Урок обобщающего повторения по теме "Многочлены"
Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Многочлены».
Задачи:
Тип урока: урок обобщения новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Слайд 1.
Эпиграф: Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет…
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716)
Дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня у нас пройдет математический поединок, в котором вам предстоит показать свои знания в математике, проявить смекалку, узнать что-то новое для себя. Правила участия следующие: будет много разных заданий, и за правильные ответы вы будете получать жетоны: круг, треугольник, квадрат. По ходу урока вы будите заполнять бланк ответов, чтобы нам легче было следить за результатами каждого из вас.
А какой теме будет посвящен наш урок, мы узнаем, выполнив следующее задание.
Задание 1 «Прочитай и исключи лишнее слово» (карточки).
За верный ответ – жетон.
На доске перепутаны буквы в словах. Ваша задача: прочитать это слово.
енодончл (одночлен)
еынпобод (подобные)
чогменлон (многочлен)
ярамяп (прямая)
циэфокфните (коэффициент)
Как вы думаете: какое слово здесь лишнее? (прямая)
Итак, наш сегодняшний урок будет посвящен многочленам, одночленам.
«А вы знаете, что…» (плакат).
1) многочлен по-другому можно назвать полиномом
2) Одночлен – моном
3) двучлен - бином
4) трехчлен – трином
5) Однородный многочлен – это многочлен, все степени которого одинаковы.
II. Групповая работа Прежде чем перейти к математическому поединку, выполним разминку.
Задание 2.
Фронтальный опрос:
Определение одночлена: Одночлен – выражение, являющееся произведением чисел, переменных и их степеней, а также числа, переменные и их степени.
Назвать пункты, в которых записаны одночлены.
Ответ: 2), 4), 6), 7), 8), 9), 12)
Определение стандартного вида одночлена: Стандартный вид одночлена – произведение числового множителя, стоящего на первом месте и степеней различных переменных.
Назвать пункты, в которых одночлены записаны в стандартном виде.
Ответ: 4), 6), 12)
Определение коэффициента одночлена: Коэффициент одночлена – числовой множитель одночлена, записанного в стандартном виде.
Назвать коэффициент одночлена.
Ответ: 2) –2; 4) –1; 6) 0, 125; 7) 6; 8) 100; 9) 1; 12)
Определение многочлена: Многочлен – алгебраическая сумма одночленов.
Назвать пункты, в которых записаны многочлены.
Ответ: 1), 3), 5), 10), 11)
Определение стандартного вида многочлена: Стандартный вид многочлена – многочлен, в котором все одночлены записаны в стандартном виде и нет подобных слагаемых.
Назвать пункты, в которых многочлены записаны в стандартном виде.
Ответ: 1), 5), 10)
Определение подобных слагаемых: Подобные слагаемые (члены) – слагаемые, у которых одинаковая буквенная часть.
Назвать подобные слагаемые в тех многочленах, в которых они есть.
Ответ: 3) –8xz и –3 xz; 11) a2c и – 9aca;
Определение приведения подобных слагаемых: Приведение подобных слагаемых – преобразование, основанное на распределительном свойстве умножения
Привести подобные слагаемые.
Ответ: 3) – 8a2c; 11) -11xz
Слайд 2.
Природою
он первый был оплакан,
В своем отчаянии склонившейся пред ним,
В последний час угас священный факел,
Но ярче вспыхнул свет идей, рожденных им.
По содержанию фактов попытайтесь узнать, о ком идет речь.
Великий французский философ, математик и физиолог XVII века, принадлежавший старинному
дворянскому роду.
«Я выучился всему, чему учили других; не удовлетворяясь этим, я прочел все,
какие только могли попасть в руки книги о предметах, считавшиеся самыми
необычайными и любопытными», – писал о себе ученый.
Слайд 16 Видео 1
Задание 3.
Выполнив задание, вы прочтете имя этого замечательного ученого.
Представьте каждый двучлен в виде произведения, которое замените соответствующей буквой. Прочитайте!
х2 – 6х |
е |
5х – х2 |
а |
– х2 – 4х |
р |
5х + 3х2 |
Д |
0,5х2 + 2х |
к |
0,8х2 –1,2х |
т |
Буквы во второй таблице появляются после того, как дети сдали решение.
х(5 + 3х) |
х(х – 6) |
0,5х(х + 4) |
х(5 – х) |
– х(х + 4) |
0,4х(2х – 3) |
Д |
е |
к |
а |
р |
т |
Рене
Декарт французский математик. Он открыл метод координат. Его способ
установления связи между точками и числами положило начало новой современной
математике.
Большая заслуга Р. Декарта в том, что он ввел переменную величину и функцию,
тогда как до него в математике господствовали постоянные величины.
Слайд 18. Задание 4
Найдите ошибки и укажите номера примеров с ошибками
В ответе вы получите год рождения Рене Декарта.
1) -2х - 7х = 9х 2) 2х – 7х = -5х 3) -2х + 7х = 5х
Раскрыты скобки верно?
4) 3(х – 5) = 3х – 15 5) -5(3 – х) = -15 – 5х 6) -3(х – 5) = -3х + 15
Вынесен общий множитель:
7) 3х – 15 = 3(х – 5) 8) - 15 – 5х = - 5(3 + х) 9)-3х + 15 = -3(х + 5)
И снова раскрыты скобки и приведены подобные слагаемые верно?
6)8 – (х+2) = 8х – 16 2) 2 – (8 – х) = -6 + х 3) 2(8 – х) = 16 – 2х
1596
Слайд 19. Видео 3 Рене Декарт родился в последний день
марта 1596 года во Франции в маленьком городке провинции Турень, в не очень
знатной, но зажиточной дворянской семье.
С самого раннего детства Рене остался без матери: она умерла через несколько
дней после рождения сына. В восемь лет Рене отдали в одну из лучших школ,
учрежденную королем Генрихом VI, где Рене оставался до 17 лет.
Слайд 20.
Однако книжная мудрость не удовлетворила Декарта. Он решил лучше
познакомиться с «книгой мира».
«…употребил остаток своей молодости на путешествия, изучая людей при дворах и
армиях, общаясь с людьми различных общественных положений и характеров, собирая
различные опыты. Все, что мне представлялось, я рассматривал так, чтобы извлечь
из этого какую-нибудь пользу», – писал Декарт.
Слайд 21.
В 1617 году Декарт надевает мундир волонтера нидерландской армии. И теперь он живет в Бреде. От жалованья он отказывается, чтобы быть свободным от всяких обязанностей, не ходит даже на парады, сидит дома и занимается математикой. Два года затворнической жизни в Сен-Жерменском предместье не прошли даром Декарт становится одним из величайших математиков эпохи.
Слайд 23.
Будучи солдатом в армии Морица Оранского в Нидерландах, Рене знакомится с профессором математики, сыгравшим огромную роль в жизни Декарта.
Задание 5. Если вы верно замените произведение многочленом, многочлен замените соответствующей буквой, буквы запишите в таблицу, то прочитаете имя профессора, занятия с которым продолжались в течении двух лет.
(m + 3)(2m + 4) |
к |
(3m + 7)(4 – 3m) |
н |
(5 – m)(–m – 2) |
Б |
(m – 2)(m + 3) |
м |
(m2 – 1)(m + 2) |
е |
(3 – m2)(m – 4) |
а |
|
m3+2m2-m-2 |
|
|
|
|
Б |
е |
к |
м |
а |
н |
Физминутка
Учащимся зачитываются высказывания. Если высказывание верно, то учащиеся должны поднять руки вверх, а если неверно, то присесть за парту.
Слайд 24. Задание 6.
Если к неизвестному числу справа приписать нуль и к результату
прибавить 125, то полученное число будет в 15 раз больше искомого числа.
Найдите это число, и вы узнаете, в каком возрасте Рене Декарт покинул армию.
Решение:
Пусть искомое число х.
10х + 125 =1 5х
х = 25
Слайд 25. Видео Устав от сутолоки военной жизни, двадцатипятилетний Декарт покидает армию. Но он не спешит на родину, волнуемую последними вспышками религиозной междоусобицы. В качестве путешествующего дворянина он появляется при дворцах Гааги и Брюсселя, едет в Италию. И только в 1625 году Декарт ненадолго возвращается в Париж.
Слайд 26.
Еще четыре года странствий, и Декарт возвращается на родину. Но появление сильных врагов противников его философии, угрожающих ему, заставляет его покинуть Париж и искать уединение в Голландии, где он работает в течении многих лет.
Как раз в то время Швецией правила двадцатилетняя королева Христина. Молодая правительница обладала незаурядными способностями. По приглашению шведской королевы Христианы Рене Декарт переезжает в Стокгольм, где ему были предоставлены прекрасные условия для научной работы. Но приезд в эту северную страну для ученого стал роковым. Принятый с почетом, Декарт должен был ежедневно заниматься с королевой философией. Однажды, направляясь во дворец, Декарт простудился, началось воспаление легких. Кровопускание, применявшееся в то время, не помогло, и Декарта не стало.
Слайд 27.
11 февраля 1650 года Декарта не стало. Он прожил 54 года. "Пора в путь, душа моя", – были последние его слова.
Впервые о переменной величине и функции Декарт пишет в своей книге под названием «Геометрия». Домашнее задание: вам необходимо узнать год выхода книги и приготовить сообщение.
III. Подведение итогов игры
А пока нам помогают посчитать все жетоны, я предлагаю вам тест.
Тест «Треугольник, круг, квадрат».
Сегодня у нас весь урок жетонами служили треугольник, квадрат, круг. Сейчас каждый из вас выберет ту геометрическую фигуру, которая больше всего понравилась в данный момент.
А теперь я даю характеристику каждой фигуре.
1. Треугольник символизирует лидерство. Самой характерной особенностью человека, выбравшего этот символ, является способность концентрироваться на главной цели. Это сильная, энергичная, неудержимая личность. «Треугольник» ставит ясные цели и старается, по возможности, достичь их.
2. Квадрат. Основное качество личности, отдавшей предпочтение квадрату, - трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство в достижении цели. «Квадрат» предпочитает раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.
3. Круг – самая доброжелательная фигура. Обладатель этого символа счастлив, когда все ладят друг с другом; круг ощущает чужую радость и боль, как свою собственную. Это очень чувствительная и эмоциональная натура.
Награждение – вручение дипломов ребятам, набравшим наибольшее количество жетонов.
Домашнее задание
Тест «Многочлены»
А1. Выберите многочлен стандартного вида:
1) 2)
3) 4)
А2. Какова степень многочлена ?
1) четвертая 2) третья 3) вторая 4) первая
А3. Раскройте скобки и приведите подобные слагаемые:
1) 2) 3) 4)
А4. Упростите выражение .
1) 2) 3) 4)
А5. Выполните умножение .
1) 2) 3) 4)
А6. Выполните умножение : .
1) 2) 3) 4)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.