Учитель биологии высшей категории педагог- эксперт Кашинская Т.И.
Урок №42. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Их общая характеристика. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.6 класс
Цели урока:
Обучающие:
· Познакомить учащихся с особенностями строения покрытосеменных, их значением в природе и жизни человека;
· помочь учащимся в ходе процесса их учебной деятельности выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире.
· продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения.
Развивающие:
· развивать регулятивные, коммуникативные, личностные и познавательные УУД.
Воспитательные:
· формировать познавательный интерес к предмету биологии через организацию коллективной поисковой деятельности;
· развивать способность к рефлексии и самоактуализации;
· развивать культуру общения и навыки коммуникации.
Планируемые образовательные результаты:
· Предметные: ученики сумеют обосновать ведущую роль покрытосеменных растений в эволюции, научатся определять представителей двух классов цветковых растений.
· Метапредметные: учащиеся овладеют методами поисковой деятельности, научатся планировать и прогнозировать деятельность для решения учебной задачи, работать в группе, слушать и слышать сверстников, вырабатывать единое мнение, аргументировано высказывать свою точку зрения, овладеют приёмами самоконтроля.
· Личностные: у учеников сформируется познавательный интерес к предмету через использование поисковой деятельности, повышение стремления к самоактуализации, воспитание культуры общения.
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).
Оборудование:
· гербарные экземпляры покрытосеменных (двудольных и однодольных) и споровых растений (мхи, хвощи, папоротники);
· компьютер, интерактивная доска;
· презентация учителя к уроку №42;
· учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Методы и формы обучения:
· объяснительно-иллюстративные;
· слово учителя;
· частично-поисковый метод;
· индивидуальная и фронтальная работа учащихся.
Организационная структура урока.
Этап “Организационный момент”.Создание коллаборативной среды.
- Психологический настрой учащихся;
- предварительная организация класса;
- вызов, самоопределение и мотивация.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас приветствовать сегодня на уроке биологии. Давайте поприветствуем друг - друга словами:
Здравствуй друг,
Я пришел!
Ты мне рад?
Хорошо!
Теперь повернитесь друг к другу, пожмите руки, произнесите эти слова:
Здравствуй друг, ты пришел, очень рад, хорошо! Садитесь.
Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность.
Будьте внимательны, активны на уроке, и вы добьетесь успеха!
Учитель совместно с детьми планирует и проектирует урок.
Класс делится на 2 группы (выбирают разноцветные стикеры).
Этап “Актуализация опорных знаний учащихся”.
Задание классу: из гербарных экземпляров предложенных растений выбрать те, которые размножаются семенами и те, которые размножаются спорами (слайды презентации №1,2,3,4,5)
Презентация.
Предварительно на парты разложены следующие экземпляры растений:
- мох
- хвощ
- папоротник
- хвойное растение
- цветковые растения.
Учащиеся работают с гербариями, на которых отсутствуют этикетки с названиями растений, в парах. Разложив растения на две группы, дети объясняют свой выбор. Учитель предлагает поразмыслить над преимуществом семенных растений перед споровыми в условиях жизни на суше. (Оплодотворение внутри семязачатка, развитие там зародыша и формирование семени у взрослого растения – главное биологическое преимущество семенных растений перед споровыми. В семенах, в отличие от спор, есть запас питательных веществ, они защищены семенной кожурой, и в них формируется зародыш нового растения. Значит, семя – более надёжный орган размножения и расселения, чем спора).
Учитель: А какая тема нашего урока вы должны сказать сами, посмотрев следующие слайды.(Слайд6,7,8).Учащиеся отвечают, что на уроке мы познакомимся с отделом покрытосеменных растений. Второе название этих растений - цветковые растения.
Задание классу: в тексте параграфа найти, какое количество видов насчитывается в данном отделе. (Ответ: в нём насчитывается более 240 тысяч видов растений.)
Учитель: Это самая молодая группа растений и самая многочисленная. Мы должны выяснить, почему эта группа растений заняла господствующее положение в растительном мире и обеспечила покрытосеменным большое биологическое разнообразие.
Задание классу: рассмотрев гербарии, отложить в сторону споровые растения и внимательно рассмотреть семенные растения. Найти общие органы растений, присущие и голосеменным и покрытосеменным. (Ответ: вегетативные органы: корень, стебель, листья). (Слайд презентации №10)
- Какой орган появился у покрытосеменных растений? (Ответ: цветок.) (Слайд презентации №11,12)
Учитель: Предлагаю нам вместе подумать над формулировкой вывода о главном отличии покрытосеменных растений. (Ответ: главное отличие покрытосеменных растений: появление цветка – как генеративного органа размножения).
Вопрос: Чем отличается семя покрытосеменного растения от семени голосеменного растения? (Ответ: у голосеменных растений семена лежат открыто, на поверхностях чешуек шишек. У покрытосеменных растений семена покрыты тканями плодов, которые образуются из завязи пестика цветов).
Задание: найти в тексте учебника на странице … ответ на следующий вопрос: “Какие жизненные формы встречаются у покрытосеменных растений?” (Ответ: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники и травы.) (Слайд презентации №13).
На следующих уроках биологии мы будем изучать следующие семейства класса двудольных растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные. В классе однодольных растений - лилейные и злаковые. (Слайд презентации №14)
Учитель: Отдел Цветковые растения учёные-систематики делят на два класса: однодольные и двудольные. Сейчас вы получите карточки с описанием признаков двух классов. Но так как эти критерии были подготовлены учениками Карла Линнея, жившими в 18 веке, они не выделили главные признаки. Вы, как ученики 21 века и сильные интеллектуалы, должны разобраться с характеристикой однодольных и двудольных и выписать себе в тетради главные признаки. В выполнении этой трудной задачи вам поможет следующий материал ( Слайды 24-28).
Двудольные растения |
Однодольные растения |
Имеют две семядоли, сетчатое жилкование листьев, стержневую корневую систему. К классу двудольных относятся почти все лиственные деревья и кустарники, овощные культуры, медоносные и травянистые растения. Но определить к какому классу следует отнести растение, используя только один его признак не всегда возможно. У подорожника дуговое жилкование листьев и мочковатая корневая система, но его относят к двудольным растениям, так как зародыш имеет две семядоли. |
Имеют одну семядолю, листья с параллельным и дуговидным жилкованием и мочковатую корневую систему. К однодольным растениям принадлежат все культивируемые и дикие злаки, осоки, лилейные. Но определить к какому классу следует отнести растение, используя только один его признак не всегда возможно. Так, травянистое лесное растение вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш у него с одной семядолей. Его относят к однодольным растениям. |
Этап “Закрепление знаний”.
Викторина для класса.
1.На что похожа половина яблока?(на вторую половину)
2.В золотой клубочек спрятался бубочек(желудь).
3.Среди лета- метелица; пух летит и стелится (тополиный пух).
4.Цветки- белые, кистями, плоды- черные, с костями (черемуха).
5.Цветок как бубенчик, беленький венчик (ландыш).
6.Хороша с грядки ягода зеленая, хороша из бочки ягода соленая (огурец).
7.У какого тропического растения цветки не вянут в течении 40-90 суток? (Орхидеи).
В ходе закрепления знаний учащиеся выполняют тестовые задания
Тестовое задание “А правда ли то, что…
Этап “Рефлексия”.
Учитель предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. Учащиеся называют основные позиции нового материала и как они их усвоили, отвечая на вопросы:
- что получилось, что не получилось и почему?
- что нового вы узнали?
- где пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке, в вашей жизни?
Крепят бабочки на цветок, высказывая свое отношение к уроку.
Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание (дифференцированно)
· Изучить материал параграфа “Отдел Покрытосеменные”. (Базовый уровень)
· Составить и записать в рабочую тетрадь три собственных вопроса к изученному материалу, которые вы зададите своим одноклассникам на следующем уроке. (Повышенный уровень)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.