Урок обществознания "Свобода в деятельности человека" 11 класс
Оценка 4.8

Урок обществознания "Свобода в деятельности человека" 11 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
11 кл
25.10.2020
Урок обществознания "Свобода в деятельности человека" 11 класс
На уроке раскрывается категория свободы. Ведущая технология урока-работа в группах.
урок Свобода в деятельности человека.docx

Урок  обществознания,  11 класс

Учитель: Карбушева Л. В. учитель истории, обществознания

МОУ Жиндойская СОШ

Класс: 11

Тема: «Свобода в деятельности человека»

Цели урока

  •  Сформировать у учащихся  представления о свободе личности в различных ее проявлениях и признаках свободного общества  как  важнейших  ценностей  современной цивилизации
  • Развивать  понятийное мышление, критическое мышления,  умение работать с текстовой информацией,   систематизировать ее, умения  сравнивать, анализировать делать выводы, писать эссе. Развивать умение работать в группе.
  • Формировать мировоззрение,  главной ценностью которого является глубоко личный смысл понятий свободы,  ответственности,  уважения прав и свобод других, свободного общества.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ведущие методы: групповая работа.

Ход урока:

1.     Организационный момент

Учитель строго начинает урок: все встали, подравнялись, садитесь. Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники положили на правую сторону, ручку – на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно смотреть только на меня и т. п.

- Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила?

Издавна человек пытался приобрести свободу (?)

- Докажите или опровергните фактами из истории.

Свобода во все времена воспринималась как святыня.

Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета, подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций. Попробуем разобраться в разнообразии этих трактовок.  Как же категория «свободы» нашла отражение в философских исканиях человечества?

Имя философа

Отношение к свободе

Сократ

«Человеческая свобода состоит в том, чтобы поступать наилучшим образом»

Аристотель

Обосновал понимание свободы как свободы воли, свободы отдельного человека

М.Лютер, Ж. Кальвин

Учение о предопределении свободы нет, т.к. все предопределено Богом.

Вольтер

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»

Ш. Монтескье

«Свобода есть право делать все, что дозволено законами» (эта формула определяет отношение между человеком и государством)

Б. Спиноза, Гегель, Энгельс

«Свобода есть осознанная необходимость»

 

Учащиеся работают с данной таблицей и делают выводы.

 

Учитель.  А сейчас мы рассмотрим видение «свободы» человеком искусства на примере картины Делакруа «Свобода, ведущая на баррикады».

- Какой, на ваш взгляд, видит «свободу» автор картины?

- Свобода – сложный феномен. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки. Игра «Ассоциации». Каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове «свобода» .

Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Проблемные задания для групп (работа с учебником, параграф 12) (приложение 2).

(15 минут на подготовку заданий).

По ходу выступления групп может быть составлен опорный конспект (см. приложение 1).

Почему невозможна абсолютная свобода? (1 группа)

Был ли человек когда- либо абсолютно свободен?

Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?

Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.

Как вы поняли притчу о Буридановом осле.

Сформулируйте принцип ограничения свободы человека: «Моя свобода заканчивается там, …»

Согласны ли вы с данным принципом?

Свобода как познанная необходимость (2 группа).

Как трактовали категорию свободы мыслители.

Как вы понимаете смысл их высказываний?

Что в них больше, свободы или необходимости?

Природа необходимости:
а) сторонники абсолютного предопределения
б) религиозные деятели другого направления
в) философы, отрицающие фатализм.

Свобода и ответственность (3 группа).

Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?

Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?

Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.

Что такое «ответственность»?

«Ответственность – мера принуждения внешнего воздействия» или «Ответственность – сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали».
Свободное общество (4 группа).

Попробуйте продолжить фразу: «Я свободен, так как …»

Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?

Почему они говорят, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть формула «Свобода для»?

Роль государства в поддержании прав и свобод личности.

А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

 

        Группы оценивают свою работу на уроке:                                   

Приложение 1. Лист  оценки работы группы

№ задания

Оценка работы  группы

Активные учащиеся

 

Работа руководителя

Оценка итоговая

 

 

 

 

 

Проверка усвоения материала. Тест.

 

Свобода в деятельности человека.

1. Важнейшая ценность современной цивилизации

  1. недвижимость
  2. природные ресурсы
  3. свобода личности

2. Стремление к свободе проявлялось в

  1. Древнем мире
  2. В средние века
  3. во все периоды развития человечества

3. Возможна ли абсолютная свобода

  1. нет
  2. да
  3. при определенных условиях

4. Права и свободы личности закреплены в

  1. Всеобщей декларации прав человека
  2. Конвенции ООН
  3. Конституции РФ

5. Выражение «буриданов осел» означает

  1. право выбора
  2. трудное положение при принятии решения
  3. выход из сложного положения

6. Автор высказывания «Свобода есть осознанная необходимость»

  1. Буридан
  2. Гегель
  3. Энгельс

7. Фатализм – это позиция, в соответствии с которой

  1. Свобода есть осознанная необходимость
  2. Каждый человеческий поступок представляет собой неотвратимую реализацию изначального предопределения
  3. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими людьми

8. Свобода

  1. Невмешательство государства в жизнь граждан
  2. Состояние человека, когда он волен делать все, что ему хочется
  3. Состояние человека, способного действовать на основе выбора

9. Сопоставить мнение и их авторов

  1. Абсолютное предопределение                                                       а) Мартин Лютер
  2. Свобода заключается в познании законов природы …               б) Тит Флавий
  3. Главное не во внешних обстоятельствах, а в том, как                 в) Энгельс

      они преломляются в сознании

Взаимопроверка. Оценивание.

Учитель благодарит за работу, выделяет наиболее активных учащихся.

Свободу можно добыть, труднее - научиться жить свободным человеком. Жить так, чтобы все делать по своей воле - но при этом, не угнетая других, не ограничивая свободу других. Осознание этого самим человеком необходимо.

 

Домашнее задание: § 12, задания после §, эссе по заданию 2.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок обществознания, 11 класс

Урок обществознания, 11 класс

Как же категория «свободы» нашла отражение в философских исканиях человечества?

Как же категория «свободы» нашла отражение в философских исканиях человечества?

Сформулируйте принцип ограничения свободы человека: «Моя свобода заканчивается там, …»

Сформулируйте принцип ограничения свободы человека: «Моя свобода заканчивается там, …»

Группы оценивают свою работу на уроке:

Группы оценивают свою работу на уроке:

Главное не во внешних обстоятельствах, а в том, как в)

Главное не во внешних обстоятельствах, а в том, как в)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2020