Общественная мысль,
публицистика, литература, пресса
Цель: называть и характеризовать особенности развития отечественной художественной культуры в XVIII в.
Задачи: осознавать влияние идей Просвещения на общественную мысль в России; называть и характеризовать литературные стили и жанры, популярные в данный период; понимать значение идей «просвещенного абсолютизма» в развитии российской культуры второй половины XVIII в.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять и применять понятия: классицизм, сентиментализм', описывать литературные произведения; объяснять причины обмирщения культуры; анализировать художественное произведение с исторической точки зрения; устанавливать факторы, способствующие развитию художественной культуры; метапредметные УУД:
1) коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, планирования и регуляции своей деятельности; работая в группе, аргументировать свою точку зрения, выступать публично; 2) регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; выстраивать алгоритм действий; представлять результаты своей деятельности; 3) познавательные: на основе текстового и графического материала характеризовать художественную культуру XVIII в.; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; опираясь на текст исторического документа, анализировать духовные ценности наших предков; личностные УУД: выражать личностное отношение к духовному, нравственному опыту наших предков, проявлять уважение к культурному наследию страны.
Оборудование: учебник; слайды с портретами писателей и публицистов XVIII в., самостоятельно подготовленные учителем в программе PowerPoint; дополнительный материал.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Вопросы к классу
— Какие проблемы поднимались и обсуждались в российском обществе XVIII в.?
— В чем была их новизна?
— Какие достижения западноевропейской общественной мысли XVIII в. вы можете назвать?
— Как они могли влиять на развитие русской культуры? (Ответы учеников.)
III. Мотивационно- целевой этап
XVIII столетие было интереснейшим периодом российской истории. Реформы Петра I, «просвещенный абсолютизм» Екатерины II повлияли на развитие общественно-политической мысли. Какие же проблемы поднимали российские общественные деятели?
Тема урока: «Общественная мысль, публицистика, литература, пресса».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— Какие вопросы (круг вопросов) мы должны обсудить? (Ученики высказывают свои предположения и формулируют
цель и задачи урока.)
План урока
1. Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России.
2. Особенности развития отечественной художественной культуры.
3. Литература.
4. Общественная мысль, политическая литература, публицистика.
5. Мемуары.
6. Пресса.
Проблемный вопрос: Можно ли утверждать, что достижения русской культуры XVIII в. были не менее значимы для развития страны, чем реформы и военные победы?
IV. Работа по теме урока
1. Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России
На формирование идеологии Просвещения оказала большое влияние научная революция конца XVIII в. Развитие точных наук породило веру в способности человеческого разума и привело к распространению идей рационализма. Все, что не может быть признано разумным, причислялось к суевериям. Просветители считали, что безграничное познание изменит судьбу человечества. В их трудах человек — это свободный, обладающей врожденной моралью индивид, а все его пороки лишь следствие заблуждений и предрассудков. Главным средством улучшения общества многие просветители считали образование и воспитание в соответствии с природными склонностями ребенка.
Эпоха Просвещения — это время формирования современных представлений о государстве как объединении людей на основе взаимных обязательств (теория общественного договора), где все граждане имеют равные права (теория естественного права) и должны обладать демократическими свободами (свобода совести и т. д.).
Человеком, способным осуществить преобразования, направленные на установление политического единства нации, по мнению многих идеологов этой эпохи, должен стать просвещенный монарх. Однако некоторые просветители (например, Жан-Жак Руссо) отстаивали идею народного суверенитета и демократической республики.
Как известно, Екатерина II поддерживала переписку с Вольтером и Дидро, основала Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, а когда во Франции издание Энциклопедии было под запретом, она предлагала Дидро закончить свою работу в России. При этом российская императрица, проповедующая в «Наказе» принципы освобождения крестьян, расширила права помещиков, разрешив им ссылать крестьян в Сибирь и разлучать с семьями.
|
Особенности развития отечественной художественной культуры
— Работая с п. 2 § 26, выделите основные особенности развития отечественной художественной культуры и графически их отобразите.
(В ходе выполнения задания ученики составляют схему (см. с. 240).)
2. Литература
(В ходе рассказа учителя ученики заполняют таблицу.)
Автор |
Жанр |
Наиболее известное произведение |
Антиох Дмитриевич Кантемир |
Сатиры, басни |
«На хулящих учение» |
Василий Кириллович Тредиаковский |
Оды, элегии, басни |
|
Александр Петрович Сумароков |
Трагедии, комедии |
«Димитрий Самозванец»
|
Михаил Васильевич Ломоносов |
Оды, басни |
|
Денис Иванович Фонвизин |
Комедии |
«Недоросль» |
Гавриил Романович Державин |
Оды, басни |
«Фелица» |
Николай Михайлович Карамзин |
Повести, элегии |
«Бедная Лиза» |
Дополнительный материал
Ястреб, павлин и сова
Говорят, что некогда птичий воевода
Убит быв, на его чин из воздушна рода
Трое у царя орла милости просили,
Ястреб, сова и павлин, и все приносили,
Чтобы правость просьбы явить, правильны доводы.
Ястреб храбрость представлял и многие годы,
В которых службы на ся военной нес бремя;
Сова сулила не спать век в ночное время;
Павлин хвастал перьями и хвостом пригожим.
Кто, мнишь, казался царю в воеводск чин гожим? —
Сова; ястребу отказ, отказ и павлину.
Орел, своего суда изъяснив причину,
Сказал, что ястреб, хоть храбр, хоть и многи леты
В военной службе служил, достойно приметы
Ничего не учинил, почему уж мало
И впредь плода ожидать: в ком бо славы жало
С младых лет не действует — седина бесплодна;
Что павлину перья так, как и гордость, сродна;
А сова нравом тиха, ссор она напрасно
Не ищет, знает себя защищать согласно
Своим силам, когда кто вредить ей желает;
Недремно та бодрствует, пока унывает
Прочее племя во сне. Таков воевода
Годен к безопасности целого народа.
А.Д. Кантемир (1731 г.) ***
Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, все твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.
М.В. Ломоносов
3. Общественная мысль, политическая литература, публицистика
(В ходе рассказа учителя ученики заполняют таблицу.)
Автор |
Идеи |
Произведение |
Примечание |
Василий Никитич Татищев |
Самодержавное правление — естественный способ управления для России |
Записка, поданная Сенату в 1730 г. |
|
Артемий Петрович Волынский |
Право дворян участвовать в управлении государством |
«Проект о поправлении государственных дел» |
|
Александр Николаевич Радищев |
Осуждение самодержавия и крепостного права |
«Путешествие из Петербурга в Москву» |
Обвинен в призывах к свержению самодержавия и сослан в Сибирь (1790 г.). При Павле I возвращен из Сибири, отбывал ссылку в своем имении |
Николай Иванович Новиков |
Издание произведений, обличающих коррупцию, злоупотребления помещиков и другие социальные язвы |
|
Арестован и без суда заключен в Шлиссель- бургскую крепость (1792 г.). Освобожден Павлом I |
4. Мемуары
(Рассказ учителя с привлечением дополнительного материала.)
Дополнительный материал
Отрывок из записок Екатерины II
Помню, что как-то раз, на одном из этих публичных маскарадов, узнав, что все делают себе новые и прекраснейшие платья, и потеряв надежду превзойти всех женщин, я придумала надеть гродетуровый белый корсаж (у меня тогда была очень тонкая талия) и такую же юбку на очень маленьких фижмах; я велела убрать волосы спереди как можно лучше, а назади сделать локоны из волос, которые были у меня очень длинные, очень густые и очень красивые; я велела их завязать белой лентой сзади в виде лисьего хвоста и приколола к ним одну только розу с бутонами и листьями, которые до неузнаваемости походили на настоящие; другую я приколола к корсажу; я надела на шею брыжжи из очень белого газу, рукавчики и маленький передник из того же газу и отправилась на бал. В ту минуту, как я вошла, я легко заметила, что обращаю на себя все взоры. Я прошла, не останавливаясь, через всю галерею и вошла в покои, которые составляли другую половину; я встретила императрицу, которая мне сказала: «Боже мой, какая простота! как! даже ни одной мушки?» Я засмеялась и ответила, что это для того, чтобы быть легче одетой.
Она вынула из своего кармана коробочку с мушками и выбрала из них одну средней величины, которую прилепила мне на лицо. Оставив ее, я вскоре вернулась в галерею, где показала мушку самым близким, а также фавориткам императрицы, и так как мне было очень весело, то в этот вечер я танцевала больше обыкновенного. Не помню, чтобы когда-либо в жизни я получала столько от всех похвал, как в тот день. Говорили, что я прекрасна, как день, и поразительно хороша; правду сказать, я никогда не считала себя чрезвычайно красивой, но я нравилась, и полагаю, что в этом и была моя сила. Я вернулась домой очень довольная тем, что придумала такую простоту, в то время как остальные наряды были редкой изысканности. В таких развлечениях окончился 1750 год.
«Собственноручные записки императрицы Екатерины II»
Отрывок из записок Е.Р. Дашковой
Примите историю моей жизни, грустную историю, из которой легко было бы составить увлекательный роман... Я писала ее без приготовления, так, как я. говорю, и с полной откровенностью, устоявшей против всех горьких уроков опыта. Правда, я обошла молчанием или только слегка коснулась тех душевных потрясений, которые были следствием неблагодарности людей, обманувших мое безграничное доверие им. Это единственные факты, обойденные мной; одно воспоминание о них еще доселе приводит меня в трепет.
Из моего рассказа будет видно, как опасно плыть на одном корабле с «великими мира сего» и как придворная атмосфера душит развитие самых энергических натур; за всем тем совесть, свободная от упрека, может дать нам достаточно сил — чтобы обезоружить твердостью души свирепость тирана и спокойно перенести самые несправедливые гонения. Здесь же мы найдем пример, как зависть и ее верная подруга — клевета — преследуют нас на известной степени славы.
Когда мне было уже шестьдесят лет, когда я вынесла много несчастий, болезней, жестокое изгнание и в уединении посвятила себя благу своих крестьян, мой взор в первый раз обратился к прошедшему; и я увидела всю ложь и пристрастные обвинения, распространенные некоторыми французскими писателями против Катерины большой [Екатерины II], но вместе с тем они не пощадили по дороге своего злословия и ее друга; Катерину маленькую [Е.Р. Дашкову]. В этих памфлетах ваша Дашкова очернена всеми пороками, совершенно чуждыми ее характеру; у одних она является женщиной самого преступного честолюбия, у других — грубой развратницей.
«Записки княгини Е.Р. Дашковой»
5. Пресса
(Изучение материала с помощью приема «комментированное чтение».)
V. Первичный контроль и закрепление знаний
(Для проверки уровня усвоения нового материала учитель использует вопросы и задания для работы с текстом параграфа и задания рубрики «Работаем с картой».)
Домашнее задание
1. Прочитать § 26.
2. Выполнить задания рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» (на выбор).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.