Урок на тему Строение мышц
Оценка 4.7

Урок на тему Строение мышц

Оценка 4.7
docx
05.02.2020
Урок на тему Строение мышц
Строение мышц.docx

 


 




 


 


(разработка урока в 8 классе)

Провела: учитель биологии МАОУ «Лицей №36» Кучкина Е.В.

Г. Саратов -2019

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: «СТРОЕНИЕ МЫШЦ»

 

 

Образовательные задачи: дать понятие о строении и функциях мышц.

Развивающие задачи: развивать творческие способности учащихся - сравнение скелета и мышц человека, на примере согласованной работы мышц - сгибателей и разгибателей.

Воспитательные задачи:  дать понятие о единстве противоположностей в природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная система, слайды, видеофрагмент.

Ход урока:        I Организационный момент.     (1 мин)

 

II Обобщение по разделу «Скелет» (20 мин)

1) Фронтальный опрос.

2) Дифференцированные карточки.

3)   Индивидуальный опрос.

4)    Конкурс «Третий лишний».

5)   Конкурс «Узнай кость по рисунку».

III Объяснение нового материала (мультимедийная презентация) (17 мин)

IY Обобщение и закрепление.

Фронтальная беседа.    (5 мин)

Y Домашнее задание  - § 13 Практическая работа

(2 мин)





 



Тема: СТРОЕНИЕ МЫШЦ.

Цель урока: раскрыть особенности строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, действие мышц-антагонистов и синергистов, дать характеристику основным группам мышц, выяснить функции мышц и нервной системы при движении человека.

Образовательные задачи: дать понятие о строении и функциях мышц.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление и творческие способности учащихся.

Воспитательные задачи: на примере согласованной работы мышц - сгибателей и разгибателей дать понятие о единстве противоположностей в природе, формировать понятие о здоровом образе жизни.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная система, слайды, видеомагнитофон, телевизор.

Ход урока: I Организационный момент.  (1 мин)

II    Обобщение изученного материала по разделу «Скелет» - контроль знаний. (20 мин)

1.            Разминка. (10 вопросов)

A)         Чем обусловлена упругость кости?

Б) Докажите, что скелет выполняет опорную функцию.

B)          Местонахождение красного костного мозга.

Г) Как называется соединение костей при помощи хрящей?

Д) В честь кого назвали первый шейный позвонок, и какую особенность он имеет?

Е) Почему называют ребра: истинными, ложными, колеблющимися?

Ж) Почему поясничный позвонок более массивен, чем грудной?

3) Какое свойство кости придают минеральные вещества?

И) За счет чего происходит восстановление костей при переломах?

К) Докажите, что скелет выполняет защитную функцию.

2.            Разноуровневые карточки.

3.            Индивидуальный опрос: Строение кости.

4.            Конкурс «Третий лишний» (по классификации костей)

5.            Конкурс «Узнай кость по рисунку» (по вариантам)

6.            Цифровой диктант «Лови ошибку».

7.            Презентация ученика «Типы соединения костей».

III          Объяснение нового материала. (мультимедийная  презентация) (17 мин)

Мы с вами подвели итоги по изучению скелета. Сегодня продолжим изучать опорно-двигательную систему.

? Что составляет опорно-двигательную систему?

Тема нашего урока «Строение мышц». Основными задачами этого урока являются: изучение строения скелетных мышц, знакомство с основными группами мышц, выяснение их функции.

Название «мышца» произошло от слова «мускулюс», что значит «мышь». Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращение скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.

Слово экспертам: 1. У человека мускулов меньше, чем у гусеницы.

2. Мышечная система человека составляет значительную часть общей массы тела: у мужчин - 35-40% веса, а у спортсменов с хорошо развитой мускулатурой - даже 50%

Когда мы говорим о мышцах, то обычно представляем себе скелетные мышцы.

? А какие разновидности мышечной ткани вы знаете? (слайд «Мышечные ткани»)

1.            Поперечнополосатая скелетная мускулатура названа так потому, что имеет вид узких полос с чередующимися темными и светлыми участками, которые видны в световой микроскоп. Они и образуют сократительную структуру внутри мышечных клеток. Для того, чтобы мышца начала сокращаться, необходим нервный импульс, который зарождается в нервной системе и передается мышечному волокну. Поперечнополосатая скелетная мускулатура сокращается достаточно быстро, но и быстро истощается без хорошего энергетического снабжения. Нетрудно поэтому объяснить, почему улитка или дождевой червь, лишенные поперечнополосатой мускулатуры, медленно двигаются.

2.            Поперечнополосатая сердечная мышца - если рассматривать миокард под микроскопом, можно заметить такую же поперечную исчерченность, как и в скелетных мышцах. Однако клетки сердечной мышцы не имеют волокнистой структуры. Они образуют множество отростков, с помощью которых связываются с соседними клетками.

3.            Гладкая мышечная ткань представлена в организме не так широко, как поперечнополосатая. Она входит в состав практически всех внутренних органов и большей частью обеспечивает их работу. Строение гладкой мышечной ткани человека и животных одинаково. Гладкомышечные клетки не обладают поперечной исчерченностью и часто сокращаются в своем собственном ритме. Несмотря на то, что гладкие мышцы сокращаются гораздо медленнее, чем поперечнополосатые, они могут находиться в сокращенном состоянии намного дольше, и, следовательно, требуют для своей работы меньше энергии.

Слово экспертам: 3. Образующая энергия в мышцах лишь на 30% используется для механической работы, 70% ее превращается в тепло.

4.            У детей мышцы в 2 раза более эластичные по сравнению с взрослыми. При сокращении они больше укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются.

5.            Новорожденный имеет все скелетные мышцы, но их вес в 57 раз меньше, чем у взрослого.

Каково же микроскопическое строение скелетных мышц? (Слайд «Микроскопическое строение мышцы».) Основным элементом скелетной мышечной ткани является поперечнополосатое веретеновидное мышечное волокно, или симпласт. Он содержит сократительные нити, состоящие из двух белков: актина и миозина. Миосимпласт группируется в пучки, и каждый пучок покрывает соединительнотканная пленка, а всю мышцу в целом - фасция.

В организме человека работают около 600 мышц.

Слово экспертам:

6.            Самая большая мышца в человеческом организме - ягодичная, а мышца, приводящая в движение стремечко - самая маленькая. Но, несмотря на это, все мышцы имеют одинаковое строение: в 1 см3 содержится 200 мышечных волокон и 700 капилляров.

7.            Одна из самых сильных мышц - икроножная, она может поднимать груз в 130кг. Каждый здоровый человек способен стать на цыпочки на одной ноге и даже поднять при этом дополнительный груз.

Все мышцы могут быть проклассифицированы по какому-либо признаку, (Слайд «Классификация мышц») Форма и величина мышц зависят от выполняемой ими работы. Различают мышцы длинные, короткие, широкие и круговые. (Слайд «Расположение мышц в организме человека») Форма и величина мышц зависят не только от строения, но и от местонахождения их и выполняемой работы. Например, длинные мышцы располагаются там, где необходим большой размах конечностей. Короткие мышцы расположены там, где размах конечностей незначителен, но преодолевается большое сопротивление, например, межпозвонковые мышцы. Широкие и плоские мышцы нужны там, где небольшая подвижность, но требуется укрепление стенки туловища. За счет широких мышц образована стенка грудной клетки. Имеются мышцы, которые располагаются вокруг отверстий, ведущих в полости; они называются круговыми мышцами.

Разговор о функциях мышц мы начнем с макроскопического строения. В строении многих мышц различают брюшко и сухожилия. (Слайд «Движение конечностей») брюшко состоит из множества пучков поперечнополосатых мышечных волокон, покрытых соединительнотканными оболочками. Они тесно срастаются с надкостницей. То сухожилие, которое прикрепляется к костям, остающимся при движении малоподвижными, называют головками, а то, что прикрепляется к подвижным костям, - хвостом. Скелетная мышца хорошо снабжается кровеносными и лимфатическими сосудами. К ней подходят нервы, которые регулируют ее работу. Слово экспертам:

8.            Мышечная реакция делится на несколько этапов. Например, если муха щекочет лоб, и вы хотите ее прогнать, команда их мозга за 1/100 секунды достигает руки и кисти; мышечное сокращение длится 4/100 секунды; рука расслабится еще через 5/100 секунды.

Сокращаясь, мышцы выполняют работу. Работу мышца совершает только в момент сокращения: она укорачивается, становясь при этом толще. При расслаблении мышца работы не производит. Поэтому движение в любом суставе обеспечивается минимум двумя мышцами, действующими в противоположных направлениях. Такие мышцы называют антагонистами. Но также есть мышцы, действующие в одном направлении - синергисты. (работа с учебником)

Слово экспертам:

9. Рост и формирование скелетных мышц происходит до 25-27 лет, оказывая влияние на рост и формирование скелета.

Бывают случаи, когда мышцы-антагонисты выступают как содружественные, или синергисты. Например, при положении по команде «смирно» мышцы спины и брюшного пресса становятся синергистами, а при сгибании и разгибании - антагонистами.

А сейчас вашему вниманию будет показан видеосюжет.

Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости скелета.

Французские невропатологи установили, что у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, а у смеющегося - всего 17. Значит, смеяться энергетически выгоднее, чем плакать!

IY Обобщение и закрепление. (5 мин)

1.            Почему мышца так называется?

2.            Какие разновидности мышечной ткани вы знаете?

3.            Что является основным элементом скелетной мышечной ткани?

4.            Назовите соединительнотканную оболочку, покрывающую мышцу в целом.

5.            Какое количество мышц работает в организме человека?

6.            Перечислить основные группы мышц.

7.            Где располагаются длинные, короткие, широкие и круговые мышцы?

8.            Как называется сухожилие, которым мышцы прикрепляется к костям, остающимся при движении малоподвижными?

9.            Как называется сухожилие, которым мышца прикрепляется к подвижным костям?

10.        Какие  мышцы называют антагонистами?

11.        Какие мышцы называют синергистами?

Y Подведение итогов и выставление оценок.

YI Домашнее задание - §13 Практическая работа (2 мин)

 

 

 

 

 

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ КАРТОЧКИ:

КАРТОЧКА А

1.     Из какой ткани образована кость? До какого времени формируется скелет?

2.     Какие свойства придают кости органические вещества?

3.     Какие виды соединения костей бывают? Охарактеризуйте их.

 

КАРТОЧКА В:

1.     Что такое сустав? Его строение, расположение, функции.

2.     Растет ли кость? Объясните, как кость растет в толщину.

3.     Как питается кость? Какова роль хрящей?

 

КАРТОЧКА С:

1.     За счет каких структур кость растет в длину и толщину?

2.     Какие вещества входят в состав костей?

3.     Как прикрепляются к кости мышцы? Приведите примеры видов соединения костей.


 

4.    

Провела: учитель биологии МАОУ «Лицей №36»

Провела: учитель биологии МАОУ «Лицей №36»

ТЕМА: «СТРОЕНИЕ МЫШЦ» Образовательные задачи : дать понятие о строении и функциях мышц

ТЕМА: «СТРОЕНИЕ МЫШЦ» Образовательные задачи : дать понятие о строении и функциях мышц

Урок на тему Строение мышц

Урок на тему Строение мышц

Тема: СТРОЕНИЕ МЫШЦ. Цель урока: раскрыть особенности строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, действие мышц-антагонистов и синергистов, дать характеристику основным группам мышц, выяснить функции…

Тема: СТРОЕНИЕ МЫШЦ. Цель урока: раскрыть особенности строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, действие мышц-антагонистов и синергистов, дать характеристику основным группам мышц, выяснить функции…

А какие разновидности мышечной ткани вы знаете? (слайд «Мышечные ткани») 1

А какие разновидности мышечной ткани вы знаете? (слайд «Мышечные ткани») 1

Расположение мышц в организме человека»)

Расположение мышц в организме человека»)

Перечислить основные группы мышц

Перечислить основные группы мышц
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020