https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-teme-vzaimootnosheniya-rossii-i-ukraini-v-i-veke-3302599.html
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Чапаево» Корсаковского городского округа
Научно-исследовательская работа на тему:
«Справедливо и правомерно ли присоединение Крыма и Севастополя к Российской Федерации?»
Автор:
Будков Владимир Витальевич
ученик 11 класса МБОУ «СОШ с.Чапаево».
Научный руководитель:
Сайгашкина Татьяна Дмитриевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ с.Чапаево».
Чапаево
2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…..3
Основная часть…………………………………………………………………….4
1. Справедливо ли присоединение Крыма к РФ?...........................................4
2. Правомерно ли присоединение Крыма к РФ?............................................7
3. Справедливо и правомерно ли присоединение
Севастополя к РФ?........................................................................................8
Заключение………………………………………………………………………..9
Литература……………………………………………………………………….10
Приложение…………………………………………………………………..….11
Введение
Актуальность темы работы заключается в том, что хотя Крым и Севастополь уже третий год входят в состав Российской Федерации, споры вокруг их принадлежности не прекращаются. Украинская сторона считает, что Крым и Севастополь принадлежат ей. Российская сторона – что народ Крыма и Севастополя сделал добровольно свой исторический выбор весной 2014 г. на референдуме. Крым и Севастополь играют очень важную роль для России. Эти места очень тесно связаны с историей России, в том числе – и со страницами боевой славы. Здесь же в советское время была «всесоюзная здравница». Эти соображения определили мой выбор темы НИР.
Цель работы: исследование вопросов, связанных с присоединением Крыма и Севастополя к России.
Источники. Это документы, нормативно-правовые акты, в которых говорится о судьбе Крыма и Севастополя. Важнейшим из них является речь президента РФ В. В. Путина 18 марта 2014 г[1]. Также чрезвычайно важен российско-крымский договор 18 марта 2014 г.[2] Важными источниками также являются документы Верховной Рады Украины, Крымско-татарского меджлиса, ООН по крымской проблеме. Но поскольку темой работы является историческая справедливость и правомерность присоединения Крыма и Севастополя к России, то будут привлекаться и исторические документы СССР и Российской империи.
Эта тема уже три года активно обсуждается в российских, крымских, украинских и западных СМИ. Книг о перспективах развития Крыма в составе РФ пока немного. Поэтому мне было интересно изучить вопросы, связанные с присоединением Крыма и Севастополя к РФ.
Основная часть
Глава 1.
Справедливо ли присоединение Крыма к РФ?
Прежде всего, Крым связан с Россией общностью исторических судеб. С 1250 г. Крым входил в состав Улуса Джучи Монгольской державы, который стал Золотой Ордой. В состав Золотой Орды входили и земли Владимиро-Суздальского, впоследствии – Московского Великого княжества. Отметим, что будущая территория Украины в то время входила в то время в состав других государств – улуса Ногая и Великого княжества Русского и Литовского. С конца XVII в. на повестку внешней политики России встал вопрос о присоединении Крыма к России (походы князя Василий Голицына). Впервые Крым был захвачен Россией в мае 1736 г. Русская армия под командованием Бурхарда Христофора Миниха захватила Крым, однако недостаток продовольствия и вспышки эпидемий заставили русских солдат отступить. В июле 1737 г. Крым был снова захвачен русской армией под командованием генерал-фельдмаршала Петра Ласси, но снова русские войска были вынуждены отступить из-за нехватки продовольствия. В 1771 г. армия генерал-аншефа В. М. Долгорукова захватила Крым, хан Селим бежал в Турцию. На трон был возведен ставленник России Сахиб II Герай, который подписал с Россией вассальный договор. Но Турция еще не отказалась от претензий на Крым. Это произошло по условиям Кучук-Кайнарджийского договора 1774 г. Турция официально отказалась от претензий на Крым, к России отошли крепости Керчь и Еникале, Керченский залив стал российским. Но Крымское ханство было объявлено независимым. К хану перешли бывшие османские владения на полуострове – Южный берег Крыма и Юго-Восточный Крым. Однако Крымская проблема была не решена. В ханстве возникли протурецкая и прорусская партии, которые враждовали между собой. Екатерина II считала, что необходимо присоединение Крыма к России, Турция собиралась восстановить свою власть над ханством. Последним крымским ханом стал в 1777 г. Шахин Герай. Он получил образование в Европе, пытался провести в Крыму вестернизаторские реформы наподобие реформ Петра I, уравнять в правах мусульман и немусульман и вскоре оказался в политической изоляции. В 1778 г. командующим войсками Крыма и Кубани был назначен выдающийся полководец А. В. Суворов. Он начал с того, что вынудил турецкий флот покинуть территориальные воды Крыма. Затем он привел в российское подданство все христианское население Крыма – армян, греков, волохов, грузин. Они были переселены на побережье Азовского моря и в устье Дона. хотя Суворов выплатил хану, его братьям, беям и мурзам 100 000 рублей за утрату подданных, они все равно были в бешенстве.
10 марта 1779 г. Россия и Турция подписали конвенцию, по которой Россия должна была вывести войска с Крымского полуострова. Обе страны обязались не вмешиваться во внутренние дела ханства. Летом 1779 г. российские войска ушли из Крыма, остался только гарнизон в Еникале. Но осенью 1781 г. в Крыму произошло восстание, Шахин Герай был свергнут с трона Екатерина II поручила князю Потемкину вернуть хана на престол, даже если произойдет конфликт с Турцией. Это было сделано осенью 1781 г. 14 декабря 1782 г. Екатерина направила Потемкину рескрипт о присоединении полуострова весной 1783 г. Императрица подписала 8 апреля 1783 г Манифест о присоединении к России Крыма, Тамани и Кубани. Но Потемкин еще не успел доехать до Крыма, как Шахин Герай отрекся от престола из-за открытой ненависти подданных, политического и экономического банкротства Крымского ханства. В июне 1783 г. вся крымская знать дала присягу России. Население Крыма насчитывало в 1783 г. всего 60 тысяч человек. Чтобы судить о масштабах колонизации Крыма гражданами Российской империи нужно назвать лишь одну цифру – население одного лишь Севастополя сейчас в 5 раз превышает все население ханства!
Во время Гражданской войны в Крыму сменилось несколько правительств. Это были красные, белые и автономистские правительства. Украинские войска полковника Болбочана находились в Симферополе и Евпатории за все годы Гражданской войны всего 5 дней – с 22 по 27 апреля 1918 г.
Крым вошел в состав СССР на правах Крымской Автономной Советской Социалистической Республики. В мае-июне 1944 г.с полуострова были выселены 183 000 крымских татар, но также греки, армяне, болгары. В 1967 г. репрессированные крымские татары были реабилитированы[3]. Население Крыма после оккупации и высылки крымских татар сократилось в 3 раза. Из-за этого в 1946 г. ВС РСФСР преобразовал Крымскую АССР в Крымскую область. Весной 1954 г. Крым был передан Указом Президиума ВС СССР в состав Украинской ССР. Этот шаг объяснялся официально «территориальной близостью, общностью экономики и тесными хозяйственными и культурными связями» Крыма с Советской Украиной. Хотя всеми признано, что это было волюнтаристское решение Н. С. Хрущева, мотивы этого решения остаются для историков загадкой. Крым вошел в состав УССР, но доля русских в Крыму составляла вплоть до распада СССР 71-67 % населения, украинский язык как язык межнационального общения практически не использовался. Референдум 16 марта 2014 г. принял решение о новом статусе Крыма.
Если рассуждать с точки зрения исторической справедливости – Крым никогда до 1954 г. не входил в состав Украинского государства, все время принадлежал России. Большинство населения Крыма – русские и русскоязычные, украинский язык и культура там были мало распространены даже в период вхождения Крыма в Украину, в 1992-2014 гг. Поэтому я считаю, что возвращение Крыма в состав РФ как русскоязычного региона является исторической справедливостью.
Глава 2.
Правомерно ли присоединение Крыма к РФ?
В полномочия Президиума ВС СССР не входило изменение территории союзных республик. Этот вопрос находился в ведении Верховного Совета, который внес изменения в Конституцию СССР. Согласно статье 18 действовавшей на 1954 г. Конституции СССР и статьям 16, 19, 22 и 23 Конституции РСФСР 1937 года, территория РСФСР не могла быть изменена без её согласия, дать которое мог высший орган государственной власти — Верховный Совет республики. ПО утверждению Генпрокуратуры РФ, передача Крыма решением Президиума ВС СССР была незаконной, т. к. на тот момент не было соответствующих поправок в Конституции СССР, они были внесены лишь в июне 1954 г., а решение состоялось 26 апреля 1954 г. [4] На этой основе 21 мая 1992 г. Верховный Совет РФ денонсировал передачу Крыма УСССР как антиконституционный акт, принятый с нарушением процедуры. Но парламент РФ отметил, что затем этому акту была придана конституционная сила. Решение вопроса о судьбе Крыма нужно принимать с учетом российско-украинского договора 19 ноября 1990 г. о нерушимости границ и на основе волеизъявление населения Крыма. 31 мая 1997 г. был подписан в Киеве русско-украинский договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, в котором стороны подтвердили нерушимость границ. Действие договора было продлено в 2007 г. до 2019 г. Также есть договор 28 января 2003 г. между Россией и Украиной о признании границ. В 2008 г. В. В. Путин в интервью германскому телеканалу АРД о проблеме Севастополя не признал Крым «спорной территорией», Россия как он заявил, «признала существующие границы Украины».
Трудно сделать вывод о правомерности присоединения Крыма и Севастополя к РФ. На мой взгляд присоединение Крыма к России является правомерным .Но этот вопрос требует более детального изучения.
Глава 3.
Справедливо и правомерно ли присоединение Севастополя к РФ?
Строительство Севастополя как базы Черноморского флота началось в 1783 г. До этого на месте Севастополя находились античный и средневековый город Херсонес-Херсон Таврический, затем – татарская деревня Ахтиар. В 1804 г. Севастополь был объявлен главным военным портом Черного моря, в 1890- крепостью, торговый порт перенесен в Феодосию. В годы Крымской войны и Великой Отечественной войны город был разрушен. Его восстановлением после Великой Отечественной войны занимался весь советский народ. Поэтому в Севастополе было много предприятий и организацию союзного значения – НИИ Южных морей, Морской гидрофизический институт АН СССР, Севастопольский приборостроительный институт и др. В 1948 г. Севастополь был переведен Указом Президиума ВС РСФСР в категорию городов республиканского подчинения[5]. Однако в 1954 г. Севастополь был передан в состав УССР вместе со всем Крымом. 20 января 1991 г. в городе был проведен референдум, в ходе которого свыше 97 % населения высказались за статус Севастополя как города союзно-республиканского подчинения.
Можно сделать вывод, что передача Севастополя в состав РФ вполне справедлива, т. к. Севастополь – город моряков Черноморского флота и его главная база. Он был построен на средства Российской империи и СССР. Украинского населения в городе было мало, украинская культура не распространена, украинский язык накануне вхождения Севастополя в РФ родным считали всего 6 % жителей.
Что касается правомерности, то Севастополь с самого основания был главным портом Черноморской флотилии России. С 1787 г. Севастополь как морская крепость и порт был подчинен не властям Таврической обл., а непосредственно Петербургу. Это был отдельный военно-морской округ. Администрация назначалась из Петербурга. Генерал-губернатор Севастополя был одновременно и командующим Черноморским флотом. По мнению российских исследователей, акты 1948 г. наделили город статусом, равным статусу области. Но после присоединения Севастополя к РФ он признан городом федерального значения, а на Украине считается «временно оккупированным городом с особым статусом.
Севастополь имеет определенные правовые аргументы для вхождения в состав РФ. Большинство советских людей не знали, например, какими полномочиями обладает Президиум Верховного Совета, т. к. были изолированы от участия в управлении.
Заключение
Крым и Севастополь остаются основной проблемой во взаимоотношениях между Украиной и Россией. Правовые доводы вхождения Крыма в состав России требуют более детального изучения. Но, бесспорно, историческая справедливость на стороне именно российского решения вопроса. Единственной перспективной возможностью решить эту проблему может быть проведение нового референдума в Крыму и в Севастополе по вопросу о государственной принадлежности. Это должно быть свободное волеизъявление с участием иностранных наблюдателей и представителей ООН. Хотя нет сомнений, что крымчане не примут иного решения чем то, которое они уже приняли весной 2014, такой референдум сможет легитимизировать вхождение Крыма и Севастополя в состав России перед международным сообществом.
Литература
1Генпрокуратура РФ: передача Крыма Украине в 1954 году не соответствовала Конституции СССР. ТАСС (26 июня 2015).
2.Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, 18 марта 2014 г.
3.Обращение Президента России к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям регионов и представителям гражданского общества. 18 марта 2014 года.
4.Podyachev K. V. The City of Sevastopol as Part of Russia: Problems of Adaptation and Possibilities of Socio-Political Development (Based on Qualitative Research Materials) = Город Севастополь в составе России: проблемы адаптации и возможности социально-политического развития (по материалам качественного исследования) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. — 2016. — Т. 4, № 9. — С. 986—993.
6.Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» // Сборник законов РСФСР и Указов Президиума Верховного Совета РСФСР. 1946 - 1954 гг.. — М: Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1955. — С. 99. — 108 с.
7.Указ Президиума Верховного Совета СССР № 493 от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму»
Приложение
Дата |
Статус Севастополя |
Соглашения. События. Документы |
1783 год |
Главная база Черноморского флота |
Присоединение Российской империей Крымского Ханства |
1948 год |
Город республиканского значения |
П. 57 постановления Совета министров СССР № 403 от 25 октября 1948 года «О мероприятиях по ускорению восстановления Севастополя», Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года № 761/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» |
1954 год |
Город республиканского значения. Передан УССР |
Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» |
1990 год |
Город республиканского значения. |
Договор между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Украинской Советской Социалистической Республикой (прекратил действие с 01.04.1999 на основании Международного договора от 31.05.1997) |
2014 год |
Город федерального значения |
Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» |
Скачано с www.znanio.ru
[1] Обращение Президента России к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям регионов и представителям гражданского общества. 18 марта 2014 года.
[2] Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, 18 марта 2014 г.
[3] Указ Президиума Верховного Совета СССР № 493 от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму»
[4] Генпрокуратура РФ: передача Крыма Украине в 1954 году не соответствовала Конституции СССР. ТАСС (26 июня 2015).
[5] Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» // Сборник законов РСФСР и Указов Президиума Верховного Совета РСФСР. 1946 - 1954 гг.. — М: Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1955. — С. 99. — 108 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.