Урок на тему разделительный мягкий знак.
Оценка 4.6

Урок на тему разделительный мягкий знак.

Оценка 4.6
doc
24.05.2023
Урок на тему разделительный мягкий знак.
Обобщающий урок по письму и развитию речи.doc

Обобщающий урок по теме: «мягкий знак».

 

Цель: Закреплять умение сопоставлять мягкий разделительный знак и мягкий знак-показатель мягкости согласных.

 

Задачи: Образовательные-способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающих мягкость предшествующего согласного; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком;

             Коррекционно-развивающие-развитие умения сопоставлять и писать слова с разделительным мягким знаком, и мягким знаком мягкость обозначающих мягкость согласного, через повторение признаков употребления мягкого знака; способствовать развитию основной мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать; развивать речь, фонематический слух, мелкую моторику;

             Воспитательные-формировать потребности писать грамотно, быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников; воспитание учебной активности.

 

1.                Активизирующее начало. Орг. момент.

Уч. Какое у вас настроение? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы ваше настроение стало ещё лучше.

 

Слайд № 1.

 А я желаю всей душой вам почаще улыбаться.

 

Уч. И на такой нотке начнём наш урок.

 

2.     Сообщение темы урока. Я прочитаю вам небольшие стихотворения, а вы подумайте и скажите о чём мы будем говорить на нашем уроке?

 

Мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак.

Эти слова собрались здесь не зря:

Деревья, листья и семья.

 

Без него не написать

30, 20, 10, 5.

 

Слайд № 2.

 

Вместо есть напишет ест,

Вместо шесть напишем шест.

Станут пенками пеньки,

Уголками- угольки.

Банька в банку превратиться

Вот что может получиться.

 

Ребята, как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока?

 

Ответ детей. Мы будем говорить о разделительном мягком знаке, и о мягком знаке, смягчающем согласный перед ним.

 

Уч. Открыть тему урока, написанную на доске.

 

Слайд № 3.  Страна грамматики.

 

Уч. Урок у нас необычный. Урок путешествие по «Стране грамматики». Путешествовать будем на поезде по станциям.

 

Слайд № 4. Поезд с музыкальным сопровождением.

 

3.     Закрепление.

Слайд № 5. Город правил.

 

              4.Проверка домашнего задания.

 

Уч. Какое задание было задано на дом?

 

Дети. Придумать и написать 3 слова с разделительным мягким знаком.

 

Уч. Зачитайте по одному слову из написанного и скажите почему вы в слове написали разделительный мягкий знак?

 

Дети. Зачитывают слова и объясняют написание.

Слайд № 6. Правило.

 

Зачитывается правило всем классом.  Разделительный мягкий знак показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно.

 

Уч. Назовите перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак?

 

Дети. Перед гласными е, ё, и, ю, я.

 

Задерживаться в этом городе долго не будем, поедем дальше. А правило вспомним сегодня еще не раз.

 

Слайд № 7. Станция «Угадай-ка».

Уч. Ребята, какие буквы спрятались. Буквы зашифрованы.

 

Дети. К, С, Ь. Ка, эс, мягкий знак.

 

Пальчиковая гимнастика.

 

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Повертели, покрутили, постучали и открыли.

 

Давайте запишем соединение Сс 3 раза.

 

Работа в парах. Уч. Возьмите в руки простой карандаши поменяйтесь тетрадками с соседом. Подчеркните самое лучшее соединение, которое написал ваш товарищ.

 

Слайд № 8. Прочитаем слова: вальс, колосья, семья.2 раза.

 

Уч. Запишите слова в тетрадь по одному слову. 1 ряд- в которых мягкий знак будет разделительным, второй ряд- в которых он смягчает согласный.

 

Дети:

Колосья, семья. Мягкий знак показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно. Вальс-смягчает согласный.

 

Слайд № 9. «Словарик».

 

 У вас на парте лежит табличка со словарным словом. Прочитаем его и разберём.

Мебель-___зв.,___б.,___гл.б.,___согл.б.,___сл..

Что для этого делаем сначала?

 

Дети. Ставим ударение, подчеркиваем букву, которую надо запомнить, делим на слоги.

Работа в парах.

 

Слайд № 10.

 

Уч. Почему в слове «мебель» звуков меньше, чем букв?

 

Дети. Потому, что мягкий знак звуком не считается. Он смягчает согласный, который перед ним стоит.

 

Уч. Почему слово мебель считается словарным?

Дети. Потому, что его нельзя проверить, надо запомнить.

 

 

                                                                                                                                                                                   

 

Физкультминутка.

Поднимаем руки класс -это «раз»,

Повернулась голова-это «два»,

Руки «вниз», вперёд смотри-это «три».

Руки в стороны- пошире развернули на «четыре».

С силой их к рукам прижать-это «пять».

Всем ребятам тихо сесть-это «шесть».

 

Уч. Посмотрите на доску. Давайте прочитаем это предложение все вместе.

Слайд 11. На машину погрузили шкаф, диван, стол.

 

Уч. Скажите, как одним словом назвать выделенные слова?

 

Дети. Мебель.

 

Уч. Вам нужно записать предложение, заменив выделенные слова одним словом  и записать его под диктовку.

 

Ученик пишет у доски.

 

Уч. Назовите слово в этом предложении с мягким знаком? 

 

Дети. «Мебель».

 

Уч. Является ли он разделительным?

 

Дети. Нет. Он только смягчает согласную, стоящую перед ним.

 

Уч. Найдите в этом предложении главные члены.

Д. Что? мебель-предмет.

 

Что сделали? - погрузили.

 

Уч. Составим схему предложения.

 

Слайд № 12. Проверка схемы.

___ ___ ___ ___.

 

Слайд № 13. Станция «Различай-ка». Слайд с названием.

 

Уч. Разделительный Ь знак нужно отличать от Ь знака показателя мягкости.

На магнитной доске 2 схемы. У каждого из вас есть по напечатанному слову. Вы должны его прочитать и прикрепить магнитом к доске согласно схеме.

 

           О Ь О                  О Ь

Слова: Братья,  конь,  стулья, царь, тетрадь, июнь, портфель, мебель, листья, крылья, хлопья, муравьи.

 

Слайд № 14. Станция № 5. Название станции. «Подумай-ка».

 

 

Уч. Ребята, откройте учебник на стр.231, упр.17. Задание: вставь пропущенные буквы.

Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

 

Но перед тем, как мы прочитаем это четверостишие я объясню смысл слова «артель». «Артель»-это группа людей, занимающихся одним делом. (Здесь-это группа муравьёв).

 

Под бол_шой столетней ел_ю

Стройка весело идет.

Здесь_работает артел_ю

Дружный мален_кий народ.

 

Уч. Скажите, кто же в этой артели работает?

 

Дети. Муравьи.

 

Разберем предложения, вставим пропущенные буквы и объясним их написание.

большой- не разделительный, т.к. он смягчает согласный звук.

 

елью разделительный т.к. ль и ю пишется раздельно.

 

здесь-смягчает сь.

 

артелью- разделительный мягкий знак ль и ю пишется раздельно.

маленький-не разделительный, т.к. мягкий знак смягчает н.

 

Игра «Не ошибись».

Поставьте руки на локти, приготовьте ладошки. Я буду называть слова, если в них надо писать разделительный мягкий знак, то вы должны хлопнуть в ладоши. А я посмотрю, кто из вас самый внимательный.

Даны слова: метель, муравьи, портфель, варенье, ручьи. картофель, пальцы, мель, вьюга.

Слайд № 15. Вывод детей по уроку.

Какую тему изучали.

Я понял, что я могу различать, когда пишется разделительный ь знак, а когда мягкий знак, смягчающий предыдущую согласную.

Теперь я могу …



Слайд № 16.

.

Уч. Вот и закончилось наше путешествие.

Оценки.

Слайд № 17. Молодцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак.

 

Цель: Закреплять умение сопоставлять мягкий разделительный знак и мягкий знак-показатель мягкости согласных.

 

Задачи: Образовательные-способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающих мягкость предшествующего согласного; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком;

             Коррекционно-развивающие-развитие умения сопоставлять и писать слова с разделительным мягким знаком, и мягким знаком мягкость обозначающих мягкость согласного, через повторение признаков употребления мягкого знака; способствовать развитию основной мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать; развивать речь, фонематический слух, мелкую моторику;

             Воспитательные-формировать потребности писать грамотно, быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников; воспитание учебной активности.

 

Слайд № 1. Подсолнух.

1.      Активизирующее начало. Орг. момент.

Уч. Какое у вас настроение? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы ваше настроение стало ещё лучше.

 

Слайд № 1. Подсолнух.

 А я желаю всей душой вам чаще улыбаться.

Уч. И на такой нотке начнём наш урок.

 

Слайд № 2. Пустой слайд.

 

2.          Проверка домашнего задания.

 

Уч. Какое задание было задано на дом?

 

Дети. Придумать и написать 5 слов с разделительным мягким знаком.

 

Уч. Зачитайте по одному слову из написанного и объясните, почему вы в слове написали разделительный мягкий знак?

 

Слайд № 3. Определение темы урока.

 

3. На доске написаны слова :                                                                     

 

«Крыльцо, вьюга, хлопья».

  

    -Посмотрите, что общего? Где пишутся? Между какими буквами расположен мягкий знак?

     -Какое слово будет лишним?

     -На какие группы можно разделить эти слова?     

     -Как называется такой знак?

     - Что он разделяет?

 

4.Ребята, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

 

Ответ детей. Мы будем говорить о разделительном мягком знаке, и о мягком знаке, смягчающем согласный перед ним.

 

      Кто скажет, что мы будем делать на уроке?

 

Цель:

Закреплять правописание мягкого знака в словах между двумя согласными и между согласной и гласной.

 

Открыть тему на доске.

 

Пальчиковая гимнастика.

 

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Повертели, покрутили, постучали и открыли.

 

Уч. Ребята, На этой табличке буквы зашифрованы. Назовите их. Составьте слог с разделительным мягким знаком.

 

Учен. Слог ЛЬЕ.

 

Уч. Работа в парах. Возьмите в руки простой карандаш поменяйтесь тетрадками с соседом. Подчеркните самое лучшее соединение, которое написал ваш товарищ.

               

Уч.  Слайд № 4. - Страна грамматики.

 

Уч. Урок у нас необычный. Урок путешествие по «Стране грамматики». Путешествовать будем на поезде по станциям.

 

Слайд № 5. Поезд с музыкальным сопровождением.

 

Слайд № 6. Город правил. 2 щелчка.

 

Слайд № 7. Правило.

 

         Зачитывается правило всем классом.  Разделительный мягкий знак показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно.

 

Уч. Назовите,  перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак?

 

Дети. Перед гласными е, ё, и, ю, я.

 

Задерживаться в этом городе долго не будем, поедем дальше. А правило вспомним сегодня еще не раз.

 

Слайд № 8. Угадай-ка. Упражнение 1 щ.

 

  - Давайте выполним упражнение на развитие внимания. Поработаем в парах.

  - В карточках, что лежат у вас на столах, сначала один из вас зачеркнёт букву мягкий знак- второй-проверит и подчеркнёт оставшиеся буквы красным карандашом.  У вас получится слова, прочитайте их тихонько и передайте свою карточку на другую парту.

 

                          Ь М Я Г Ь К И Ь Й Ь  З Ь Н А Ь К

                          Мягкий знак

 

      Проверьте, правильно ли  выполнили задание ваши товарищи и зачитайте все вместе словосочетание.

 

Слайд № 9.  Проверка словосочетания. Дети зачитывают словосочетание, что у них получилось все вместе.

 

Слайд № 10. «Словарик».

 

 У вас на парте лежит табличка со словарным словом. Прочитаем его и разберём.

 

Мебель-___зв.,___б.,___гл.б.,___согл.б.,___сл..

Что для этого делаем сначала?

 

Дети. Ставим ударение, подчеркиваем букву, которую надо запомнить, делим на слоги.

Работа в парах.

 

Слайд № 11.  Проверка звукобуквенного анализа.

 

Уч. Почему в слове «мебель» звуков меньше, чем букв?

 

Дети. Потому, что мягкий знак звуком не считается. Он смягчает согласный, который перед ним стоит.

 

Уч. Почему слово мебель считается словарным?

Дети. Потому, что его нельзя проверить, надо запомнить.

                                                                                                                                                                             

Физкультминутка.

Поднимаем руки класс -это «раз»,

Повернулась голова-это «два»,

Руки «вниз», вперёд смотри-это «три».

Руки в стороны- пошире развернули на «четыре».

С силой их к рукам прижать-это «пять».

Всем ребятам тихо сесть-это «шесть».

 

Уч. Посмотрите на доску. Давайте прочитаем это предложение все вместе.

 

Слайд 12. На машину погрузили шкаф, диван, стол.

 

Уч. Скажите, как одним словом назвать выделенные слова?

 

Дети. Мебель.

 

Уч. Вам нужно записать предложение, заменив выделенные слова одним словом  и записать его под диктовку.

 

Ученик пишет у доски.

 

Уч. Назовите слово в этом предложении с мягким знаком? 

 

Дети. «Мебель».

 

Уч. Является ли он разделительным?

 

Дети. Нет. Он только смягчает согласную, стоящую перед ним.

 

Уч. Найдите в этом предложении главные члены.

Д. Что? мебель-предмет.

 

Что сделали? - погрузили.

 

Уч. Составим схему предложения.

 

Слайд № 13. Проверка схемы.

I___ ___ ___ ___.

 

Слайд № 14. Станция «Различай-ка». Слайд с названием.

                 

Переключить слайд на доску.

 

Уч. Разделительный Ь знак нужно отличать от Ь знака показателя мягкости.

На  доске 2 схемы.  Вы должны его прочитать и подвести его на доске согласно схеме.

 

К 1 схеме                      Ко 2 схеме

Мягкий знак, важный знак,

Без него нельзя никак

Он согласным верно служит,

С буквой л(эль) частенько дружит

 

 

Я скажу, дружок, на ушко:

Здесь поставлена «ловушка»,

Ты в неё не попадай,

А найди и разгадай-

 

           О Ь О                  О Ь О

 

Слайд № 15. Станция № 5. Название станции. «Подумай-ка».

 

 

Уч. Ребята, откройте учебник на стр.68, упр.2. Задание: Прочитайте рассказ.

 

   Выпишите предложения отвечающие на вопросы:

   -Какие стоят деревья?

   -Какое пальто надела Татьяна?

   -Что подумали деревья?

   Выписываем :

   Голые стоят деревья.

   Надела Татьяна зелёное пальто.

   Подумали, что лето вернулось.

 

деревья- разделительный т.к. вь и я пишется раздельно.

 

Татьяна- разделительный мягкий знак ть и я пишется раздельно.

 

пальто- не разделительный, т.к. он стоит между двумя согласными и смягчает эль.

 

вернулось -смягчает эс.

 

Татьяна- разделительный мягкий знак ть и я пишется раздельно.

 

 

Игра «Не ошибись».

Поставьте руки на локти, приготовьте ладошки. Я буду называть слова, если в них надо писать разделительный мягкий знак, то вы должны хлопнуть в ладоши. А я посмотрю, кто из вас самый внимательный.

Даны слова:   метель,  муравьи,  портфель,  воробьи,  ручьи,  картофель,  пальцы,  мель, сыновья,  пальто, вьюга.

 

Слайд № 16. Вывод детей по уроку.

Какую тему изучали.

Я понял, что я могу различать, когда пишется разделительный ь знак, а когда мягкий знак, смягчающий предыдущую согласную.

Теперь я могу …

 

 

Слайд № 17.

.

Уч. Вот и закончилось наше путешествие.

Оценки.

Слайд № 18. Молодцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мягкий знак — правила грамматики в стихах-запоминалках

Мягкий знак перед Е, Ё, И, Ю, Я

Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.

Е. Измайлов

 

Я скажу, дружок, на ушко:

Здесь поставлена «ловушка»,

Ты в неё не попадай,

А найди и разгадай-

(Братя, перя, вюга, плате, ручи, солови)

Мягкий знак, важный знак,

Без него нельзя никак

Он согласным верно служит,

С буквой л(эль) частенько дружит

(Соль, мель, моль, уголь, боль,цель, руль, толь)

Две буквы за руки взялись и в звук один они слились

 


Обобщающий урок по теме: «мягкий знак»

Обобщающий урок по теме: «мягкий знак»

Банька в банку превратиться Вот что может получиться

Банька в банку превратиться Вот что может получиться

Дети. К, С, Ь. Ка, эс, мягкий знак

Дети. К, С, Ь. Ка, эс, мягкий знак

Физкультминутка. Поднимаем руки класс -это «раз»,

Физкультминутка. Поднимаем руки класс -это «раз»,

О Ь О О Ь

О Ь О О Ь

Я понял, что я могу различать, когда пишется разделительный ь знак, а когда мягкий знак, смягчающий предыдущую согласную

Я понял, что я могу различать, когда пишется разделительный ь знак, а когда мягкий знак, смягчающий предыдущую согласную

ТЕМА: Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак

ТЕМА: Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак

Посмотрите, что общего? Где пишутся?

Посмотрите, что общего? Где пишутся?

Слайд № 7. Правило.

Слайд № 7. Правило.

Уч. Почему в слове «мебель» звуков меньше, чем букв?

Уч. Почему в слове «мебель» звуков меньше, чем букв?

I ___ ___ ___ ___. Слайд № 14

I ___ ___ ___ ___. Слайд № 14

Татьяна- разделительный мягкий знак ть и я пишется раздельно

Татьяна- разделительный мягкий знак ть и я пишется раздельно

Мягкий знак перед Е, Ё, И, Ю, Я

Мягкий знак перед Е, Ё, И, Ю, Я
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2023