Урок обществознания на тему "Глобализация"
Оценка 4.8

Урок обществознания на тему "Глобализация"

Оценка 4.8
doc
29.01.2020
Урок обществознания на тему "Глобализация"
Урок обществознания в 8 классе на тему.doc

Урок обществознания в 8 классе на тему

«Глобализация. Глобальные проблемы современности»

Тема

Глобализация. Глобальные проблемы современности

Цель

Ознакомить учащихся с последствиями глобализации и ее факторами

Формирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по освоению новых знаний о противоречивых последствиях глобализации

Задачи

Объяснить сущность глобализации, глобальных проблем человечества

Показать противоречивый характер глобализации

Формировать  личностное отношение к процессам глобализации, глобальным проблемам человечества

Развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать и делать выводы,

Решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать их на примерах важнейшие теоретические положения.

Формируемые УУД

Личностные:

Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества

Ценностные ориентиры, основанные на идеях гуманизма, единства человечества

Регулятивные:

Умение самостоятельно осуществлять поиск информации

Способность анализировать реальные социальные ситуации

Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Познавательные:

Умение формулировать учебную задачу с помощью учителя,

Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

Умение объяснять явления и процессы с точки зрения науки

Коммуникативные:

Владение различными видами публичных выступлений (сообщений, дискуссий, диалога) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности

Учитывать позиции других участников деятельности

Ясно и точно излагать свою точку зрения

 

Тип урока: изучение нового материала.

 


Ход урока

1. Приветствие учителя:

 

2.      Мотивация

 

Слайд 1. У меня в руках часы и апельсин. Как вы думаете, что из этих предметов характеризует современный мир, может служить его моделью, почему?

 

Часы - это система, современное общество это суперсистема, части, сферы которой находятся в тесном взаимодействии друг с другом. От слаженной работы их зависит успешность и стабильность развития общества в целом.

 

Слайд 2. Французский мыслитель первой половины XX века Тейяр де Шарден сказал так:

 

“На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь кроме хлеба… каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий кино и международных известий. Теперь уже не просто поле…, а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас…”.

 

 Как вы понимаете слова Шардена?

 

 

Слайд 3. В современном мире происходит значительное усиление  связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними.  Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли. Давайте попробуем привести примеры из своего жизненного опыта, демонстрирующие многообразие связей современного мира.

 

- общение с друзьями, находящимися на большом расстоянии, через мобильную связь, Интернет;

- создание магазинов единой торговли, таких как Metro, Ikea и других в разных странах;

- доставка товаров, заказанных по каталогам, в том числе электронным;

- возможность оплаты за оказанные услуги или приобретенные товары, перевод денежных средств посредством пластиковых электронных карт

- прямая трансляция культурно-массовых мероприятий из различных точек Земли;

- возможность обмены валюты одного национального государства на территории других стран.

 

Итак, мы видим, что современный мир при всем своем многообразии един и его части тесно взаимосвязаны.  

 

О каком процессе говорят приведенные вами примеры?  (глобализация) запись темы в тетради.  Слайд 4.

Постановка целей и задач урока:

О чем мы будем говорить на уроке?

 - что такое глобализация?

- причины глобализации?

- последствия глобализации?

 

Давайте подумаем, что подразумевается под термином «глобализация». (запись вариантов на доске) При наличии затруднений обращаемся к словарю учебника.  Слайд 5

 

Почему же мир становится единым?  Что этому способствует?

 

 - Переход от индустриального общества к информационно­му, к высоким технологиям

- Использование новых ком­муникационных техноло­гий: Интернета, спутниково­го телевидения

- Переход от национальной экономики к мировой

Выключить проектор!

 

Работа в группах. Привести конкретные примеры проявления глобализации: (три-четыре минуты на обсуждение)

1  группе: в области экономики;

2  группе: в области политики;

3  группе: в социальной сфере;

4  группе: в духовной сфере;

 

Оцените свою работу в группах. (в листе самооценки)

 

Вопрос: Подумайте, ребята, глобализация - это положительное или отрицательное явление современной действительности?

 

Встаньте, пожалуйста, те, кто считает глобализацию положительным явлением. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения:

Возможные варианты позитивные

Стимулирование развития экономики: создание производств в странах, в которых они обойдутся дешевле, возможность приобщиться к новейшим достижениям прогресса стран с более низким уровнем развития; значительное расширение экспорта и импорта и др.

Международное разделение труда, которое приводит к снижению затрат на производство, к повышению качества продукции.

Создание благоприятной политической обстановки в мире, совместные действия по разрешению конфликтов, стремление вести диалог при возникновении политических проблем.

Создание мирового социокультурного пространства, расширение связей, взаимодействий людей, приобщение к культуре мира.

 

Кто считает глобализацию отрицательным явлением? Аргументы

Возможные варианты негативные

Навязывание определённого образа жизни, стереотипа поведения, который часто идёт в противоречие с национальными традициями.

Насаждение  стандарта производства,  процесс унификации, потеря отечественной промышленностью   своих национальных черт.

Постепенная утрата индивидуальных черт национальной культуры, унификация культуры.

Соперничество стран во всех сферах, особенно в политике и экономике, приводит к столкновениям, доходящим до локальных вооруженных конфликтов.

Появление глобальных проблем, одна из причин которых — целостность современного мира.

Один из самых серьезных аргументов противников глобализации – появление глобальных проблем человечества. Включить проектор – слайд 7

 

Работа в парах с текстом

Какие критерии выделения глобальных проблем предложил автор. Назовите и запишите в тетради три критерия.

 

Слайд 8 Критерии выделения глобальных проблем:

 

- Данные проблемы постоянно волнуют человечество во всех концах планеты («глобуса»)

- Безотлагательность решения

- Зависимость от их решения судьбы человечества

Оценка выполнения задания в листе самооценки

 

 

- Какие глобальные проблемы вы можете назвать? «Мозговой штурм»

 

1. Проблема войны и мира актуальна с изобретением ядерного оружия. 5% имеющегося на земле ядерного оружия достаточно, что бы уничтожить весь мир.

 

2. Терроризм (примеры).

 

3. Север – Юг (факты приводит учитель).

 

4. Распространение СПИДа и наркомании.

 

5. Исчерпаемость природных ресурсов. Масштабы деятельности человека ставит вопрос об обеспеченности ресурсами. В ближайшие 25 лет мировая экономика будет жить под постоянной угрозой нехватки энергоресурсов.

 

6. Демографическая проблема - население растет в геометрической прогрессии, Земля не способна прокормить эту массу.

 

7. Экологическая проблема.

 

Работа в парах.  

Проранжируйте глобальные проблемы человечества. На первое место поставьте самую значимую, на ваш взгляд, проблему; на последнее – самую менее значимую.

 

Объясните свой выбор.

 

 

Индивидуальная работа. Проверка задания и обобщение учителя.

 

- О каких глобальных проблемах говорится в нижеприведенных текстах?

 

1. К настоящему времени в арсеналах ядерных держав накоплено 50 тыс. ядерных боеприпасов мощностью 13 тыс. мегатонн. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, при глобальном ядерном конфликте погибнет 2 млрд. человек. 20-25% оставшихся в живых скончаются от эпидемий, радиации, массовых генетических болезней. Остаткам человечества выжить, по всей видимости, не удастся. (Проблема войны и мира)

2. Воздействие человечества на биосферу постоянно растет. Ежегодно из недр планеты извлекается более 100 млрд. тонн различных веществ, из которых 98,5% превращаются в отходы. В атмосферу выбрасывается ежегодно 20 млрд. тонн окиси углерода, двуокиси серы, 250 млн. тонн пыли и др. В воды Мирового океана ежегодно сбрасывается 6-10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов, 17,4 млн. тонн твердых веществ. Картину усугубляют кислотные дожди, вызванные высоким содержанием окисей серы и азота в атмосфере.   (Экологический кризис)

3. На рубеже «до нашей эры – нашей эры» население Земли составляло 234 млн. человек. К 1800 г. – 1 млрд. человек, к 1990 г. – 5,5 млрд. человек, к 2013 г. – 7 млрд. человек.

Ежеминутно рождается около 200 человек, а умирает 100-120 человек. Предельно возможное количество людей для Земли – 14 млрд. человек. (Демографический кризис)

 

4. Доля населения развивающихся стран в общей численности населения планеты: 1950 г. – 2/3; 1975 г. – ¾; 2000 г. - 4/5; середина XXI в. – 9/10 (прогноз).

¾ населения развивающихся стран живут, не имея санитарных условий. 1,5 млрд. человек лишены элементарной медицинской помощи. 250 млн. человек живут в трущобах. Около 2 млрд. жителей нашей планеты не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой, и в основном это жители развивающихся стран. (Разрыв в развитии развитых и развивающихся стран)

 

5. Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. С 1968 по 1980 г. ими было совершено около 6 700 террористических актов, в результате которых погибло 3 668 и ранено 7 474 человека.  Согласно исследованиям ряда российских ученых и данным зарубежных исследовательских центров, совокупный бюджет в сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долларов. (Мировой терроризм)

 

Стрессовый тренинг:

 

Возьмите небольшие листочки, запишите на них то, что для вас особенно ценно, чем вы очень дорожите и боитесь потерять. Затем сомните эти листочки… Теперь разгладьте.

 

Какие чувств вы испытали, хотелось ли вам мять листочки, почему?

 

Сейчас вам грозила потеря всего самого дорогого и значимого не в реальной действительности, но если человечество не найдет пути решения глобальных проблем, мы  может потерять семью, здоровье, свободу, жизнь.

 

Философ Френсис Бэкон сказал: «Лучший способ избавиться от проблемы – решить её». Какие пути решения можете предложить вы?

 

Работа в группах: пути решения глобальных проблем.

 

 6.  Итак, на какие вопросы мы сегодня искали ответы? Нашли мы ответы на все поставленные вопросы? 

Что было самым интересным? Что было самым трудным на уроке? За что вы себя можете похвалить?

 

Варианты домашнего задания: 

 

1.                  Параграф 3 (стр. 23 – 27), задание «Проверь себя» или вопросы «В классе и дома».

 

2.                  Задание (повышенной сложности): составить проект – решение глобальной проблемы (по выбору).

 

План работы над проектом:

1.                  Дать четкое определение проблемы.

2.                  Почему вы выбрали эту тему, чем она важна, для общества и для вас лично?

3.                  Какие шаги по решению данной проблемы уже делаются сегодня?

4.                  Какие (методы) способы исследования вы предлагаете?

5.                  Спрогнозируйте возможное ваше личное участие в решении избранной проблемы.

 

Б) И в заключение – внимание на экран! Давайте посмотрим и послушаем!

 

Слайд 19 – видеоролик «Прости, земля!».

 

Учитель: На этой оптимистической ноте урок закончен! Спасибо, ребята, за работу!


Скачано с www.znanio.ru

Урок обществознания в 8 классе на тему «Глобализация

Урок обществознания в 8 классе на тему «Глобализация

Ход урока 1. Приветствие учителя: 2

Ход урока 1. Приветствие учителя: 2

Давайте подумаем, что подразумевается под термином «глобализация»

Давайте подумаем, что подразумевается под термином «глобализация»

Работа в парах с текстом Какие критерии выделения глобальных проблем предложил автор

Работа в парах с текстом Какие критерии выделения глобальных проблем предложил автор

В воды Мирового океана ежегодно сбрасывается 6-10 млн

В воды Мирового океана ежегодно сбрасывается 6-10 млн

Задание (повышенной сложности): составить проект – решение глобальной проблемы (по выбору)

Задание (повышенной сложности): составить проект – решение глобальной проблемы (по выбору)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020