Тема урока:Народные инструменты
Задачи урока:
1. осознать значимость любого музыкального инструмента с исторической точки зрения и его развитие в социальном отношении (преемственность).
1. воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать народную музыку;
2. воспитание позитивного отношения к искусству;
1. развивать художественный, музыкальный, эстетический вкусы;
Оборудование:
1. репродукции русских народных инструментов;
2. аудиозапись оркестра русских народных инструментов, загадки, поговорки, кроссворд.
Ход урока
1. Оргмомент. Музыкальное приветствие. (Приветственная увертюра А.Хаминова в исполнении Гос.акад.рус. нар. орк. им.Осипова).
2. Объявление темы и задача урока.
Учитель: Сегодняшняя тема урока “Русские народные инструменты”. На этом уроке обобщим и расширим знания о русских народных инструментах и познакомимся с историей их создания.
В летописях и во многих трудах иностранных писателей средних веков находится множество указаний о страстной преданности славян к музыке. Карамзин в “Истории Российского государства” пишет:”Северные венеды в VI веке сказывали греческому императору, что главное услаждение их жизни есть музыка и что они берут обыкновенно в путь не оружие, а кифары или гусли им выдуманные”. С течением времени интерес к русским музыкальным инструментам неугас.
Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления:
1. струнные (домра, гусли, балалайка)
2. пневматические язычковые (баян, гармошка)
3. духовые (рожки, жалейка, свирель, кувиклы, варган)
4. ударные (ложки, бубен, трещотки).
СТРУННЫЕ
Учитель:Итак, гусли – народный музыкальный инструмент. Существует несколько версий происхождения версий этого слова. По одной из них славянское слово “гусли” выражает совокупность струн. “Гусль” (гусли) в смысле струны происходит, очевидно, от старославянского (гудеть). Гудением в старину называли именно звук струн.
Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивали с лежачей арфой. На гуслях играли богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович и новгородский гость Садко.
Учитель: Хороводом мы пойдем,
Песню звонко запоем
Забренчит нам угадайка,
Веселушка …?
Ученики: Балалайка.
Учитель: Правильно. Познакомимся поближе с ней. Она 3х струнная с треугольным корпусом, произошла от слова “балакать” - значить пустозвонить.
Впервые название “балалайка” встречается в письменных памятниках времен Петра Великого. В 1715 г., при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов упоминается и балалайка.
Андреев сконструировал целое семейство балалаек, выступление которых состоялось в 1888г. в Петербурге. Затем сформировал Великорусский оркестр, первое выступление которого состоялось в 1897 году в зале Дворянского собрания. С этих пор народные инструменты стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.
Учитель: Отгадайте дети загадки.
Ящик на коленях пляшет, то поет, то громко плачет. (Гармонь) Рис.4
Ученики: Гармошка.
Учитель: Молодцы! Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя.
Ученики: Баян.
Учитель: Правильно, он разновидность хроматических гармоник, своим появлением обязан мастеру Стерлигову и назван в честь сказителя Бояна. Существует несколько разновидностей гармоник. Тульские гармошки были с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Саратовские имеют в конструкции колокольчики. Вятские кустари добавили ряд кнопок. Все перечисленные инструменты назывались – тальянки. Они на разжим и сжим издавали разные звуки.
В настоящее время широкое распространение получили “выборные” баяны. Особенность их в том, что в левой клавиатуре нет готовых аккордов. Это расширяет музыкальные исполнительские возможности инструмента.
ДУХОВЫЕ
Учитель: Дети, это звучит жалейка. Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми отверстиями. Жалейка бывает одинарная и двойная. Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы длиной от 10 до 20 см, на нижний конец надет раструб из бересты или из коровьего рога.
Тембр жалейки печальный пронзительный и жалостливый. Поэтому некоторые исследователи связывают название инструмента с “желями” или “жалениями” - поминальным обрядом.
Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек, вставленных в один общий раструб.
УДАРНЫЕ
Учитель: Познакомимся с ударными инструментами. К ним относятся: ложки, бубен, трещотки.
Ложки – ударный инструмент, представляющий собой деревянные ложки, к рукоятке которой привязывали бубенчики. Рис.10.
Время возникновения на Руси ложек, как музыкального инструмента пока не установлено. Подробные сведения о них появились в XVIIIв. И свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян и скоморохов.
Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твердых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлиненные рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.
Существует множество приемов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной “наковальней” по которой бьют третьей ложкой. Бьют скользящим ударом с одной чашки на другую. Получается все время многозвучный ажурный Ритмический рисунок.
В наше время ложки узаконили свое место не только в самодеятельности, но и на профессиональной сцене.
Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. В прорезях обруча парами прикрепляются тонкие пластинки, на них подвешиваются бубенчики. На нем играют, встряхивая его в воздухе, ударяя по его коже ладонью.
Бубен известен восточным славянам с древнейших времен. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа.
Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к Х в (960 г) и включено описание князя Святослава Игоревича.
Бубен ратный представлял собой котел с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги – колотушки в виде кнута, с плетеным шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.
Предполагают, что русские набаты были огромных размеров. Для их перевозки использовались четыре лошади. А звук, точнее грохот извлекали одновременно 8 набатчиков. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающие врага грохот.
В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи. Они использовали бу4буен в ансамбле с балалаечникам и и ли гармонистами. Кроме того, бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на инструменте: “Народные виртуозы при игре на бубне выделывают фокусы, подбрасывая его высоко, затем бьют бубной по своим коленям, то ударяя по голове, подбородку.”
Бубен был распространен не Украине и в Белоруссии, применялись чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное свое применение он нашел в оркестрах русских народных инструментах.
Трещотки – ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Письменных свидетельств упоминания в древней Руси этого инструмента нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В. И. Поведкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в ХII веке. Рисунок 12.
Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами , иногда бубенчиками. На свадьбе кроме музыкальной функции бубен носил мистическую функцию оберегания молодых от злых духов.
Состоят трещотки из набора 18-20 - тонких дощечек длиной 16 – 18 см, сделанных обычно из дуба, соединенных между собой веревкой, продетой в отверстия в верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной 2 см. Трещотку берут за концы в обе руки, плавным движением платины ударяются друг о друга издавая сухой щелкающий звук. Широкое применение получили в оркестрах русских народных инструментах.
Учитель: мы познакомились с видами русских народных инструментов и их истории создания. Попробуйте решить кроссворд. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово “народный”.
1.- - -Н |
(баян) |
|
2.- - -А |
- - - - -. |
(балалайка) |
3. - -Р |
- - -. |
(варган) |
4. – О |
- - -. |
(рожок) |
5. Д |
- - - |
(домра) |
6. - - - - Н |
(бубен) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.