ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Урок немецкого языка по теме
«Meine Familie»
(8 а класс)
Исполнитель: Зуева А.А.,
учитель иностранного языка
2019
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………3
Конструкт урока……………………………………………………………8
Самоанализ урока…………………………………………………………26
Список источников информации………………………………………...31
Приложения
Пояснительная записка
Урок представлен по теме «Моя семья». Цели, задачи, основное содержание темы, планируемые результаты полностью соответствуют целям и задачам, тематике и результатам обучения, требованиям федеральных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт, новый базисный учебный план, Примерные программы по немецкому языку как второму иностранному языку (тема в соответствии с примерной программой – межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками, внешность и черты характера).
Тип урока - урок открытия новых знаний. Выбор типа урока был осуществлен с точки зрения его места в системе занятий по разделу, а также цели урока. Данный урок является 1 в системе занятий по данной теме, поэтому отбор содержания учебного материала осуществляется с целью введения нового лексического материала по данной теме. Связь с предыдущими занятиями обеспечивается путем использования грамматического материла. Связь с последующими уроками будет обеспечиваться путем формирования и тренировки умений и навыков, в которых данные слова будут использоваться.
Урок представлен в следующей логической последовательности: организационно-мотивационный этап (цель: осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке), постановка учебных задач (цель: формулирование целей урока путем взаимодействия учеников с учителем, разработка совместного плана действий), фонетическая зарядка (подготовка учащихся к активной работе на уроке, формирование произносительных навыков), учебно-познавательная деятельность (организация деятельность обучающихся по усвоению новых ЛЕ), ситуация решения учебных задач при работе с информацией, физкультминутка (цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся и развития языковых навыков), активизация знаний и повторение (цель: выявить границы применимости знания и выполнение заданий, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный шаг), инструктаж по выполнению домашнего задания (цель: сообщить домашнее задание, разъяснить ход его выполнения), рефлексия деятельности на уроке (цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей).
Таким образом, цель и задачи урока будут отражены в каждом этапе урока. Прослеживается взаимосвязь всех этапов урока, что будет способствовать обеспечению целостности и завершенности каждого этапа и всего урока.
При создании данного конструкта урока учитываются индивидуальные и психологические особенности данной возрастной группы обучающихся.
Данная подгруппа 8а класса обладает невысокой активностью, работоспособность средняя. Уровень обученности на данном этапе обучения в подгруппе различается. На данном этапе обучения оптимальным уровнем обладают некоторые обучающиеся. Также есть обучающиеся, которые работают не в полную силу своих возможностей, на них следует обращать особое внимание. Дисциплинированность подгруппы средняя. Заинтересованность к изучению иностранного языка присутствует на достаточном уровне. Для некоторых ребят интересно многое в изучении немецкого языка, выходящее за рамки школьной программы для данной ступени изучения языка. Большинство учащихся подгруппы вступают в диалог, отвечают на вопросы, поэтому на уроках присутствует прямая, положительная обратная связь.
Таким образом, в ходе урока данные индивидуальные и возрастные особенности подросткового возраста, а именно уровень развития психических процессов, ведущий вид деятельности, будут учтены при педагогических, психологических и методических особенностях организации урока.
Обучающимся данной подгруппы довольно трудно запоминается грамматический материал. Соответственно на уроке присутствует детальное проговаривание каждого правила, нахождение межпредметных связей, обязательный контроль за выполнением каждого задания на определенное грамматическое явление, использование многочисленных примеров и сравнений, как на английском, так и на русском языках. В содержание урока внесены задания легкой и средней сложности, учитывающей возможности учащихся.
Одной из основных задач работы в данной подгруппе на данной ступени обучения я ставлю формирование положительной учебной мотивации к изучению немецкого языка и развитие заинтересованности. В рамках данного урока это возможно при применении различных методов и приемов: работа с интернет-источниками, использование разнообразных средства обучения (дидактический материал, мультимедийная программа).
Для поддержания активности обучающихся на уроке предполагается использование различных приемов и методов (например, показ значимости, созданий ситуаций успеха, заданий продуктивного уровня), средства наглядности.
На уроке планируется использовать следующие приемы и методы: словесные (по С. И. Петровскому) – объяснение, пояснение, что будет способствовать лучшему пониманию целей и плана урока (на организационном этапе), усвояемого материала (реализация принципа устного опережения), при выражении значимых моментов понимания темы некоторые факты повторялись неоднократно, при этом была изменена интонация голоса, использовалась установка на восприятие, внимание, что непосредственно также организовывало учащихся. Развитию психических познавательных процессов будут способствовать следующие приемы: для развития внимания – пауза после учительского вопроса, повторить слова учителя или товарища, награда за проявление внимания, сообразительность, для переключения внимания также способствовало подведение итога одного этапа занятия и постановка цели на следующий, устойчивости внимания – переключение с одного вида деятельности на другой, для развития слуховой памяти – словесные методы.
В ходе всего урока реализуются методы организации учебно–познавательной деятельности (по Ю. К. Бабанскому): по источнику передачи информации – словесные, наглядные, практические (упражнения). Использование данного типа методов соответствует содержанию материала, типу, которые в свою очередь отвечают целям и задачам урока, также при этом были учтены индивидуальные особенности класса (общеучебные умения на среднем уровне, уровень психического развития – невысокий). Необходимо добавить, что методы, используемые на уроке разнообразны: некоммуникативные (языковые – фонетические, лексические, грамматические, упражнения в переводе) и речевые (упражнения в описании чего-либо, упражнения выражения, вопрос-ответ). Применяемые упражнения можно классифицировать: по способу выполнения- одноязычные, двуязычные, устные и письменные, вербальные и невербальные с использованием наглядности; по количеству учащихся – индивидуальные и парные; по назначению – тренировочные, по степени сложности – механические, по степени формирования навыков – рецептивные (на восприятие языкового материала) и репродуктивные (употребление языкового материала в речи).
В работе преобладающей формой является фронтальная для объедения усилий учащихся для достижения цели урока.
На уроке присутствуют четыре вида речевой деятельности: говорение (ответы на вопросы педагога, выполнение упражнений в устной форме), письмо (выполнение упражнений в письменной форме), чтение (собственно прочтение заданий, слов), аудирование (педагог озвучивает задания на немецком языке, прослушивание вопросов).
Организация урока представлена в соответствии с языковой подготовкой посредством использования разноуровневых упражнений на уроке (упражнения по этапам расположены в порядке от простого к сложному), индивидуальный подход к некоторым ученикам.
В ходе урока присутствует физкультурная разминка, что способствует повышению активности, повысить мотивацию к изучению немецкого языка.
Однако, необходимо отметить ожидаемые риски достижения цели, способы их избегания:
1) актуализация грамматического материала: спряжение глагола haben, неопределенные и определенные артикли – фронтальное повторение правил с использованием примеров.
2) работа над определением темы урока - снятие трудности при проговаривании числительных присутствует зрительная опора на числительные для слабых учащихся.
3) работа над определением определенного артикля – использование словаря.
Конструкт по немецкому языку по теме
«Meine Familie»
Класс: 8А Дата проведения: 12.11.2019
Тема урока |
«Meine Familie» |
Тип урока |
урок открытия новых знаний |
Цель урока: |
Создать условия для организации деятельности обучающихся по первичному усвоению лексических единиц по теме. |
Задачи:
|
Обучающие: 1. Введение и активизация лексического материала по теме «Семья» 2. Актуализация правила употребления определенных артиклей, спряжение глагола haben (иметь) 3. Формирование навыка перевода предложений по теме с русского на немецкий язык. Развивающие: 1. Развитие психических механизмов (внимание, памяти, быстрота языковой реакции) 2. Развитие компенсаторных умений 3. Активизация мыслительных процессов (анализ, сравнение, обобщение, перенос знаний в новую ситуацию) Воспитательные: 1. Формирование познавательной активности 2. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности обучающихся (трудолюбия, ответственности, исполнительности) 3. Воспитание чувства уважения друг к другу
|
Основное содержание темы, термины и понятия |
Лексический материал: Die Familie; Der Mensch; Die Mutter: Der Vater; Die Grossmutter(die Oma); Der Grossvater(die Opa); Die Tochter; Der Sohn; Die Schwester; Der Bruder; Die Kusine; Der Vetter; Die Tante; Der Onkel; Die Eltern; Die Geschwister; Die Grosseltern Глагол: to haben Определенные артикли:der, das, die, die (мн.ч.)
|
Планируемые результаты
|
Предметные: 1. Овладение лексикой по теме «Семья», актуализация изученного языкового материала: спряжение глаголов, употребление неопределенного и определенного артиклей 2. Умение построения простых предложений по теме. 3. Умение работать со двуязычным словарем. 4. Актуализация немецкого алфавита. 5. Умения систематизировать новые знания и на их основе составлять собственное монологическое высказывание Метапредметные: 1. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности 2. Умение принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности (адекватно и осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации) 3. Развитие компетентности в области использования ИКТ 4. Умение преобразовывать знаки для решения учебных задач. 5. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками Личностные: 1. Формирование коммуникативных навыков; 2. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи 3. Развитие ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию |
Универсальные учебные действия
|
Познавательные универсальные учебные действия · постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблемы; · выдвижение предложений и их обоснование; · самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; · пользование логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; · выделение, обобщение и фиксация нужной информации; · контролировать и оценивать результаты своей деятельности Коммуникативные универсальные действия: · планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися; · умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; · приобретение опыта учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; · осуществление совместной познавательной деятельности в парах; · освоение различных способов взаимной помощи партнерского общению. Регулятивные универсальные учебные действия: · постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно; · умение оценить других и давать самооценку; · подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности; Личностные универсальные действия: · участие в диалоге, умение слушать, понимать других, высказывать свою точку зрения; · уметь сотрудничать в совместном решении проблемы; · умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей · формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
Организация пространства: |
компьютер, экран, проектор, раздаточный материал, стулья, столы |
Межпредметные связи: |
Английский язык |
Формы работы |
фронтальная, работа в парах, индивидуальная |
Ресурсы |
https://inoclub.ru/ Учебник - «Горизонты» - 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Аверин М.М., Джин Ф, Рорман Л., Збранкова М.: Просвещение,2019 |
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
Методы, приемы, формы |
Организационно-мотивационный этап
Цель: Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке.
(1 мин)
|
Здоровается с учениками, проверяет готовность учащихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на учебную деятельность Формирует речевую готовность учащихся
- Guten Tag, Die Schüler!
- Wer fehlt heute?
- Der wievielte ist heute?
- Welcher Wochentag ist heute?
-Wie ist das Wetter heute?
- Wie geht's?
Danke sehr gut. Fragt einander bitte!
|
Слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации. Включиться в иноязычное общение, отреагировав на реплику учителя согласно коммуникативной задаче
-Guten Tag, Lehrerin!
- Heute ist der elfte November (учащиеся записывают дату)
-Heute ist Montag.
Es ist warm / kalt / bewolkt Es regnet / es schneit Der Wind weht
- Dakne, gut. Und wie geht es ihnen? - Wie geht’s dir, …..? - Danke, prima! Und dir? - Danke, nicht schlecht, und wie geht es dir…? - Danke, klasse. Und dir? - Danke, ich bin gut in Form. Und dir…? |
Познавательные: оперировать необходимым языковым и речевым материалом, отвечать на вопросы Коммуникативные: Личностные: принятии своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения Регулятивные: формирование волевой саморегуляции, умение настроить себя на работу
|
Фронтальная форма Методы: словесные
|
|
|
|
|
|
Постановка учебных задач
Цель: Формулирование целей урока путем взаимодействия учеников с учителем, разработка совместного плана действий
Фонетическая зарядка Задача– подготовка учащихся к активной работе на уроке, формирование произносительных навыков. (5 мин)
|
Сообщение целей и плана урока - Leibe Schüler! Сегодня мы начинаем работать по новой теме. В рамках данной темы мы познакомимся с новыми лексическими единицами, грамматическим материалом. - Давайте, попробуем сформулирвоать тему нашего урока Для этого вам необходимо записать в тетрадь числительные в том порядке, в котором я буду называть, на прошлом уроке мы повторли данный материал. - Посмотрите на цифры. Каждое число соответствует букве немецкого алфавита. - А для соотнесения буквы и цифр, давайте повторим немецкий алфавит, вспомнив песенку про него. Развивает у учащихся фонетические навыки
- Итак, угадайте, что там написано. 9, 3, 8, / 21, 14, 4 / 13, 5, 9, 14, 5 / 6, 1, 13, 9, 12, 9, 5 /. - Что вы получили? - Здорово! Сегодня на уроке мы узнаем новые слова по теме “ Я и моя семья ", автоматизируем языковые модели. - Почему данная тема важна для изучения, где мы можем использовать материал по теме. |
1. Дети отвечают на вопросы и пытаются сформулировать тему урока.
2. Взаимодействуют с учителем.
· ученики поют песню; · соотносят цифры и буквы немецкого алфавита
3.Осуществляют самоконтроль.
- Ich und meine Familie
|
Познавательные: Личностные: развитие познавательного интереса, вовлечение эмоциальной сферы, готовности и способности к саморазвитию |
Фронтальная, индивидуальная формы работы, метод: объяснение, метод постановки системы перспектив, наглядный, частично-поисковый метод стимулирования занимательным содержанием
средства: авторская презентация упражнения: устные, одноязычные, фонетические |
Учебно-познавательная деятельность (исполнительский)
Ситуация решения учебных задач при работе с информацией.
1) организовать деятельность уч-ся по усвоению новых ЛЕ 2) организовать деятельность уч-ся по усвоению этой же информации на уровне понимания (13 мин)
|
Организует работу по введению нового лексического материала по средствам электронной презентации
- Какие особенности употребления лексики по теме «Семья» мы можем выделить? Определим сходства с английским языком: die Familie (Family) die Mutter - мама der Vater - папа der Mann - муж die Schwester сестра der Bruder брат der Vati папочка die Mutti мамочка die Eltern родители die Großeltern дедушки и бабушки der Großvater дедушка die Oma бабушка der Opa -дедушка der Sohn сын die Tochter дочь das Kind ребенок die Enkelkinder внуки и внучки die Frau жена
- Посмотрим, как вы запомнили лексику по данной теме, опираясь на вашу кратковременную память: - Предлагаю вам поиграть в лото по теме «Семья». |
Определяют значение слова, записывают в словарь. Находят сходства с английским языком.
Возможные ответы: 1.grandparents- der grosseltern 2. Mann - Frau 3. Die Oma- granny 4. Der Vati - dad
Осуществляют активизацию изученной лексики по теме по средствам выполнения упражнения «Лото»
|
Познавательные: Обогащение словарного запаса, формирование умений находить, понимать, читать новые слова. Регулятивные: развитие умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей позиции Личностные: осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
Фронтальная, индивидуальная. средства: авторская презентация, раздаточный материал «Лото» методы: беседа, пример, пояснения, наглядный, игровой метод
упражнения: устные, парные, вербальные, по методу, по назначению – тренировочные.
|
Физкультминутка
Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся и развития языковых навыков (2 мин) |
Sind Sie schon müde?
- Давайте, немного отдохнем!
Ich
bin groß, (потягиваемся
вверх) |
Выполняют упражнения, проговаривая стихотворение
|
Познавательные: актуализация ЛЕ Регулятивные: развитие умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: умение слушать и понимать, работа в коллективе Личностные: осознание себя частью коллектива, формирование положительной мотивации к обучению
|
Фронтальная форма методы: пример упражнения: устные, вербальные и невербальные |
Активизация знаний и повторение.
Цель: выявить границы применимости знания и выполнение заданий, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный шаг. (15 мин) |
Организует работу по повторению и активизации изученного языкового материала через выполнение упражнений: лексика по теме «Семья», спряжение глагола haben,определенные артикли. - Мы с вами уже знаем, что в немецком языке, так же как и в английском, есть артикли: определенные и неопределенные. Помним, самое интересное, что в немецком языке род грамматический иногда не совпадает с естественным. - Что нам указывает на грамматический род имен существительных? - Давайте, обратим внимание на определённые артикли, которые употребляются со словами по теме «Семья». Запомнили ли вы особенности их употребления?
Задание: распределить слова по теме в соответствии с употребляемым артиклем.
- С помощью чего мы можем проверить правильность выполнения данного упражнения?
- За предыдущие уроки мы выучили некоторые немецкие глагола. Какие вы помните? Как вы считаете, без какого глагола мы не можем составить предложения о семье? - Почему данный глагол заслуживает особого внимания? - Давайте, повторим его спряжение. - Мы повторили спряжение глагола ”иметь". Постараемся выполнить грамматическую задачу: вставить “иметь” в предложении в правильной форме. У вас есть 5 минут на выполнение этой задачи. Ergänzen Sie das Verb "haben" in korrekter Form Вставьте глагол "haben" в правильной форме: Sie (3.P.Pl.) ___einen Sohn. Sie (3.P.Sg.)_____ einen Bruder. Du___einen Vater. Er____eine Tochter. Ihr ___eine Schwester. Wir ____eine Mutter. ______du einen Freund? https://inoclub.ru/training.aspx?id1=220&id2=0 Обращает внимание на употребление неопределенных артиклей. ( При необходимости вспомниют употребление неопределенных артиклей, их склонения). - Сейчас используя изученный языковой материал, попробуем выполнить задание на перевод. Потренируем практику употребления новой лексики и закрепим грамматические правила, которые сегодня уже актуализировали.
Übersetzen Sie die Sätze (Переведите предложение): У меня есть сестра. У нас есть родители. У Вас есть брат. У тебя есть мама. У нее есть папа. У вас есть друзья. У них есть ребенок
- Schüler, Ihr seid gut! Sie haben die Aufgabe bewältigt. |
Осуществляют актуализацию ранее изученного языковго материала. Вспоминают значение определенных артиклей, указывающих на род существительного распределяют слова, используя по необходимости языковую догадку или словарь
Вспоминают раннее изученные глаголы и их значение
Повторяют особенности спряжения глагола haben.
Вставляют глагол в правильной форме на раздаточном материале, затем осуществяют проверку через выполнение упражнения в режиме он-лайн.
Неопределенный артикль произошел от числительного и употребляется только в единственном числе, когда речь идет о неизвестном предмете или лице, при первом упоминании о нем, не указывая на его особые признаки Если в единственном числе употребляется неопределенный артикль, то во множественном числе существительное употребляется без артикля
Das
ist ein Student. - Это
- студент.
Выполняют упражнения самостоятельно, затем осуществляют взаимопроверку, сравнивая с эталоном
|
Познавательные: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы, развитие лексических и грамматических навыков Регулятивные: Осуществление регулятивных действий самонаблюдения в процессе выполнения упражнений, развитие умения оценивать собственные действия и действия других с целью обнаружения отклонений и отличий, адекватная самооценка своих знаний Коммуникативные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своего действия
|
Фронтальная, индивидуальная, парная, методы: беседа, пояснение, пример частично - поисковый, наглядности, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, анализ, синтез средства: авторская презентация, раздаточный материал: карточки для распределения по артиклям, карточки с упражнениями (перевод + глагол haben)
упражнения: грамматические упражнение в переводе, речевые (вопрос - ответ), устные, письменные двуязычные, тренировочные, механические.
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: сообщить домашнее задание, разъяснить ход его выполнения
Цель выполнения домашнего задания: дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний (1 мин)
|
- Schreibt bitte die Hausaufgabe
Schreiben Sie die Sätze korrekt (Исправьте допущенные грамматические ошибки): Wir habe eine Schwester. Ich habe ein Vater. Er hat eine Eltern. Mein Bruder hat ein Familie. Meine Schwester hat eine Mann. Du habst eine zwei Schwestern. Dirk hatt ein Frau. Ihr haben einen Freunde. Wer haben Eltern?
|
делают запись о домашнем задании в дневниках.
|
Познавательные: Знакомятся с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. Определяют область применения полученных знаний. Регулятивные Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. Демонстрируют готовность самостоятельно применить полученные знания. |
форма: фронтальная
средства: авторская карточки с домашним заданием
методы: разъяснение прием «Лови ошибку» |
Рефлексия деятельности на уроке Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. (3 мин)
|
Подводит обучающихся к обобщению учебной деятельности на уроке. Отмечает степень вовлеченности обучающихся на уроке. Организует беседу по уточнению и конкретизации знаний.
- Расскажите мне, что узнали на уроке? - Составьте предложение, перечислив своих членов семьи.
Просит учеников оценить урок. Вам понравился урок? А что вам особенно понравилось?
Я надеюсь, что вы запомнили новые лексические единицы. На следующем уроке мы будем практиковать их использование при решении различных задач. Как вы считаете, какой конечный результат нас ждет по изучению темы «Моя семья»?»
Оценивание Вы сегодня были очень активны, внимательны, дружны. - Danke schön für eure Arbeit! Прощается с учениками - Ihr seid frei. Auf Wiedersehen, Shüler. |
Договариваются и приходят к общему мнению в совместной деятельности. Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценке. Адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассника, выделяют пошаговый контроль по результату.
|
Познавательные: развитие умения делать выводы, умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; регулятивные: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
|
форма: фронтальная средства: авторская презентация методы: беседа, поощрения, анализ, постановка перспектив.
|
Самоанализ урока немецкого языка Зуевой А.А.,
учителя иностранного языка МОУ СОШ №1
Цель самоанализа: выявить собственные достижения при планировании, организации и проведении учебного занятия, а также выявить проблемы и их причины, возникающие на уроке, выделять рекомендации по их устранению, в общем, развить умения анализировать собственные действия.
Класс: 8 а
Предмет: немецкий язык
Тема урока: Meine Familie
Дата проведения: 12.11.2019
Количество учащихся по списку:13
Количество присутствующих учащихся: 12
Цели и задачи, поставленные на уроке в полной мере, соответствуют требованиям ФГОС. Они были сформулированы следующим образом:
Цель урока: Создать условия для организации деятельности обучающихся по первичному усвоению лексических единиц по теме.
Задачи:
Обучающие:
4. Введение и активизация лексического материала по теме «Семья»
5. Актуализация правила употребления определенных артиклей,
спряжение глагола haben (иметь)
6. Формирование навыка перевода предложений по теме с русского на
немецкий язык.
Развивающие:
4. Развитие психических механизмов (внимание, памяти, быстрота
языковой реакции)
5. Развитие компенсаторных умений
6. Активизация мыслительных процессов (анализ, сравнение, обобщение,
перенос знаний в новую ситуацию)
Воспитательные:
4. Формирование познавательной активности
5. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность
исполнительской деятельности обучающихся (трудолюбия, ответственности, исполнительности)
6. Воспитание чувства уважения друг к другу
Поставленная в начале урока цель была реализована на высоком уровне по средствам достигнутых поставленных задач и приобретенными и сформованными умениями организовать урок.
Подгруппа проявляла активность во время урока. Заинтересованность овладения новыми способами деятельности, а также новым материал сохранялось на протяжении всего урока. Ученики вступали в диалог, отвечали на вопросы, поэтому присутствовала прямая, положительная обратная связь. В большинстве ребята использовали правильные языковые средства для решения поставленной задачи. Был введен и активизирован лексический материал по теме «Семья», актуализированы правила употребления определенных артиклей, спряжение глагола haben, у обучающихся тренировались различные виды деятельности (письмо, чтение, аудирование). В ходе урока происходила активизация мыслительных процессов и развитие психических механизмов, компенсаторных умений. Воспитывались личностные качества, формировалась познавательная активность.
Все учащиеся смогли составить предложение о своей семье в конце урока, что говорит об их ответственном отношении к учению, готовности к саморазвитию. Единственным отрицательным моментом является то, что для двух человек при составлении предложений понадобилась зрительная опора, образец. В целом, удалось так организовать урок, что почти каждый ученик проявил себя, показал свои способности.
Достижению цели урока способствовали созданные во время организации урока условия.
Цели и задачи урока были озвучены обучающимся в начале занятия при проговаривании плана урока. Кроме того, показ значимости данной темы при изучении немецкого языка являлся одним из применяемых в ходе урока методов формирования учебной мотивации. Данная работа в начале урока организовала движение внимания в нужном русле.
Кабинет был приготовлен к проведению занятия: температура, освещенность, мебель соответствует нормам, класс был чист. Учащиеся также были приготовлены к занятию, имели на партах необходимые индивидуальные средства, дидактический материал. Оборудование было приготовлено к началу занятия. Доска содержала необходимую в ходе урока информацию. Её наглядность способствовала лучшему восприятию и запоминанию учебного материала, активизации внимания. Мультимедийные средства способствовали быстрому включению учащихся в работу. Кроме того, их использование имело ряд других преимуществ: возможность быстро проверить задание во фронтальном режиме, возможность самопроверки и взаимопроверки, развитие языковых навыков осуществляется с учетом разных типов восприятия учебной информации: визуальной и кинестетической, реализация принципа наглядности, что значительно повышало эффективность усвоения материала обучающимися, экономия времени.
Прочное усвоение материала также обеспечивалось через его многократного воспроизведения для выполнения упражнений. Особенно эффективным стало использование на уроке элементов интеграции, опоры на английский язык. А именно демонстрация сходств языковых явлений, существующие в двух языках.
Выбранные приемы и методы работы, охарактеризованные в пояснительной записке, были достаточно эффективны на уроке, способствовали достижению того результата, на который были направлены.
Словесные методы способствовали лучшему пониманию усвояемого материала, развитию слуховой памяти. Установка на восприятие, внимание непосредственно организовывала учащихся, подведение итога одного этапа занятия и постановка цели на следующий, а именно переключение с одного вида деятельности на другой способствовало устойчивости внимания.
В ходе всего занятия происходили активизация и развитие самостоятельности, осознанности мышления. Учет особенностей мышления при организации понимания, усвоения материала (сочетание словесного объяснения и фактического выполнения действий) имел место на уроке.
Методы организации учебно–познавательной деятельности также оказались эффективны. Были использованы такие методы работа с раздаточным материалом, в тетради – все это способствовало смене видов деятельности, а также развитию зрительной, двигательной памяти.
Таким образом, урок носил не только образовательный, но и развивающий характер.
В ходе урока реализовывался психологический принцип - принцип мотивации т.е. организация эмоционально-положительного отношения учащихся к самому процессу занятий. Данный принцип реализовывался путем использования следующих методов формирования и подкрепления учебной мотивации: методы эмоционального стимулирования (создание ситуаций успеха, использование поощрения, метод постановки системы перспектив), методы развития познавательного интереса (метод стимулирования занимательным содержанием). Также на формирование положительной мотивации повлияло содержание учебного материала, оценка учебной деятельности, демократический стиль деятельности учителя.
При организации и проведении урока была учтена индивидуализация обучения. В содержание урока были внесены задания разного уровня сложности, учитывающей интересы и возможности учащихся.
Присутствовал контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос. Была оценена небольшая часть класса. При оценивании дети не включались, но отметки были обоснованы педагогом в устной форме. Применение данного метода обеспечил реализацию дидактической задачи этапа – проверки знаний, умений и навыков учащихся, выявление недостатков и причин их появления, стимулирование учащихся на самообразование. Итоги урока были подведены, что способствовало целостности и завершенности урока в целом.
В ходе урока я старался взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала учащихся сталкивающихся с трудностями на занятии; давала необходимые пояснения.
На протяжении урока присутствовало поощрение «Prima», «Fantastisch!» и т.д., что способствовало созданию продуктивной атмосфере на уроке. На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Хороший контакт с классом, благоприятный, психологический климат, речь учителя (эмоциональность, выразительность, умение адаптировать её к речевым возможностям учащихся), а также опрятный внешний вид благотворно влияли на работу, повышали внимание и сосредоточенность учащихся.
Организация урока соответствовала требованиям валеологии: соблюдены эргономические условия; присутствовала смена видов деятельности, проведение динамической паузы (физ. минутка); оптимальный темп урока, наблюдение за посадкой учащихся.
Я считаю, что цели и задачи урока были достигнуты на оптимальном уровне. Однако в ходе урока возникли следующие проблемы: проведение рефлексии деятельности на уроке было осуществлено после звонка, высокая активность некоторых учащихся (их несдержанность при выполнении ряда заданий, ответах на вопросы).
Соответственно при планировании следующего урока могу дать себе некоторые рекомендации: детальное планирование рабочего времени, организация работы с гиперактивными детьми (назначение их ответственными за что-либо, выдача поручений, разработка индивидуальных заданий).
Список источников информации
1. Аверин М. М., Лытаева М. А.. Немецкий язык. Рабочие программы.
5-9 классы. Пособие для общеобразовательных учреждений. Серия «Горизонты» - М.: Просвещение,2019
2. Аверин М. МГуцалюк., Е. Ю., Харченко Е. Р.. Немецкий язык. Книга для учителя. 5 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений. Серия «Горизонты» - М.: Просвещение,2019
3. Аверин М.М., Джин Ф, Рорман Л., Збранкова М. «Горизонты» - 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение,2019
4. Бабинская П.К., Леонтьева Т.П. и др. Практический курс методики преподавания ИЯ. Учебное пособие – Минск, «Тетра Система», 2013
5. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в
средней школе. М.: Просвещение, 2015.
6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г №1/15)
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос.Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.
8. https://inoclub.ru/
Приложение 1
Die Mutter |
Die Tochter |
Die Tante |
Der Vater |
Der Sohn |
Der Onkel |
Die Grossmutter(die Oma) |
Die Schwester |
Die Eltern |
Der Grossvater(die Opa) |
Der Bruder |
Die Geschwister |
Die Kusine |
Der Vetter |
Die Grosseltern |
Приложение 2
Упражнения, представленные на раздаточном материале
1. Ergänzen Sie das Verb "haben" in korrekter Form
Вставьте глагол "haben" в правильной форме
Sie (3.P.Pl.) ___einen Sohn.
Sie (3.P.Sg.)_____ einen Bruder.
Du___einen Vater.
Er____eine Tochter.
Ihr ___eine Schwester.
Wir ____eine Mutter.
______du einen Freund?
2. Übersetzen Sie die Sätze. Переведите предложение
У меня есть сестра. У нас есть родители. У Вас есть брат. У тебя есть мама. У нее есть папа. У вас есть друзья. У них есть ребенок
3. Schreiben Sie die Sätze korrekt. Исправьте допущенные грамматические ошибки
Wir habe eine Schwester.
Ich habe ein Vater.
Er hat eine Eltern.
Mein Bruder hat ein Familie.
Meine Schwester hat eine Mann.
Du habst eine zwei Schwestern.
Dirk hatt ein Frau.
Ihr haben einen Freunde.
Wer haben Eltern?
Приложение 3
Материал для выполнения упражнения:
распределение слов по артиклям
(работа у доски)
Die |
Der |
Das |
Familie
Mensch
Mutter
Vater
Grossmutter(die Oma)
Grossvater(die Opa)
Tochter
Sohn
Schwester
Bruder
Kusine
Vetter
Tante
Onkel
Eltern
Geschwister
Grosseltern
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.