Урок на тему: Многообразие покрытосеменных растений.
Оценка 4.8

Урок на тему: Многообразие покрытосеменных растений.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
6 кл—7 кл
22.02.2020
Урок на тему: Многообразие покрытосеменных растений.
Итоговый урок с использованием заданий, побуждающих учащихся думать
Многообразие покрытосеменных растений..docx

Учитель биологии высшей категории педагог- эксперт Кашинская Т.И.

Урок №42. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Их общая характеристика. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.6 класс

Цели урока:

Обучающие:

·         Познакомить  учащихся с особенностями строения покрытосеменных, их значением в природе и жизни человека;

·         помочь учащимся в ходе процесса их учебной деятельности выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире.

·         продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения.

Развивающие:

·         развивать регулятивные, коммуникативные, личностные и познавательные УУД.

Воспитательные:

·         формировать познавательный интерес к предмету биологии через организацию коллективной поисковой деятельности;

·         развивать способность к рефлексии и самоактуализации;

·         развивать культуру общения и навыки коммуникации.

Планируемые образовательные результаты:

·         Предметные: ученики сумеют обосновать ведущую роль покрытосеменных растений в эволюции, научатся определять представителей двух классов цветковых растений.

·         Метапредметные: учащиеся овладеют методами поисковой деятельности, научатся планировать и прогнозировать деятельность для решения учебной задачи, работать в группе, слушать и слышать сверстников, вырабатывать единое мнение, аргументировано высказывать свою точку зрения, овладеют приёмами самоконтроля.

·         Личностные: у учеников сформируется познавательный интерес к предмету через использование поисковой деятельности, повышение стремления к самоактуализации, воспитание культуры общения.

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).

Оборудование:

·         гербарные экземпляры покрытосеменных (двудольных и однодольных) и споровых растений (мхи, хвощи, папоротники);

·         компьютер, интерактивная доска;

·         презентация учителя к уроку №42;

·         учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

Методы и формы обучения:

·         объяснительно-иллюстративные;

·         слово учителя;

·         частично-поисковый метод;

·         индивидуальная и фронтальная работа учащихся.

Организационная структура урока.

Этап “Организационный момент”.Создание коллаборативной среды.

- Психологический настрой учащихся;

- предварительная организация класса;

- вызов, самоопределение и мотивация.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас приветствовать сегодня на уроке биологии. Давайте поприветствуем друг - друга словами:

Здравствуй друг,
Я пришел!     
Ты мне рад?
Хорошо!

Теперь повернитесь друг к другу, пожмите руки, произнесите эти слова:

Здравствуй друг, ты пришел, очень рад, хорошо!  Садитесь.

Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность.

Будьте внимательны, активны на уроке, и вы добьетесь успеха!

Учитель совместно с детьми планирует и проектирует урок.

Класс делится на 2 группы (выбирают разноцветные стикеры).

Этап “Актуализация опорных знаний учащихся”.

Задание классу: из гербарных экземпляров предложенных растений выбрать те, которые размножаются семенами и те, которые размножаются спорами (слайды презентации №1,2,3,4,5)

Презентация.

Предварительно на парты разложены следующие экземпляры растений:

- мох

- хвощ

- папоротник

- хвойное растение

- цветковые растения.

Учащиеся работают с гербариями, на которых отсутствуют этикетки с названиями растений, в парах. Разложив растения на две группы, дети объясняют свой выбор. Учитель предлагает поразмыслить над преимуществом семенных растений перед споровыми в условиях жизни на суше. (Оплодотворение внутри семязачатка, развитие там зародыша и формирование семени у взрослого растения – главное биологическое преимущество семенных растений перед споровыми. В семенах, в отличие от спор, есть запас питательных веществ, они защищены семенной кожурой, и в них формируется зародыш нового растения. Значит, семя – более надёжный орган размножения и расселения, чем спора).

Учитель: А какая тема  нашего урока вы должны сказать сами, посмотрев следующие слайды.(Слайд6,7,8).Учащиеся отвечают, что на уроке мы познакомимся с отделом покрытосеменных растений. Второе название этих растений - цветковые растения.

Задание классу: в тексте параграфа  найти, какое количество видов насчитывается в данном отделе. (Ответ: в нём насчитывается более 240 тысяч видов растений.)

Учитель: Это самая молодая группа растений и самая многочисленная. Мы должны выяснить, почему эта группа растений заняла господствующее положение в растительном мире и обеспечила покрытосеменным большое биологическое разнообразие.

Задание классу: рассмотрев гербарии, отложить в сторону споровые растения и внимательно рассмотреть семенные растения. Найти общие органы растений, присущие и голосеменным и покрытосеменным. (Ответ: вегетативные органы: корень, стебель, листья). (Слайд презентации №10)

- Какой орган появился у покрытосеменных растений? (Ответ: цветок.) (Слайд презентации №11,12)

Учитель: Предлагаю нам вместе подумать над формулировкой вывода о главном отличии покрытосеменных растений. (Ответ: главное отличие покрытосеменных растений: появление цветка – как генеративного органа размножения).

Вопрос: Чем отличается семя покрытосеменного растения от семени голосеменного растения? (Ответ: у голосеменных растений семена лежат открыто, на поверхностях чешуек шишек. У покрытосеменных растений семена покрыты тканями плодов, которые образуются из завязи пестика цветов).

Задание: найти в тексте учебника на странице … ответ на следующий вопрос: “Какие жизненные формы встречаются у покрытосеменных растений?” (Ответ: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники и травы.) (Слайд презентации №13).

На следующих уроках биологии мы будем изучать следующие семейства класса двудольных растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные. В классе однодольных растений - лилейные и злаковые. (Слайд презентации №14)

Учитель: Отдел Цветковые растения учёные-систематики делят на два класса: однодольные и двудольные. Сейчас вы получите карточки с описанием признаков двух классов. Но так как эти критерии были подготовлены учениками Карла Линнея, жившими в 18 веке, они не выделили главные признаки. Вы, как ученики 21 века и сильные интеллектуалы, должны разобраться с характеристикой однодольных и двудольных и выписать себе в тетради главные признаки. В выполнении этой трудной задачи вам поможет следующий материал ( Слайды 24-28).

 

Двудольные растения

Однодольные растения

Имеют две семядоли, сетчатое жилкование листьев, стержневую корневую систему. К классу двудольных относятся почти все лиственные деревья и кустарники, овощные культуры, медоносные и травянистые растения. Но определить к какому классу следует отнести растение, используя только один его признак не всегда возможно. У подорожника дуговое жилкование листьев и мочковатая корневая система, но его относят к двудольным  растениям, так как зародыш имеет две семядоли.

Имеют одну семядолю, листья с параллельным и дуговидным  жилкованием и мочковатую корневую систему. К однодольным растениям принадлежат все культивируемые и дикие злаки, осоки, лилейные. Но определить к какому классу следует отнести растение, используя только один его признак не всегда возможно. Так, травянистое лесное растение вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш у него с одной семядолей. Его относят к однодольным растениям.

 Этап “Закрепление знаний”.

Викторина для класса.

1.На что похожа половина яблока?(на вторую половину)

2.В золотой клубочек спрятался бубочек(желудь).

3.Среди лета- метелица; пух летит и стелится (тополиный пух).

4.Цветки- белые, кистями, плоды- черные, с костями (черемуха).

5.Цветок как бубенчик, беленький венчик (ландыш).

6.Хороша с грядки ягода зеленая, хороша из бочки ягода соленая (огурец).

7.У какого тропического растения цветки не вянут в течении 40-90 суток? (Орхидеи).

В ходе закрепления знаний учащиеся выполняют тестовые задания

Тестовое задание “А правда ли то, что…

  1. К голосеменным растениям относится около 600 видов растений.
  2. Хвойные растения относятся к отделу голосеменных.
  3. У можжевельника плоды синие груши.
  4. Сосна, ель, пихта – это хвойные растения.
  5. Все голосеменные растения имеют цветок и плод.
  6. У всех хвойных растений в коре и сердцевине имеются смоляные канальцы.
  7. Сосна обыкновенная светолюбива.
  8. Папоротник цветёт один раз в жизни ночью и цветок светится.
  9. Листья у всех голосеменных растений – хвоя.
  10. Сосна на зиму сбрасывает все иголки.

Этап “Рефлексия”.

Учитель предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. Учащиеся называют основные позиции нового материала и как они их усвоили, отвечая на вопросы:

- что получилось, что не получилось и почему?

- что нового вы узнали?

- где пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке, в вашей жизни?

Крепят бабочки на цветок, высказывая свое отношение к уроку.

Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание (дифференцированно)

·         Изучить материал параграфа  “Отдел Покрытосеменные”. (Базовый уровень)

·         Составить и записать в рабочую тетрадь три собственных вопроса к изученному материалу, которые вы зададите своим одноклассникам на следующем уроке. (Повышенный уровень)


 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Учитель биологии высшей категории педагог- эксперт

Учитель биологии высшей категории педагог- эксперт

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Учитель: А какая тема нашего урока вы должны сказать сами, посмотрев следующие слайды

Учитель: А какая тема нашего урока вы должны сказать сами, посмотрев следующие слайды

Викторина для класса. 1.На что похожа половина яблока?(на вторую половину) 2

Викторина для класса. 1.На что похожа половина яблока?(на вторую половину) 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2020