Урок на тему «Многообразие форм живых организмов»
Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о биосфере и условиях обитания организмов в различных средах жизни. Развивать умения сравнивать условия жизни организмов, находить формы приспособленности организмов к этим условиям. Продолжить формирование познавательного интереса к предмету.
Тип урока: раскрывающий основное содержание.
Вид урока: комбинированный.
Методы: рассказ с элементами беседы, наглядный.
Оборудование: учебник «Биология», И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова, 9 класс, схемы, таблицы.
Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие, перекличка)
2. Письменный опрос.
Вариант 1.
1) Выберите правильный ответ:
В каком году впервые был употреблен термин «биология»?
А. 1744
Б. 1779
В. 1805
Г. 1829
2) Перечислите общие свойства живого (питание, дыхание, размножение, выделение, подвижность, раздражимость, приспособленность, рост и развитие)
3) Что изучает микробиология? (бактерии)
Вариант 2.
1) Выберите правильный ответ:
Кто предложил использовать термин «биология» для обозначения науки, изучающей живые организмы?
А. Плиний Старший
Б. Ч. Дарвин
В. Ж.Б. Ламарк
Г. Дж. Холдейн
2) Перечислите разделы биологии (ботаника, зоология, биология человека, микробиология, генная инженерия, биотехнология)
3) Что изучает зоология? (животных)
3. Изучение нового материала.
Перейдем к новой теме, которая звучит так: «Многообразие форм живых организмов»
На поверхности нашей планеты практически нет мест, где не встречалась бы жизнь. Следы ее можно обнаружить и в полярных областях, где температура опускается до -80 градусов и в кипящих гейзерах. Жизнь можно встретить и в самой глубокой морской впадине и в атмосфере, на высоте в несколько километров. Это пространство, оболочку Земли, где можно встретить жизнь в ее различных формах, называют Биосферой (греч. Bios – «жизнь», sphaira – «шар»).
Биосфера включает в себя: нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, поверхностные слои литосферы (почву), которая и образовалась в процессе выветривания и жизнедеятельности живых организмов.
Каждая оболочка Земли имеет свои особые условия, создающие разные среды жизни: наземно-воздушную, водную, почвенную, организменную. (старый учебник, стр. 10, рис. 3)
Различными особенностями сред жизни обусловлено многообразие форм живых существ, которые развивались и формировались под воздействием условий этих сред.
Так, живые существа, населяющие водную среду (гидробионты), прекрасно приспособлены к жизни в воде: они дышат в ней, размножаются, передвигаются, находят пищу и укрытие.
Организмы, населяющие наземно-воздушную среду (аэробионты, от греч. Aer – воздух, или террабионты, от греч. Terra – земля), в процессе эволюции приобрели способность существовать в менее плотной среде, при обилии воздуха и кислорода, резком изменении освещенности, суточных и сезонных температур, при дефиците влаги.
Обитатели почвенной среды (педобионты, от греч. Pedon – почва), отличаются небольшими размерами тела, способностью обходиться без света, питаться подземными частями растений, либо органическими веществами мертвых тел, попавших в почву.
Живые организмы в почве распределяются в основном на глубине от 0 до 7 м, но отдельные виды способны существовать на глубине до 100 м.
Организмы, которые обитают внутри другого живого существа – хозяина, называют эндобионтами (греч. endon – внутри). Обычно это очень мелкие организмы, которые являются либо паразитами (питаются веществами тела хозяина), либо нейтральны для хозяина, а некоторые даже полезны для него.
Разнообразие форм живого может быть обусловлено не только обитанием в разных средах жизни, но и уровнем сложности самих организмов. В одной и той же среде одновременно обитают различные одноклеточные и многоклеточные организмы. Из них самыми древними являются многочисленные прокариоты (бактерии). Более поздние – эукариоты, к ним относятся растения, грибы, животные. Бактерии, растения, грибы и животных выделяют в отдельное царство клеточных организмов.
Как особое царство живой природы выделяют вирусы – неклеточные формы жизни.
Все представители разных царств живого мира отличаются друг от друга по многим признакам. Строение, процессы жизнедеятельности, функционирование в природе у них могут быть совершенно разными, однако все они существуют в форме организмов. Это особенность живой материи. Организмы могут быть как многоклеточными, так и одноклеточными.
Поэтому жизнь можно рассматривать как воспроизведение себе подобных существ или самовоспроизведение. Это очень важное свойство живого, которое обеспечивает непрерывность существования жизни.
В природе можно встретить биосистемы разной сложности.
Биосистема – форма жизни, обусловленная взаимодействием живых компонентов.
Каждая клетка по сути является биосистемой.
Многоклеточный организм - это более сложная система, поскольку он включает в себя различные органы, состоящие из клеток.
В живой природе кроме клеток и организмов есть и другие, еще более сложные биосистемы – популяции, виды, биогеоценозы, биосфера. При этом каждая из биосистем представляет собой единое целое, состоящее из множества взаимодействующих частей.
Например, вид образует взаимодействующие внутривидовые структуры (популяции), популяция состоит из взаимодействующих особей и т.д.
Разные по сложности биосистемы представляют собой структурные уровни организации жизни. В живой природе их 6:
Молекулярный –> клеточный –> организменный –> популяционно-видовой
–> биогеоценотический –> биосферный.
По мере движения от молекулярного уровня к
биосферному, сложность структуры возрастает.
Таким образом, на Земле имеется огромное разнообразие форм жизни. В одном случае оно объясняется условиями жизни на планете, в другом – эволюцией, в результате которой на Земле появились различные и многочисленные царства организмов, в третьем – сложностью биосистем.
4. Актуализация знаний.
1) Какие факторы повлияли на разнообразие форм живых существ на нашей планете?
2) Дайте определение понятия биосфера.
3) Что означает понятие биосистема?
4) Назовите самый простой уровень организации жизни. (молекулярный)
5) Перечислите среды жизни. (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная)
5. Домашнее задание.
§3. Повторить §§ 1,2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.