относятся к:

а) автотрофам

б) гетеротрофам

в) продуцентам

г) хемотрофам

Задание на дом.

Составить цепи питания, характерные для разных природных зон: пустынь, тундры.