Урок Общество и культура Древней Индии
Оценка 4.9

Урок Общество и культура Древней Индии

Оценка 4.9
docx
01.08.2023
Урок Общество и культура Древней Индии
Документ Microsoft Word.docx

«  Общество и Культура Древней Индии»

Вспомните особенности верований древних индийцев. (вера в переселение души).

Как вы думаете, зачем правителям Древней Индии понадобилось поддерживать и распространять веру в реинкарнацию? (объясняли существование богатых и бедных людей).

Слайд 2. Демонстрация пирамиды власти в Древнем Египте и Двуречье. Что отражают эти схемы? (общественное устройство). Какую проблему нам предстоит решить на уроке? (ответы учащихся)

Обобщение ответов учащихся.

Проблема урока:

Выяснить особенности общественного устройства в Индии.

Общество Древней Индии было разделено на 4 основные варны: брахманов, кшатриев, вайшья и шудр.

Запись определения в тетрадь: Варны (санскрит. – цвет) – группы общества Древней Индии.

Варновое деление общество связано с завоеванием Индии ариями. На протяжении нескольких веков племена ариев подчиняли себе народы долины Ганга. Местные жители превращались в подобие рабов и лишались части своих прав. Арии заняли привилегированное положение. У людей возникали вопросы – почему один беден, а другой богат, один трудится от зари до зари, а другой проводит все дни в праздности.

Ответ давал миф о происхождении людей. Задание: прочитайте пункт 1, стр. 100 – 101. Как индийцы объясняли неравное положение людей в обществе?

Выясним особенности варнового общества Индии. (Организация парной работы, по вариантам заполняют часть таблицы по материалам рабочих листов).

1 варна: брахманы.

Высшее место в обществе.

Знали священное писание.

Служили богам.

Славятся ученостью, ведут уединенный образ жизни (отшельники)

Отшельник – человек, который отказался от общения с другими и живет уединённо (запись в тетрадь).

Дополнительный вопрос: Как можно было отличить брахмана от представителя другой варны? (Бритая голова, посох из тростника, одежда белого цвета).

Слайд 10.

2 варна: кшатрии.

Были воинами, правителями.

Обладали властью, но занимали более низкое положение в обществе, чем брахманы

Честность, выносливость, развитый ум, умение соблюдать приличия

 

Приведите доказательство, что брахманы, несмотря на стремление стать высшей варной, занимали более низкое положение, чем брахманы.

(Ответ: Девятилетний брахман считается старше девяностолетнего кшатрия).

Слайд 11.

3 варна: вайшья.

Земледельцы, ремесленники, торговцы

Платили налоги

Малообразованны, трудолюбивы

Слайд 12.

4 варна: шудры.

Слуги, наемные работники

Отсутствие прав

Хозяин мог продать слугу, отнять имущество

Более строгое наказание за преступление

Не имели права участвовать в священных ритуалах

Считались неспособными на благородство

Слайд 13. Общественное устройство Древней Индии. Комментарии к схеме.

В чем особенности варнового устройства индийского общества? (Ответы учащихся)

Обобщение Учителя: индийское общество, как и общество других древневосточных стран, состояло из неравных в правах и обязанностях групп населения. Отличие в том, что высшую тупень занимали не правители, а мудрецы (жрецы).

Слайд 14. 3. Неприкасаемые.

Но кроме перечисленных четырех варн индийского общества, были еще люди, которые не входили ни в одну из них. Их называли « парии - неприкасаемые». Занимались они уборкой мусора, работали с кожей животных, глиной. Эти занятия считались «грязными» и недостойными для «чистых» людей.  Для неприкасаемых существовало очень много ограничений. Им было запрещено входить в дома представителей любой из варн, брать воду из их колодцев. Было определено количество шагов, на которое неприкасаемый может к кому-либо подойти. Неприкасаемые не имели права посещать храмы, поэтому со временем у них появились свои боги и ритуалы. Селились они в отдельных кварталах городов или на окраинах деревень.

Парии - неприкасаемые, не входят ни в одну варну (запись в тетрадь).

Как вы думаете, можно ли считать справедливым общественное устройство Древней Индии? (Ответы учащихся).

Как относились к неравенству по рождению индийцы? Выясним, прочитав п. 6 стр. 104 -105.

Обсуждение проблемы.

Вера

Читаем . Индуизм 11-13

Главная черта индуизма Почитание животных, прежде всего коров.  Добрые + Злые дела человека = Карма В следующей жизни ждет воздаяние за поступки

Представления об устройстве мира Землю индусы представляли в виде плоского диска, в центре которого возвышается гора Меру. Вокруг нее, отделенные океанами, расположены четыре материка. Вокруг Меру обращаются солнце, луна, звезды. Над землей поднимаются шесть ярусов небес, и выше всех – «мир Брахмы» (брахмалока). Ниже земли – семь ярусов подземного мира (патала). Еще ниже – семь зон адов (нарака)  .

 

Буддизм 14-17

Буддизм

Основатель принц Гаутама Будда жил 6 веке до н.э. При помощи медитации(самосозерцания) достиг нирваны (состояние просветления)

Главные идеи:

-Отказ от цепи перерождений;

-Все люди равны;

-Проповедовал мир и ненасилие;

Исскуство и наука

Рефлексия

       Прародитель всех людей……………….(Брахма)

       Служители богов, индийские жрецы - …………..(брахманы)

       Группы индийского общества со схожим образом жизни, правами и обязанностями ………………..(варны)

       Низшая каста неприкасаемых …………….(парии)

       Правители и воины……………….(кшатрии)

 

Доп материал

Проанализируйте материал приложения, заполните таблицу

Брахманы были высшей варной. Считалось, что они достигли той ступени совершенства, когда могут выступать посредниками между людьми и богами. У брахманов было четыре главных обязанности: быть брахманами по рождению; вести образ жизни, соответствующий их положению; славиться своей ученостью; проводить жертвоприношения.

К брахманам относились с большим уважением. Только они занимались толкованием «Вед» - священных текстов. Представители этой варны в жизни придерживались многочисленных правил. Они брились наголо. По улице они ходили в белых одеждах, опираясь на бамбуковую трость.

Все индийцы старались подарить брахману подарки. Однако он ничего не дарил взамен. Также брахманы не могли брать еду, которая приготовлена человеком из другой варны. Но он мог давать еду другим. К имуществу жреца не имел права прикасаться даже сам царь

Когда сыну брахмана исполнялось семь лет, его отдавали на обучение в дом другого брахмана. Мальчик должен был относиться к своему учителю с почтением, помогать ему по хозяйству, выполнять все приказания. Ведь только через полное послушание можно было чего-то достичь и научиться понимать людей.

Большое количество времени уделялось изучению священных текстов. Учителя использовали специальные техники запоминания, и ученик заучивал наизусть целые отрывки текста. Помимо этого брахманы знали грамматику, астрономию и многое другое. Именно они были носителями знаний в Древней Индии.

Когда брахман старел, он передавал управление домом своему старшему сыну, а сам становился отшельником, то есть человеком, который отказался от общения с другими людьми и живет уединенно.

Варны

Рабочий лист № 2.

Проанализируйте материал приложения, заполните таблицу

Кшатрии. Название переводится как «наделенные могуществом». Представители этой варны были воинами, из их числа выбирали правителей.

Своего высокого положения воины добились во времена непрекращающихся войн, когда племена ариев завоевывали индийские земли. Именно от их умения и силы зависел исход битв. Долгое время кшатрии соперничали с брахманами за право стать высшей варной, но у них ничего не вышло. Только представьте себе, девятилетний брахман считался старше девяностолетнего кшатрия. 

 

С раннего детства кшатриев обучали военному искусству. На протяжении всей жизни их главной обязанностью было при любых обстоятельствах защищать брахманов, детей, женщин, стариков и коров.

Качества, которыми должен был обладать человек из варны кшатриев:

·         честность;

·         умение соблюдать приличия;

·         выносливость;

·         развитый ум.

Все они должны присутствовать у хорошего правителя.

Варны

Рабочий лист № 3.

Проанализируйте материал приложения, заполните таблицу.

Ва́йшьи были земледельцами, скотоводами, ремесленниками или торговцами из деревень и городов. Они были среди тех ариев, которые захватили территории долины Ганга. Со временем, они обзавелись землей, начали больше внимания уделять хозяйству.

Вайшьи не имели таких дорогих одежд, как кшатрии и брахманы. Целыми днями они работали на своих участках, поэтому у них не было времени и возможности получить образование.

За право владеть землей, вайшьи платили налоги. Поэтому без них спокойная и обспеченная жизнь высших варн была бы невозможна.

Рабочий лист № 4. Проанализируйте материал приложения, заполните таблицу.

Самой низшей варной были шу́дры – наемные работники или слуги. Помните, они были созданы из вечно пыльных ног Брахмы. Жизнь шудры проходила так же в пыли. У слуг не было практически никаких прав. Хозяин мог их продать в любой момент. В «Ведах» шудры описываются как те, чье имущество может отобрать хозяин.

Люди из трех высших варн старались избегать общения с шудрами, считая их не способными на благородство. В случае совершения преступления или какой-либо провинности, их наказывали намного строже, чем земледельцев или воинов.

Шудры не имели права участвовать в различных священных ритуалах. Обряд жертвоприношения они могли проводить только дома.

 

 

 

 

 

 


 

Общество и Культура Древней Индии»

Общество и Культура Древней Индии»

Земледельцы, ремесленники, торговцы

Земледельцы, ремесленники, торговцы

Буддизм 14-17 Буддизм Основатель принц

Буддизм 14-17 Буддизм Основатель принц

Доп материал Проанализируйте материал приложения, заполните таблицу

Доп материал Проанализируйте материал приложения, заполните таблицу

Все они должны присутствовать у хорошего правителя

Все они должны присутствовать у хорошего правителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2023